«Скоро изменится парадигма взаимодействия между людьми и их устройствами»

Сессия вопросов и ответов AMA (ask me anything) с командой Redmadrobot.

Студия Redmadrobot разрабатывает мобильные приложения на iOS и Android с 2008 года. Она работает с известными сотовыми операторами, банками, продуктовыми компаниями и другими крупными клиентами. Компания открыла офисы в шести городах России и создала онлайн-платформу для обучения основам программирования.

Как эволюционировал рынок с точки зрения дизайна за девять лет? Что будет дальше?

Андрей Лисицын, арт-директор: В 2008-2010 годах рынок мобильных приложений включал только промо и игровые продукты. Следом появились приложения для клиентов из digital: «Хабрахабр», Geometria, онлайн-магазины и СМИ. В 2010-2013 годах мобильными приложениями заинтересовался крупный бизнес: банки, телеком, страховые компании.

Тогда это было продиктовано желанием предоставить клиентам дополнительный канал сервиса. Примерно с 2014 года компании начали воспринимать приложения как инструмент для решения бизнес-задач и автоматизации процессов. В 2015 году стали появляться бизнес-структуры, заточенные именно под мобильные системы.

Сейчас набирает обороты цифровая трансформация бизнеса, вместе с ней меняется и рынок. Появляются целые системы, где мобильное приложение — это инструмент коммуникации или способ управления.

Как происходит взаимодействие с компаниями? Как заставить работать гайдлайны, которые были сделаны снаружи?

Павел Горшков, дизайн-директор: Мы стараемся стать для наших заказчиков не исполнителями, а партнёрами и строить взаимодействие с ними так, что через какое-то время граница между нами стирается. Остаётся команда людей, нацеленных на общий результат.

Секрет работающих гайдлайнов — их способность дать ответы на актуальные вопросы, которые встают перед дизайнерами в процессе развития продукта. И неважно, где они были собраны — внутри или снаружи. Для этого гайд, как любой набор правил, должен опираться на реальный опыт, быть скорее результатом рефлексии, чем целенаправленного поиска.

Как конкурирующие компании относятся к тому, что агентство может работать сразу с несколькими представителями отрасли? Например, помимо «Билайна» вы работали с «Мегафоном».

Павел Горшков: А еще с Tele2. Таких примеров гораздо больше и не только в сфере телекома, ведь мы уже успели поработать со многими крупными брендами в стране. Кто-то из потенциальных заказчиков и правда переживает на этот счёт.

На мой взгляд, плюсы перевешивают минусы. Специфика конкретных задач чаще всего делает заимствования бессмысленными, а погружённая в контекст и уже имеющая релевантный опыт команда — отличное приобретение для проекта.

Какие из ваших проектов были поворотными в развитии студии?

Павел Горшков: Почти каждый проект учит нас чему-то новому, но, если говорить о самых знаковых, то первым из них стал, вероятно, «Мой Билайн». Он предъявил высокие требования к процессу организации и разработки. Кроме того, тогда мобильных аналогов просто не было, и мы вместе с коллегами из «Вымпелкома» фактически задали стандарт для рынка, стали новаторами.

В портфолио студии было много новостных приложений, но сейчас всё больше банков и телекома. Заменили ли мобильные приложения компаний потребность в новостных приложениях?

Павел Горшков: Мобильный веб тут, пожалуй, ни при чём. Дело в том, что люди всё больше потребляют контент, в том числе и новостной, из лент социальных сетей и в каналах мессенджеров.

Как устроен процесс работы над проектом, который нужно сделать «под ключ»? Есть ли у вас своя схема работы?

Роман Шелехов: Наш процесс выглядит примерно так:

  • Аналитика, сбор требований, построение навигационной модели.
  • Проектирование варфреймов и сборка прототипов для lean-тестирования.
  • Дизайн ключевых сценариев и второстепенных экранов (различные алерты, состояния, попапы и тому подобное), lean-тестирование.
  • Передача макетов в разработку с помощью сервиса Zeplin, подготовка материалов для публикации в сторах.
  • Разработка приложения.
  • Тестирование и авторский надзор.
  • Публикация в App Store и Google Play.
  • Дальнейшая поддержка и развитие приложения.

С чего начинается работа дизайнера в новом проекте?

Роман Шелехов: В начале работы над новым проектом дизайнер участвует в первой встрече, на которой вместе с командой начинает погружаться в проект. Ребята обсуждают цели и задачи, фич-лист и даты, к которым нужно завершить ключевые этапы.

Затем дизайнер параллельно с арт-директором собирают референсы и изучают приложения-аналоги, находят удачные и неудачные решения. После этого обсуждают и формируют черновую концепцию. После этого начинается проектирование, дизайн и так далее.

Кто создает черновой вариант интерактивного прототипа (без дизайна), который позволит понять объём работ, логику и сложность реализации до начала работы?

Андрей Лисицын: Нужные расчёты делает менеджер дизайн-проектов, не ошибиться в понимании помогает арт-директор. Обычно процесс выглядит так: сначала мы или клиент собираем фич-лист приложения, затем мы оцениваем количество экранов для каждого пункта, иногда составляем MindMap и считаем только ключевые экраны. Исходя из их количества, определяем сроки реализации и бюджет.

Перед релизом приложения в App Store и Google Play вы тестируете его на фокус-группе или тестировщиками становятся уже пользователи, которые скачивают обновление?

Роман Шелехов: Перед публикацией мы обязательно тестируем приложение на наличие багов. Насколько понятен и удобен интерфейс, мы проверяем ещё на этапах проектирования и дизайна. В разработку передаем дизайн с уже продуманным UX.

После публикации в сторах мы всегда прислушиваемся к мнению пользователей и стараемся максимально учитывать их пожелания при дальнейшем развитии приложения.

Что включает в себя минимальный концепт мобильного приложения?

Сергей Гальцев: Как правило, концепт включает верхнеуровневую карту начального прототипа, презентацию с графической концепцией на основе нескольких экранов и прототип на смартфоне.

Вы видели, как менялись тренды в мобильном дизайне. Что ждёт нас в ближайшие годы?

Павел Горшков: Я думаю, что cкоро изменится парадигма взаимодействия между людьми и устройствами.

Вряд ли графический интерфейс, как нынешний основной способ их общения, исчезнет полностью, но коммуникация упростится и станет более естественной для человека. Они начнут говорить между собой на одном языке. Возможно, буквально.

У компании есть много подразделений в разных городах России и ближнего зарубежья. Для чего это нужно? Как строится взаимодействие с ними?

Максим Десятых: У Redmadrobot офисы в шести городах, потому что мы не хотим себя ограничивать в поиске талантов. Если у компании один офис в Москве, она может привлечь только специалистов, которые живут или хотят жить здесь. Мы же знаем, что в других городах есть талантливые люди, и хотим с ними работать.

Часто и нашим клиентам не нужна команда в Москве. Например, зарубежным компаниям или Utair, офис которой расположен в Тюмени. В зависимости от проекта мы передаем его целиком одной команде или, если проект большой, делим между несколькими. Например, над проектами «Билайна» сейчас работают 50 человек в разных городах. Собрать такую команду в одном офисе сложно.

Работаете ли с аутсорс-компаниями? Если да, то по каким специализациям?

Андрей Лисицын: Очень редко. Все нужные компетенции есть внутри компании. Из последнего, что отдавали на аутсорс, заказ на видеовизитку для компании и звуковой дизайн для видеоролика о кейсе.

Есть ли в компании база знаний, чтобы новички-дизайнеры могли быстрее включиться в работу? Если да, то в каких областях?

Павел Горшков: Да, у нас есть постоянно развивающаяся база знаний, в которой мы стараемся фиксировать всё, что может быть полезно в работе. И не только для новичков. В неё входит описание наших дизайн-процессов и стандартов, руководства и методички. Но основную ставку мы делаем на институт менторства в команде.

В каких образовательных проектах участвуют специалисты Redmadrobot?

Андрей Лисицын: Наши дизайнеры и арт-директоры преподают, например, в «Среде обучения» — учебном центре, который специализируется на дистанционных программах. Наш креативный директор Макс Десятых там лидер факультета дизайна.

Павел Горшков: Как раз на днях стартуют два онлайн-курса по UX-дизайну, в создании которых мы принимали участие. «Дизайнер интерфейсов» от Contented, в котором мы в компании коллег из Mail.ru Group, Notamedia, «Одноклассников» и «ВКонтакте» расскажем о том, что важно знать и уметь современному дизайнеру интерфейсов, и «Дизайн мобильных приложений» от Skillbox, в рамках которого мы поделимся нашей компетенцией дизайна мобильных приложений.

Наши специалисты преподают популярный курс MAD о дизайне мобильных приложений в БВШД, многие студенты которого пополняют ряды наших сотрудников уже третий год подряд.

Роман Шелехов: А ещё Redmadrobot организовал «Кодвардс» — учебно-методический комплекс, позволяющий обучать программированию и навыкам системного мышления младших школьников.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Олег Ивахнов

Нужно больше людей из Тольятти на vc)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

из Тольятти, если нет — то больше авто на vc ? :):):)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Редмэдробот прост проект ребят тольяттинских.
Учились вместе (плюс минус пара курсов)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шульга

Мобильный сервис разработать сможете по бесплатным объявлениям ? Простой сервис человек дает любое объявление на сайте появляется ого текст ... все просто

Ответить
Развернуть ветку
Павел Юрьевич

А Ульяновск? Тоже почти силиконовая долина

Ответить
Развернуть ветку
Інна Івасько

интересные ребята

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда