{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Дизайн-джем #38: японская «Война и мир», серая мораль и визуальные приёмы, скопированные создателями «Матрицы»

В эпичном аниме-дайджесте от Futura by red_mad_robot.

Последние две недели мы усердно изучали технику “Kage Bunshin no Jutsu!”, а фраза «Наруто на тебя нет» стала частью нашей роботовской жизни. В новом Джеме мы с головой погрузимся в океан нарратива, научимся отличать врагов от друзей по размеру глаз и найдём миллион оттенков серого в манге. А поможет нам в этом железный дизайнер интерфейсов Настя Нечкина.

Прошлый выпуск про типографику и материалы для изучения аудитории при работе над продуктом можешь найти тут, а если хочешь каждый день получать новые интересные посты из мира дизайна, то подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam.

Akira, 1988

Настя Нечкина

дизайнер интерфейсов red_mad_robot

Привет! На этой неделе у нас небольшой культурологический экскурс в неотъемлемую часть японской культуры — аниме. Спойлер: даже, если ты не интересуешься аниме, то после дайджеста точно захочешь посмотреть пару культовых работ. Дерзай и ни в чём себе не отказывай!

В начале была манга

Аниме редко рисуется с нуля — чаще всего это экранизация японских графических романов или прародительницы аниме — манги.

«Клинок, рассекающий демонов»

Несмотря на то, что манга чёрно-белая и печатная, она порой бывает эмоциональнее, чем её цветная экранизация.

«Клинок, рассекающий демонов»

По большей части это связано с тем, что мангаки очень долго и скрупулёзно её рисуют, в отличие от аниматоров, задача которых — быстро выдать серийный продукт.

Экранизация может не передавать того градуса комедии или драмы, который мы дорисовываем у себя в голове, когда читаем книгу.

Naruto

Сюжетно манга и аниме обычно не различаются или различаются незначительно, а вот дизайн персонажей и их взаимодействия лучше прочувствовать в манге — всё-таки монохромность комикса даёт свой эффект.

«Клинок, рассекающий демонов»

Дизайн персонажей

Дизайн персонажей занимает отдельное место в японской культуре, и дело здесь не только во всем известных больших глазах.

Berserk, 1997-1998

У каждого образа есть своя эмоциональная и рациональная сторона. Это проявляется в первую очередь в изображении того или иного персонажа.

Attack on Titan, 2013 по настоящее время

Так, если у персонажа аниме большие глаза, это означает, что этот герой добрый, отзывчивый и дружелюбный.

Fullmetal Alchemist: Brotherhood, 2009-2010

И, наоборот, — с маленькими глазами чаще всего встречаются отрицательные герои. Цвет волос тоже имеет значение.

Fullmetal Alchemist: Brotherhood, 2009-2010

Персонажи каждого аниме являются уникальными, и во всей культуре вряд ли можно найти двух абсолютно идентичных героев. Безусловно, это зависит от стиля мангаки и анимационной студии, но в целом есть большой разброс в реалистичности персонажей.

Sailor Moon,1992-1997

Для наглядности можно сравнить Сейлор Мун и Йохана Либерта из аниме «Монстр».

Monster, 2004-2010

Стилистика разнообразна и этим интересна: всегда можно подобрать что-то себе по вкусу.

Нарратив

Аниме богато не только на визуалы, но и на нарративы — есть сюжеты для любого возраста и запроса. В обществе существует представление, что аниме — это детские мультики. Это, конечно, не так, и в этом состоит его главное отличие от западной мультипликации.

Death Note, 2006-2007

Аниме поднимает нетривиальные темы, в которых действительно бывает интересно покопаться. Классический пример — киберпанковый «Призрак в доспехах» с его антиутопией.

Ghost in the Shell, 1995

Если захочется юмора — есть «Ванпанчмен», вобравший в себя все каноны супергеройского кино, которые он всячески высмеивает.

One Punch Man, 2012 - настоящее время

А «Эльфийская песнь», несмотря на милую внешность главной героини, вообще одно из самых жестоких аниме.

Elfen Lied, 2004

Вопреки расхожему мнению, даже всем известный «Наруто», это не история для детей, а целая японская «Война и мир» с огромным количеством персонажей и сложными сюжетными перипетиями.

Naruto

Дети перенимают оттуда целеустремлённость главного героя и умение не сдаваться, а взрослые по новому открывают для себя личностный рост персонажей.

Философия в аниме

«Акира» — первое аниме, которое стало популярно за пределами Японии. Это штучный товар: тут и внимание к деталям, и синхронизация речи с персонажем, и даже редкие для аниме 24 FPS.

Akira, 1988

В нём нет характерной «японщины» — больших глаз, «няшности», да и сеттинг очень реалистичный.

Akira, 1988

А ещё в «Акире» много политики, философии, экзистенциальных вопросов, и, главное, есть серая мораль. В этой работе много натурализма и насилия, что на момент выхода было не свойственно анимации. Это вызвало настоящий культурный шок у западного зрителя.

Akira, 1988

«Акира» повлияла на всё последующее поколение аниме: фильм форсировал популярность киберпанка и студии стали чаще экранизировать мангу этого жанра, и одной из таких успешных адаптаций стал «Призрак в доспехах». Именно отсюда сёстры Вачовски позаимствовали для «Матрицы» зелёные бегущие цифры и провода из затылка.

Ghost in the Shell и Matrix

Кстати, такое же влияние на кинематограф оказали и другие аниме. Например, в «Чёрном лебеде» есть похожая сцена из «Истинной грусти».

Perfect Blue и Black Swan

Даррена Аронофски очень впечатлила «Истинная грусть» — настолько, что знаменитая сцена крика в никуда из его «Реквиема по мечте» целиком заимствована именно из этого фильма.

Perfect Blue и Requiem for a Dream

«Евангелион»

Самый главный аниме-сериал всего человечества во всех смыслах — «Евангелион».

Neon Genesis Evangelion, 1995-1996

Он показал, что аниме может быть не только жестоким, красивым, умным, но ещё и потрясающе непонятным. В сериале боевые роботы, которые и зовутся Евангелионами, служат для борьбы с неведомой хтонью, которую называют Ангелами.

Neon Genesis Evangelion, 1995-1996

Сюжет построен нелинейно, а сюжетообразующие детали показываются как правило мимоходом и зрительское внимание на них никак не акцентируется. Режиссёр специально спрятал такие пасхалки по всему повествованию, чтобы зрители пересматривали сериал более внимательно и смогли по кусочкам сложить общий пазл.

Neon Genesis Evangelion, 1995-1996

Это очень зрелищное, красивое и интересное аниме, которое держит в напряжении на протяжении всех 26 серий и ребилдов, и которое определённо стоит посмотреть даже тем, кто в принципе не впечатляется «японщиной».

Супербонус

И напоследок, делюсь своим плейлистом с любимой музыкой из аниме. Если нет времени смотреть, то всегда можно послушать. Kage Bunshin no Jutsu!

Пиши в комментариях название своего любимого аниме или манги и подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam, в котором мы каждую неделю собираем всё самое интересное из мира дизайна. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Michael Smith
Именно отсюда сёстры Вачовски позаимствовали для «Матрицы» зелёные бегущие цифры и провода из затылка.

из Призрака много сцен взяли, Вачовски даже специальное разрешение спрашивали на использование

вот только некоторые

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

притянуто за яйца.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

создатели про это сами не раз говорили

Многие из тех, кто впервые читал сценарий «Матрицы», совершенно не могли понять, о чём там идёт речь. Братьям пришлось прибегать к аналогиям. Например, чтобы объяснить свой замысел Джоэлю Силверу, Вачовски показали ему аниме «Призрак в доспехах»
Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

сцены в видосе не похожи говорю, не надо выдавать желаемое за действительное ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Спасибо за обзор, но мне не хватило Хаяо нашего Миядзаки. Как если бы рассказ про всё кино России свели к фильмам о войне.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Миронов

Не Клинок, это из Наруто.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ilyin

Очень интересно про то, как в кинематографе переснимались сцены. Круто!

Ответить
Развернуть ветку
Julia Bakutova

2 3 5 фото не из Наруто, это Клинок, рассекающий демона.
За статью респект, очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Romantsov

Классный пост, но не совсем понятно как в дизайн-джем мог не попасть JOJO с его то гипертрофированностью всего и вся, что хорошо видно как в манге, так и в аниме.
 
Рекомендую к просмотру: Кастлвания от Netflix, Дороро, Сага о Винланде, Самурай Чамплу.  

Ответить
Развернуть ветку
Taticoma Bato

Респект за Ghost in the Shell

Ответить
Развернуть ветку
денькя

То что мультфильмы это для детей скорее совесткое представление. В США серьёзные политические мультфильмы начали снимать ещё в 70х. Типа Fritz The Cat etc.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Житников

"По большей части это связано с тем, что мангаки очень долго и
скрупулёзно её рисуют, в отличие от аниматоров, задача которых — быстро
выдать серийный продукт."
Это очень спорное утверждение. Большая часть манги это тоже серийный продукт. А то что описано в статье, это исключения из общих правил.

Ответить
Развернуть ветку
Serena Testarossa-Tsukino

та же самая Эльфийская песнь куда более проработана в аниме версии, а рисовка манги ужасна...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Рожнев

Где то плачет один Саске когда его спутали с Тандзиро

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Michaylov

я когда еще не видел Джоджо постоянно мемасил с его темы, перекаченных школьников и продолжение следует. Мемасил до тех пор, пока не посмотрел 2 серию с собакой. Тогда я понял, что это жестоко и аниме то серьезное.

Кстати мне психопаспорт зашел очень. 
Мне кажется это очень отличный сериал, описывающий возможное развитие общества. Ментальное здоровье, ии, и прочие хайтек штуки.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда