Почему дизайн становится ближе к искусству

Все мы часто сталкиваемся с таким аргументом, что дизайн это не искусство. Что это прикладная история, у которой есть задача и оно создается с какой-то целью. И на мой взгляд это действительно верно. Так где же в дизайне искусство?

Задача дизайна сделать так, чтобы результат работы в виде визуальных символов и кодировок или объемов, технических решений — был удобным понятным. Кажется, что это это все синоним ширпотреба и серости. Но как мы видим в примерах лучших работ, это совсем не так.

Давайте разберемся, что такое искусство и что такое дизайн, с моей точки зрения. Она совсем не претендует на объективность, поэтому можете если хотите спорить)

Искусство это выражение взгляда на мир из головы художника. Он создает образы и формы, концепции, которые живут в его голове, смотрит на мир под своим особым ракурсом и визуализирует все это доступными ему средствами. Все это кажется происходит зачастую без какого либо задания, а то что он делает просто поток сознания. И мне видится здесь и находится узкое горлышко. Объясню свою позицию.

Искусство по заказу

Супрематизм и конструктивизм, с Малевичем, Лесицким и Родченко, с абстракцией и плоскостными композициями был ответом или реакцией на происходящее в общественно политическом пространстве, как страны так и мира. Это был своего рода общественный заказ на новый образ, новую концепцию визуализации меняющегося мира. Немудрено, что в результате этот авангард стал востребованным в том, что мы называем рекламой — в советской агитации того времени. Я считаю, что это был общественный заказ. А художники работали и работают на упреждение и в этом их сила. Они провидцы будущего. Немудрено, что много происходящее сначала в искусстве переходит в нашу обыденную действительность и используется потом уже в прикладных целях.

Так советский конструктивизм и супрематизм стали тем визуальным языком понятным современникам. И его широко использовала власть в пропаганде. А художники этому помогали. Все потому, что никто не живет в отрыве от реальности.

Если мы взглянем куда угодно в более ранние эпохи живописи и графики, скульптуры и так далее, то увидим, что все произведения создавались по заказу. Это были власти, меценаты, церковь. Особенно церковь, которая всегда и везде использовала искусство для пропаганды своих ценностей. Но все это никогда не мешало художникам доносить свой взгляд на тот или иной теософский вопрос. Вспомним хотя бы Брейгеля.

Сейчас копии кукол Кунца, продающихся за много миллионов можно легко встретить на Алиэкспресс, в виде реплик, что уже является показателем успешности искусства в массах. Но сначала появился оригинал. И кажется, что за этим ничего кроме воли художника не стоит. Ну что же, за ним совсем не стоит весь тот гламурный бэкграунд, та интерпретация обыденности окружения, из которой он смог сделать понятную и гламурную концепцию. Концепцию, которая стала популярной в массе.

Вопрос курицы и яйца здесь не стоит — сначала искусство как реакция на мир и по сути создающееся по заказу общества (например общества потребления как в случае с Уорхолом). А затем тиражируемая в массмаркет, потому что этот заказ стал как-то актуален для широких масс.

Выходит искусство создается по заказу и всегда служит какой-то более или менее прикладной цели — от пропаганды, до украшений интерьера. Настоящее искусство это всегда концепция — без концепции это мне кажется уже не искусство. Поэтому мы сколько угодно можем удивляться банану со скотчем или скульптуре, которая существует только в голове художника. И удивляться тому, кто же все это покупает. Все потому, что в этих концепциях есть развитие, есть собственный мир и частичка будущего, которая может изменить многое вокруг.

Что же с дизайном.

В противовес искусству нам говорят, что дизайн решает задачи. Он полностью прикладной. Как вы поняли из моих рассуждений — искусство в основе своей тоже достаточно прикладная история и тоже решает задачи. Пускай и несколько на ином уровне. Дизайн начинается с решения бытовых проблем, а искусство в самое своей низкой точке доходит до этого.

С дизайном происходит все ровно наоборот — создаваясь для решения проблем, он и порой сам становится искусством. Посмотрим на соковыжималку Старка, на шрифтовые плакаты швейцарской школы или плакаты Баухауса, на айфон — все они становятся часть нашего культурного кода, а не только решают простые проблемы как: донесение информации или звонок другу.

Мое мнение заключается в следующем: личность дизайнера так же как и художника важна в продукте. Любой продукт дизайна мог бы быть совершенно другим у другого автора, даже если они работали бы по одному ТЗ и были бы специалистами одного уровня. Это ли не тот авторский взгляд на мир присущий художнику.

В чем разница?

Художники предвидят, а дизайнеры зачастую работают уже с реальными вещами. Хотя могут и с тем, чего еще нет — как например с сотовыми телефонами, когда их еще не было.

На мой взгляд реальность такова, что алгоритмы машинного обучения все больше и больше распространяются, учатся решать задачи в сфере дизайна. Но машинное обучение это в любом случае подражание и в лучшем случае компилированние из образцов. Оно скоро научится делать аккуратно и понятно и наверное даже предсказуемо. Чем более понятней и предсказуемей результат у алгоритма, тем более актуален становится взгляд творца. Почему? Потому что иначе мы получим почти одинаковые дизайн решения.

Актуальность искусства не в том, чтобы делать красиво или модно, а в своевременности предлагаемых концепций. Сейчас дизайн неумолимо движется в туже сторону, все меньше достаточно будет делать красиво и аккуратно (хотя у нас тут в провинциях если ты делаешь так, то у тебя все еще хорошо с заказами). Все больше показать что-то в особенном ракурсе, вложить и рассказать необычную идею.

Так что, на мой взгляд если и раньше можно было (а по мне так и раньше нельзя было) противопоставлять искусство дизайну, то теперь в этом все меньше смысла.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пастухов

+

Ответить
Развернуть ветку
pete v

Могу ошибаться, но вы путаете культурную составляющую дизайна (как выглядеть чтобы быть понятым и принятым ЦА) с концептуальными элементами искусства. Не все то, что выглядит модно или непонятно несет в себе концепцию. Также дизайн бесконечно многообразен, но вы на него смотрите через призму узкой ниши культурно-нагруженных проектов: моды, музыки, искусства, мероприятий итд. Меньше всего я хотел бы чтобы приложение моего банка или портал госуслуг пытались показать что-то в особенном ракурсе, вложить и рассказать необычную идею.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

я согласен - хороший пример. Но скажите, зачем создавать дизайн приложений снова и снова, пытаясь их изменить. Одна из целей - сделать лучше и проще пользовательский опыт, с другой стороны создать интерфейс аутентичный банку, привнести новые образы таким образом, чтобы можно было отличить моментально - какой интерфейс банка открыт. Отчасти именно это я и называю искусством - создание чего-то характерного, но в первую очередь исходя из бизнес задач. Искусство исходит из другой парадигмы - там в приоритете именно выделение себя из ряда, а уже затем ответ на задачу. 

Ответить
Развернуть ветку
pete v

Перечитал заметку, не очень понятно с каким искусством вы связываете дизайн: "Выходит искусство создается по заказу и всегда служит какой-то более или менее прикладной цели — от пропаганды, до украшений интерьера. Настоящее искусство это всегда концепция — без концепции это мне кажется уже не искусство." Говорим о смыслах или декорациях в связи с дизайном?

Если речь идет о создании и исследовании смыслов, отражающих наше время, то между концептуальным искусством и дизайном пропасть, как минимум потому, что 99% дизайна занимается исключительно обслуживанием бизнеса / капитала. У дизайнера нет в этом смысле субъектности, которая позволила бы ему свободно транслировать собственные концепции на базе клиентской работы (редкие исключения это, возможно, культурно-нагруженные проекты с открытым брифом). Он всегда связан по рукам tone of voice, ценностями и миссией бизнеса, на который работает. Несомненно, иногда дизайн может быть вдохновлен концептуальным искусством или даже заимствовать его язык, но он всегда обречен быть ведомым.

Если планка — концептуально бессмысленный, либо ведомый, но визуально оригинальный художественный язык, то у дизайна с декоративным искусством может быть бесконечное количество пересечений, как вы верно заметили. Вплоть до перемещения объекта дизайна в категорию декоративного искусства полностью. Опять же, декоративное искусство может лишь быть вдохновлено смыслами, но не способно создавать новые. 

Если вас перефразировать, то вы говорите что дизайнеру важно уметь создавать уникальные художественные приемы или смысловые метафоры для передачи ценностей и отстройки бренда, по моему мнению это все полностью входит в традиционные практические задачи дизайна, напрямую не связанные с искусством. Сюда относится и декорирование и включение культурных сигналов, там где это необходимо. Надеюсь понятно выразился.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Все правильно и понятно. Особенно в последней части - я как раз о том, что изначально дизайн и искусство не так сильно разделены (и входит в традиционные определения). Но важно как они идут к одному и тому же. Мне отчасти эта история напоминает эстафету.

Если говорить про поиски смыслов, то как 99% дизайнеров не ищут ничего нового, так и 99% художников штампуют узнаваемые мотивы в понятной манере. Тут разницы совсем немного. А если говорить про рамки для дизайнеров, то я думаю в данном случае речь идет о тех случаях где нужна работа не дизайнера, а технического специалиста. Даже в крупных компаниях с прописанными до немогу стандартами - может найтись место обоснованному видению, точки зрения, отхождения от правил. Другое дело, чтобы это произошло нужны веские основания.

Ответить
Развернуть ветку
Gable McKrawll

«Любой продукт дизайна мог бы быть совершенно другим у другого автора, даже если они работали бы по одному ТЗ и были бы специалистами одного уровня. Это ли не тот авторский взгляд на мир присущий художнику.»

Нет. Потому что продукт дизайна должен отвечать требованиям. И если бы он и получился визуально «другим» в него были бы заложены одинаковые задачи и, как минимум правила, которым дизайнеру необходимо придерживаться при проектировании.

Ответить
Развернуть ветку
ggbh dfgg

Эль был ЛИсицкий...

Ответить
Развернуть ветку
Данил Аксёнов

Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, которое испытал человек, выражающий свое чувство.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда