Почему вы не сможете стать дизайнером

Довольно много людей и компаний активно спекулируют мыслью, что любой человек способен стать кем-то, кем он ранее не был. «Нужно лишь захотеть, перестать быть прошлым собой и стать новой лучшей версией себя» (типа Тони Роббинс). В течении многих месяцев общения с коллегами из разных компаний (зеленых, красных и прочих), нам совместно удалось сформулировать основные тезисы, почему в дизайне так вот не получится. И получится ли где-либо ещё?

Купи курс? Ну купи, а?

Быть, а не казаться

Начнём с очевидного. Дизайнер — это в первую очередь человек. В первую очередь это член социума, гражданин, биологическое тело — и уже потом всё остальное. И вот это человеческое мы и перестали видеть в дизайнерах, пытаясь автоматически заменять личность — на функцию. И абстрактная функция, разумеется, может стать в одночасье и такой, и эдакой, вывернуться туда и обратно, нужно только поменять вводные.

В этом мире абстракций и начинает казаться, что купив месячный/годовой курс, или же набрав менторов, коучей и прочих воспитателей, можно модифицировать любого человека в дизайнера. Что можно научить системности, упорядочиванию, отсеканию всего лишнего и тяге к эстетике любого и каждого.

Давайте же системно исследуем эти убеждения и поймём, что же с этим не так. С одной стороны, чисто биологически человек обновляется целиком и полностью за гораздо более длительный срок, есть даже миф про полностью обновлённую версию себя через каждые 7 лет (ниже ссылка на более подробную статью про это)

Далее я часто спрашивал себя и своих коллег по цеху:

В какой момент мы решили, что дизайн и реальная жизнь не пересекаются? Кто и когда нас убедил, что есть одна реальность, в которой деньги, конкуренция, быт и обычные смертные люди — и отдельно существует вселенная розовых пони с волшебными макетами (обязательно в компонентах и используя Variants), которые обладают сказочными навыками роста конверсии и делающими ВЖУХХ вашему бизнесу?

Мне довелось нанимать и работать с десятками различных дизайнеров, и в реальности истории магического роста в профессии и волшебного скачка в скиллах на самом деле выглядели крайне прозаично:

Один будущий арт-директор начал свой карьерный рост с того, что с детства просто делал крутые фигурки вселенной Warhammer. Ему еще до изобретения фигмы и появления первого айфона уже нравилось раскрашивать, оформлять, полировать пластиковые фигурки, доводя их до совершенства. Ещё не просмотрев ни одной презентации про дизайн-системы, он уже систематизировал своё войско, выделяя типовые визуальные приемы для разных рас, родов войск, воинских званий, заведя библиотеку из визуальных кодов для своей армии. Просто потом в какой-то момент он добавил к этим своим многолетним скиллам из детства — еще и Фигму. Стал ли он дизайнером?

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Да он им родился. Просто всю жизнь был крутым арт-директором боевых фигурок, а теперь стал тем же — но в банке. Изменился ли он, стал ли он кем то, перестал ли он быть кем-то?

Стал бы он кем-то другим, изменился бы внутренне, если бы вместо Фигмы освоил дизайн интерьеров, или рисование аниме, или кондитерское оформление тортов? Ничуть, мы те — кто мы есть.

Вот этот человек дизайнер или нет? Он сам себя так никогда не называет. А по факту?

Ещё такой же абсолютно реальный пример из жизни. Одна суперкрутая сейчас продуктовая дизайнерка — с младых ногтей дизайнила свое тело. Приседания, бег, кросс-фит всегда были в её жизни, так она кропотливо, пиксель за пикселем дизайнила саму себя, тысячами правок и итераций, с нарастающим упорством. Не посещая выходные в Суздале или даже не подписавшись на инсту Лампаса, в ней дизайн жил всегда.

И вдруг узнала про Фигму, и стала качать её ровно также, как она всю жизнь качала пресс. И все восхитились:

Уау, посмотрите, оказывается даже из фитнесс-тренера можно стать одним из лучших дизайнеров в компании!

Стать? Просто посмотрите хотя бы раз на её тело и потом на свои заплывшие на карантине фигуры. Да она всегда была дизайнером, ее опыт в дизайне тела исчисляется десятком лет. А компоненты и подбор цветовой гаммы — это просто еще один инструмент, новый цифровой молоток для того же самого процесса, который она освоила с рождения.

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Итак, мы те, кто мы есть. Мы производная от наших родителей, друзей, привычек, образования и жизненного опыта. И распознать в нас наличие или отсутствие дизайнера можно мгновенно, причём вообще без портфолио и тестовых заданий. Нужно лишь задать соискателю несколько вопросов:

Как он отрисовал свою жизнь, из каких компонентов собирал собственную судьбу, свой быт и свой распорядок дня? Как он дизайнит свой досуг?

Что такое саморазвитие для человека: здоровое питание, плавание, походы в горы, коньки и сауна? А может бесконечные ночные посиделки с такими же «творческими уникалами» в барах с алкоголем, скромно именуемое общением? Какое общение для него ценно и как он отличает бесполезный трёп — от эффективного, развивающего себя диалога с товарищами?

Эти простые осознанные вопросы будут полезны не только на собеседованиях, но и к себе самому. И ответ на них должен быть дан честный, не в угоду той или иной повестке, не ради победы старой или новой этики, не с целью ретуширования себя.

Эти ответы — просто констатация факта: что всё есть одно, и макеты в вашей команде будут ровно такими, каков есть сам дизайнер, потому как яблоко не может упасть далеко от яблони.

И вот именно то, как он живет сейчас — так и будет потом развивать дизайн в вашем проекте/команде. Пьяные разговоры по пятницам в барах — или трезвые осознанные поступки? Абстракции и обещания на слайдах, или во главе всего будут стоять реальные метрики роста своего бицепса и уменьшения талии? Систематизация своих пластиковых войск по родам и чинам, или заваленная крошками от еды клавиатура?

И всё сразу станет понятно.

Путь в никуда из ниоткуда

Выкристаллизовав опыт множества своих коллег и друзей (не только из сферы дизайна, но и из строительства, нефтянки и кулинарии), можно с уверенностью сделать следующие выводы:

Никто никем не становится. Никто ни во что не превращается. Ты просто с самого рождения делал что-то более удачно, а другое — с меньшим интересом и желанием. Потом ты мудреешь, начинаешь анализировать себя и всё чаще и с большим эффектом стараешься тратить время и силы на то, что у тебя изначально удавалось лучше, и всё меньше тратишь время на то, что тебе не по душе, минимизируя свои фейлы и увеличивая количество успехов тупо за счёт перераспределения усилий.

Я вот, например, не люблю и не умею водить автомобили. Никогда к этому не тянулся, меня всегда воротило от автопрома в целом. Как думаете, сколько часов в день я провожу за баранкой в пробках на 3-м кольце?

Нисколько, зачем мне силой превращать себя в шофера, ведь я никогда не проявлял ни малейшего устремления к этому роду деятельности. Мы те, кто мы есть.

Я с детства обожал командные виды спорта. Выработка совместной стратегии, тактическая расстановка сил на площадке, работа простив самого слабого (или низкорослого противника) — это всегда был мой океан, в котором я ощущал себя как резвящийся дельфин. И чем же я занимался на каждой своей работе, от ведущего инженера вагонного хозяйства до технического писателя?

Правильно, создавал ударное звено, тактику нападения и подстраховок в защите, оперативно формировал резерв для тактических замен на концовку, тянул за собой в атаку молодых и открыв рот прислушивался к ветеранам.

Даже сейчас, говоря о том, что мы в команде развиваем коммьюнити, я подразумеваю не пятничные посиделки с вином за разглядыванием чужих макетов, а глобальную прокачку всего Figma Community, куда мы с коллегами регулярно выкладываем свои наработки и советы, делимся своими компонентами и идеями именно там, откуда больше всего и черпаем помощи и плагинов в ответ.

Вот тут уже мой персональный вклад в общедизайнерское коммьюнити, для всех и каждого и пусть никто не уйдёт обиженным, подписывайтесь: figma.com/@nemerich

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото игроков нашей команды

А что по другим профессиям? И можно ли в одночасье стать президентом?

Есть гипотеза, что выведенный постулат про то, что дизайнером невозможно стать, применим вообще везде.

Ищете кладовщика с системным подходом? Посмотрите на его рабочий стол, на его рабочее место. Заваленный жратвой и заклеенный стикерами стол в 100 случаев из 100 скажет вам о том, как этот человек будет следить за движением товаров по складу в дальнейшем. Чудес не бывает, из одного вытекает другое.

Допустим, вам нужен просто хороший менеджер, умеющий работать с людьми, выстраивать с ними длительные лояльные отношения, мотивировать и воспитывать лучшие черты в своих коллегах. Зачем мучать его долгими собеседованиями, если человек никогда более месяца не был в постоянных отношениях, не завел парочки детей, не воспитал их достойными членами гражданского общества?

Как ваш будущий менеджер будет гасить конфликты в коллективе, если его жизнь находится в перманентном статусе «всё сложно»? Как он будет воспитывать очередного джуна, оказывать ему поддержку и помогать в росте, если он вырастил и воспитал ноль детей и не планирует этого делать в будущем?

Или вы верите, что человек может идеально направлять и воодушевлять, гасить конфликты и перераспределять человеческий ресурс, но просто десятилетиями нарочно (прикола ради?) утаивал этот супернавык от родителей, от партнера, от детей?

Ты управлял людьми в армии или в пионерском звене, сам добровольно подрабатывал вожатым в лагере и был капитаном сборной своего учебного заведения — отлично, ты уже стал нашим менеджером. Не сегодня, а 20 лет назад.

Или ты дизайнил стенгазеты или клумбу во дворе? Ты создал себе идеальное тело, навёл идеальный порядок в архиве фотографий и на домашней книжной полке? Ты уже стал экспертом по дизайн-системам за 20 лет до их появления.

Остальным деталям люди обучаются за пару минут, ведь разные инструменты никак не меняют их сущность и их изначальный подход к процессу. А когда завтра на смену Фигме придёт Шмигма, мы останемся теми же самыми, и наше отношение к работе, к людям, к миру — ничуть не поменяется.

Outro

Разглядите в дизайнерах — людей. Людей, которые уже 20-30-40 лет ежедневно, ежесекундно дизайнят свою жизнь. Оцените макеты их судьбы, загляните в ту изначальную Фигму, в которой они десятилетиями прорисовывали самих себя и качали своё коммьюнити. И вам за 5 минут сразу станет ясно, какое у него будет портфолио и как он выполнит тестовое.

Разглядите людей — и в самих себе. Не громкие должности, не набор прошлых картинок в портфолио, а кто я такой по жизни, что я делаю, зачем я здесь, куда я иду?

Так вы поймете, кто именно нужен вам в банду, кто идеально дополнит вас, вашу команду, кто реально усилит нашу извечную охоту на «Денежного мамонта» своим усердием, опытом, мужеством?

И только потом вспомните про картинки и скругления у кнопочек. Не меняйте местами фундаментальные приоритеты с их производными, и не давайте другим запутать себя.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Константин Губеркан

Вся статья - бессмысленное блуждание автора в потоках своих домыслов и умозаключения.

Если ваш мир таков, что есть только черное и белое - то окей. У большинства мир все-такие имеет множество оттенков и очертаний.

—-

Возможно автор обиделся, что те самые дизайнеры, которые прошли курсы и начали развиваться семимильными шагами, подвинули автора в сторону с его тонкой душевной организацией и чувством собственной значимости и величия, ведь он с детства "вкладывался" в эту профессию всю свою жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Спасибо за ваш ответ.
Нет, я вообще не дизайнер, о чем тут ранее уже указали в комментариях.

Ну впрочем, вы тоже далеко не диагност-психиатр по всей видимости, надеюсь это также не испортит вам день)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Назаров

Помимо большого количества воды. Мне кажется, что в статье я заметил весьма вредную мысль, будто тем или иным специалистом можно только родиться, а не стать. То есть не учитывается такой важный фактор, как много-много часов усердной работы. В целом, какой-то очень узкий взгляд. Если человек всю жизнь мечтал быть дизайнером, но работал на другой работе, а тут в лет в пятьдесят вдруг решил наконец учиться дизайну,  то за него стоит только порадоваться. Никто не говорит, что он станет крутым специалистом, как ими и не станут многие из тех,  кто прошел курсы, но есть шанс,  что станет.

Необязательно любить рисовать в детстве, чтобы в условно 20 лет захотеть стать художником.

Дизайнером не только можно стать, но нужно, если конечно этого хочешь. А для этого надо очень много работать, набивая по пути шишки, учась на своих ошибках.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Спасибо, но не могу не согласиться.  На мой вкус вредно как раз заниматься самообманом, убеждая себя, что в мире возможно все и доступны любые пути и награды. Вот уж нет.

Можно в душе сколько угодно захотеть стать летчиком-истребителем, машинистом грузового поезда или моряком-подводником. Захотеть — можно. Но если есть противопоказания по зрению, давлению, или просто соискатель — женщина, то путь в перечисленные профессии будет навсегда закрыт.

Закрыт от рождения, именно. Это не я придумал, такова реальность и те правила, которые в ней существуют вне зависимости от моих статей. Это данность. С ней невозможно воевать в комментах.

«Много работать» — ну да, конечно же совет полезный и логичный. Я лишь призывал, чтобы много работали туда — куда тянуло всю жизнь, к чему было очевидная тяга, отмеченная еще в детском саду. А если тяги всю жизнь не было, если с младых ногтей не прилип навсегда к тому или иному роду деятельности, то усилия тратить бессмысленно.  

Можно тратить, но очень глупо, потому что ты не станешь тем, кем никогда не был.

А самое вредное — ты не станешь тем, кем мог бы стать, сфокусировавшись на другом, более простом и доступном тебе пути, и вовремя откинув самообольщение и экзальтацию от покупок волшебных курсов.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Game Topia

Статья - бред! Вы даже не обозначали направления дизайнера. Одно дело дизайн иллюстрации, другое дизайн интерфейсов. Дизайн интерьеров и авто, это третье и четвертое. Примеры дикие и если и содержат доказательства или опровержения, то больше из области алхимии нежели науки. Вы точно не дизайнер раз такую ерунду написали.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Спасибо за ваше замечание. А разве направления имеют значение? Приведите пример, когда человек работал иллюстратором, но вообще не разбирался в дизайне одежды или внешнем виде автомобилей?

Давайте даже так: Почему мы выдумали некую умозрительную абстракцию «разные направления дизайна» и теперь насаждаем ее как нечто реально существующее?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Знаете чем вы опровергаете собственный тезис что «всему можно научиться»? Ровно тем, что вы сами не научились такой простейшей вещи как вежливость)

Ничего сложного ведь, куда проще чем высшая математика, и наверняка этому всех учили с детства. Однако, посмотрите на комментарии:
— у одних ведется конструктивный диалог
— у других истерика «бред, идиот, глупец».

Как же так, все ходили в одни и те же школы, у всех были одинаковые учебники, Ну погоди и Жюль Верн.

Почему вот прямо здесь и сейчас одни могут общаться, а другие нет? Ведь столько курсов, есть основные понятия, можно улучшать свои навыки? Что не так?

А вот не дано. Некоторым с рождения не дано то или иное занятие. Мы те кто мы есть и другими не станем)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Неумный комментатор

Статья умного человека без шаблонного мышления, и очень интересный спор в одном из тредов. 

Я догадываюсь, за что автора так яростно минусят, видимо, кого-то  больно шаркнул по потаённым мыслишкам.

От себя добавлю немного. Некоторые из тех людей, которые меня учили азам, почему-то считали своим долгом вкрутить мне в голову мысль, что дизайн - это ремесло, и ни в коем случае не искусство. На вопрос о том, что в их понимании искусство, объяснения сводились к тому, что это "художества". Когда я приводил в пример мнения очень известных и успешных дизайнеров, говорящие об обратном, ответ был довольно интересным "Ну, еще бы, если бы я была такой звездой, как Y (нет, Y - это не татьяныч), я бы тоже могла себе позволить так говорить".
Эти разговоры лишь укрепили меня во мнении, что все пределы - только в голове.

И да, действительно, не только дизайн - абсолютно любое дело, которое человек осознанно выбирает на жизненном пути, и которое любит, является по сути, производной всей его жизни, всего опыта. Мастерство - это не 10 000 повторений, это осознанность. Можно и в 40, и в 60 найти это дело, и догнать все поезда, это и правда не прямая.
Мало отучиться и поработать, надо этим гореть, надо жить, спорить с авторитетами, ошибаться, защищаться, находить ответы и быть собой.
Мы - те, кто мы есть.
 

Ответить
Развернуть ветку
Ed Lee

Дизайн и есть ремесло. Любой дизайн создается для масс культуры. Чтобы для всех было понятно и просто в использовании. За исключением концептов. В них можно делать что угодно, с точки зрения художественных подходов.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Слава Коженевский

Отличная попытка защитить ЧСВ от нарастающего числа курсов различных гикбоксов и скилбрейнов. И объяснить себе почему вас не заменят джуны за 40к и ИИ. (я тоже переживаю)))
Но с вами поспорит наука. А именно психолог Андерс Эриксон из Университета штата Флорида, который доказал, что для мастерства в любом деле достаточно лишь 10 000 часов упорной практики. Человеческий мозг, самая гибкая вещь во вселенной, кто угодно может быть кем угодно (на достаточно хорошем уровне, есть, конечно, предрасположенность, и коротконогий человек не может быть олимпийским чемпионом по бегу (физику не обманешь), но он все равно может быть хорошим спортсменом). Нужно просто умножить усилия на время. 
Дело в другом, когда ты в детстве раскрашиваешь фигурки, ты уже получаешь необходимые знания дизайнера (тупо насмотренность на цвета и тени) и тебе проще стать дизайнером, грубо говоря, ты начинаешь не с нуля отсчет 10 000 часов.  Поэтому, стать дизайнером за год курсов нельзя,  но, в принципе, стать дизайнером может кто угодно. Главное направить на это свой фокус внимания. Я конечно думаю, что 10 000  часов это какое-то обобщение, но в целом, чтобы стать профессиональным дизайнером, этого точно хватит.
Но 10к часов, это 10 лет по 3 часа в день. Так что, даже самые трудолюбивые выпускники скилбрейнов, только лет через 5 начнут представлять из себя хороших специалистов. Но и олды не стоят на месте и развиваются.   
_____________
Кстати, по этой же причине принято ругать высшее образование. Типа я за 4 года в универе, ничему не научился, и не стал профессионалом. Потому что вышка, это только пол пути. 
И по этой же причине, успешный стартапер в 25, это редкое исключение. И отличные бизнесы люди начинают ближе к 40 годам.   

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Все так. Остается неясным лишь одно, а что же мешало человеку все эти годы (за 10 лет до покупки курсов) начать раскрашивать фигурки или управлять тусовкой во дворе? то есть получать ту самую фору и тот буст в 10 тыс часов?  Злой Путин запрещал?

И про олимпийцев пример отличный, но никто за полгода до олимпиады не начинает тренировки. Их начинают лет с 5, а потом запрыгивать в этот поезд рекордов уже не имеет никакого смысла.

Статья лишь утверждает, что в поезда дизайна, менеджерства, программирования — после отправления со станции в 5летнем возрасте уже не догнать

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Катя Тимофеева

Автор побудил меня убрать срач в квартире.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юлия Хапёрская

Это настолько красиво, что наворачиваются слезы. Хочется верить в своего внутреннего ребенка, а в придачу и во все человечество. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Шевелько

На мой взгляд - сплошная вода. А через неё просматривается комплексы автора. Надеюсь никого не обидеть, но тут видно и зависимость от мнения большинства, и желание объяснить свои неудачи отсутствием врождённой предрасположенности.
Автору хочу напомнить, что человек рождается без личности. Личность формируется со временем, по мере взросления и накопления опыта. И да, один и тот же человек в 15 и в 35 лет может иметь совершенно разные убеждения, характер, желания... Нет никаких врождённых предрасположенностей к профессиям.
Если человеческого ребёнка воспитают, допустим, обезьяны, то он никогда не станет полноценным членом человеческого общества.
А вот обычный человек действительно может освоить любую профессию с нуля, даже в преклонном возрасте. Все зависит от вложенных усилий. Возможно не все станут великими, но просто потому, что не всем это нужно.
(прошу прощения за сумбур, но)
Я, допустим, вообще не помню себя в 5 лет. Кажется, я навыдумывала себе вооброжаемых друзей и общалась с ними вместо реальных. И что это может говорить о моей нынешней профессии? Я даже в школе держалась внутри своей очень узкой компании знакомых, а действительно крепкой крепкой дружбы не сложилось и вовсе.
И что, вы думаете, что я не смогу изменить свою жизнь?
Все меняются с возрастом. Порой - до неузнаваемости.
Автору хочется посоветовать развиваться для себя, а не ради окружающих. Развиваться потому, что тебе приносит удовольствие то, что ты делаешь, а не потому что хочешь кого-то превзойти.

Ответить
Развернуть ветку
Карина Мартиросян

Какая же бессмысленная статья...

Ответить
Развернуть ветку
V L

Дизайн - самая неблагодарная, неоплачиваемая, морочливая работа, с самым низким спросом. 99% заказчиков не заметят разницу между очень хорошим дизайном и очень плохим. Поэтому что девочка установившая вчера Фотошоп, что Senior с 16 летним опытом для работодателя и для клиента - одно и то же. Поэтому и платить больше чем стажору вам никто не будет. Текучка бешеная, просят переделывать по 100 раз один и тот же макет, независимо от того как он сделан. Это так устроен мозг у клиента. Он всегда хочет увидеть еще варианты, и вы двигаете все элементы и меняете их цвета, пока всех тошнить не начнет. А утвердят не тот вариант что понравился, а тот, который в данный момент времени был открыт на экране. Продавец трусов больше и стабильнее зарабатывает.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий

Дизайнер - это человек, которому платят за дизайн. Все остальное вкусовщина и какие-то углы восприятия. Для своих клиентов я классный дизайнер. Для комьюнити средний. Для топов говно.

Ответить
Развернуть ветку
Айрат Галеев

Захотелось форточку открыть от прочтения статьи

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда