4 принципа дизайна годовых отчетов
Рассказываем о том, как создавать понятные и наглядные отчёты, на примере кейса застройщика Legenda.
Есть список юрлиц, которые по закону обязаны публиковать ГО в интернете: банки, страховщики, акционерные общества с 50 членами и больше. Огромное количество компаний ежегодно показывает широкой аудитории свои отчёты — и далеко не все из них хорошо выглядят с точки зрения дизайна.
В этой статье я сначала разберу основные проблемы визуального оформления ГО, а затем расскажу, как подходят к этой задаче в нашем агентстве.
Стандартные подходы к оформлению годового отчёта
Формальная цель годового отчёта — сообщить инвесторам и акционерам о том, как идут дела компании, в которую они вложили средства.
Но возможности ГО намного шире. Он может привлечь новых инвесторов и укрепить коммуникацию с широким кругом стейкхолдеров: партнёрами, кредиторами, поставщиками, клиентами и сотрудниками.
Стандартным я называю подход, при котором дополнительные возможности ГО или совсем не используются, или используются не в полной мере.
Условно можно выделить 3 таких подхода.
1 — Ноль визуала
Кроме годовых отчётов, у акционеров много других источников информации: промежуточная отчётность, котировки акций на бирже, независимая аналитика. Это одна из причин, почему даже среди крупных игроков есть компании, которые воспринимают ГО как формальный документ и вообще не вкладываются в визуал.
Преимуществом отказа от дизайна можно считать экономию средств, недостатком — всё остальное. Прочитать и сделать какие-то выводы из такого отчёта может только хорошо подготовленный инвестор, который точно знает, на какие показатели нужно обратить внимание и как их расшифровать.
2 — Дизайн ради дизайна
Есть компании, которые понимают, что годовой отчёт — это имиджевый продукт. В такой компании менеджер нанимает дизайн-агентство и ставит перед ним задачу: сделать красиво и быстро.
Чтобы было красиво, дизайнеры добавляют много иллюстраций и фотографий. Чтобы сэкономить время, разрабатывают несколько макетов на весь отчёт. Получаются шаблоны для разного типа информации: макет с фото, макет с таблицей, макет с графиком. Затем шаблоны согласовывают с клиентом и передают верстальщику, который наполняет развороты контентом.
Плюс таких отчётов: красивые иллюстрации вызывают положительные эмоции и помогают в формировании бренда.
Минус: полезные сведения из документа всё ещё приходится добывать с трудом.
3 — Визуализация вместо инфографики
Иногда дизайнеры хотят сделать отчёт наглядным. Тогда они активно используют методы визуализации из инфографики: диаграммы, таймлайны, иконки и так далее. Но получается опять дизайн ради дизайна.
Суть инфографики в том, чтобы читателю не приходилось прикладывать усилия для восприятия контента.
Чтобы в отчёте получилась именно инфографика, а не визуализация, все элементы дизайна должны работать на донесение смысла. Ниже я расскажу, как этого добиться.
Умный подход: Инфографика в годовых отчётах
Мы не делаем три-четыре шаблона на весь документ, а создаём каждый разворот индивидуально, исходя из смыслов, которые нужно донести.
Благодаря этому отчёт перестаёт быть просто симпатичной картинкой и становится инструментом коммуникации с инвесторами, партнёрами и широкой аудиторией.
Я выделил 4 принципа, которые мы используем в дизайне годовых отчётов, и проиллюстрировал их примерами из реального кейса девелопера LEGENDA.
1 — Прагматичность. Решаем задачи клиента
У хорошего годового отчёта есть концепция: с её помощью компания заявляет о себе, транслирует свою позицию. Поэтому на старте проекта мы фиксируем, какие задачи нужно решить, на каких моментах сделать акцент. По закону есть перечень сведений, которые нужно обязательно публиковать в ГО, но упаковать их можно по-разному.
В случае с legenda мы делали первый годовой отчёт в истории компании. Нужно было сделать продукт на стыке IR и PR, способный привлечь не только инвесторов, но и широкую аудиторию. Для этого мы немного отошли от стандартной структуры и подробно рассказали о продукте — семейных квартирах с удобными планировками. Подсветили принцип компании: «Проектируем жизнь, а не метры».
Основное преимущество клиента — smart-проектирование. Это значит, что каждый метр в квартирах LEGENDA продуман и функционален. Мы применили такой же подход в дизайне отчёта: развороты вмещают много информации, но не перегружены деталями и текстом.
2 — Информативность. Понятно = информация работает
Чтобы создать понятную визуализацию, нужно сначала привести в порядок контент. Для этого наши аналитики прорабатывают структуру отчёта: сокращают и переформулируют тексты, выстраивают порядок и взаимосвязи. Если данных не хватает, чтобы выполнить цели проекта, запрашивают дополнительную информацию.
Например, в проекте LEGENDA нам было особенно важно сделать подробную схему бизнес-модели — именно эта часть в первую очередь интересует инвесторов. Менеджер и дизайнер проекта отдельно созванивались с клиентом, чтобы обсудить этот раздел, дособрать данные и выбрать оптимальное визуальное решение.
Было:
Стало:
3 — Наглядность. Лучше один раз увидеть
Даже хороший текст — лишний, если его можно заменить визуализацией. Поэтому на многих разворотах LEGENDA смыслы переданы визуальными методами.
Например, в разделе «Подход к проектированию» иллюстрация сообщает основную информацию, а текст — уточняет необходимые детали, выступая как вспомогательный инструмент.
Было:
Стало:
4 — Эмоциональность. Дарим впечатления
Мы — сторонники эмоционального вовлечения. Почти во всех проектах мы используем персонажей. Это помогает пользователю решить, доверяет ли он бренду, хочет ли себя с ним ассоциировать. Чтобы вызвать положительные эмоции, мы используем необычные детали в иллюстрациях.
Было:
Стало:
Было:
Стало:
Заключение
Вместо формального документа годовой отчёт может быть эффективным коммуникационным и маркетинговым инструментом.
Для этого нужно правильно использовать инфографику и дизайн:
- Делать отчёт для реальных людей.
- Перерабатывать контент, пока не станет понятно.
Продумывать общую концепцию проекта.
- Визуализировать смыслы, а не гнаться за красивой картинкой.
Использовать наглядные образы вместо стены текста.
- Вызывать положительные эмоции.
Другие наши проекты — на сайте агентства.
"Как использовать инфографику в годовых отчётах" - Никак не использовать.
Годовые отчеты (если это действительно они) нужны для просмотра, оценки и сравнение цифр. Все остальное - картинки, схемы, "украшательства" и прочее - лишь отвлекает от основной задачи читающего годовой отчет компании.
Вы могли бы привести пример, что вас отвлекает в годовом отчёте LEGENDA?
Конечно.
Стр.11 и 12 - зачем они нужны?
Стр 16 и 17 - лишние рисунки, которые НИКАКОЙ ценной информации не несут. Без картинок это могла быть одна страница вместо разворота.
Стр 21 - лишняя - картинка НИКАК не соотносится с "инновациями"
Стр 28 и 29 - опять ненужные украшения вместо лаконичного текста.
И это только половина отчета Legenda. Дальше уже без меня.
Ок, давайте по порядку.
11- Позиционирование компании. В дебютном ГО вполне нормально писать про принципы. Как я уже упоминал, мы делали продукт на стыке IR и PR.
12 - Оглавление. Вроде нужная вещь :)
16 - Портрет ЦА компании. Интересно много кому: инвесторам, партнёрам, клиентам.
17 - УТП компании. Планировки — отличительная черта продукта, мы рассказываем о них подробно и показываем, как это работает.
21 - Подсвечиваем принцип «Проектируем жизнь, а не метры». В тексте выделены не инновации, о которых вы говорите, а то, что в квартире у всех есть место отдыха и уединения.
28 и 29 - Фото объектов LEGENDA.
Ну ваще излишки дизайна мешают конечно, но когда отчеты на белых листах тоже так себе
Что вы называете излишками дизайна?)
Бабу, которая сломала спину
В заключении же написали, что годовой отчет - это маркетинговый инструмент. После этого уже не хочется ничего комментировать даже ))
Мне показалась довольно полезной статья. Толково и по делу.
Спасибо, Гера!
Не, ну примеры вы конечно специально стременные подобрали
На самом деле, это ещё не самые плохие.
всё чётко и по делу. спасибо за статью
Автор решил сменить название статьи после моего первого комментария, в котором старый заголовок подвергся критики))
Красноречивее 1000 слов получилось
Комментарий удален модератором
Инфографика нужна для визуализации итогов и привлечения инвестиций. Совершенно не понимаю злости к автору! Что плохого в том, что когда человек задумался о покупке квартиры, находится на стадии поиска застройщика. И если в каталоге, он найдет отражения себя и своих желаний — это замечательно. Что плохого в маркетинге? Как компании ещё рассказать, что она готова предложить, при покупке каких-то услуг, товаров!? Что плохого в том, что в картинках, будет показан дом, газон, йога, и счастливая папа?! И тем более, если в отчете будет в виде благоустроенного района, с разделом - мы потратили 8 ярдов годовой прибыли на оснащение района, города в котором продаем свои квартиры. Желаю всем добрейшего добра!