{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему вы не сможете стать дизайнером

Довольно много людей и компаний активно спекулируют мыслью, что любой человек способен стать кем-то, кем он ранее не был. «Нужно лишь захотеть, перестать быть прошлым собой и стать новой лучшей версией себя» (типа Тони Роббинс). В течении многих месяцев общения с коллегами из разных компаний (зеленых, красных и прочих), нам совместно удалось сформулировать основные тезисы, почему в дизайне так вот не получится. И получится ли где-либо ещё?

Купи курс? Ну купи, а?

Быть, а не казаться

Начнём с очевидного. Дизайнер — это в первую очередь человек. В первую очередь это член социума, гражданин, биологическое тело — и уже потом всё остальное. И вот это человеческое мы и перестали видеть в дизайнерах, пытаясь автоматически заменять личность — на функцию. И абстрактная функция, разумеется, может стать в одночасье и такой, и эдакой, вывернуться туда и обратно, нужно только поменять вводные.

В этом мире абстракций и начинает казаться, что купив месячный/годовой курс, или же набрав менторов, коучей и прочих воспитателей, можно модифицировать любого человека в дизайнера. Что можно научить системности, упорядочиванию, отсеканию всего лишнего и тяге к эстетике любого и каждого.

Давайте же системно исследуем эти убеждения и поймём, что же с этим не так. С одной стороны, чисто биологически человек обновляется целиком и полностью за гораздо более длительный срок, есть даже миф про полностью обновлённую версию себя через каждые 7 лет (ниже ссылка на более подробную статью про это)

Далее я часто спрашивал себя и своих коллег по цеху:

В какой момент мы решили, что дизайн и реальная жизнь не пересекаются? Кто и когда нас убедил, что есть одна реальность, в которой деньги, конкуренция, быт и обычные смертные люди — и отдельно существует вселенная розовых пони с волшебными макетами (обязательно в компонентах и используя Variants), которые обладают сказочными навыками роста конверсии и делающими ВЖУХХ вашему бизнесу?

Мне довелось нанимать и работать с десятками различных дизайнеров, и в реальности истории магического роста в профессии и волшебного скачка в скиллах на самом деле выглядели крайне прозаично:

Один будущий арт-директор начал свой карьерный рост с того, что с детства просто делал крутые фигурки вселенной Warhammer. Ему еще до изобретения фигмы и появления первого айфона уже нравилось раскрашивать, оформлять, полировать пластиковые фигурки, доводя их до совершенства. Ещё не просмотрев ни одной презентации про дизайн-системы, он уже систематизировал своё войско, выделяя типовые визуальные приемы для разных рас, родов войск, воинских званий, заведя библиотеку из визуальных кодов для своей армии. Просто потом в какой-то момент он добавил к этим своим многолетним скиллам из детства — еще и Фигму. Стал ли он дизайнером?

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Да он им родился. Просто всю жизнь был крутым арт-директором боевых фигурок, а теперь стал тем же — но в банке. Изменился ли он, стал ли он кем то, перестал ли он быть кем-то?

Стал бы он кем-то другим, изменился бы внутренне, если бы вместо Фигмы освоил дизайн интерьеров, или рисование аниме, или кондитерское оформление тортов? Ничуть, мы те — кто мы есть.

Вот этот человек дизайнер или нет? Он сам себя так никогда не называет. А по факту?

Ещё такой же абсолютно реальный пример из жизни. Одна суперкрутая сейчас продуктовая дизайнерка — с младых ногтей дизайнила свое тело. Приседания, бег, кросс-фит всегда были в её жизни, так она кропотливо, пиксель за пикселем дизайнила саму себя, тысячами правок и итераций, с нарастающим упорством. Не посещая выходные в Суздале или даже не подписавшись на инсту Лампаса, в ней дизайн жил всегда.

И вдруг узнала про Фигму, и стала качать её ровно также, как она всю жизнь качала пресс. И все восхитились:

Уау, посмотрите, оказывается даже из фитнесс-тренера можно стать одним из лучших дизайнеров в компании!

Стать? Просто посмотрите хотя бы раз на её тело и потом на свои заплывшие на карантине фигуры. Да она всегда была дизайнером, ее опыт в дизайне тела исчисляется десятком лет. А компоненты и подбор цветовой гаммы — это просто еще один инструмент, новый цифровой молоток для того же самого процесса, который она освоила с рождения.

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Итак, мы те, кто мы есть. Мы производная от наших родителей, друзей, привычек, образования и жизненного опыта. И распознать в нас наличие или отсутствие дизайнера можно мгновенно, причём вообще без портфолио и тестовых заданий. Нужно лишь задать соискателю несколько вопросов:

Как он отрисовал свою жизнь, из каких компонентов собирал собственную судьбу, свой быт и свой распорядок дня? Как он дизайнит свой досуг?

Что такое саморазвитие для человека: здоровое питание, плавание, походы в горы, коньки и сауна? А может бесконечные ночные посиделки с такими же «творческими уникалами» в барах с алкоголем, скромно именуемое общением? Какое общение для него ценно и как он отличает бесполезный трёп — от эффективного, развивающего себя диалога с товарищами?

Эти простые осознанные вопросы будут полезны не только на собеседованиях, но и к себе самому. И ответ на них должен быть дан честный, не в угоду той или иной повестке, не ради победы старой или новой этики, не с целью ретуширования себя.

Эти ответы — просто констатация факта: что всё есть одно, и макеты в вашей команде будут ровно такими, каков есть сам дизайнер, потому как яблоко не может упасть далеко от яблони.

И вот именно то, как он живет сейчас — так и будет потом развивать дизайн в вашем проекте/команде. Пьяные разговоры по пятницам в барах — или трезвые осознанные поступки? Абстракции и обещания на слайдах, или во главе всего будут стоять реальные метрики роста своего бицепса и уменьшения талии? Систематизация своих пластиковых войск по родам и чинам, или заваленная крошками от еды клавиатура?

И всё сразу станет понятно.

Путь в никуда из ниоткуда

Выкристаллизовав опыт множества своих коллег и друзей (не только из сферы дизайна, но и из строительства, нефтянки и кулинарии), можно с уверенностью сделать следующие выводы:

Никто никем не становится. Никто ни во что не превращается. Ты просто с самого рождения делал что-то более удачно, а другое — с меньшим интересом и желанием. Потом ты мудреешь, начинаешь анализировать себя и всё чаще и с большим эффектом стараешься тратить время и силы на то, что у тебя изначально удавалось лучше, и всё меньше тратишь время на то, что тебе не по душе, минимизируя свои фейлы и увеличивая количество успехов тупо за счёт перераспределения усилий.

Я вот, например, не люблю и не умею водить автомобили. Никогда к этому не тянулся, меня всегда воротило от автопрома в целом. Как думаете, сколько часов в день я провожу за баранкой в пробках на 3-м кольце?

Нисколько, зачем мне силой превращать себя в шофера, ведь я никогда не проявлял ни малейшего устремления к этому роду деятельности. Мы те, кто мы есть.

Я с детства обожал командные виды спорта. Выработка совместной стратегии, тактическая расстановка сил на площадке, работа простив самого слабого (или низкорослого противника) — это всегда был мой океан, в котором я ощущал себя как резвящийся дельфин. И чем же я занимался на каждой своей работе, от ведущего инженера вагонного хозяйства до технического писателя?

Правильно, создавал ударное звено, тактику нападения и подстраховок в защите, оперативно формировал резерв для тактических замен на концовку, тянул за собой в атаку молодых и открыв рот прислушивался к ветеранам.

Даже сейчас, говоря о том, что мы в команде развиваем коммьюнити, я подразумеваю не пятничные посиделки с вином за разглядыванием чужих макетов, а глобальную прокачку всего Figma Community, куда мы с коллегами регулярно выкладываем свои наработки и советы, делимся своими компонентами и идеями именно там, откуда больше всего и черпаем помощи и плагинов в ответ.

Вот тут уже мой персональный вклад в общедизайнерское коммьюнити, для всех и каждого и пусть никто не уйдёт обиженным, подписывайтесь: figma.com/@nemerich

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото игроков нашей команды

А что по другим профессиям? И можно ли в одночасье стать президентом?

Есть гипотеза, что выведенный постулат про то, что дизайнером невозможно стать, применим вообще везде.

Ищете кладовщика с системным подходом? Посмотрите на его рабочий стол, на его рабочее место. Заваленный жратвой и заклеенный стикерами стол в 100 случаев из 100 скажет вам о том, как этот человек будет следить за движением товаров по складу в дальнейшем. Чудес не бывает, из одного вытекает другое.

Допустим, вам нужен просто хороший менеджер, умеющий работать с людьми, выстраивать с ними длительные лояльные отношения, мотивировать и воспитывать лучшие черты в своих коллегах. Зачем мучать его долгими собеседованиями, если человек никогда более месяца не был в постоянных отношениях, не завел парочки детей, не воспитал их достойными членами гражданского общества?

Как ваш будущий менеджер будет гасить конфликты в коллективе, если его жизнь находится в перманентном статусе «всё сложно»? Как он будет воспитывать очередного джуна, оказывать ему поддержку и помогать в росте, если он вырастил и воспитал ноль детей и не планирует этого делать в будущем?

Или вы верите, что человек может идеально направлять и воодушевлять, гасить конфликты и перераспределять человеческий ресурс, но просто десятилетиями нарочно (прикола ради?) утаивал этот супернавык от родителей, от партнера, от детей?

Ты управлял людьми в армии или в пионерском звене, сам добровольно подрабатывал вожатым в лагере и был капитаном сборной своего учебного заведения — отлично, ты уже стал нашим менеджером. Не сегодня, а 20 лет назад.

Или ты дизайнил стенгазеты или клумбу во дворе? Ты создал себе идеальное тело, навёл идеальный порядок в архиве фотографий и на домашней книжной полке? Ты уже стал экспертом по дизайн-системам за 20 лет до их появления.

Остальным деталям люди обучаются за пару минут, ведь разные инструменты никак не меняют их сущность и их изначальный подход к процессу. А когда завтра на смену Фигме придёт Шмигма, мы останемся теми же самыми, и наше отношение к работе, к людям, к миру — ничуть не поменяется.

Outro

Разглядите в дизайнерах — людей. Людей, которые уже 20-30-40 лет ежедневно, ежесекундно дизайнят свою жизнь. Оцените макеты их судьбы, загляните в ту изначальную Фигму, в которой они десятилетиями прорисовывали самих себя и качали своё коммьюнити. И вам за 5 минут сразу станет ясно, какое у него будет портфолио и как он выполнит тестовое.

Разглядите людей — и в самих себе. Не громкие должности, не набор прошлых картинок в портфолио, а кто я такой по жизни, что я делаю, зачем я здесь, куда я иду?

Так вы поймете, кто именно нужен вам в банду, кто идеально дополнит вас, вашу команду, кто реально усилит нашу извечную охоту на «Денежного мамонта» своим усердием, опытом, мужеством?

И только потом вспомните про картинки и скругления у кнопочек. Не меняйте местами фундаментальные приоритеты с их производными, и не давайте другим запутать себя.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Слава Коженевский

Отличная попытка защитить ЧСВ от нарастающего числа курсов различных гикбоксов и скилбрейнов. И объяснить себе почему вас не заменят джуны за 40к и ИИ. (я тоже переживаю)))
Но с вами поспорит наука. А именно психолог Андерс Эриксон из Университета штата Флорида, который доказал, что для мастерства в любом деле достаточно лишь 10 000 часов упорной практики. Человеческий мозг, самая гибкая вещь во вселенной, кто угодно может быть кем угодно (на достаточно хорошем уровне, есть, конечно, предрасположенность, и коротконогий человек не может быть олимпийским чемпионом по бегу (физику не обманешь), но он все равно может быть хорошим спортсменом). Нужно просто умножить усилия на время. 
Дело в другом, когда ты в детстве раскрашиваешь фигурки, ты уже получаешь необходимые знания дизайнера (тупо насмотренность на цвета и тени) и тебе проще стать дизайнером, грубо говоря, ты начинаешь не с нуля отсчет 10 000 часов.  Поэтому, стать дизайнером за год курсов нельзя,  но, в принципе, стать дизайнером может кто угодно. Главное направить на это свой фокус внимания. Я конечно думаю, что 10 000  часов это какое-то обобщение, но в целом, чтобы стать профессиональным дизайнером, этого точно хватит.
Но 10к часов, это 10 лет по 3 часа в день. Так что, даже самые трудолюбивые выпускники скилбрейнов, только лет через 5 начнут представлять из себя хороших специалистов. Но и олды не стоят на месте и развиваются.   
_____________
Кстати, по этой же причине принято ругать высшее образование. Типа я за 4 года в универе, ничему не научился, и не стал профессионалом. Потому что вышка, это только пол пути. 
И по этой же причине, успешный стартапер в 25, это редкое исключение. И отличные бизнесы люди начинают ближе к 40 годам.   

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Все так. Остается неясным лишь одно, а что же мешало человеку все эти годы (за 10 лет до покупки курсов) начать раскрашивать фигурки или управлять тусовкой во дворе? то есть получать ту самую фору и тот буст в 10 тыс часов?  Злой Путин запрещал?

И про олимпийцев пример отличный, но никто за полгода до олимпиады не начинает тренировки. Их начинают лет с 5, а потом запрыгивать в этот поезд рекордов уже не имеет никакого смысла.

Статья лишь утверждает, что в поезда дизайна, менеджерства, программирования — после отправления со станции в 5летнем возрасте уже не догнать

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский
 что же мешало человеку все эти годы

Капитализм и окружение)
Точно также как сейчас, люди покупают курсы и идут в дизайн, не из-за природной предрасположенности, а потому что рыночек диктует свои условия (платят хорошо, окружение одобряет).  Мне кажется тренд ближайших лет это специалисты "не энтузиасты", те кто ради денег приходит в IT профессии.  К тому же, не у всех приоритет получить реддот и признание. Кто-то просто продает свои навыки по рыночной цене.

Да и сами профессии имеют разные подходы, например менеджер может быть командным игроком или супер аналитиком.  Программист мог быть математиком, а мог быть и гуманитарием и изучать языки. Дизайнер мог просто родиться в живописном месте и каждый день видеть закат невероятной красоты. 

И этот поезд можно догнать, потому что это не поезд из точки А в точку Б. Это очень развитая железнодорожная сеть по которой курсируют поезда во все стороны и можно доехать на нужную станцию, если знаешь куда ехать, и где сделать пересадку. 
А билетик можно купить в любом скилбрейнсе в любоее время). 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Как мне кажется вы не поняли вообще текста, а рассказываете мне некую свою личную боль, о которой я не писал не слова. Поэтому, если позволите, начнем сначала.

Каждый человек может родиться в живописном месте. Но все ли уроженцы Тосканы или Парижа стали дизайнерами? А те, кто родились в пром-городах все поголовно не могут работать в Фигме?  Я разве про такой фашизм писал статью?

Дизайнер рождается где угодно и с самого раннего возраста замечает прекрасное там, где другие не видят. В то же самое время, когда его друзья-парижане увлечены спортом или радиоделом — он уже дизайнер окружающий себя мир. Каким бы мир не был вокруг него.

Имеет значение именно то, на чем человек фокусировался с рождения, к чему прилагал силы и внимание. 

А рынок и его невидимая рука тут не имеют никакого значения. Когда наступит война, мы все равно все с вами станем солдатами. Но одни из нас будут коллекционировать уши убитых врагов, другие мастерить более удобный обвес (чтобы на марше не хлопало), третьи подменят убитого командира и поведут цепь в атаку. Одни и те солдаты, но у всех разные 10000 часов опыта и воспитания.

Вне зависимости от места рождения, формы черепа и цвета кожи, эти внутренние скиллы сидят более глубоко внутри, и в то же время куда сильнее заметны на собеседовании, чем дипломы и портфолио. Надо просто знать, на что смотреть и о чем спрашивать

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Вы определитесь внутри себя - дизайнерами становятся потому что рождаются дизайнерами или потому что становятся дизайнерами. Как только вы придете ко второй мысли, противоречие в вашем рассказе и мыслях вашего оппонента растворятся. Он говорит что любой может стать кем угодно на относительно прекрасном уровне, нужно лишь время и практика, вы говорите, что чтобы стать кем-то надо начинать заниматься этим, условно,  20 лет назад и то не всем дано.
Да, нельзя взять любой аккорд на фортепиано если у тебя пальцы короткие. Но можно, например, играть на гитаре или флейте. Или вот барабаны еще есть. С одной стороны, есть физиологические ограничения, с другой стороны вы можете добиться результата выше среднего по планете при игре на рояле
даже с нехваткой пальцев.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Дизайнерами НЕ становятся. Оба довода не верны.

Человек либо живет так, что твое поведение по жизни это дизайн, либо не живет. Этому нельзя научить.

Человек либо с детства на спорте, ползает, карабкается, лезет и бежит. Либо лениво лежит на диване.

Можно отдать человека в секцию для общего развития и расширения кругозора, но спортсменом будет только тот, кто быстрее ползал в подгузниках, пока ты лениво хныкал)

Можно отдать человека на любые курсы для расширения кругозора: музыки, дизайна, вежливости. Но он не станет тем, кем не был ранее. Он останется собой же с более богатым кругозором

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Вы знаете, сегодня даже пол уже поменять можно. Вы сильно отстали от жизни. Или для вас любой дизайнер - Дизайнер. Именно так с большой буквы. А те, кто дизайнер, но не Дизайнер, те просто неудачники, которые не раскрашивали фигурки в детстве.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Можно поменять и пол, да наверное и расу тоже, вон Майкл Джексон пытался же.  Можно. Только у него эта мания считалась психозом. Медицинским прямо диагнозом.

Поэтому я иногда и спрашиваю, чем многим из вас так не понравился ваш прошлый Я, что вы решились на революцию сознания? И сколько таких революций ожидать в дальнейшем?

А не придет ли новое переосмысление на конец важного спринта, когда надо будет через немогу, через нехочу, делать то, что требуется, а не к чему внезапно легла теперь метущаяся душа? 

Работодатель же любой несет огромные риски. А тут такая творческая снежинка, которая не научилась с рождения прикладывать все силы в одну точку и с 5 лет долбить на один результат.

Духовные поиски за счет компании у нас не приветствуются же)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

У вас не приветствуются. А за меня работодатели держаться. И вы знаете - быть снежинкой мое конкурентное преимущество. И мне за него платят. Я не хочу долбить всю жизнь в одну точку. Пусть этим занимаются ограниченные в своих возможностях люди. Что до ответственности, то это совсем из другой оперы. Это не имеет никакого отношения ни к любимому занятию, ни к какой-либо профессиональной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Работодателей и их бабло вижу, нежелание ответсвенности вижу.

А где ваша тяга и любовь к дизайну? Изначальная, отраженная в поступках вне работы: в школе, дома, в подъезде, на приусадебном участке у бабушки, в своем теле и духе, который требует дизайна куда поболе, чем макеты очередной корзины?

Раз вы снежинка, ей же невозможно перестать быть после 18 часов, а значит вы такой всегда и во всем. Даже когда за вами не подсматривает начальник и главбух — вы тоже дизайнер? Всегда и всюду? В чем это видно?

Это к разговору об ограниченных людях

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

В детстве я рисовал, играл на гитаре, гонял в футбол, и играл в хоккей, много читал, строил замки из песка в песочнице и лазил по деревьям и всяким конструкциям, покурил в первом классе и в первом же классе бросил. Играл в мушкетеров и индейцев. Ездил на велике и разбирал все подряд. Почти всегда удавалось собрать обратно. И много что еще делал. Все мне это нравилось. И кем по-вашему я должен был вырасти исходя из вашей же логики? А что детстве любили вы, позвольте поинтересоваться?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Да про меня я там к тексте описал, там несколько абзацев с фоткой из движения ВВерх, понятно что их никто не прочел, не суть

Так вот, первое что вы указали, самое ключевое что пришло в голову — это рисование. Если бы вы первым пунктом упомянули курение, я бы спросил развиваетесь ли вы как кальянщик до сих пор?

Понятно, что пробовать все и участвовать во всем не зазорно.  В юности, но не в 70 лет, как мне тут накидали кейсов

Я же написал в статье именно про честный самоанализ, когда вы повзрослели, сели и сказали себе :

— ага, с курением не пошло, кубок Стенли мне тоже не взять, тур де Франс очевидно не выиграть — несмотря на то, что занятия эти мне интересные, я все время проигрываю в конкуренции своим же одногодкам. А зачем долбить туда, где я заведомо проигрываю?

Так, а в чем же я хорош? Где я красавец? в чем я доминирую? о, вот туда то мы и пойдем по жизни, так как там максимальная вероятностно ьуспеха при том, что. уже вложил туда усилий ровно половину от требуемых 10 тыс часов

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

О. Рисование это всего лишь от контекта. Если бы ваш текст был бы про фотографа, то я бы упомянул как в детстве засветил несколько пленок и успел попроподавать фотографию в академии фотографии. А рисовать я больше не умею кстати. Реально, я в детстве рмсовал круто, а сейчас уже не умею. Никак.
Ну и что теперь делать с тем, что последние 25 лет я руководитель? :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

а почему бросили с фото? поперло же вроде? в какой момент кризис ощутили?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Стало понятно, что скатываюсь в ремесло, а хочется творчества да и семью кормить надо было. На фото я бы столько не заработал. Это же сказочки, что если ты творческая личность, то тебя обязательно заметят. Случай тут играет куда большую роль. Ну и готовность общества. Об этом нам говорят, например, биографии импрессионистов. Не то, чтобы во мне умер гениальный фотограф. Из меня и дизайнер не получится гениальный, но мне это интересно на нынешнем этапе моей жизни и я наконец-то нашел возможность заниматься этим. Почему бы не попробовать?
А вот еще про руководство у вас - я правильно понимаю, что в 25 лет невозможно руководить?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Интересно, спасибо) Правда было приятно почитать, я сам фотодело вообще терпеть не мог, и все думал от чего — схожие же с дизайном профессии, а меня прямо воротит. Ответил в общем сам себе на пару вопросов глубинных.

Руководить в 25 лет? Можно, можно и в 17 дивизией командовать, как Аркадий Гайдар. Только это сразу видно во дворе, кому можно.  А кому нет.

Вот дети в песочнице с совочками колупаются, а мудрый уже видит: так этот и в 50 лет не сумеет ничего , а вот тот поведет за собой в атаку в любом направлении — и за ним пойдут.  

Но как правило, если в 25 лет ещё нет ни своей банды на районе, ни глобальной тусовки, ни ордена в Варкрафте, ни семьи, ни детей, ни погонов лейтенанта — чуда не наступит.

Кто это за тобой вдруг пойдет? С чего вдруг? А раньше почему не шли?

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда