{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Mish

Дизайнер с опытом, но без портфолио: как заложить в NDA баланс интересов

Что такое NDA с позиций закона и судебной практики и какие условия важно предусмотреть в соглашении, чтобы свободно обнародовать свои работы.

Часто на собеседовании дизайнер ведет себя как секретный агент и говорит, что свои работы показать не может, потому что со всеми предыдущими агентствами или заказчиками у него подписаны жесткие NDA. Кровью. Чтобы не оказаться в такой ситуации, дизайнер должен знать свои права и возможные лазейки в законодательной базе.

Что такое NDA?

NDA — это соглашение сторон в целях ограничить доступ к информации, касающейся оказываемых услуг или выполняемых работ по договору. Основное назначение такого документа — предотвращение утечки информации. При этом NDA работает в обе стороны: нельзя разглашать как коммерческую тайну компании, так и личные данные исполнителя.

В документе должен быть понятно и детально прописан объем обязательств. Будет плюсом указание в соглашении привязки к определенному проекту, ведь чем меньше объем данных, тем меньше ресурсов потребуется на хранение и, соответственно, меньше людей смогут получить доступ. Таким образом, вероятность раскрытия конфиденциальной информации снижается.

Важно четко сформулировать, что именно является коммерческой тайной. Иногда в NDA прописывают не только запрет на размещение работы в портфолио, на сайте или на страницах сообществ в социальных сетях, но и запрет на разглашение самого факта выполнения тех или иных работ.

На практике обычно NDA обязывают заключать бюрократические машины огромных холдингов вроде «Яндекса», Mail.ru Group, «Сбера» и т. д. Все понимают, что это формальность, которую не хочется, но нужно соблюсти обеим сторонам. Но когда в агентство или к дизайнеру обращается стартап и отказывается брифоваться без подписания NDA, это повод задуматься об адекватности заказчика.

С позиции закона

Российское законодательство выделяет два вида авторских прав, которые в совокупности распространяются на любое авторское произведение (работу):

  • Имущественные (исключительные) права. Их можно продать, а клиент после покупки может делать с произведением все что угодно.
  • Неимущественные (право на авторство, на обнародование под своим именем и др.). Их при всем желании нельзя продать или передать, от них нельзя отказаться, так как они являются личными правами.

Важно понимать, что в любом соглашении невозможно передать клиенту право на авторство, право на обнародование работы под его именем и т. д. Эти личные права являются неотчуждаемыми и остаются у автора навсегда.

Дизайнерам необходимо учитывать это и не подписывать NDA, если там прописаны:

  • размеры штрафов в результате обнародования или разглашения работы или части работ;
  • жесткое press embargo — невозможность нигде и никогда заявлять о своей работе и демонстрировать ее.

Подобные условия не соответствуют закону по двум причинам.

  • Объем ущерба определяется судом при наличии связи между фактом раскрытия информации и причиненным ущербом. Кроме того, суд может снизить договорный штраф, потому что посчитает его несоразмерным (ст. 333 ГК РФ).

Например, такое решение принял Арбитражный суд Республики Башкортостан 30 октября 2020 г. по делу № А07−33351/2019: в нем истец пытался взыскать с ответчика штраф в размере 228 тыс. руб. за нарушение условий NDA, однако суд снизил сумму штрафа до 50 тыс. руб., исходя из принципа соразмерности.

  • Неимущественное право не может быть отчуждено.

А что если заказчик настаивает на пункте о запрете на публикацию результатов работ и размещении информации об авторстве, а вы по каким-то причинам не хотите или не можете отказаться от заказа? Смело договаривайтесь о смягчении такого запрета с разрешением сообщать о факте сотрудничества либо с возможностью демонстрировать какие-либо отдельные элементы или скриншоты работы (например, форм, кнопок, иконок, цветовых переходов, которые использовались в проекте).

Судебная практика

1) Демонстрация дизайнерских работ на сайте в разделе «Портфолио» не может быть признана рекламой компании, для которой создавался дизайн. К такому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд по делу № А40−256611/2017 и отказал истцу в требованиях о взыскании штрафа в размере 250 тыс. руб. и запрете на дальнейшее использование произведений в разделе «Портфолио».
2) «Сайт дизайн-компании используется в качестве витрины, демонстрирующей готовые работы, выполненные силами компании. Все работы, выполненные ответчиком, размещаются на сайте по вышеуказанному адресу с целью демонстрации умений и навыков, содержат раздел с готовой работой, а равно разделы, описывающие процесс выполнения работ, таким образом сайт ответчика одновременно выступает его портфолио» — такой логичный и связный вывод сделал Арбитражный суд города Москвы по делу №А40−202934/2019. В данном деле Российское таможенное агентство (РТА) подало иск о взыскании штрафа со Студии Артемия Лебедева за размещение на их сайте результатов работы. РТА это дело проиграло — суд указал, что подрядчик (студия) вправе использовать созданный им дизайн в собственных нуждах. Интересно, что в данном деле в соглашении между сторонами было прописано подобное условие. Поэтому важно включать в соглашения условие о том, что в дальнейшем вы можете использовать результат работ для демонстрации в портфолио. А еще лучше — четко указать, где именно и на каких страницах.
3) В другом договоре между компаниями-участницами дела № А76−5586/2017, рассматриваемого в Арбитражном суде Челябинской области, содержался пункт, который гласил: «После заключения соглашения автор не имеет права использовать произведение, а равно предоставлять иным лицам право использовать произведение. Автор сохраняет право лишь на размещение произведения в своем портфолио». Суд обратил внимание ответчика именно на этот пункт.

Рекомендации

По умолчанию заказчик или студия не может запретить дизайнеру показывать свою работу, разумеется, при указании других членов проекта.

Дизайнеру рекомендуется в договоре с заказчиком или агентством прописывать три условия возможности обнародования своей работы:

  • с письменного разрешения клиента;
  • после публичного анонса работы самим заказчиком/агентством;
  • через год после приемки работы (у клиента к тому времени может все измениться — уволятся контактные лица, сам проект не будет реализован или его переделают еще несколько исполнителей).

Также в договоре стоит прописать возможность использования результата работ в портфолио с точным указанием мест, в которых оно будет размещено: страница сайта, документ и т. д.

Кроме того, рекомендуется завести закрытое портфолио, а для площадок сделать несколько открытых проектов с указанием членов команды, клиента, агентства и своей роли в проекте. Закрытое портфолио можно показывать, например, при общении с клиентом или в заявке.

Старайтесь договариваться и решить ситуацию мирно. Можно попросить агентство в своих публикациях указывать вас, и сделать наоборот, с вашей стороны упоминать агентство. Не стесняйтесь находить новые решения. Вы не должны уходить из компании, в которой проработали много лет, с пустыми руками, будто ничего не делали все это время.

Источник Sostav

0
1 комментарий
Популярные
По порядку
Демьян Федулов

Никакого НДА в России не существует с правовой точки зрения.
Только коммерческая тайна, для обеспечения которой необходимо выполнить целый ряд условий  предусмотренных 98 ФЗ.

Ответить
4
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
«Эталон» требует доплаты в 300 тысяч после оформления ДДУ и выдачи ипотеки из-за ошибки в их калькуляторе

Добрый день!

Возникла неприятная ситуация с застройщиком «Эталон». В ноябре 2021 года было принято решение приобрести квартиру в жилом комплекте от застройщика «Эталон», обратилась напрямую в отдел продаж, без агентов и риэлторов. Процесс выбора несколько затянулся т.к. предложенные изначально варианты не устраивали по планировке или цене, к концу…
Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Инвестиции в IPO: научно доказанный способ зарабатывать 18% в день, или как акулы Уолл-стрит наживаются на Цукербергах

Профильные Телеграм-каналы и брокеры уверяют, что на вложениях в IPO легко получать по 100% годовых, и даже больше. В этой статье я разбираю, почему ученые-финансисты в чем-то склонны с ними согласиться — и кто на самом деле зарабатывает огромные деньги на IPO (спойлер: скорее всего, это будете не вы).

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Я запарился перебирать онлайн-кинотеатры и создал агрегатор «Кино.Вино»

Есть такая проблема в век официальных/модных/современных (нужное подчеркнуть) онлайн-кинотеатров — их стало много, а выбрать где смотреть, да ещё и по более выгодной цене когда контент платный, занятие утомляющее.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

Как и почему люди сбегают с работы в первый день — опыт сообщества vc.ru Статьи редакции

Но иногда работодатели и сами ведут себя некорректно.

ЦБ выступил против предложений Минфина о регулировании криптовалют Статьи редакции

Подход Минфина угрожает появлением «параллельной финансовой системы», считает регулятор.

null