(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(72772519, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(72772519, 'hit', window.location.href);

Вы хотите мне продать пустой лист? Или почему не стоит бояться «пустоты» в дизайне

Многие дизайнеры переживают, что если оставят много пустого пространства в дизайне, клиенты спросят «А где же дизайн?». Отсюда и попытки нагрузить проект как можно большим количеством элементов, чтобы не слышать упреки в недоработке.

Агентство Repina branding показывает, насколько эффектной может быть «пустота» и как ее использовать в брендинге и рекламе.

Минимализм прочно укрепился в ряду дизайнерских трендов. И причина тому — это вовсе не заговор ленивых дизайнеров. Напротив, отсутствие лишних деталей требует большого профессионализма в работе, продуманных идей и внимания к мелочам.

Пустое пространство — это тоже дизайн, полноценная часть композиции, как типографика, иллюстрации или фотографии. И сейчас мы покажем, в каких ситуациях оно работает лучше всего.

Сделать пустоту концепцией

Пустота — это определенный образ, который может быть красноречивее любых картинок. В начале пандемии коронавируса многие бренды использовали пустое пространство, чтобы передать атмосферу локдауна или напомнить о важности ограничительных мер. Например, прошлой весной итальянский Vogue вышел с белой обложкой вместо привычных фотографий — так бренд показал неравнодушие к тем событиям, с которыми столкнулась страна и мир.

Многие компании сделали ситуативные логотипы, чтобы напомнить о важности социальной дистанции.

Образ пустоты актуален не только для периода пандемии. Такой дизайн может раскрывать суть сферы деятельности некоторых компаний. Например, благотворительный фонд Alzheimer Nederland занимается проблемами больных синдромом Альцгеймера и другими формами деменции. Организация выбрала айдентику с исчезающими буквами, чтобы визуализировать те трудности, с которыми сталкиваются пожилые люди: при деменции информация стирается из памяти.

Создать контекст

Чтобы продемонстрировать зрителю какой-то предмет или явление, не обязательно изображать его во всех подробностях — создать нужный образ можно с помощью простых форм. И в этом может помочь пустое пространство — фон задает контекст, который помогает зрителю понять идею.

Недавно мы работали над созданием бренда премиальных дверей. Премиальные двери — это широкое понятие. Кто-то сразу представляет себе золотые вензеля, а для других важна технологичность и современность. На этапе выбора позиционирования мы оттолкнулись от метафоры арт-галереи — пространства, которое вмещает разные стили и эпохи. Мы разработали название бренда — Deft, что в переводе с английского означает «искусный», «ловкий». При этом название имеет стремительное, прямое и четкое звучание, отражая смелый характер бренда и бескомпромиссное качество.

Когда мы перешли к дизайну, то понимали, что нам нужна айдентика, которая не будет навязывать какой-то определенный стиль, а наоборот, оставит покупателю пространство для поиска. Мы всегда учим наших начинающих дизайнеров: не рисуйте зуб для зубной клиники, и конечно, не изображайте дверь для дверного бренда. И действительно, в большинстве случаев это приземляет и дешевит. Но правила существуют для того, чтобы их правильно нарушать. В основу фирменного стиля Deft легла дверь, а точнее ручка от двери. Она же — простой прямоугольник, который в окружении пустого пространства становится дверью на любом прямоугольном формате. Кстати, в логотипе тоже есть дверь, но она ненавязчива и работает как намек.

При оформлении носителей мы экспериментировали с выбранной концепцией: создавали анимированные сторис, использовали ручку в качестве ценника, в дизайне буклетов делали вырубку на месте ручки.

А вот, например, айдентика проекта в сфере современного искусства Open Space. Здесь пустое пространство обыгрывает название: прямоугольник перекрывает буквы или работает как отдельный слой, создавая то самое «открытое пространство».

А вот дизайн рекламы Pepsi, в котором логотип становится фоном и создает окружающую среду для спортсменов. Белое пространство заменяет собой парашют или становится трассой для лыжника:

Посмотрите на дизайн бутылок испанского вина. Фотографии людей здесь размещены на белом фоне — по их позам легко догадаться, что именно они делают. Вокруг прыгающих и ныряющих фигур наше воображение дорисовывает море или бассейн. Дизайнеры не стали показывать нам очевидное, и получились настроенческие лаконичные этикетки:

Показать два изображения в одном

Вам наверняка знакомы дизайны, построенные на негативном пространстве, где пустота за счет своего окружения становится изображением.Такой прием хорошо работает с типографикой: например, вот упаковка бренда кофе — это первая буква названия, в которой мы видим очертания чашки и капли:

И конечно, это часто применяется в логотипах:

В рекламе тоже встречаются изображения с негативным пространством. В отличие от логотипов, форму которых стараются максимально упростить, рекламные изображения могут быть более детализированными. При «рисовании» фоном это выражается в сложности контуров объектов.

Давайте посмотрим на постеры KFC. Здесь использовано всего два цвета, но детали силуэтов помогают нам легко узнать детей, а в форме их ртов увидеть упаковку картофеля фри и куриную ножку.

Вот еще один пример — социальная реклама Fiat со слоганом «You either see the letter or the girl/dog. Don’t text and drive». Дизайн призывает нас не писать сообщения за рулем, потому что невозможно одновременно видеть происходящее на дороге и на экране — нам это наглядно показывают: мы можем смотреть либо на буквы, либо на черные изображения.

Подчеркнуть идею

Пестрые картинки могут отвлекать внимание потребителя, делать дизайнерскую задумку невнятной или вовсе создавать трудности в пользовании продуктом. Иногда просто убрать из макета все лишнее в пользу главного — это вполне разумное решение.

Так мы поступили, когда к нам обратилась фармкомпания «Канонфарма продакшн» для разработки упаковок дженериковых лекарств. Поскольку эти препараты априори имеют аналоги с похожими названиями, и потребителям, и фармацевтам сложно ориентироваться в продукции и отличать одно средство от другого. Именно эту проблему мы стремились решить дизайном — и сделали лаконичные упаковки с акцентом на нужную людям информацию.

Мы внедрили цветовое кодирование для разных групп лекарств: всего их 8 — от кардиологии до противовирусных средств.

Внутри каждой группы мы систематизировали лекарства с помощью цифр: первое число на упаковке обозначает номер препарата в группе, а второе — дозировку. В аптеке покупатель может просто назвать нужный номер и группу. Теперь лекарства легко найти и отличить.

Это пример «дизайна без дизайна», когда есть сильная и функциональная идея, украшательства становятся не нужны.

Иногда лаконичность дизайна обусловлена желанием максимально точно и кратко выразить рекламный месседж. Это интересно обыграли в рекламе карманных книг. Свободное пространство указывает на размер продукта — в окружении пустоты он автоматически воспринимается маленьким.

Дизайн может и вовсе состоять из единственной надписи, написанной простым шрифтом. Например, как в этой рекламе «1+1=3 if you don’t use Durex». Для иллюстрации слогана можно было бы нарисовать много картинок, но зачем, если все понятно и без них?

Конечно, чтобы сделать акцент на смысле сообщения, необязательно ограничиваться простыми надписями. Главное, чтобы все графические элементы были функциональными. Вот интересный пример рекламы McDonald’s: дизайнеры разобрали логотип бренда на части и создали из них разные конструкции, чтобы визуализировать слоган «Build your burgers as you like»:

Конечно, минималистичный дизайн нужен не всегда: иногда излишняя простота может помешать бренду выделиться и запомниться. Но если в приоритете удобство потребителя или мощная идея, которую важно донести до аудитории, пустого места точно не стоит бояться.

А как вы относитесь к «пустоте»? Делитесь мнением и своими примерами в комментариях!

Читайте больше статей и смотрите кейсы на сайте Répina branding.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Ar AbduRashid

Дизайнеры часто забывают, что такое функционал, лишь бы 'красиво'. Из-за этого я их пинаю, часто и больно.
(З.Ы. Я технарь)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Лапшин

А "технари" часто забывают, что такое юзабилити и пихают все подряд в одно место.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Ваше импортное слово юзабилити, заменяется русским словом "эргономика". Которому кстати учат в технических вузах.
Так вот здравый технарь сделает дизайн как у башорга, но навигация будет предельная и простая.
А дизайнер налепит, картинок и шрифтов, что черт ногу сломит.
Есть конечно дизайнеры которые действительно умеют делать выразительно и эргономично, но таких немного.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

минусы наглядно показывают, что народ в эргономику не знает :)
ЛОЛ

Ответить
Развернуть ветку
Павел Лапшин

Нет, минусы показывают ваше невежество в дизайне, но учите других. Да обычно так "технари" и любят делать, лучше всех все знают.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

А в чем невежество? Тем, что я знаю русский язык, и юзабилити заменил эргономикой?
Кроме того, эргономика - наука, которая как раз таки и создана для того, чтобы инструмент и рабочее место делать удобным.

Я же сказал, что есть дизайнеры, которые правда умеют хорошо, но таких мало. 

Ответить
Развернуть ветку
Ar AbduRashid

Просто Вы были тестером 😊

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Novicov

Технари же часто забывают об удобстве использования и эстетике в пользу красивой и универсальной технической реализации )

Ответить
Развернуть ветку
Ar AbduRashid

Наоборот, технари делают максимально просто и удобно потому что так проще и быстрее, и да не используют шрифты в толщину с волос и цвет +1 тон от фона.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Novicov

Зато иногда собирают вундервафлю, которая умеет почти все, но только если правильно расставить значения в десяти пунктах настроек

Ответить
Развернуть ветку
Ar AbduRashid

Зависть плохое чувство 😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Chekunov

А ещё технари не хотят делать как надо, и стремятся идти по пути наименьшего сопротивления.

Ответить
Развернуть ветку
Ar AbduRashid

Это и есть путь 'как надо' 😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Chekunov

Нет, это застой.

Ответить
Развернуть ветку
Uriah Heep

Сначала потрудись писать «функциональность» а потом называй себя технарем (это типа говнаря, как я понимаю).

Ответить
Развернуть ветку
Ar AbduRashid

😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Хорошо, что есть и те и другие.

Ответить
Развернуть ветку
ебоманый ты козел

Пустота в дизайне - очень крутой приём! А заодно является одним из показателей того, что идея настолько сильна и ярко выражена, что её не нужно дополнительно подчёркивать) Мне из последнего увиденного в жизни зашла вот такая этикета испанского вина (довольно неплохое, кстати). В переводе с испанского Mucho Mas - гораздо более/больше. Как мне кажется, тут идея в том, что за такой простой этикеткой скрывается гораздо большее [количество ощущений], чем может показаться на первый взгляд) 

Ответить
Развернуть ветку
Repina branding
Автор

Отличный пример! Одна из пятниц в офисе Repina)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky

Классное вино кстати)

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Это все хорошо смотрится, пока 10 производителей не выставили бутылки с пустотой рядом. И тогда все накроется и подключатся орнаменты, рюшечки и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Да, "пустота" это мощный скилл в инструментарии грамотного оформителя. 
И да, в Воге всегда трудились дизы с большой "Д".

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аксенов

Классная обложка! Ну Вог это же флагаман индустрии всегда был, понятно, что набирали только лучших.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гуляєв

Для примера, было бы интересно узнать приблизительную цену разных работ, допустим логотип того или иного бренда, чтобы понимать во сколько выльется эта пустота. Ещё раз убеждаюсь, что в дизайне помимо самого дизайнера нужен ещё интерпретатор-летуровед , который скажет как этот белый цвет резонирует с идеей о Всемирном благе и чистоте намерений компании и как плавные линии логотипа отражают гибкость компании в общении с клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

стоимость работы определяется известностью исполнителя и его понтами, не более того.

Один и тот же дизайн могут сделать сотни разных людей, как студент за пачку дошика, так и десяток дизов топового агентства за десятки тысяч долларов. 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Технарей до одного места, а годных креативщиков, раз, два и все...
И стоимость работы определяется ее качеством, а не понтами, имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

нет, цена не означает качество.

я одно время интересовался моушн-дизайном и видел множество видео на ютубе, где люди ради теста делали по 5 заказов с одинаковым ТЗ, но оплатой $50,$100,$500,$1000,$5000. 

И после этого делали слепой тест в котором люди пытались определить какая из работ сколько стоит. Точно не угадывал никто. Потому что если это не откровенная херь, то определить цену невозможно.

Видел такие же тесты и по веб-дизайну и по простой полиграфии.

Хороших креативщиков вагон и маленькая тележка, плохо ищете или ставите задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

Имею 10+ лет опыта работы дизом инхаус в перемешку с постоянным фрилансом. Могу сказать что определить "стоимость" макета можно только через ошибки (сетка, композиция, цвета) джуна от мидла, а дальше вкусовщина и нарядная презентация с хорошо говорящим артом/проджектом/сейлзом или кто ведет/утверждает проект. Если заказчик впечетлен моим опытом/работами, то и продать проект подороже могу))
ИМХО

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

Ну я об этом писал выше, стоимость чаще определяется опытом, а не объективным качеством.

Я сотни раз видел лютое говнище, которое стоило десятки тысяч доларов, и при этом дизайн за сотню баксов выглядел как шедевр уровня лувра.

Ответить
Развернуть ветку
ебоманый ты козел

Дичь) Один и тот же дизайн в 99% случаев не может быть одинаково сделан за пачку дошика и за десятки тысяч долларов) Крутой дизайн всегда стоит дорого, кто бы что не говорил)

Ответить
Развернуть ветку
Давид Сабаури

Он взял в пример создателя логотипа «Найк», наверное. То, что она сделала за копейки, сделал бы дизайнер за рубли.

Ответить
Развернуть ветку
ебоманый ты козел

Именно поэтому и написал 99%. Таких примеров, как свуш - единицы, а всего логотипов миллиарды) и хороши из них только миллионы, на разработку которых так же потрачены миллионы денег, а не пачка дошика)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

Логотипы это 1% от дизайна. Речь не о них.

Ответить
Развернуть ветку
ебоманый ты козел

Какая разница о чем конкретно речь: о логотипе или о всей айдентике бренда, об одном баннере или о рекламной кампании? Мое утверждение не меняется от этого, а ваше не становится менее поверхностным от этого. Хотите круто - платите. Не сделают вам за 100 рублей и за 1 000 000 рублей одинаковый дизайн чего угодно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

Ни о каком логотипе найка я не думал.

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

Если бы это было действительно так, рекламная доска в лифте выглядела бы совсем иначе.

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

А не так (ладно, это я уже утрирую, просто хотелось поделиться этим шедевром):

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трифонов

стесняюсь спросить, а это какая часть тела слева на картинке?)

Ответить
Развернуть ветку
useless uS

Я тоже подумала сначала, что та самая часть!
Но если долго ехать в лифте и изучать листовку, приходит осознание, что дизайнер так изобразил плечо.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трифонов

мне рука видится) где-то между большим и указательным пальцем

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Логотип надо просить рисовать детей, будет очень дешего и настолько необычно, что глаз будет цепляться, и не нужна никакя идея.

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Хороший оформитель обоснует любой элемент и/или его отсутствие.

Ответить
Развернуть ветку
Никиш Гусев

Миллениалы изобрели контрформу 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ардашев

С каноном кейс какой-то сомнительный. Сотруднику склада Канона может и стало лучше, а вот у первостольника индапамидов с десяток производителей и он вашу кодировку вертел по продольной оси. Да и покупателя ,который запомнит циферки на упаковке придет по ним покупать - придется искать 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kate Lyskova

А потом заказчик возмущается, что ему дизайна недоложили

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Обычно делаешь сначала все продумыааешь, как удобно и красиво, если клиенту не нравиться начинается поиск переделки уже не можешь все продумывать когда клиент начинает мозги парить, сделай так сделай этак и превращается в какашку.
Либо платят копейки ты чисто физически не можешь работать за еду, потому делаешь быстро и не качественно. Вон как наши сайты госуслуги и тд. Мутные, не понятные, с дырками и не работают нормально, наглядный пример распиленного бюджета

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Относительно Госуслуг — скорее разработчики сильно ленятся или просто некомпетентны.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Божнюк

Офигенная статья. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда