«Мы в заложниках у утилитарных интерфейсов»: что важнее в дизайне — эстетика или функция

Сейчас нам кажется, что эстетика неразрывно связана с функцией, но в каждый период истории акценты смещались на разные свойства предметов дизайна. Семь дизайнеров и дизайн-директоров рассказывают, как они видят баланс между функцией и эстетикой сегодня.

Как самостоятельная профессия дизайн появился в эпоху индустриализации и получил название «промышленное искусство». Ожидания от дизайнеров того времени были скорее эстетическими: их нанимали для создания фирменного стиля продукции предприятий, и иногда они даже могли влиять на их коммерческую политику, создавая рекламные материалы. Перед дизайнерами ранней индустриальной эпохи чаще стояла задача украсить существующую конструкцию предмета, чем спроектировать ее с нуля.

Модерн появился в ответ на изменения в культуре и быте, связанные с набирающей темпы индустриализацией. Он ставил перед собой задачу найти баланс и целостность в продуктах дизайна нового времени, сочетая в них и художественные, и утилитарные качества.

Функционалисты смотрели на баланс между функцией и эстетикой более радикально, отдавая предпочтение первой. В своих работах они руководствовались принципами «функция — конструкция — форма — качество», создавая уникальное видение эстетики, основанное на доминировании функции объекта.

Мы узнали у семи дизайнеров и дизайн-директоров, как они видят баланс между функцией и эстетикой сегодня, какой профессиональной философии придерживаются и как это отражается на их проектах.

Чаши весов функции и эстетики никогда не находятся в равновесии. В зависимости от политических и экономических реалий, зрелости дизайна, проблем поколения и множества других факторов одно всегда перевешивает другое.

Если говорить про настоящее — и ограничить его продуктовым дизайном в России — я склоняюсь в сторону эстетики. Мы неплохо научились говорить на языке бизнеса, умеем исследовать потребности людей и пользоваться аналитикой — ведь в последнее время на это делали упор повсюду, от программ курсов по дизайну до требований в описаниях вакансий дизайнеров. Теперь стоит остановиться, обратить внимание на просевшую чашу и задать себе вопрос: «Это красиво?».

Слава Яшков,

Руководитель команды дизайна Search & AI Mail.ru Group

Сегодня на первый план выходит сопричастность пользователя к бренду: он выбирает для себя не просто сервис, а ценности. Мы пользуемся услугами на основании того, что схоже с нашими внутренними ощущениями. Здесь очень важна эстетика, потому что функционально большинство компаний решают одни и те же задачи и конкурировать на этом уровне за внимание потребителей очень сложно.

Мне всегда хотелось делать продукты, которые будут давать дополнительную ценность через эстетику, качество взаимодействия с продуктом и пользовательский опыт. Нужно не просто дать человеку удобный продукт, а сделать так, чтобы ему нравилось возвращаться в приложение и пользоваться им.

Денис Ломов,

Генеральный директор Red Collar

Для меня дизайн — это не только решение задачи, а еще и точка зрения автора. Именно она определяет баланс и роли функции и эстетики в целом, создавая дополнительную ценность для объекта дизайна и, главное, наполняя его смыслом.

На мой взгляд, креативные индустрии уже отлично научились решать задачи баланса между «удобно» и «красиво», и я очень рада, что с каждым годом вокруг нас становится больше вдохновляющего и упорядоченного. Теперь можно смело переходить от вопроса «Как мы это делаем?» к вопросам «Что мы делаем?», «Зачем?» и «Как это влияет на мир вокруг?».

Саша Ермоленко,

Руководитель департамента дизайна сервисов Mail.ru Group

Мы находимся в заложниках утилитарных интерфейсов, когда важна экономика решений. При этом если бы человеческая натура была склонна только к функциональности, мы бы уже давно нашли идеальное утилитарное решение в одежде, у нас был бы один форм-фактор книги и журнала с лучшими размерами гарнитур и эффектными обложками. Все в нашей жизни было бы оптимизированно и рационально.

Но если посмотреть на это со стороны культуры в разрезе истории, то мы увидим, что у первых рукотворных сооружений нет никакой утилитарной функции. Люди построили их только для красоты, в творческом порыве, для вдохновения. Тяга к эстетике, к чему-то красивому, гармоничному у человека есть на физиологическом уровне. На протяжении веков люди вкладывали большое количество ресурсов в то, что поражало воображение, захватывало эмоционально. И эти вещи совершенно не связаны с прикладными историями.

Сергей Томилов,

Дизайн-директор Яндекс.Дзена

В юзабилити-исследованиях мы всегда фокусировались на функции. Ведь мы изучаем то, как люди взаимодействуют с продуктом, все ли находится там, где нужно, обладает ли продукт необходимыми качествами и функциями. Часто исследователи забывают о важности эстетического аспекта и о том, что его тоже нужно изучать.

Эстетика несомненно влияет на восприятие продукта. Причем она проявляется не только в визуальной составляющей. Она есть и в коммуникации, в тексте, в изящных речевых оборотах. Иногда мы готовы прощать продукту с хорошей эстетикой какие-то огрехи с функцией. У самой была такая ситуация: когда я выбирала себе микроволновку только по дизайну, забыв о функциональности.

На эту тему есть хорошая книга Дональда Нормана “Emotional Design” — о том, что продукт на самом деле должен создавать эмоции. Их можно получить и от функционального наполнения продукта, и от его визуальной составляющей. Это и есть та тонкая грань взаимодействия с эмоциями конечного пользователя, которая достигается за счет разных факторов. В этом и состоит основная задача — комплексное взаимодействие с пользователями.

Наташа Спрогис,

Директор департамента юзабилити-исследований Mail.ru Group

Функция — это про удовлетворение от пользования, а эстетика — про удовольствие от пользования. Кажется, что сначала были функция и решение задач продукта и бренда в плоскости утилитарности и упрощения жизни человека. Но со временем одинаковых функциональных решений становится слишком много. И заполучить внимание и любовь пользователя можно только через эстетическую оболочку.

Дальше вступает в игру эстетика. Здесь огромное значение нужно придавать мастерству исполнения, которое проявляется в деталях, даже в функциональных деталях. Ведь именно красота делает брендинг, дизайн, маркетинг полноценными и меняет визуальную среду вокруг нас. То есть у функции задача – упрощать жизнь, делать ее удобной. А у эстетики две функции: одна маркетинговая — выделять объект из окружения, а вторая – делать мир вокруг нас прекраснее.

Мы в ONY и Signal называем это осмысленной эстетикой, которая наполняет базовое удобство смыслами и деталями, делает продукт интересным и неповторимым. Именно такие продукты выбирают для себя пользователи.

Мила Мелькина,

Директор по стратегии Signal by ONY

Даже у эстетики есть своя функция, которая трансформируется в зависимости от контекста задачи. Единственно правильный ответ о важности, равенстве и равновесии функции и эстетики в дизайне найти сложно, но мы постараемся разобраться в эту субботу, 31 июля, на бесплатной конференции MailDesignConf & DribbbleMeetup 2021.

Максимально разнообразный состав участников позволит под разными углами раскрыть отношение к вопросу, и команды поделятся полезной информацией для развития дизайнеров. На мероприятии мы всегда поддерживаем командные выступления, подсвечиваем новые имена и приглашаем спикеров из других индустрий для расширения кругозора.

Митя Осадчук,

Креативный директор Mail.ru Group

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Egor Abaturov
Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

А я вообще не понял идеи написания этого поста. Склонность к тому или иному виду дизайна обуславливается не желанием дизайнера, а типом приложения и его ЦА. От анимации - устаешь и она замедляет взаимодействие с программой. Стиль урезает аудиторию,поскольку предпочтения у всех разные. Не мой взгляд, сегодня просто золотая эра стиля и особенно я восхищаюсь дизайнами ненавистного мне Яндекса. Такое чувство, что дизайнеры у них отделены от программистов и продуктологов.

Ответить
Развернуть ветку
Romochka

Мне кажется вся суть дизайна от мейл.ру - это когда в админке почты для бизнеса после "редизайна" надо делать дополнительные клики чтобы увидеть группы рассылок у пользователя.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Громова

Здравствуйте, я из службы поддержки Почты Mail.ru. Действительно, дизайн немного изменился. При этом группы рассылок остались на своих местах. Пожалуйста, расскажите подробнее, что именно показалось вам неудобным в работе с Mail.ru для бизнеса, через форму https://help.mail.ru/biz/support
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Когда вы последний раз видели утилитарный интерфейс? Если только вы пилот, то у вас в кабине да, утилитарный интерфейс. Но сейчас даже в интерфейсы автомобильного оборудования умудряются всякие логотипы и рекламу запихать

Ответить
Развернуть ветку
Лунный сквер

Не понял суть статьи. Мэил задумывается о том ,чтобы внести эстэтику в свои приложения? Просто пока что приложения мэил груп - это просто функции без эстетики.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда