{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Каждый дизайн — это система

Главный признак великого дизайнера – системное мышление. Каждый дизайн – это система.

Когда мы сталкиваемся с неопытными дизайнерами, есть одна вещь, которая всегда выделяется в их образе мышления. И речь пойдет даже не о том, как они думают, а о том, как они не думают.

Больше интересных и актуальных статей ищите в нашем блоге и телеграм-канале.

Они не думают о каждом дизайн-проекте как о дизайн-системе. Они не ценят взаимосвязь своих дизайнерских решений. Они решают проблемы проектирования изолированно, а не как единое целое.

Короче говоря, дизайнерам-новичкам не хватает системного мышления, именно это мешает им преуспевать в больших и значимых проектах, о которых они так мечтают. Это беспокоит, ведь необходимым навыкам и инструментам всегда можно обучить, но вот усвоить новые способы мышления бывает крайне трудно. В нашем современном дизайнерском образовании отсутствует системное мышление.

Что такое системное мышление?

Согласно Википедии:

Системное мышление – это способность или умение решать проблемы в сложных системах. Система – это объект со взаимосвязанными и взаимозависимыми частями; он определяется своими границами и является чем-то большим, чем сумма его слагаемых. Изменение одной части системы влияет на другие и на всю систему в целом с предсказуемыми моделями поведения.

Системное мышление может относиться к Вселенной, нашей планете, местному населению, организации или экосистемы домашнего хозяйства – всего, что имеет группы частей, взаимодействующих друг с другом, образуя единое целое.

Systemsthinker.com описывает осознание и процесс системного мышления следующим образом: системное мышление заменяет редукционизм дизайн-мышления (убеждение, что все можно свести к отдельным частям):

  1. Экспансионизм (вера в то, что система всегда является подсистемой какой-то более крупной системы);
  2. Анализ (получение знаний о системе через понимание ее частей);
  3. Синтез (объяснение роли системы в более крупной системе).

В UX/UI дизайне системное мышление не всегда приравнивается к созданию дизайн систем, хотя библиотеки шаблонов и системы дизайна часто являются артефактами крупномасштабного системного мышления, применяемого к процессу цифрового дизайна.

Системное мышление в дизайне означает следующее: каждое ваше решение влияет как на прошлые, так и на будущие решения. Каждый пиксель, который вы рисуете, подчиняется правилам, установленным вами ранее. Когда вы вносите изменение, независимо от того, насколько оно велико или мало, оно может отразиться на всем вашем дизайне и потребовать неких обновлений, чтобы сохранилась целостность системы.

Дизайнер признает, что в условиях, с которыми мы сталкиваемся, играют роль структура и порядок. Он внимательно наблюдает за взаимосвязями событий и данных в системе, пытаясь определить общие закономерности и предвидеть потенциальное влияние каждого компромисса.

Беспорядочный и непоследовательный дизайн является результатом недостатка системного мышления.

Все, что вы создаете, даже если это всего лишь одна-единственная страница, представляет собой экосистему компонентов, которые должны жить в гармонии, а не просто сосуществовать. Если ваша система непоследовательна или неполна, она не сможет поддерживать свои элементы. Отсутствие системного мышления всегда приводит к непредвиденным последствиям.

Почему дизайнеры недооценивают системное мышление?

Комплексность – это сложно. Дизайнеров засыпают мантрами о простоте и минимализме. Когда добавляется новый уровень взаимодействий, решение проблем в этом пространстве становится экспоненциально сложнее. Иногда этого достаточно, чтобы заставить вас все бросить или переложить эту ответственность на кого-то другого. Но стремление к простоте не достигается путем игнорирования сложных проблем.

Системное мышление – это осознание, которое требует, чтобы вы одновременно удерживали в голове множество переменных и связей. Оно требует огромного внимания и широкого кругозора. И это истощает. Неудивительно, что многие дизайнеры стараются такого избегать.

Вы избегаете этого, когда думаете, что ваш проект слишком прост, чтобы ему требовалась дизайн-система. Что делать, если я создаю блог, портфолио, веб-сайт с брошюрой или отдельный лендинг? Неужели для этого нужна дизайн-система? Разве все эти системы нужны кому-то кроме продакт дизайнеров? Это ведь они создают сложные корпоративные приложения…

Вы также можете отказаться от системного мышления, потому что оно несовместимо с другими теориями дизайн-мышления. Но все это заблуждение. Оба эти мышления поддерживают слабые стороны друг друга. Лучшая практика проектирования – та, которая находит баланс между системным и дизайнерским мышлением.

Также вы можете избегать системного мышления, когда ваша работа настолько разрознена, что вы попросту не можете увидеть остальную часть системы, в которой будет жить ваше творение. Это большая проблема, даже катастрофа, ведь контекст часто стоит во главе угла и им нельзя пренебрегать.

Системы могут быть намного проще, чем вы думаете

Учтите следующее: каждый раз, когда вы сохраняете образец цвета или стиль текста, вы определяете систему. Когда вы повторно используете постоянный паттерн, вы следуете рекомендациям своей системы. Все те микро решения, что вы принимаете, подсознательно складываются в систему, независимо от того, насколько она проста или мала.

Если посмотреть с этой точки зрения, становится ясно, что каждый дизайн-проект – это система. Системного мышления не избежать. Вы делаете это все время, понимаете вы это или нет. Вопрос в том, хорошо ли у вас это получается?

Как выглядит хорошее системное мышление

Таким образом опытные дизайнеры подходят к каждому проекту – независимо от того, насколько он большой или маленький. Важной частью успешного процесса проектирования является постоянное понимание системного мышления, которое включает в себя:

  • Атомарную работу и своевременное, частое повторное использование – это автоматизирует общесистемные изменения и помогает избежать переделок и непредвиденных последствий.
  • Определите основы. Тип, цвет, интервал – определите их прежде чем вы слишком увлечетесь другими деталями вашего проекта. Изменение этих основных принципов оказывает наибольшее влияние на вашу систему, поэтому лучше обозначить их как можно раньше. Не позволяйте им оставаться в движении слишком долго, иначе ваша система превратится в беспорядок.
  • Уважайте эффект бабочки. Является ли решение изолированным, или его влияние отразится на других областях вашей системы? Никогда не принимайте дизайнерское решение, не осознавая заранее масштаб его последствий. То, что кажется небольшим изменением в одном месте, может перерасти в серьезные изменения на другом конце вашей системы.
  • Колебание между микро и макро зрением. Так вы одновременно отслеживаете детали и общую картину. Никогда не упускайте из виду целостность и согласованность своей системы, когда рассматриваете даже мельчайшие детали.
  • Последовательность — это закон. Вы не получите привилегии нарушить его, пока не научитесь следовать ему. Стремитесь к максимальной согласованности в вашей системе.
  • Расширьте свои исследовательские возможности. Слишком строгая система задушит творчество. Системы должны со временем органически эволюционировать. Определение системы означает нахождение баланса между последовательностью и гибкостью. Вы почувствуете это, когда будете слишком ограничены своей системой.
  • Рационализируйте свои решения против системы. Когда вы выбираете определенный стиль текста или элемент управления формы, понимаете ли вы почему? Вам часто придется оправдывать и «продавать» свой выбор дизайна клиентам, начальству или сотрудникам. Если вы не можете объяснить, почему ваш выбор правильный, возможно, он просто неверен!
  • Документирование вашей системы. Это может быть трудоемкой задачей, но если кто-либо, кроме вас, может работать над вашими проектами (в том числе внешний/внутренний разработчик), вам необходимо задокументировать решения, которые вы принимаете, чтобы можно было понять созданную вами систему.

Системное мышление является ключом к созданию согласованного дизайна, потому что каждый проект – независимо от его размера регулируется системой, на которой он построен. Игнорировать эту систему – все равно что строить небоскреб на шатком фундаменте.

Системное мышление – это также метод балансирования редуктивного подхода к решению проблем, который часто создается дизайн-мышлением. Предвидеть и уменьшить непредвиденные последствия до того, как они возникнут – это пик мастерства.

Системное мышление тоже не является обязательным. Возможно, что вы и так постоянно его используете, просто неосознанно. В следующий раз, когда вы начнете проект без системного мышления, лежащего в основе процесса проектирования, спросите себя: действительно ли вы хотите пустить проект на самотек?

Больше интересных и актуальных статей ищите в нашем блоге и телеграм-канале.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Game Topia

Если новички чего-то и не понимают, то дело не в них, а в тех, кто очень простые вещи объясняет при помощи талмутов нелогичной и не понятной ерунды, как например этот пост.

И да, даже дизайнер с большим опытом не всегда может представить, как будет выглядеть элемент, приходится создавать его прототип. Ну а если этот элемент повторяющийся, то приходится эмитировать его повторение. Это доказывает, что невозможно в полной мере определить дизайн-систему до создания ее элементов. Ее вообще определяют динамически по ходу работы. А ее основное предназначение установить диалог в команде дизайнеров. Она словно свод правил к которым обращаются при возникновении вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

И прежде чем лезть в эти дебри, новичкам, лично я бы посоветовал осознать, что не стоит чего-то лично выдумывать, поскольку существуют готовые дизайн системы созданные известными корпорациями на основе реального опыта полученного как практически, так и экспериментально. Эти дизайн системы лежат в основе готовых программных ui-компонентов изменение стилей которых очень сложно, долго и следовательно - дорого. Поэтому, если вы хотите быть востребованными на рынке, старайтесь придерживаться топовых руководств тех платформ с которыми работаете. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Кушвинцева

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Onegin

Как вообще можно не системно что-то разрабатывать. Типо тяп ляп и в продакшн?))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Курлов

Ну типо))

Ответить
Развернуть ветку
Daria Izotova

Есть ощущение, что при написании этой статьи системное мышление так же отсутствовало.

По факту, система формируется только на базе чего-либо. Разработка того же ui-кита длится годами и он постоянно пополняется и растёт вместе с продуктом.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Третий

Проблема неопытных в отсутствии опыта. Статья ни о чем. 

Ответить
Развернуть ветку
Never Again

Оригинал:
Defining the basics — such as type, colour, spacing

"Перевод":
Определите основы. Тип, цвет, интервал

Что за халтура?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда