6 психологических законов для создания хорошего UX-дизайна
Использование психологии в вашем UX – лучший способ сделать пользовательский опыт безупречным. Навигация по веб-сайту, не берущего во внимание человеческую психологию, подобна открытию двери не в ту сторону: вы чувствуете себя глупо, но не по своей вине.
Каждый пользователь, взаимодействующий с вашим интерфейсом, является человеком – по крайней мере, до тех пор, пока не появится сингулярность, – что означает подстраивание определенных психологических законов. На протяжении десятилетий исследований психологи и философы наблюдали за человеческой природой, которая осталась неизменной и по сей день, и если вы достойный UX-дизайнер то обязательно обратите на это внимание.
К счастью, вам не нужно писать научки или проводить клинические тестирования ваших проектов, потому что все это уже давно психологи сделали за вас. Вот несколько правил, о которых следует помнить каждый раз, когда вы будете заниматься UX-дизайном.
Закон Якоба: выглядеть знакомо
Это первое правило UX-психологии – баланс между новизной и изобретательностью. Новые дизайнеры часто пытаются изобретать велосипед, возможно, из-за художественной индивидуальности или, может быть, потому, что они хотят, чтобы их веб-сайт выделялся среди конкурентов. К сожалению, для этих типов креативов общепризнано, что пользователям не нравится новый опыт.
Якоб Нильсен из Nielsen Norman Group стоит за этим законом, в котором говорится, что пользователи ценят знакомый опыт работы с веб-сайтами. Этот вывод сделали в следствии исследований компанией eye-tracking`а в 2008 году; По сути, большинство пользователей Интернета читают и переваривают информацию примерно одинаково. В частности они, скорее всего, начнут читать ваш сайт с верхней части, опуская глаза все ниже и ниже, после чего будут быстро сканировать сверху вниз и наоборот по левой части экрана. Многие пытаются создавать свой контент так, чтобы не допустить такое поведение у своих пользователей, например путем разбиения статей маркерами и картинками. Если вы попытаетесь резко отклониться от общепринятого курса – станете белой вороной. И в хорошем и в плохом смысле одновременно.
Естественно, это не означает, что вы должны подражать дизайну условных Facebook с Google или ваших крупнейших конкурентов. Лучше вместо этого выделите время, чтобы понять, как они удовлетворяют потребности своих клиентов. Вы можете узнать, как они уже решили аналогичные вашим проблемы, и, возможно, доработать эти решения под себя.
Конечно, это не означает, что вы должны подражать каждому выбору дизайна от Facebook или ваших крупнейших конкурентов, но вместо этого найдите время, чтобы заметить, как они удовлетворяют потребности клиентов. Вы можете узнать, как они уже подошли к аналогичным проблемам, с которыми вы сталкиваетесь, и, возможно, заметить области, в которых они не очень эффективны, и именно здесь вы можете сделать другой выбор.
Закон Хика: упрощать выбор
Закон Хика, также известный как закон Хика-Хаймана касается того, сколько времени нужно человеку, чтобы выбрать один вариант из ряда других. Закон гласит, что при увеличении количества вариантов количество времени, необходимого для принятия решения, увеличивается логарифмически, а не экспоненциально.
Проще говоря, это означает, что при выборе из 1 варианта время принятия решения равно 0. Оно увеличивается после добавления n-го количества вариантов, и в итоге выравнивается. По сути, это объясняет словосочетание «избалованный выбором»: Если вариантов слишком много, вам будет труднее принять решение.
Что же это значит для UX?
Закон Миллера: быть проще
Третий закон UX-психологии сформулировал нам Джордж А. Миллер, профессор психологии из Принстона. Он гласит о том, что мы можем одновременно удерживать в уме только семь вещей. В нем описывается только «оперативная» память, вещи, которые мы можем активно использовать в любой момент времени. Наша же долгосрочная память может вместить намного больше информации, но требует усилий, чтобы что-то извлечь из нее.
В контексте UX-дизайна закон говорит нам, что все должно быть просто. Если вы представляете пользователю более семи концепций на своей первой странице, вы, по сути, заставляете его забыть хотя бы одну из них перед переходом на следующую страницу. Как и в случае с законом Хика, постарайтесь разбивать информацию на более мелкие фрагменты по мере их размещения на сайте. Вы должны сгруппировать информацию в группы по 4–7 частей для более приятного взаимодействия с пользователем.
Гештальт-принципы: делайте умные группировки
Говоря о группировании информации, можно обратить внимание на сказанное Алексой Фаркад, дизайнером-блогером из Draft Beyond и Researchpapersuk, о гештальт-принципах:
Есть множество примеров гештальт-принципов, которые используются на крупных веб-сайтах, большинство из которых соблюдаются, ничего не подозревающими пользователями, автоматически. Эти означает, что вы можете заставить пользователей объединять или разъединять элементы дизайна, просто играя психологией форм и цветов.
Эффект фон Ресторффа: выделяйте разумно
Расширяем список психологических принципов, которые могут быть названиями хорроров. Эффект фон Ресторффа также касается того, как наш мозг группирует похожие объекты. Его определение гласит, что, несмотря на то, что мы всегда будем группировать похожие объекты, мы также будем помнить те, которые выглядят отличительно от остальных.
Для UX-дизайна эффект фон Ресторффа отлично подходит для тех моментов, когда нужно, чтобы ваши пользователи запоминали определенные элементы. Возможно, вы захотите сообщить, что у вас проходит какая-то распродажа, поэтому, сообщение об этом будет выделено, к примеру, жирным шрифтом. С другой же стороны, если вы выделите слишком много элементов, внезапно начнут выделятся невыделенные.
Ментальные модели: не изобретайте велосипед
Это распространенная психологическая тенденция, которая описывает, как некоторые вещи становятся общепринятыми на основании опыта. Последняя часть является ключевой: природа этой истины не обоснована логически или психологически, это просто аксиома, потому что так было и раньше.
Как это связано с UX-дизайном? Знаете, как вы просматриваете контент на вашем смартфоне? Правильно, свайпая снизу вверх. Это пример использования ментальной модели в дизайне. Контент не может физически продолжаться под вашим телефоном, поэтому нет никаких обоснованных причин для использования прокрутки, скажем, перелистывания или тапов, но наши мыслительные режимы говорят нам, что статья продолжается ниже, поэтому мы подсознательно свайпаем, чтобы читать дальше.
Более того, ментальные модели постоянно пополняют свои ряды. Смахивание влево и вправо теперь вызывает ассоциации, которых не было до Tinder. Если бы вы разработали приложение, которое изменило бы коннотации левого и правого свайпов, вы запутали бы своих пользователей. Короче, по возможности придерживайтесь общепринятых практик.
Настройки и меню также находятся в том же месте. Опора на ментальные модели – вот что помогло сделать платформу Edmodo такой популярной.
Заключение
Разумеется, вы можете следовать всем этим правилам и при этом все равно запутывать своих пользователей: законы не универсальны. Однако главный принцип – поставить себя на место пользователя и попытаться понять, как ваш дизайн может быть неправильно истолкован. В конце концов, мы все здесь люди (надеюсь).
Больше интересных и актуальных статей ищите в нашем блоге и телеграм-канале.