{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Анонимные вопросы про дизайн. Часть 4

Всему хорошему — всего хорошего. Это последняя сессия ответов на ваши анонимные вопросы. Получилось здорово, давайте через полгодика повторим?

В этом выпуске

  • Где брать респондентов
  • Как разгонять мозг
  • Чего ждать от ментора
  • Когда пора учить других
  • Как стать тимлидом
  • Как рассчитать трудозатраты
  • Как найти работу после университета

Где брать респондентов

Здравствуйте. Где вы берете респондентов для исследований?

Вряд ли вас удивим самими способами, но постараемся какие-то нюансы раскрыть.

Анкета для скрининга англоязычных респондентов
  1. Поиск по личным контактам. Удивительно мощная штука, порой незаменимая. Как еще вытащить покупателей элитной недвижимости на разговор, кроме как через личные просьбы людям, которые их знают? Здесь важно выйти за круг своего общения. Проще говоря, помощник автослесаря коллеги соседа — более интересный респондент, чем коллега-дизайнер. Желательно работать с одним респондентом один раз, чтобы не превратить его в профессионального тестировщика интерфейсов или профессионального респондента.
  2. Респондентов подбирает заказчик. Без вариантов, если дело касается профессиональных интерфейсов, собственных систем, софта для нефтяников, врачей и т.д. Сложно, если заказчик не может дать доступ к реальным пользователям, приходится общаться с как бы пользователями. В этом случае мы называем интервью не пользовательским исследованием, а общением с экспертами. В идеальном случае (такие были и будут) вместе с заказчиком составляем критерии отбора респондентов.
  3. Явно выделенный процесс рекрутинга. Например, когда нам нужны специфические торговцы криптовалютой. Сначала формулируем требования к респондентам. Потом ищем по разным каналам — это рутинная и немного занудная деятельность. Составить список источников (телеграм-каналы, форумы), договориться с админами, написать объявление, разместить, обработать отклики. Обязательно проводим скрининг и зовем самых целевых на интервью или исследование. Важно заранее заложить процесс подбора в план проекта, чтобы никто не удивлялся, а что так дорого и долго.

Как разгонять мозг

Аф! Где вдохновляться продуктовыми решениями? Как разгонять мозг для генерации оптимальных решений?

Везде! В общественном транспорте и в фейсбуке, на продуктханте и сайте «Аргументов и фактов». Вообще это такой непрерывный процесс анализа всего происходящего вокруг, не думаем, что тут есть какие-то шаблонные решения. Ну и с генерацией так же. Придумалось что-то? Класс. Обсудите с кем-нибудь, попросите развить мысль или разнести ее в хлам. За пивом с товарищами можно придумать три-четыре стартапа за вечер. Как-то так.

Задача из дизайн-задачника про поиск продуктового решения

Есть способы думать в продуктовом ключе. Анализировать сценарии и придумывать как их улучшить. Анализировать жизненные ситуации — выдуманные и реалистичные. Искать проблемные места, придумывать способы решения этих проблем. Здесь важно не питать иллюзий, что вы придумали прям продукт или действительно важное улучшение. Фиг там. Вы просто размяли мозг, потренировались.

Не устаем повторять, что не бывает оптимальных решений — бывает изобилие решений. Чем больше, тем лучше. Экономить усилия и добиваться оптимальности — как-то не наш метод, что ли.

Чего ждать от ментора

Здравствуйте! Какая замечательная рубрика ♥

Существует стереотип, что в менторстве нуждаются только начинающие специалисты. Интересно узнать ваше мнение на этот счет. Нужен ли ментор «хорошему, но не очень уверенному» дизайнеру и чего стоит ожидать от такого вида коммуникации?

Честно говоря, понятия не имеем, откуда взялся стереотип, что вообще нужен ментор. Мы недавно самокастевились на эту тему, и в целом отношение к менторству-наставничеству у нас скорее отрицательное.

Другое дело, что для профессионального роста можно и нужно использовать своего босса и коллег. И вообще всех, до кого вы можете дотянуться. В качестве наставника, ментора, старшего товарища — как угодно называйте. Во-первых, это бесплатно.

Что ждать от ментора — ни одной идеи. В ситуации «не очень уверенности» один из нас оценил психотерапию. Тоже, впрочем, не универсально.

И, кстати, очень плохая идея — пытаться попасть на работу ради менторства. «Я быстро обучаюсь», вот это всё. Менторство на работе получают те, в кого есть смысл вкладываться. То есть кто и без менторства ишачит как не в себя. Так что не пытайтесь продать себя как способного ученика — это не товар.

Когда пора учить других

В дизайне уже три года, есть опыт работы в продуктовой компании, дизайн-студии, на фрилансе. Вижу свое дальнейшее развитие в дизайне в роли препода, ментора (но еще ничего подобного не пробовала). Как понять, что можно уже начинать заниматься менторством? Есть ли какие-то индикаторы, чеклисты, по которым можно ориентироваться?

Есть простой тест из одного вопроса. Хотите преподавать? Начните преподавать. Узнаете много нового и интересного.

Возможно, вам будет интересно почитать заметки по мотивам нашего кастдева «Люди учат людей».

Как стать тимлидом

Добрый день! В дизайне уже не новичок, за спиной есть интересные классные проекты. Очень хотелось бы попробовать себя тимлидом небольшой команды, расти вертикально. Но не покидает чувство, что делалось много, а толком знаний, устаканенных и систематизированных, не хватает. Посоветуйте, пожалуйста, как вы видите рост в таком случае (читать специализированную литературу или просто брать и делать с вытекающими последствиями :)?

Это ошибочное мнение, что тимлид знает больше и лучше, чем остальные в команде. Вовсе нет. Устаканивать и систематизировать — путь эксперта или преподавателя. Тимлид — про другое. Про ответственность, про кругозор, про интересы, выходящие за рамки «должностной инстуркции». И про «делалось много» тоже. И самое главное — про «больше всех надо». Тема настолько объемная и, на наш взгляд, плохо раскрытая в литературе, что мы сделали целый модуль дизайн-задачника.

Руконожка — тотемное животное студентов модуля «Hard skills начинающего руководителя»

Как рассчитать трудозатраты

Здравствуйте!

У меня такой вопрос.

Часто клиент приходит без технического задания, просто с идеей или конкретной задачей. В этом случае перед созданием прототипа я собираю требования, провожу анализ и т.д. Подробнее все этапы приведены в этой схеме.

А на какие этапы в данном случае вы разбиваете проект? И как рассчитываете стоимость/трудозатраты этих этапов с учетом непонятного объема?

Мы еще на этапе продажи составляем подробный план действий. Если верхнеуровнево, то он состоит из довольно очевидных этапов: аналитика, концептуальное проектирование, итеративный процесс проектирования и тестирования, финализация. А что внутри — сильно зависит от контекста.

Трудозатраты считаем в лоб: вот телодвижения, которые нужно сделать, вот время, вот стоимость часа специалиста. Немного арифметики, и готово.

Примерно так выглядит план. Не обязательно в форме диаграммы Ганта, речь больше про детализацию.

С непонятным объемом есть следующие подходы.

  1. Более детальное планирование. Биение работ прям на элементарные действия по 1-2 часа. Очень часто после этого упражнения объем становится уже вполне себе понятным.
  2. Коллективное планирование. То же, что в первом пункте, но вместе с коллегами.
  3. Работа по Time & Material с еженедельной сверкой. Подходит, когда задача действительно не поддается внятной оценке, и заказчик с этим согласен.

Мы можем похвалиться довольно точно оценкой трудозатрат и весьма точными планами. Но это не магия, а просто опыт планирования и анализа своих планов. И некоторое количество знаний о себе. Например, наш коллега А при оценке всегда ошибается в два раза в пользу заказчика.

На самом деле, сложность обычно не в том, чтобы составить план, а в том, чтобы с ним работать по ходу продвижения проекта. Сопоставлять с реальностью, адаптировать под изменяющуюся задачу, согласовывать отклонения и в любую минуту иметь пусть не полный, но актуальный план действий «здесь и сейчас». Вот такое планирование здорово спасает и вовремя предсказывает надвигающуюся беду.

Как найти работу после университета

Ну вот закончу я университет через месяц, digital design бла бла бла, успел подизайнить за это время, даже закрыл проект за 1200 $ не имея практически опыта, только знания и умения продать себя, а что дальше? Как на работу попасть, что делать. Фриланс? Студию пробовать открыть ? Офис?

Мог спросить просто как найти работу после университета, но это было бы скучно.

Это и правда скучно: портфолио, резюме, отклики на вакансии, включая те, где вы по требованиям не подходите, рассылка писем в те компании, которые вам чем-то нравятся, независимо от наличия/отсутствия вакансий.

Постарайтесь оказаться там, где вы будете не единственным дизайнером в комнате.

А зазвездиться, уйти на фриланс и закрыть веб-студию еще успеете.

Предыдущие выпуски

Кстати, по теме образования (а часть вопросов были именно про это) можно полистать наш второй блог на VC.ru.

Если наши ответы показались вам полезными — посмотрите в сторону Дизайн-задачника. Там не только бла-бла-бла, но еще и практика.

А если мы вас бесим или надоели — не забудьте отписаться от нашего блога здесь и от нашего телеграм-канала.

0
3 комментария
Alex Ayer

Фух, на мой вопрос ответили прежде чем закрыли рубрику. Спасибо! Было интересно 

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Serafima Samofalova

Спасибо, что делитесь опытом. Всегда с удовольствием вас читаю.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда