{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Как подготовить макет упаковки к печати в типографии

Старички помнят стишок про дизайнера Никитку, который забацал гламурную визитку. Помнится, все причастные к полиграфии оценили этот глумеж по достоинству. Шли годы, а ситуация на полиграфическом фронте не меняется. И это уже не веселит.

Уж кто не любит дизайнеров больше всех, так это специалисты отдела допечатной подготовки в типографиях. Спросите любого препрессчика, он вам таких историй понарасскажет, что волосы начнут шевелиться и опадать.

Я почти 20 лет работаю в препрессе и ситуация с графическими дизайнерами, работающими на полиграфию, стабильно удручает. Редкий макет можно сразу брать в работу без геморроя и танцев с бубнами. Скажу больше: когда приходит грамотный макет, я начинаю покрываться испариной, потому что понимаю — подвох где-то зарыт, но я его не вижу.

После самоизоляции и ковидного безделья пошел нереститься новый косяк дизайнеров-самородков, выучившихся на онлайн-курсах графического дизайна, где преподавали такие же самородки. Это круг сансары, и его не прервать. Я понимаю. Но все же должен же кто-то попытаться достучаться до небес и рассказать, что у дизайна для полиграфии есть своя специфика. Требования к макетам висят в открытом доступе на сайтах большинства типографий, но кто ж туда заглядывает.

Я работаю в питерской типографии «РоСК», которая заточена на печать упаковки из картона, поэтому буду говорить преимущественно о макетах упаковки. В каждой избушке свои погремушки, а в каждой типографии требования варьируются в зависимости от технологий. Но азы едины для всех.

Слои

Процентов 80 дизайнеров не знают, что в графических редакторах существуют слои. Я честно не понимаю, как они, бедняги, работают в одном слое. Иногда это не критично, но в макете упаковки, например, месиво из фона, кроя, текстов, людей и коней, сваленное в кучу в один слой, вызывает бурное недоумение с элементами обсценной лексики. Ребята! Если вы откроете для себя работу в слоях, ваша жизнь заиграет новыми красками!

Правило № 1

В макете должно быть минимум столько слоев, сколько операций планируется в процессе изготовления изделия.

Крой изделия всегда должен быть вынесен на отдельный слой. Нужен лак — слой, нужно тиснение — еще один слой и т.д. Хорошие мальчики и девочки еще и называют слои так, чтобы сразу было понятно, где что лежит.

Крой

Дизайнер! Требуй чертеж кроя перед работой над макетом упаковки!

Когда вы делаете визитку, плакат или флаер, Бог с ним, с этим кроем, там прямоугольник. Хотя обрезной формат у заказчика все же стоит уточнить. Но упаковка — это другое. У нее есть свои особенности: грани там всякие, крышки и днища, клапаны и замки. Все это закрывается, складывается, заклеивается — в общем, живет бурной жизнью.

Разработка конструкции — это отдельная работа конструктора. Не надо ничего чертить самим и говорить потом, что крой есть, все путем! Не надо слать в типографию приблизительные наброски, эскизы и прочие дружеские шаржи. Типографии нужен дизайн, натянутый на правильный крой. Правильный крой вам должны предоставить.

Если все кругом не в адеквате, требуйте хотя бы точные размеры и морально настройтесь на долгий, увлекательный Сизифов труд с возвращенными из типографии макетами.

Правило № 2

Дизайн макета должен быть сделан под реальный крой упаковки или под реальный обрезной формат. Масштаб всегда 1:1.

Цветовая модель

Цвет в полиграфии для многих дизайнеров слепое пятно. Соглашусь, что теория цвета — это сложно, но надо хотя бы понимать, что методы передачи цвета на мониторе и на картоне чуток отличаются. RGB — это световые волны, которые воспринимают сенсоры в наших глазах, а мозг преобразует их в цветную картинку. Когда вы творите нетленки для электронных носителей, работайте себе в RGB и не парьтесь.

Но полиграфисту все эти световые волны надо как-то перенести на картон. Для этого придумали брать и смешивать 4 краски: голубую, пурпурную, желтую и дополнительный черный контур — CMYK. Это так называемые триадные цвета, а печать цмиком называют полноцветной. Поэтому, делая дизайн для полиграфии, проверьте, что вы включили цветовую модель CMYK.

Это же касается и вставленных в макет растровых изображений: все объекты должны быть переведены в триадную модель. Желательно с правильным профилем из типографии. Если про профиль все молчат, как партизаны на допросе, берите ISO Coated v2 300% (ECI) или нейтральный FOGRA39.

Один-в-один цвет с монитора невозможно передать красками CMYK, часто получается унылый тухляк. Чтобы радовать потребителя сочными цветами или ловить точные оттенки, существуют плашечные цвета. Они же смесовые, потому что каждый из оттенков смешивается по определенному рецепту и имеет свое название или номер.

Можно заказать у колористов уникальный оттенок, но обычно все пользуются стандартной палитрой Pantone. Если вы хотите добавить в свой макет плашечные цвета по вееру Pantone, берите их из одной палитры.

Вот здесь правильные палитры запрятаны в Illustrator: основная Solid, дополнительные с редкими неоновыми, пастельными и металлизированными пантонами

Правило № 3

Макет для полиграфии должен быть сделан в цветовой модели CMYK, плашечные цвета должны быть взяты из палитры Pantone.

И не красьте все подряд тысячью пантонов. Один пантон — это одна печатная секция на машине, если в макете 10 пантонов, то тираж будет печататься в 2, а то и в 3 прогона. Это дорого и обосновано только в эксклюзивных случаях.

Правило № 4

Оставляйте в макете только те пантоны, которые точно будут на печати.

Сумма красок

Дизайнеры любят делать черный цвет погуще да пожирнее. Это очень красиво на мониторе, а на печати получается брак: сочный черный, в котором намешано по соточке каждой краски, отмарывает (пачкает соседние листы), как черт.

Правило № 5

Ни в одном объекте макета сумма красок не должна превышать 300% .

Если хотите глубокий черный, следите, чтобы в сумме он был меньше 300. В каждой типографии свои формулы составного черного. У нас, например, C–60, M–40, Y–30, K–99. И да, составной черный годится только для крупных объектов и заливок, мелкий текст делаем в одну краску.

Вообще, делать некрупный текст во всех четырех сепарациях заведомо плохая идея. Он «поплывет» из-за погрешности приводки в процессе печати. Старайтесь сдерживать свои живописные порывы и ограничиваться одной-двумя сепарациями, все равно всей красоты оттенка мелких букв никто не оценит, кроме неблагодарных и глухих к прекрасному печатников. Но их оценка будет негативной.

Не забывайте следить за растровыми картинками, там превышение суммы красок встречается очень часто, а исправлять все это намного сложнее, чем в векторе.

Контролируем сумму красок в Photoshop

Оверпринты

Оверпринт — это наложение одного цвета на другой. Часто нам, препрессчикам, умом логику дизайнеров не понять: то ли у них тремор после вчерашнего, и они случайно жмут кнопку «Overprint Fill», то ли они реально хотят зеленое солнышко, когда по голубому небу пускают желтый цвет оверпринтом.

Про белый оверпринт я помолчу. Это просто какой-то чудовищный заговор дизайнеров против инженеров препресса. Этот косяк так достал всех, что в графических программах добавили функцию предупреждения об оверпринте белого на нескольких этапах. Но это, конечно, не останавливает отчаянных и смелых.

Белый объект с оверпринтом исчезает на печати, потому что белой краски нет — есть белый картон. Исключение — печать белилами по тонированному материалу, но и в этом случае белила в макете не красят белым, им назначают отдельный свотч.

Правило № 5

Оставляйте оверпринты только там, где вы действительно хотите печатать один цвет поверх другого.

В Illustrator контролируем оверпринты во вкладке Separations Preview, тут же можно включать-отключать сепарации

Разрешение растровых объектов

В зависимости от технологии печати требования к разрешению растровых картинок может отличаться. У широкоформатников и 30 dpi нормально для гигантского баннера. В обычной офсетной типографии скорее всего потребуют стандартные 300 dpi.

Иногда попадаются хитроумные идальго, накидывающие на стянутую из Яндекса картинку в 72 точки заветные 300 dpi. Это чудовищное коварство, видное невооруженным глазом. Но главное… зачем? Просто чтобы в типографии не докапывались? Ну так мы напечатаем, куда потом эту мутную красоту будет девать заказчик?

Правило № 6

В макете для офсетной печати растровые изображения должны быть с разрешением 300 dpi.

Когда вы растрируете эффекты, следите, чтобы в настройках тоже было разрешение 300 точек.

И еще немного про растр. Есть фанаты, ваяющие макеты исключительно в фотошопе. Там же они любят набирать тонны мелкого текста. Это извращение особого рода. Просто знайте, что за такое в рай вас не пустят.

Самые жесткие садюги все это сливают в один слой. И присылают этот треш в RGB. Таким не будут рады и в аду.

Я все жду, когда начнут коробочки делать в Figma и присылать в типографию макеты для печати. Просто интересно. Думаю, скоро полетят первые ласточки. Хотя тем, кто выводил на печать полноцветные макеты упаковки из Ворда уже ничего не страшно.

Вылеты

Точной статистики у меня нет, но примерно каждый третий макет в типографию присылают без вылетов. Я думаю, это картельный сговор. Или дизайнеры считают, что в полиграфии применяются супернанотехнологии и точность операций здесь, как у нейрохирургов.

К сожалению, руки хирургов в типографиях дрожат регулярно, а картон, продвигаясь по технологической цепочке, садится не хуже шерсти, постиранной на режиме кипячения. Вылеты страхуют от усушки-утруски: если что-то дернется или сядет, ваша коробочка или буклетик сохранят первозданную заливку без белых прострелов по краям.

Вылеты — это 3 мм запаса фонового изображения за границей обрезного формата или режущих ножей.

Кроме обязательных вылетов в макете нужно оставлять безопасное поле внутри изделия: все значимые элементы дизайна (тексты, заголовки, логотипы и т.п.) на 2–3 мм нужно отодвигать не только от границы реза или вырубки, но и от линий биговок. Причина таких болезненных ограничений для любителей воткнуть текст в самый край та же: усушка-утруска и дрожащие руки полиграфистов.

Правило № 7

В макете должны быть вылеты 3 мм и внутренние отступы от ножей в 2—3 мм.

Для брошюр есть свои правила по вылетам и безопасным полям, ведь у них там корешки, припуски на толщину и т. д., уточняйте в типографии!

Шрифты

Шрифты — это больная тема. С одной стороны, многим дизайнерам вложили в голову мысль про шрифты в кривых. И это радует. С другой — заказчики любят вносить правки в тексты. Много правок. И, скажу вам, править тексты в кривых — это удовольствие для избранных.

Кажется, эта дилемма не имеет решения: не закривишь шрифты, они обязательно слетят, закривишь — начнется адище с правками.

Мой совет тут такой:

  • если вы на 146% уверены, что правок не будет, — кривите смело, но для подстраховки приложите к макету файл со шрифтом, на худой конец, напишите в сопроводительном письме, что за шрифт вы использовали;
  • если есть подозрения, что правки таки будут (по опыту скажу, вероятность этого сценария практически 100-процентная), собирайте шрифты в папочку, делайте превьюху хоть в jpg, чтобы препресс увидел то же, что в последний раз видели вы, и засылайте все в типографию.

И да, никогда не кривите многостраничкники с кучей текста! Соберите Package и будет всем счастье.

Package вообще полезная штука, жить стало бы намного веселей, если бы дизайнеры научились его собирать для каждого своего макета. Но я и не мечтаю…

На всякий случай, покажу, где собирать Package в тройке главных графических редакторов.

В Package собираются не только шрифты, но и ICC-профили, линки, дополнительные цвета — в общем, все, что нужно для нормальной работы с макетом в типографии.

Правило № 8

Кривите шрифты, только если уверены, что не будет текстовых правок. Во всех иных случаях прикладывайте файлы шрифтов и превью к макетам не в кривых.

Мусор

Бывает (чаще, чем хотелось бы), открываешь макет, а там навалено… нет, не конфеток. Какие-то левые направляющие, пустые объекты без заливки и обводки, текстовые блочки по периметру, миллион свотчей, вылезающих в отдельные сепарации, триллион слоев (это, видать, когда дизайнер дорвался до работы со слоями и у него от счастья сорвало кукуху), заляпочки, заплаточки и спрятанные потаенные сюрпризики.

Сюрпризики вообще всегда умиляют. Открываешь, бывало, макет в 1 гигабайт и ничего не можешь понять: с хрена ли он столько весит, если там черная фонина, текст и пара векторных логотипов. Начинаешь копать. А там клондайк! Мечта черного копателя! Все культурные слои вплоть до мезозоя. И на каждом огромные живописные полотна разрешением 2400, не меньше. И тогда понимаешь, дизайнер макет рожал в муках, в конце концов победил минимализм, но как такую красоту убить? Вот он и прикрыл свои дизайнерские потуги черной заливкой, а красоту оставил потомкам, то есть нам, препрессчикам.

Не надо так! Мы неблагодарные твари и не оценим…

Правило № 9

В макете не должно быть мусора и посторонних объектов.

Заключение

Надо сказать, что многие типографии берут в работу только готовый к печати pdf и не парятся. Мне не посчастливилось работать при таком уровне автоматизации технологических процессов. Надеюсь, у них там лепота и благодать в отделе препресса, и pdf-ки все сплошь идеальны.

Все же большая часть типографий, особенно занимающихся производством упаковки, ковыряют макеты вручную в исходных программах. В любом случае, азы предпечатной подготовки любому дизайнеру, имеющему дело с полиграфией, надо знать. Это не то чтобы священный грааль, который недоступен простым смертным.

Короче, мораль сей басни. Ребята, учите матчасть!

Автор: Елена Никонорова, специалист отдела допечатной подготовки типографии «РоСК».

Ссылка на мануал по подготовке макета к сдаче в типографию без лишних эмоций тут:

0
159 комментариев
Написать комментарий...
AR17

А типографии в россии работают с какими-то древними версиями по. Это блин твой основной рабочий инструмент, а ты не можешь обновить какой-нить иллюстратор с версии, которая была выпущена 5 лет назад.
Даже скриншоты в статье из какого-то говна мамонта.

Молчу уж про токсичность этих печатников, которые будут ебать мозг из-за какой-то мелочи клиенту и дизайнеру, хотя могли бы сами молча за 5 сек все поправить. Но видимо они думают, что они боги, хотя сами ничего не создают, просто выполняют унылые стандартные действия, которых наберется штук 5-10. Примитивная работа, где работают люди с синдромом вахтера. (Я не токсичный, статья такая: " умом логику дизайнеров не понять: то ли у них тремор после вчерашнего, и они случайно жмут кнопку «Overprint Fill», то ли они реально хотят зеленое солнышко". Автор токсичный вахтер)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Эк вас, батенька, зацепило... Простите, что прошлась по больной мозоли.
Насчет ПО это вы конечно слегка понтанулись, но мимо.
ПО у нас стоит лицензионное, а посему, хочешь-не хочешь, но будешь обновляться. Хотя обновления эти ничего хорошего обычно не приносят. Адоб только интерфейсы меняет, а в Коряге как был самый главный трешняк с работой с цветом, так и остался.
Насчет бедных дизайнеров, которым усложняют жизнь примитивные вахтеры, пожалуй, спорить не буду, чтобы не ранить своей грубой вахтерской токсичностью вашу тонкую душевную организацию.

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Sergey Surikov

А типографии в россии работают с какими-то древними версиями по. Это блин твой основной рабочий инструмент, а ты не можешь обновить какой-нить иллюстратор с версии, которая была выпущена 5 лет назад.

а это уже признак профессионализма и больших объемов работы. Работайет - не трогай.

Если девочка-дизайнер может попросить знакомого админа поставить новый корел из нетернета, то на предприятии роскошь изменения текущих процессов стоит очень дорого. Придется платить за простой, за перенастройку, обновление связанного ПО, за откат на старые версии в случае чего и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Denis Swift

Ваша так называемая "мелочь" может привести к браку на тираже и недовольству клиента при получении заказа, так как получилось не так как на мониторе. И дело тут не в синдроме вахтёра. Если уж печатать, то печать правильно и качественно. Мои дизайнеры и препресс так же сидят и переделывают за горе дизайнерами макеты с нуля. Мы за это деньги берём, так что в принципе пофиг.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Антон Гришунин

Обновления ПО - больная тема. Никогда не знаешь, откуда тебе подстава с ними прилетит. Обратная совместимость того же индизайна - страдание. Я как-то решил свой макет газеты что в cs3 верстаем много лет открыть в CC. Файл переконвертировался в последнюю версию, все вроде бы ок, но за 4 часа до отправки в типографию словил ошибку "невозможно сохранить, файл поврежден" и всё, аут, больше не открывается. И старым cs3 его тоже уже не открыть. Пришлось за 3 часа заново газету верстать, благо распечатки на правку того что уже сделано были.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дизайнер

Однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Серёга Nilson

древний тут по ходу лишь ты , 
все грамотно написано если б ты правда хоть что то понял было бы супер (!) 
но это тебе не дано судя по всему...
скинь ссылку на свою статью мы с удовольствием почитаем
таблицы-подсказки посмотрим что ты хорошего придумал(!)
или этот комент выше со сравнительными оскорблениями  "молчу - - - -вахтер)"
это все чем ты умен ? ? ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Молодык

про токсичность - каждый должен выполнять свою работу и получать за это деньги. вывод по вашему деньги это токсичность

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Главное — не более 300% ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Елена Никонорова
Автор

Спасибо за доброе слово)

Ответить
Развернуть ветку
Alex S

Статья - огонь! Отличное чувство юмора. Раньше работал граф.дизом и в препрессе - в некоторых моментах прям приступ ностальгии накрыл)) Удивительно, столько времени прошло а почти все осталось как и раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Стабильность — сильная сторона нашей индустрии.)

Ответить
Развернуть ветку
Marat Nazargulov

Напишу небольшой лайфхак по поводу перевода текста в кривые и возможность редактирования. 1. Для текста создаём отдельный слой.
2. Дублируем слой с готовым текстом.
3. Один слой блокируем и скрываем, второй переводим в кривые.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Отличный лайфхак! Спасибо за идею!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Спасибо за сочувствие)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смирнова

Про мезозой доставило)
Из дизайнерского вспомнилось: гигантская транспортная компания хранит все свои архивы для печатки в однослойных pdf со скривленными шрифтами. Чтобы подредактировать любой файл всегда было два пути: снести и построить заново или сладко колхозить сверху)))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

О, да! Однослойные pdf — это почти как слитый в один слой тифок, только более гуманно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Георгий Арефьев

Спасибо, беру мануал для своих дизайнеров.

P.S. Проблема дизайнеров и допечатки действительно извечна

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Рада быть полезной! Чем больше грамотных дизайнеров, тем легче всем.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Назаров

В свое время был с обеих сторон баррикад и понимаю автора. Вообще, запомнить набор довольно простых правил подготовки макетов к печати не так уж и сложно и позволяет избежать кучи проблем и лишнего выяснения отношений с типографией.  И да, графический дизайнер должен их знать. 

Думаю, что описанные в статье  ситуации нередко случаются, когда клиент хочет сэкономить и просит дизайнера, который наваял ему сайт и для печати в общем-то ничего никогда не делал, собрать заодно визитку, сверстать буклет и ещё что-нибудь вдогонку. Тут конечно, дизайнеру можно и отказаться, но ему тоже кушать хочется. 

Ответить
Развернуть ветку
Max Dem

Все по делу. Реально, заказчик, понимающий что все, что он творит, должно соответствовать минимальным техническим требованиям, большая редкость. И ситуация только ухудшается.
Конструктора, не знающие что такое материаловедение и сопромат, архитекторы, не знающие основных качеств материалов, дизайнеры-рисовальщики, не понимающие базовых понятий и их различий (пример RGB-CMYK очень показателен).
При этом все эти "профессионалы" очень агрессивно себя ведут, когда получают не совсем то, что им виделось на их токсичных мониторах GNUSMAS и прочих.
Исключения есть, и они очень приятны. Жаль, что их все меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Зеленський

Увы, постсовок - край победившего непрофесионализма :( 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin K.

Мне тоже все это знакомо. Есть один момент, Елена, чем больше таких дизайнеров, тем спокойнее вы можете быть за свое рабочее место.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

О, у меня столько специализаций, что без работы я не останусь, а вот времени убитого на расчистку конюшен, уже жаль)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Антон Гришунин

По шрифтам в кривых: бОльшая боль это не когда неизвестный шрифт в кривые делают, а когда - известный. Ситуация: присылают рекламный модуль в газету и в нём внизу, как обычно, мелким текстом условия акции, ИП, ОГРН и прочее на 3-4 строчки. Набрано Ариалом 6пт, и это разломано в кривые, а там ошибка на ошибке погоняет. Приходится перебирать, потому что лучше потрачу 3 минуты на набор текста, чем 40 на связь с рекламодателем, а тот - с дизайнером со всеми вытекающими.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Согласна. Бесит, когда простенький закривленный текст сдают с ошибками. Каждый раз дилемма: быстренько подобрать шрифт и перенабрать или маяться и двигать буквы. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pablo the Elephant

А где про текст 4 пункта, вывороткой по 100% х 4? )))
И покрываться испариной, и вообще нервничать — не нужно.
Косячный макет? Ответное письмо с ссылкой на требования к файлам для печати и привет!)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Точно! Про мелкашку вывороткой на 4 сепарациях я как-то подзабыла! Спасибо, что напомнили!)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Я честно предупредила о погремушках в типографиях, потому что тут много зависит от технологии печати и от изделия. Если вы сдаете макет флаера, то слои там не нужны, а в сложной упаковке с кучей постпечатки без слоев работать невозможно. 
То, что вы готовите макет и ждете правок без лишнего пафоса, говорит только в вашу пользу) Я понимаю, что вообще не всегда дизайнер знает, в какой типографии его макет будет печататься, и не может запросить требования. В этой ситуации надо делать необходимый минимум, о котором я написала. А там уж препресс допилит все сам под свои технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Все довольно просто — картинки rgb>cmyk конвертировать c нужным профилем с нужной суммой красок при экспорте пдф и все (во многих газетах вообще сумма 250%). 

А помните когда-то препресс инженеры говорили, что так нельзя делать, надо обязательно постскрипт писать и из него пдф?)

C конгревами/лаками нужно разговаривать с типографией, как это сдавать им удобнее. Overprint white — это считаю косяком иллюстратора, должно автоматом исправляться.

Мы в 2020 делали проект для Амперки, делали дизайн и воплощали его на печатной плате, слоями печатной платы —  было круто)

"Не можем принять такой макет. С дизайном электрические проблемы!"
— вот тут писали об этом https://vc.ru/design/159438-kak-my-prevratili-nabor-dlya-payki-v-dizaynerskiy-produkt

Полиграфия уходит в прошлое. Веб, javascript, сервера, моб приложения, интерактив — вот новый мир)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Ваш проект крутой, но к классической полиграфии он имеет все же мало отношения))) Я однажды делала коробочку из картона со светодиодными лампочками под парфюм. Мороки было много, но интересно.
По поводу конвертации из RGB в CMYK с нужным профилем вы конечно правы, но этот способ часто искажает цвета. Бывают заказчики, которым цвет критичен, а дизайнер им впарил неоновую ржбишную картинку. В итоге ничего путного не получится.

А про полиграфию, которая уходит в прошлое, позвольте не согласится. Рекламной макулатуры становится меньше, да. Но вот без упаковки я пока себе этот мир не представляю. Даже для своего чудесного жучка вы заказали этикетку на дой-пак)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Константин Рогов

плач ярославны какой то. не хотите работать - не работайте )

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Почему же не хочу работать? Работать я хочу, но нет-нет, а Ярославна просыпается в каждом препрессчике.

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Зеленський

а кто же шыдевры будет доводить до ума на печати?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Зубова

Во-первых, ппкс! Чувак нетоксичный меня удивил, но это кажется просто тролль. В конце выяснилось, что он не делает макеты, а делает, прасцици, пиздатый бизнес))

Таки вот. Многие плоды онлайн-курсов вообще не знает ничего про реальную работу препресса и технологов в типографии. Они думают, что вот они нарисовали фантазию на тему коробки, потом вахтёры за ними всё переделали - это типа и есть препресс, а потом файлик отправили на печать через ctrl+p, и оно само печатается потому что «ну у вас же современная типография!».

Так что я бы дополнила статью тем, что вообще-то на самом деле делает препресс, и что как раз не является работой дизайнера. Но я не препресс, я менеджер типографии, поэтому боюсь ошибиться в деталях)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Копыл

Какие 300))? 295 всю жизнь было.
И не 30, а 24 для широкоформатника за глаза.

Роск... работал там в 2000-х.

А помню, как пленки выводил по ночам)))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Приветствую, коллега!
295 тоже хватит конечно)
А пленки, слава богам, давно канули в Лету.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Konrad Langa

я как человек из граф. дизайна, скажу что проблема двоякая так-то. мы концентрируемся на диджитал, делаем все в рамках своих законов и требований, когда сталкиваемся с печатью КАЖДЫЙ раз спрашиваем - можете дать пожалуйста Ваши гайды, чтобы мы знали как Вам сдать файл. Обычный опыт - спустя две недели выбивается таки "пришилте файл СиДИЭр и все". Шлешь а потом оказывается, что ты "файл сдал криво, криворукий ты дизайнер как же ты так можешь" )) однозначно сохраню Ваш гайд и превращу в нормальное правило, чтоб можно было понимать че делаем, спасибо Вам! 

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

С ребятами из далеких уголков страны со старым корелом и печатными станками, работающими только с ним, ничего не поможет. Им как ни сдай — нужен только корел древней версии. И их не волнует, что на макинтоше его никогда не было)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Елена Никонорова
Автор

Спасибо, рада, что информация нашла свою ЦА)

Ответить
Развернуть ветку
boyk1p Gaming

Интересно очень

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Lavand

Все ситуации до боли знакомы, т.к 3 года работал дизайнером, по совместительству на препрессе. Но работа скорее нравилась, чем вызывала недоумения от криворукости дизайнеров. Было интересно решать необычные задачи набивая скиллы. Порой заказчики переманивались к нашей конторе, в ситуации где макет от левого дизайнера был непригоден для печати, мы в свою очередь перерисовывали, предлагаю более выигрышные варианты. Сейчас спустя много лет, как руководитель дизайн студии, я поражён от того, с какими подрядчиками приходится работать в разных городах. Порой ни епсы ни пдфки открыть не могут «нам корал 16 версии подавай». Да нам то не сложно иметь в арсенале корел, но неспособность включить немножечко импровизации, попробовав перетащить епс в свой «королёк», просто вымораживает, и это лишь один пример. 8 из 10 производственных подрядчиков как правило остались в пещерах с устаревшей механикой работы. Так что проблемы не только в дизайнерах. 

Автору статьи лайфхак - дабы не грузить «неопытного дизайнера» в ТТ галочками оверпринта, можете переименовать его в «режим наложения «умножение»». По сути это работает одинаково, но умножение, в отличии от оверпринта, визуально отображается непосредственно в макете люстры или шопа. Естественно дизайнер уже увидит свою ошибку глазами.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Да, типографии бывают очень разные. Пещерных ребят немало, особенно в регионах, где обновления оборудования и ПО просто людям не по карману. 
К нам тоже приходят заказчики, которых подставил дизайнер, а в других типографиях просто послали, не желая разгребать косячный макет. Иногда приходится просто собирать заново конструктор из элементов исходного макета.
Я свою работу люблю именно за бесконечную импровизацию. 
Насчет лайфхака — спасибо) К сожалению, галочки оверпринта дизайнеры ставят сами с непонятной целью)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Designer

Отличная статья! Однозначно добавляю в закладки, чтобы использовать как чеклист перед отправкой печатникам. Спасибо, Елена! 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Спасибо, рада, что инфа пригодилась.

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Зеленський

Жаль нельзя поставить сразу +100 лайков. 
Но и это не поможет. Те, кто творит дичь в макетах, скорее всего никогда не прочитают подобную статью.  :(
Я начинал в полиграфию в 1998 году. С тех пор все стало только хуже, хотя инфы, пособий, иструкций стало бесконечно много.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Спасибо за поддержку. Да, просвета не видно. Но все же надо пытаться)

Ответить
Развернуть ветку
joncieres

Отличный материал, но таких дизайнеров не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Kenga

Проходила профпереподготовку по направлению «Дизайн полиграфической продукции» (в одном из Питерских вузов) - в статье нет ничего, о чем бы нам не рассказывали и на что не «натаскивали» во время обучения. Так что искренне не понимаю, откуда берутся те дизайнеры, кто этого не знает :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Елена Никонорова
Автор

))) мир полон неожиданных открытий

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Дизайнер совершенно не обязан быть препресс инженером. От него требуется сделать классный дизайн, а доработать можно отдать отдельным людям.

Причем один дизайн может идти на рекламную кампанию для полиграфии, уличных постеров, тв каналов и даже на радио) и дорабатывать все могут разные люди

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Про радио прямо очень хорошо)))
Конечно дизайнер не должен быть препресс-инженером. Никто и не требует от него технической работы (как тут выразили интересное мнение тупой, вахтерской и бесперспективной, да). Но проблема-то в другом. Сделал этот дизайнер крутую работу. Заказчик в восхищении, слава и место у Лебедева маячат впереди. Открываю я этот макет, сверстанный для радио, и понимаю, что нифига красоты-то не получится, потому что дизайнер в своих креативных порывах сделал работу непригодную для печати. Когда речь идет о рекламной макулатуре, да фигня вопрос. (Хотя заказчик, который деньги платит, так не думает, наверное), но когда это упаковка, все несколько усложняется. 
Мокап — это не макет. Но ведь радио-дизайнеры обычно не сообщают заказчику, что, мол,  эта картинка — просто мокапчик, пусть там остальное вахтеры фигачат за копейки, помалкивая в тряпку. Ведь не так, наверное, в дизайн-студиях поставлена работа? Думаю, говорят: вот вам готовый макет, с вас пара лямов. 
Не спорю, бывает, присылают эскизы, сразу предупреждают, мол, это сырая рыба, надо доработать, тогда и вопросов нет. А есть вообще дизайнеры, которые звонят и спрашиват, чего там вообще у вас с требованиями по печати? Мы таких на руках носить готовы, потому что это нормальный подход к работе. И никто друг другу моск не выносит. А вот таких нетоксичных дизайнеров, как юноша с фобией токсичных вахтеров, хочется за каждый косячок мордой об стол, да чтобы не напрямую, а через всех посредников, включая гендира заказчика. Чтобы слава о его небывалом профессионализме росла и множилась вместе с его нетоксичностью.
Как-то так)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Сергій Зеленський

Препрессом не обязан, а понимать для чего он делает макет - обязан, если считает себя профессиионалом. Дизайн  - это же не просто рисование картинки, а проектирование утилитарных вещей. И как можно проектировать не понимая технологии производства?  Тем более, как вы правильно заметили, современные технологии значительно упростили процесс переноса изображений на материал. 

Ответить
Развернуть ветку
Артур Борсоков

В конце концов перелопачивать макеты, делать так, чтобы это печаталось — это ВАША работа.

Вы умело подожгли мою жопу, так что за ошибки сорри

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Зеленський

Перелопачивать, а не переделывать

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Елена Никонорова
Автор

Моя, кто ж спорит)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Курлаев

Ох аж молодость вспомнил:) спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Олег Степанчиков

Отличный материал, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Ахах, спасибо за статью! RGB в макетах, черный состоящий из С100М100У100К100 постоянно, переливы цветов итд, навалено без слоев, уххх хD

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Да, все, как мы любим. Из макета в макет. Время идет, а почерк мастеров не меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Не сталкиваюсь с печатью, но читать было увлекательно!

Ответить
Развернуть ветку
Julia Petrenko

Я иногда выполняю функцию граф дизайнера. И готовлю в CMYK, при 300 dpi, перевожу шрифты в кривые. Но на этом, всё. Отправляю печатникам всё в pdf.
Никаких вылетов (если это не написано на сайте) и прочего и прочего. 
До этого работала именно граф дизайнером и иллюстратором при производстве чехлов и там выполняла все запросы печатников. Потому что все они одинаковые и не меняются.
Но каждый раз, когда я сейчас готовлю макет по правилам, у типографии вылазят свои требования (по чёрному, слоям и пр. и пр. ) Поэтому я готовлю необходимый минимум и жду правок от типографии. 
Даже то, что написано в этой статье иногда не соответствует требованиям типографии. Например, только в нескольких типографиях встречалась с просьбой о слоях. В остальных при предоставлении слоёв — недовольно фыркали чтоб я сводила всё в один. 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Проверка пре-прессника на "вшивость".
Узнаем имя начальника отдела допечатной подготовки и в альфа-канале пишем:
Серега (например) ЛОХ!)

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Вопрос на засыпку:
Для чего дизайнеру полиграфии нужен bridge?

И если вы сходу не отвечаете на этот вопрос, то вы хреновый принт дизайнер.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

ни для чего) Возможно цветовые профили менять централизованно, но не уверен, что это нужно.
Что за категоричность)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Елена Никонорова
Автор

Ничего кроме быстрого просмотра превьюхи файла иллюстратора или шопа мне не приходит в голову. Перетаскивать файлы туда-сюда я и без Бриджа могу нормально. Наверное, для работы с каталогами удобно в бридже контролировать залинкованные картинки еще. Но я редко работаю с многостраничниками, другая специфика.
Озвучьте вашу версию, интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Зеленський

Тормознутая бесполезная фигня

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kenga

Я бы еще добавила рекомендацию просить у типографии профиль для перевода в CMYK и настройки для выгона pdf. Понятно, что это стандартные истории, но если уж про слои объяснять надо, то и тут тоже... Плюс шрифты кривить можно и в pdf-ке потом.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Про профиль я написала. У каждой типографии или свой сделан, или пользуют какие-то стандартные. Тут надо уточнять.
Настройки для pdf тоже обычно висят на сайтах типографий, если они не берут другие форматы.
Pdf-ки удобная штука, когда он сделан не через одно место. А вот когда исходный макет косячный, кривой pdf, с него записанный, только добавляет геморроя.

Ответить
Развернуть ветку
JDM arts

Я думаю проблема не в том что дизайнеры не компетентны, тут проблема глубже. К примеру работаю в рекламном агентстве, каждый клиент немного эгоцентричен, считает что все вокруг него крутиться, думает что дизайнер все время тратит на него, а по факту надо нескольким клиентам разработать дизайн. Из-за этого и приходиться делать все быстро и вкладывать все время на дизайн (даже больше не на дизайн а на правки а-ля "сделайте обводочку и крупнее все КРУПНЕЕ), на препрес очень редко остается время. С цветом отдельная тема, правильный препрес по цвету очень сильно влияет на восприятии макета и тут действительно необходимо выделить время именно дизайнеру. Корел вообще самая не удобная программа и время уходит больше чем работая в фигме, и в фотошопе. Кстати в крупных компаниях бывает что работают дизайнеры которые выкладываются полностью в дизайн и отдельно технические дизайнеры которые штрих-коды лепят, делают препрес и остальную муторную работу.

PS. Разве за препрес типография не берет отдельно деньги? Если так, то это работа и надо смирится или искать другую)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Никонорова
Автор

Проблема, действительно, глубже, но по опыту скажу, что большая часть проблем с полиграфическим дизайном именно в непрофессионализме и в нежелании вникать в технологические ограничения.
Дизайнер интерьера, например, не просто рисует красивую картинку. Он должен продумать, как она будет реализована в реальности вот в этой конкретной квартире вот с этим конкретным бюджетом. Дизайнер, рисующий коробочку под продукт, должен понимать на элементарном уровне, как его красивая плоская картинка на мониторе превратиться в физический объемный предмет, и делать свой макет сразу с учетом минимальных технологических требований. Дизайнер — это утилитарная профессия, а не сплошное художественное творчество высокого полета.
Препресс — это не про дотянуть за дизайнером вылеты и почистить макет от мусора. У нас огромный поток технической работы, где каждый заказчик такой же эгоцентрик, как и у вас) Все хотят тираж вчера, а мы, вместо того, чтобы быстро сделать спуск и вывести формы, лопатами гребем шлак в макетах. Иногда просто заново их перерисовывая.

Про корявый Корел и чудесную Фигму с Фотошопом я спорить не буду. Это программы с разным функционалом, заточенные под разные задачи. Коряга, например, впереди планеты всей по работе с кривыми, хотя ребята там, имхо, клепают новые версии, но нифига не развивают саму программу. Иллюстратор — лидер по работе с цветом, Фотошоп незаменим для работы с растром, но вот верстать в нем тексты — это преступление против полиграфистов, Фигма — классная штука, просто восторг, но только для веба. Она под это и заточена.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Андреева

+++

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Pu

Елена, спасибо за прекрасный текст!!! и ведь всё - по делу... Будь я чуть моложе - непременно признался бы в любви и умолял о свидании. Где мои ...дцать лет... puto madre...

Ответить
Развернуть ветку
156 комментариев
Раскрывать всегда