{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Будущее за уникальным результатом и навыками

Но почему многие делают продукт или услуги, не отличающиеся ничем особенным. И в результате, попадают в конкурентную среду, где главное цена. (Название изменено, чтобы ввести в заблуждение юных читателей)

Очень и очень часто слышу и не только от дизайнеров такую историю. Денег не хватает и мало платят. Больше ведь мне не заплатят — тут такие цены. Это столько стоит. Чтобы понять, что сколько стоит расскажу небольшую историю от моего клиента.

Этот клиент занимается производством пива и как-то мы разговорились на тему, сколько он платит дизайнеру за этикетку (дело было еще до того, как он стал моим клиентом). Он говорит: — «ты не поверишь, я плачу за дизайн этикетки 700 рублей. Я спросил как-то дизайнера почему такая цена и он ответил — «мне столько платят, у нас тут люди не хотят платить больше. Тогда я сказал дизайнеру — давай я дам тебе 10 000, но ты сделаешь по другому и получше. В результате я получил ту же саму работу по качеству».

Пример очень показателен. Из него есть несколько выводов. 1) тебе платят столько сколько ты просишь 2) чтобы просить больше и тебе платили, надо делать лучше ( и в случае дизайна это понятие относительное) 3)если ты долго делал херню за дешево, то тебе сложно будет сразу поднять планку, чтобы была мотивация заплатить более высокую цену.

Эта история достаточно глубокая и в некоторых моментах зиждется и на синдроме самозванца и на заблуждении, что в регионе нет людей, которые понимают и готовы платить больше денег. Но в первую очередь она стоит на том, что вроде бы есть конкурентный рынок, на котором присутствуют сформированные цены на товары и услуги.

Начну с последнего. Мне проще рассуждать о дизайне, потому что я работаю в этой сфере. И вот, что мне видится. Ощущение рыночной цены складывается из того, что дизайнеры говорят клиенту. До сих пор уже 20 лет у нас в регионе держится стоимость за разработку логотипа — 10-15 000. Вы можете найти за эту цену достаточно исполнителей, которые вам ее назовут. На мой взгляд в большинстве случаев это будет результат, которым заказчик с пониманием того, как дизайн помогает бизнесу, останется разочарован.

И это понятно. Чтобы получить лучший результат надо иметь возможность и желание дизайнеру вкладывать время, деньги и силы в развитие. Но откуда им взяться, если тебе надо делать много за мало денег, чтобы выжить. Вот и получается замкнутый круг. За средне рыночный результат платят среднерыночную цену, а лучший результат не получить, потому что для этого нужны ресурсы. И в результате складывается ощущение безвыходной ситуации. Оно усугубляется тем, что чем дольше ты живешь без мотивации к развитию, тем больше вероятность, что никакого развития уже не будет и ты будешь до старости делать логотипы за 10 косарей.

Все потому, что дизайнеры и не только — совсем не понимают простых вещей. Чтобы построить бизнес нужны стартовые инвестиции, чтобы развивать бизнес, нужно постоянно вкладываться. И некоторые вкладываются. Покупают курсы, осваивают 3d, технику анимации, фотошоп.

Да все это может поднять ценовую планку, это инструментарий. Но заказчику совершенно не нужный. Ему нужен результат, нужен особенный результат.

А если результат можно напрямую сравнить по каким-то достаточно объективным параметрам, его будут сравнивать, в том числе по цене

И этому на курсах кажется не учат. Да и запроса такого нет, потому что дизайнеры не понимают этого.

Моя мысль проста. Тебе будут платить твою цену только если ты будешь выдавать эффективный и акцидентный продукт, который можешь сделать только ты. Тогда, и только тогда твой товар или услуга получат не сравниваемую характеристику. Тогда будут хотеть работать именно с тобой и ты будешь волен называть комфортную цену.

Скажу честно, я все еще на пути к этому. И тут мы видим, что база это техника, которая позволяет получить продукт определенного качества, но важная надстройка, дающая преимущество — это харизма, видение мира, особенный взгляд и ракурс, под которым ты видишь мир.

Если мы взглянем на всех известных дизайнеров, архитекторов, инженеров, программистов и бизнесменов, на писателей, художников — все они особенные личности, которые накладывают свое понимание реальности на тот продукт, который производят.

Так, что чтобы получать больше надо на мой взгляд — развивать свою личность. И это не та пресловутая насмотренность. Это просто твое понимание устройства людей, их психики, понимание своих эмоций, эмпатия. Плюс основные знания в профессии. Это странные конструкции, концепции и теории, которые надо строить, проверять. Для этого надо жить, понимать свою особенность и вкладывать ее каждый раз в то, что ты делаешь.

Тогда, этот продукт будет хорошеть раз от разу и приобретать свой неповторимый характер. Появятся люди, которые будут хотеть работать только с тобой и ценить твою работу по достоинству. И чем раньше придет это понимание, тем лучше.

PS / мне кажется тема с пониманием ценности своей работы, того почему должны выбирать тебя гораздо обширнее и я постараюсь в следующий раз коснуться и других аспектов этой проблемы.

0
166 комментариев
Написать комментарий...
Никита Канюков

в статье характерная для многих дизайнеров вера в то что нужны именно они сами, с их личностью, богатым внутренним миром и "уникальностью" 🤦‍♂️

Если мы говорим про деньги, бизнес, то главное для него решать свои (бизнеса) задачи и снижать издержки. А не прддерживать эмпатичных творцов с богатым внутренним миром. 

Чем больше дизайнер думает не о себе, а о проблемах клиента, понимает зачем что делается, тем бОльшую ценность будет нести бизнесу. 

Грустная правда жизни в том, что это почти никогда не будет сам дизайн. Его ценность низкая, и себестоимость тоже. 

Для клиента важны:
- продажи (например, делая сайт, помогаете настроить crm и метрики, помогая отделу продаж. Или делаете так, чтобы cjm включал и таргет и прохождение сайта до покупки) 
- эго руководителей. Мужик из статьи, возможно, хотел чтобы делали как "он видит", и ценностью было для него найти руки, а не действительно сделать работу. 
- продедурные упрощения. Чтобы договор был, отсрочка, удобные быстрые понятные процедуры взаимодействия
- уменьшение цены поддержки решений. Чтобы тексты было легко менять, код поддерживать, после смены подрядчика
- измеримое повышение эффективности коммуникаций. Например вовлеченность в рекламу, внимание СМИ. По сути это тоже снижение издержек, на счёт более дешевых охватов. Тут действительно, креатив может принести профит, но этого редко ждут от дизайнера, это командная работа и обычно её делает агентство. 

Поэтому  дизайнеру лучше сразу понять, частью чего он хочет являться. Это будет:
- либо бизнес клиента - инхаус разработка 
- дизайнер в агенстве
- фрилансер, на которого как правило аутсорсят задачу первые два пункта 
- Есть еще фрилансер, который работает напрямую с собственником и действительно может принести пользу бизнесу, если повезёт с клиентом, и если сам дизайнер начнёт думать как предприниматель, а не творец. 

Для этого полезно, например, открыть свой бизнес и посмотреть "с той стороны". А потом вернуться, и увидеть что дизайн это просто инструмент такой же как автомобиль, лифт или молоток. Он стоит столько сколько за него головы платить и как все инструменты будет и дальше дешеветь. Пока ты не набалаболил про ценности, а действительно помог изменить что-то в компании клиента для получения выгоды. А иначе этикетка это просто три часа умноженные на твою ставку. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Я сначала тоже так думал. Но потом случились 20 лет практики

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Кроме того, я не вижу противоречий - мой постулат в том, что надо делать особенный (это не значит, что не решающий бизнес цели) продукт. Тогда клиент будет хотеть дизайн только от тебя

Ответить
Развернуть ветку
Никита Канюков

Ну у меня случилось 15 лет практики, стоит ли мерится бородой, если разговор не про морщины, а про суть ценообразования в дизайне?

Что значит "особенный"? Что значит: "будешь выдавать эффективный и акцидентный продукт, который можешь сделать только ты"? В статье это не раскрыто, нет примеров. 

Зато есть общие фразы типа "все они особенные личности, которые накладывают свое понимание реальности..." — почему это продаёт для корпораций в статье тоже нет примеров. Если вы работаете только с друзьями, которые ценят вас как личность это одно. Я вот, например, работал с Reebok, MTV, Концерном Калашникова, по дизайну, и не могу сказать чтобы им было сильно дело до вашей личности. Это большие организации с хорошим пониманием KPI подрядчиков. 

Если вы про то, что дизайнер/художник сам становится брендом, и это уже не просто дизайн, а коллаборация брендов, так раскройте. Ато одни обобщения, причем разнонаправленные. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Все верно. Действительно, как-то обще получилось. По сути просто рассуждения пр теме на основе субъективного опыта. И надо больше примеров. Вероятно, то о чем я говорю касается больше работы дизайнера, как специалиста работающего со смыслами и образами, а не того, кто обладает определенными навыками. Мне вчера звонила бывшая клиентка, которой мы разрабатывали фирменный стиль. Хотела ролик - мы этим не занимаемся, о чем я так и сказал. Она тогда попросила порекомендовать «исполнителей, которые сделают с таким же задором и осмысленностью». Она бы и у меня заказала даже зная, что я всего лишь направляю процесс. Другой пример Денис Башев - человек, который нередко делает специфические штуки и его клиенты это видят и хотят именно его решений. Но я уверен, не всем то, что он делает понятно, поэтому его клиенты это только его клиенты, которым важно именно его видение. Некоторые хотят именно тот, перформанс, который он устраивает с проектом в телеграм канале. В основном как мне видится, это все работает с малым и среднем бизнесом, где есть возможность заинтересовать ЛПРов лично. В крупном типа Reebok в Россию приходят в основном локализации и там больше про KPI и отчетность и про техничность, как мне видится. Но если смотреть в масштабе на эти бренды, то они тоже переодически меняют креативных глобальных партнеров если надо сменить вектор в рекламе, или агентство вработалось и делает многое по накатанной. В выборе таких партнеров включается еще много пунктов, важен масштаб и возможность справиться с большими задачами, бэкграунд подрядчика и так далее. Вы аргументированно все написали и конечно, стоит признать мой опыт - это опыт регионального агентства работающего в основном напрямую с людьми принимающими решения, и рынок здесь не конкурентный, поэтому выводы вполне могут быть субъективными - что собственно везде и подчеркивается. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Канюков

«исполнителей, которые сделают с таким же задором и осмысленностью» — это классно! 

Ответить
Развернуть ветку
163 комментария
Раскрывать всегда