{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как начинающему дизайнеру выстроить систему развития, чтобы быть востребованным на рынке

Привет! Меня зовут Вероника Жалкая, я дизайн-директор IT-компании Artsofte. Я строила карьеру 15 лет и теперь знаю, что могла сделать это за 10, если бы в начале не тратила время впустую. Хочу рассказать, какой подход к развитию навыков поможет дизайнеру быстрее добиваться целей и всегда быть востребованным.

Профессия дизайнера: 2006 vs 2021. Что изменилось?

За последние годы мир сильно ускорился. 15 лет назад, когда я начинала свою карьеру, все было гораздо проще: профессия была молодая, требований не было, просто «делай красиво». В головах молодых дизайнеров еще не было таких понятий как юзабилити и ui, максимум из чего они могли выбирать – это печатка и веб. Дизайнеры были мастерами на все руки, потому что от них требовали все: от визиток до проектирования сложных интерфейсов.

Рынок сильно изменился и расширился. Появилось понимание, кто такие дизайнеры, за что они должны отвечать, как их оценивать, что требовать. Сформировались отдельные направления — иллюстраторы, ux, моушн-дизайнеры и многие другие.

Дизайнерам стало легче, потому что появилась специализация и четкие требования, но вместе с тем и сложнее, потому что эти требования с каждым годом растут. Теперь недостаточно рисовать крутые лендинги, нужно уметь проектировать, исследовать, анализировать, визуализировать данные, анимировать, создавать презентации, концепции. И это лишь часть компетенций, которые требуются на рынке и, желательно, в одном человеке.

И что делать дизайнеру?

Если дизайнер хочет оставаться востребованным — ему придется расти вместе с рынком, подстраиваться под меняющиеся условия и постоянно наращивать свои скиллы. Это касается не только дизайнеров: ты либо растешь, либо деградируешь. Ведь когда ты стоишь на месте — мир движется вперед, и ты отстаешь.

Неправильный подход к развитию навыков грозит годами впустую потраченного времени. Поэтому ниже я расскажу, как выстроить систему обучения, достигать целей и не повторять моих ошибок.

Как делать не надо: мой путь и ошибки

Разберем три ошибки начинающего дизайнера, которые я совершила. Не стоит их повторять.

Ошибка 1. Надеяться, что в университете всему научат

Я получила профильное образование дизайнера. На третьем курсе я начала работать и за 3 месяца узнала больше, чем за годы обучения. Я верила, что институт сделает из меня хорошего дизайнера. Но нет, это не так. Ни один институт не выпускает дизайнеров, готовых к работе. Всем нужна практика.

Ошибка 2. Ждать, что тебя сразу позовут в крупную компанию и на серьезный проект

Когда я впервые опубликовала резюме — я села ждать звонков. С восторгом и предвкушением интереснейшей работы. Но вместо вагона предложений я получила два вагона… разочарования.

Я поняла, насколько дешево я стою на рынке. Дизайнер без опыта может претендовать на должности стажера и джуниора с соответствующими зарплатами. Очень везет тем, кто сразу попадает в крупные компании, в которых построен процесс обучения и роста дизайнеров, и намного меньше тем, кто приходит работать в малый бизнес и набивает все шишки сам.

Все дизайнеры мечтают сразу «разогнаться с 0 до 100» — за пару месяцев, полгода или год. Но так, к сожалению, не бывает. На освоение навыка уходит минимум 2 месяца, а учитывая объем требований, на рост от джуниора до синьора может уйти 2-3 года. И это при правильном построении своего роста.

Ошибка 3. Учиться всему и сразу, без фокуса

Я не имела представления о том, как именно расти, хотелось освоить все и сразу. Мало у кого получается усидеть на двух стульях. Переключаясь с одного на другое тратишь в два раза больше времени, чтобы добиться хоть какого-то результата. Поэтому важно расставить приоритеты и сфокусироваться.

А как надо: строим систему развития

Поговорим о том, что нужно сделать, чтобы избежать моих ошибок, ускорить процесс обучения и выстроить систему собственного развития.

Для этого нужно применить систему обычного проектного подхода. Первый инструмент проектного управления – контроль выполнения плана и его своевременная корректировка. Вот этот план и нужно создать в первую очередь.

Ищем ментора

Ментор помогает посмотреть на себя со стороны и определиться с целями, а в процессе обучения помогает оценить прогресс. Можно обойтись и без ментора, но без него сложнее понять, освоили ли вы навык, достаточно ли быстро вы движетесь и, главное, в том ли направлении.

Ментором может стать дизайнер или арт-директор, с которыми вы работаете, а может и внешний человек — бывший коллега или эксперт, который занимается обучением и готов помочь. Если вы ищете кого-то для освоения смежного навыка, например, для написания статьи, то тут подойдет редактор. Очень важно, чтобы ментор мог передавать знания, не все люди это умеют.

Ставим цель

Важно, чтобы цель была максимально конкретна, никаких абстракций вроде «Я бы хотел стать крутым дизайнером» или «Я бы хотел рисовать офигенные иллюстрации». Это мечты, а цель должна быть более осязаемой: «Я хочу научиться создавать векторные иллюстрации», «Хочу развить навык описания портрета пользователя», «Хочу научиться создавать прототипы, приближенные к реальному продукту». Такие цели конкретны, с ними можно работать и выстраивать план.

Составляем план

Когда цель поставлена можно строить план, по которому вы будете к этой цели идти. План помогает понять, сколько времени займет обучение и практика.

А ещё план держит вас в тонусе — с ним вы точно будете знать, какие навыки через месяц должны освоить, какой курс пройти и в чем начнете практиковаться. Когда привычный азарт пройдет, будут тяжелые дни и станет лень учиться — вы будете понимать, что вы не просто пропустите один вебинар. Вы отстанете от плана, а значит достижение цели отдалится еще сильнее. Это мотивирует.

Определяем реперные точки и отслеживаем прогресс

В каждой точке должны быть подведены итоги предыдущего этапа и сверка результата. Если минимальный результат не получен к этой точке, то двигаться дальше по плану невозможно. Например, вы хотите научиться создавать векторные иллюстрации, одной из реперных точек будет освоение работы векторного редактора. Вы не сможете двигаться дальше по плану и перейти к практической работе над иллюстрацией в редакторе, не получив минимальных навыков работы с вектором. Или если вы хотите научиться создавать дизайн-системы, но не изучили теорию и не понимаете структуры таких систем.

Каждая последующая итерация будет приближать вас к цели, давать знания и необходимую практику для закрепления результата. Не стоит забывать, что теория без практики не работает — практикующий дизайнер не может быть теоретиком.

Шаг за шагом вы будете приближаться к цели и, самое главное, – это будет вам подконтрольно и предсказуемо.

Корректируем план в процессе обучения

Вы идете по плану и спустя неделю изучения теории понимаете, что ошиблись — это немного не то, чего вы ожидали. Или осознаете, что это обучение дается вам сложнее и на каждый этап вам нужно больше времени. Может случиться и так, что вам нужно добавить параллельно изучение смежного навыка, и это дает дополнительную нагрузку.

В этот момент стоит задуматься, правильно ли построен план и приведет ли он к вашей цели, обсудить это с ментором. И скорректировать план — расширить временные рамки на каждый этап или изменить содержание.

План не должен вас угнетать, он должен помочь вам быстрее и эффективнее двигаться к цели.

Помним, что дизайн — это практика

Идеальный вариант — практиковаться на рабочих задачах и реальных клиентах.

Если это невозможно — пусть ментор будет вашим клиентом и заказчиком. Он поможет подобрать тему и поставить задачу так, что она будет приближена к реальности. Некоторые придумывают себе задачи сами — это хуже, потому что сами себе мы придумываем легкие кейсы из тех областей, которые нам нравятся и в которых у нас уже есть идеи — только задание со стороны можем вывести из зоны комфорта.

Не садитесь на шею ментору. Это не поможет

Вы не сможете ничему научиться, если будете на каждом шагу спрашивать совета ментора и действовать четко по его инструкциям. Он будет решать задачи, опираясь на собственный опыт, а вы просто будете карандашом в его руках. Его опыт к вам не перейдет.

Суть практики – пробовать решить задачу самостоятельно, задавая вопросы только в том случае, когда вы зашли в тупик, и уже испробовали все способы, чтобы выйти из него самостоятельно.

Если вы придете к ментору с четкими вопросами и списком идей, которые вы уже испробовали, то получите максимум пользы от его советов. Ведь вы уже пройдете путь поиска решения, сделаете самостоятельные выводы, и это будет ваш собственный опыт. Выстраданный. И он уже никуда не денется.

Например, вы тренируете навык создания презентаций. Для этого вы выбрали проект и начинаете работу. Если вы будете по каждому пункту приходить к ментору с вопросом «А как тут сделать?» или «С чего начать?» — вы потратите кучу времени, но навыком так и не овладеете. Вам нужно изучить проект и прописать структуру презентации самостоятельно, как сможете, и обсуждать ее по пунктам с ментором, чтобы получить обратную связь и учесть ошибки.

Итог: осознанный рост и постоянное развитие

Когда вы научитесь применять такой подход для развития одного навыка, вы сможете брать в свой фокус сразу 2-3 навыка и строить параллельные планы. Это позволит вам быстро и прогнозируемо расти, идти в ногу с рынком и, при необходимости, вовремя корректировать направление. Такая осознанность сэкономит вам время и поможет, когда вы освоите базовые навыки и начнете выстраивать карьерный план. Но это уже другая история.

В следующей статье я подробнее расскажу, какие навыки нужны продуктовому дизайнеру. Буду рада, если вы подпишетесь на наш блог — это будет моей мотивацией писать дальше.

Желаю вам успехов в развитии и достижения поставленных целей 🤘

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Sivukhin

Отличная статья, полезно для новичков. И иллюстрации клёвые.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Жалкая

Вы правы, да. Статья про развитие навыков. И в моем случае былы выбраны навыки, способствующие карьерному росту в сторону менеджмента. Развитие может быть разным и навыки, выбираемые для прокачки тоже будут разные

Ответить
Развернуть ветку
Артём Ковальчук

Статья прекрасная и прям очень вовремя.
Есть пациент - моя девушка. Которая ушла из HR в дизайн, год назад пошла на курс гикбрейнс по веб-дизайну, что имеем сейчас? нет работы, куда-то пролезть оч сложно, конкуренция высокая, понимания (куда двигаешься и правильно ли двигаешься - нет)
Банально понять хорошо ли портфолио - сложно.
Единственное белое пятно в статье, как мне кжается, это момент про ментора. Да, все понимают, что его надо бы найти, но вот вопрос, кто захочет тащить новичка с кучей вопросов, которые с точки зрения ментора - банальны?
За деньги? вполне резонно, но без работы о каких деньгах тут речь? И да, можно и без ментора, но как Вы написали - не увидишь освоил ли ты навык.
Вот отсюда и вопрос - все в статье прекрасно, но на примере моей девушки - применить на практике весьма проблемно, ведь все упирается в самообучение и самоосознание того, что ты делаешь. Но при этом ты должен еще и понять, годишься ли ты для рынка.
Извиняюсь, если перегрузил текст, но надеюсь ссмысл ясен.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Матюшина

надо найти опытного дизайнера, который планирует попрактиковаться "на кошках", т.е. планирует начать менторство, но еще не делал этого. А это значит, что нужно делать запросы. Конечно, совсем без бабла - это очень сложно, может подумать надо другими профитами. Например, делать реально рабочие макеты бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Ковальчук

Да, на пути к пониманию "а где же искать подобных"
По поводу бабла, тоже понятно, но уде не особо страшно, если человек возьмется, можно и подумать о "вложиться"

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

На мой взгляд, строить карьеру и развивать профессиональные навыки — разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Разные конечно, но вряд ли можно строить карьеру без развития навыков. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vasek Romanov

1. Мне повезло найти ментора который со мной первые 2 года был пока я не нашел работу в студии, пусть и маленькой. это дало дикий рост так как ты работал каждый день и был начальник перед которым надо было отчитываться.
2. Думал попаду в aic после курса skilbox. в итоге курс даже не прошел так и лежит
3. Учиться всему и сразу, без фокуса - тупо моя болезнь. скупил курсы по AE, Cinema 4d , illustrator. и не прошел)
4. Живу без цели. Плыву как какашка по течению.
5. Сменил бы авторке фамилию на свою ы

Спасибо за милую-полезную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Карпов

Было полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда