{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Универсальный способ настройки гармоничного интерлиньяжа

Можно встретить информацию, что межстрочное расстояние, или интерлиньяж, должно быть на 20% больше кегля. Примерно с той же частотой встречается информация, что разница должна быть уже на 50%.

При интерлиньяже в 150% строки слишком далеко друг от друга.
Это уже больше похоже на правду, но строки во втором и третьем блоках всё ещё далековаты.

Магического соотношения не существует. Блоки текста будут выглядеть по-разному с разными шрифтами из-за различий Cap Height и X-height. Если 120% с большой вероятностью подойдёт для интерфейсных шрифтов — из-за того, что они создавались с определенным соотношением Cap и X-height — то с остальными возникают проблемы.

Былинная картинка-пояснение анатомии шрифта с гайдлайнов Material Design. Google

Для решения проблемы стоит использовать не общий индекс для всех шрифтов, а индивидуальный, в зависимости от его X-height. Нужно взять строчную букву без выносных элементов — например, Н — того же кегля, что набранный текст, и подставить её между двумя строками текста так, чтобы верхняя граница буквы касалась линии набора первой строки, а нижняя — верхней границы высоты заглавной буквы.

Гармонично и прекрасно.

Не обязательно настраивать интерлиньяж на глаз, руководствуясь абстрактными понятиями визуального веса. Универсальное правило существует. Разница с советами в интернетах лишь в том, что это не некий множитель, актуальный для любого шрифта, а индивидуальный подход.

Спасибо за внимание, и классных вам дизайнов!

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Рогов

Интерлиньяж это расстояние между базовыми линиями, на всех пикчах показан межстрочный интервал. Дефолтным интерлиньяжем для книг считается 120%. В наше время в вебе всегда юзается 150-160% для наборного текста и порядка 120% для заголовков. Так полотно текста выглядит свободным. Утверждать что в настоящее время 120% для наборного текста это норма немного глуповато.

Это общепринятые правила эстетики среди современных дизайнеров и типографов.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

Я не знаю, откуда вы взяли разницу между интерлиньяжем и межстрочным интервалом. Особенно учитывая, что в англоязычном сообществе всё это суть line spacing. Вот цитата из Вики: Интерлинья́ж (от фр. interligne, буквально — написанное между строк) — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. В компьютерной вёрстке это понятие обычно называют «межстрочный интервал» (англ. line spacing).

Дефолтного интерлиньяжа для книг не существует. Он сугубо зависит от формата и самого шрифта, о чём пишут Ян Чихольд и Йозеф Мюллер-Брокманн.

В настоящее время юзается 150-160%, только потому что это наиболее ленивое решение, работающее кое-как, но почти всегда. Здесь же я делюсь с методом, который работает отлично и всегда.

О глупости утверждения, что 120% это хорошее решение для интерфейсного наборного текста вы можете поведать Apple — абсолютно повсюду в их интерфейсах применяется правило, описанное в посте.

Если у современных дизайнеров и типографов настолько низкие общепринятые правила, идущие вразрез с классической литературой и современной хорошей вёрсткой, то, возможно, на них ориентироваться не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

Никто не утверждал о конкретно точных значениях в пределах этих значений, я говорю про среднее значение для самых популярных гарнитур. Я читал и Чихольда и Мюллера-Брокманна, знаю о чем говорю.

Раз уж ты привет в пример apple, лови скрин с их сайта https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/ios/overview/themes/

Взял скрин абзаца текста, накинул на него похожую гарнитуру, можно увидеть какой интерлиньяж они используют.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Adamóvich

В Хроме можно узнать точно и всего в два клика, просто заглянув в CSS через консоль разработчика))

Метод будет особенно полезен новичкам, у которых от разных источников, часто друг другу противоречащих и ничем конкретным не обоснованных, в голове неразбериха. Если применим его к тому же абзацу на сайте Эппла, получим вполне комфортные 130%.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

Но я писал про интерфейсы. Любые описания в настройках macOS, окна About, тексты превью уведомлений iOS и куча всего прочего следует именно тому, что написано в посте.

Не надо забывать, что пост несёт рекомендательный характер. Равно как и то, что тот же интерлиньяж в 155% будет выглядеть совершенно ужасно с какой-нибудь Футурой, что также описано в посте. Здесь я лишь показываю годный способ системного подхода к этой теме, который будет работать в любых условиях. Поэтому тэйки про то, как принято делать, и о различиях между интерлиньяжем и межстрочным расстоянием выглядят по меньшей мере странно.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов
у современных дизайнеров и типографов настолько низкие общепринятые правила

а ты с какого века прилетел такой несовременный с высокими правилами?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

При чём здесь я, если фраза о современности и правилах это ответ на её упоминание другим комментатором?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

Я всегда 1.4 юзаю в интерфейсах. Вроде ок.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Эрман

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Биг Хамустер

. Интерлиньяж так же влияет на характер текста, как и тип шрифта. Большой — придает тексту художественность, размеренность. Малый —наоборот, хорош для коротких абзацев и подзаголовков. Средний хорош в интерфейсах. 
До 36 го кегля я обычно использую правило +6.
(12/18, 14/20 и так далее) Обычно хорошо смотрится с большинством современных шрифтов.

Ответить
Развернуть ветку
alex gour

достаточно руководствоваться правилом внешнего и внутреннего и не надо никаких Н подставлять)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

Или подставить Н и, поскакав от этого, устранить шансы опростоволоситься, применяя абстрактные понятия. Я пишу про возможный рабочий подход с немного другой, более системной, стороны, а вы мне про делать на глаз по внешнему и внутреннему, ну что это такое-то.

Ответить
Развернуть ветку
alex gour

ну если для вас правило внешнего и внутреннего в тексте абстракция, то у меня плохие новости для вас

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

Ничего не имею против правила внешнего и внутреннего. Как можно прочитать из коммента, я писал о том, что, в конкретном его применении для настройки интерлиньяжа, гайды на глаз остаются гайдами на глаз без какой-либо конкретики.

Внутренние расстояния должны быть меньше внешних. Окей, а конкретную методику, работающую относительно конкретных шрифтов можно? Это общее правило, которое безусловно должно применяться, но всё ещё даёт широкий простор для ошибок в интерлиньяжных делах просто по своей сути.

Попрошу попридержать ваши плохие новости для собственной способности к чтению.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sayberbulin
Автор

Этот способ позволяет системно делать то, что обычно делается на глаз, деконструируя происходящее при последнем подходе. Почему его нельзя назвать универсальным?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

А есть ведь еще выравнивание с использованием вертикального ритма сетки.

Если говорить о Figma то там с этим проблемы. Я бы очень хотел иметь функцию включения выравнивания относительно базовой линии, при чем эта функция есть даже в CSS – vertical-align: baseline.

А Figma меряет величиной контейнера. Я конечно бывает забиваю на это, но душа спокойна если отступы одинаковые, а базовая линия лежит на 8 пиксельной или 10 пиксельной сетке. 

Но можно поэкспериментировать с Autolayout как в видео https://www.youtube.com/watch?v=1LbEoZbzjxk

То как придумал автор выравнивать строки может сработать только для сплошного текста. Ведь чем крупнее кегль, тем меньше хочется сделать у него межстрочное расстояние.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда