{"id":13840,"url":"\/distributions\/13840\/click?bit=1&hash=23a854ff92848dd15a7903eacb414978cdb42e99def6f55df88c5ac9c66030a6","title":"\u0420\u0435\u0444\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u043e\u0432 \u043e\u0442 Joom","buttonText":"\u0423\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fa465a98-71b1-5a0d-8f7a-4b0e1990409a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Студии, стартапы, продукты, госкомпании: как выбрать и чего ожидать дизайнеру

Большинство написанного справедливо только по отношению к b2c-продуктам для конечного пользоателя.

На разных этапах развития карьеры цифрового дизайнера, чтобы получать более качественный опыт и расти, подходят не любые компании. Даже если в резюме будет внушительный список известных цифровых продуктов или студий, это не гарантирует исчерпывающий опыт и востребованность на рынке труда. А если ещё и периоды год–полтора, что встречается у 80% соискателей — остановитесь, как говаривал печально известный политик.

Фриланс

В целом не считается за место работы в смысле получения опыта для дальнейшего применения в коллективах. Здесь нет ни ответственности ни командной работы, по-этому даже если эти качества тебе присущи, считай что не подтвердили этого реальным опытом для своего будущего работодателя. Фриланс можно с натяжкой рассматривать как вариант для старта карьеры в качестве источника реальных проектов для портфолио. Но в целом это не сильно лучше выдуманных проектов и концептов редизайна каких-нибудь известных IT-продуктов.

Для состоявшегося спеца это скорее вариант дауншифтинга, когда расти уже особо некуда или не хочется, как и тратить на работу по сорок часов в неделю. Вместо этого можно послеживать за трендами, заниматься йогой и охмурять новых клиентов своим внушительным портфелем. Не самый плохой вариант, но вернуться в авангард спустя даже пару лет такого режима будет очень не просто. Куда более правильно для такого образа жизни будет обратить внимание на сферу консалтинга.

Итого: только саморазвитие, перспективы туманны, B2С или B2B — без разницы.

Дизайн-студии

Пожалуй, самый лучший вариант для начала карьеры. Если ты начинающий дизайнер и тебе удалось попасть в хорошую студию с громкими проектами, известными заказчиками и сильными арт-директорами — ты всё делаешь правильно. Даже если ты просто можешь приходить в офис, сидеть рядом с дизайнерами весь день и тебя не выгоняют — всё идёт хорошо! Здесь ты получишь много разных проектов из различных сфер, наставников, которые научат что такое хорошо, а что не очень, и, если позволят способности, карьерно-зарплатный рост, которого может хватить на годы.

Если за плечами уже есть опыт запусков и даже успешного развития продуктов в продуктовых компаниях, в дизайн-студию можно идти только за монетизацией всего этого и только на ведущие позиции. Хотя возможен вариант, когда после нескольких лет работы над одним продуктом возникла потребность или опасение, что перо притупилось, креативности недостаточно а «въезжать» в новые проекты и бизнес-логики становится всё труднее. Как способ встряхнуться на год-другой — вариант. Хотя можно и на интенсивы походить или пофрилансить, не уходя с текущего места, особенно если там есть карьерные перспективы.

Помимо креативности и скорости переключения между разными сферами и проектами в хороших студиях можно найти UI-навыки выше чем где-либо ещё. Но и на входе это требование будет выше среднего, особенно если претендовать больше чем на джуна.

Однако, далеко не каждому дизайнеру подходят студии даже по складу характера. Особо усидчивым и в хорошем смысле занудным студийный подход может показаться чересчур поверхностным. Ведь редкие студийные проекты в реализации доходят до стадии получения обратной связи о реальном поведении пользователей или даже не идут дальше MVP. Для таких существует следующий тип работодателей…

Итого: креативность, крепкий UI, различные сферы и отрасли, кастдев и запуски новых продуктов, возможность роста вверх, B2С и B2B с не большой разницей

Продуктовые компании

Как правило это компания одного продукта и даже если нескольких, внутри всё устроено так, что связи между продуктами сводятся к взаимовыгодному партнёрству на особых условиях — чуть ближе, чем партнёрства внешнего контура но не более. Предпринимаются попытки сближения с целью унификации UX/UI и технологий, но бизнес суров — у каждого свои стратегии, таргеты и KPI. По-этому очень важно понимать, что продукты и команды даже внутри IT-гигантов разные, и если ты собрался в проект телемедицины не делай выводов на основе каршеринга. Смотри на аудиторию, динамику роста, спроси про текучку и LTV/CAC, заодно произведёшь хорошее впечатление на интервью.

Тут мы и подошли к сути работы в продуктовой компании. Здесь требуются и прокачиваются навыки, позволяющие одним только UI/UX растить ключевые метрики бизнеса и приносить деньги фирме. Здесь красивые и удобные интерфейсы выражаются реальными деньгами, а не апрувами заказчиков, и по-настоящему ценится умение унифицировать и удешевлять производство, расширять воронки и увеличивать конверсии в покупки. Если привык как по нотам рисовать приложения с онбордингами, тут тебе на цифрах и деньгах смогут показать, что отказы они генерят сильнее, чем ARPU и LTV.Хороший UI здесь пригождается не меньше чем в студиях, только используется для другого. Весь свой дизайнерский опыт здесь можно выразить через объемлющую UI-библиотеку, которая будет решать задачи бизнеса, удовлетворять стратегии бренда и уменьшать расходы на фронт-разработку. Дизайн-система, именно как ПО и фреймворк для фронт-разработки — здесь реальный и полезный инструмент. Это хоть и требует определённой степени зрелости процессов в компании, но гораздо больше зависит от самой дизайн-команды и способности её лидера быть стратегом и лидером изменений.

Я считаю такой опыт наивысшей степенью реализации дизайнера, как инженера и творца.

Если тебе интересно как устроены бизнес-модели, как формулируются ключевые метрики, как их растить на основе обратной связи от реальных пользователей, генерить и проверять гипотезы улучшений, проверять свои интерфейсы с помощью А/Б-тестирований — ковыряться в одном продукте, доводя его до совершенства, тебе сюда. В замен ты получишь уникальный опыт проверки своих навыков и привычек в дизайне и сможешь оценить свой вклад, выразив его деньгами.

Помимо этого, здесь часто бывают UX- и маркетинговые исследования, UX-тестирования на прототипах и прочие качественные исследования, а также внешние не продуктовые коммуникации.

Ещё каких-то семь лет назад собственные дизайн-команды в продуктовых компаниях были экзотикой, но ситуация стремительно изменилась. Равно как и уровень UI, который уже с трудом можно отличить от студийного. В Иви.ру мы отодвигали с призовых мест Tagline Awards 2019 топовые московские студии.

Но, как это часто бывает в жизни и тут есть свои минусы. В компании одного продута внимание к нему со стороны всех департаментов как правило запредельно высоко и может случиться так, что до проверки простой гипотезы на одном модальном экране может пройти ряд встреч и согласований со стороны стейкхолдеров продукта, маркетинга, бизнеса, технологий.., ведь инструмент А/Б-тестирования не бесплатный, к тому же решение должно удовлетворять стратегиям, взглядам и вкусам всех заинтересованных лиц. Это как в студии, но заказчиков сразу несколько и с каждым нужно договориться. Да и просто культура делегирования ответственности развита далеко не везде, а выяснить это на интервью не так-то просто. Даже если пообещают, раздели на восемь и присмотрись ещё.Во многих крупных продуктовых компаниях эту сложность осознают и компенсируют окладами и премиями. Так что если тебе выкатили оффер, покрывающий твои дерзкие хотелки, задумайся, скорее всего это не «бесплатно». В конце концов стрессоустойчивость — это навык, по-этому должен оплачиваться, как и прочие.

Помимо роста вверх, в крупных продуктовых компаниях существует практика роста в ширину. Дизайнер или разработчик, показывающий высокую эффективность и не боящийся ответственности может расти по зарплате, не уходя на руководящие позиции.

Итого: эмпатия к пользователям, глубокое погружение в одну сферу, унификация и дизайн-система, продвинутый UX с исследованиями, обратная связь от пользователей, бизнес-метрики и аналитика поведенческих данных, возможность роста вширь.

Всё это относится только к B2С-продуктам и сервисам для конечного пользователя. B2B-продукты в компаниях чаще хуже чем в студиях и ничего подобного даже близко не дают.

Стартапы

Будем относить сюда нонейм проекты, которые ещё не запустились или их аудитория меньше 10–50 тыс.

Это как ставка на зеро — вероятность выигрыша ничтожна, но если повезёт, вокруг тебя и не без твоего участия построят компанию, успех которой автоматически станет и твоей заслугой, как профессионала увидевшего потенциал проекта и доказавшего свои способности. В противном случае, опыт не сильно качественнее фриланса, поэтому и ходить сюда нужно крайне осторожно и осознанно. Подобным лучше заниматься в студиях, там на тебя не ляжет тень неудачи, не придётся снова искать работу, а в случае успеха, если ты ведущий дизайнер этого проекта, есть шанс перескочить в стартап. Но сумарно шансы становится совсем ничтожными. Короче, год беззаботного выплачивания ипотеки не стоит тех последствий, которые могут настигнуть при выходе из стартапа. Планируй это заранее.

Итого: как правило только саморазвитие, перспективы туманны, ЗП выше рынка (беги, если нет!)

Изначально не цифровые компании и компании с госучастием

Исторически отстающие ребята в плане дизайна и технологий, скованные в своём развитии ещё и федеральными законами, регулирующими качество расходования бюджетных средств, а некоторые и сложными процедурами конкурсных закупок абсолютно всего от карандашей до компьютеров и офисов. При этом многие умудряются выживать в конкурентной среде, работая по правилам рынка.

Припишу сюда добывающие и энергетические компании, которые в 2020 уже активно идут в цифру, диверсифицируются и оцифровывают собственные процессы. Как правило это сразу пачка стартапов с хорошим финансированием и, если у руководителей есть правильное представление об организации такой движухи, можно будет поработать не только над беспощадными админками, но и продуктами с коммуникациями и брендом. Многие уже наелись финтехом, который формализован вдоль и поперёк — процессы выстроены, лучшие практики отобраны. А здесь есть возможности строить всё практически с нуля, большой командой и с прицелом на создание своего уникального визуального языка.

Конечно, нет гарантии что дадут сделать всё что обещают, что не поглотит бюрократия, но такого больше нигде не получить и это не продлится долго. Особенно если ты претендуешь на относительно высокую должность и способен не только учиться и получать, но и отдавать, вполне можно присмотреться к подобной перспективе развития своей карьеры. Бонусом есть возможность попасть в социально значимый проект, и получать удовольствие от того, что помогаешь людям, а не придумываешь 99-й способ отъёма денег у пользователей.

В общем, думай наперёд, регулярно анализируй свои навыки и способности на предмет их роста, и помни: ты должен быть предсказуем для руководителя и коллег, а разработчик — лучший друг цифрового дизайнера.

0
2 комментария
Сергей Горностаев

Интересно, благодарствую!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Интересная статья!

Особенно насмешило "Исторически отстающие ребята в плане дизайна и технологий" )) Сразу вспоминаются собеседования в какой-нибудь Сбер. Работа в дизайн-студиях  по ощущениям более экстремальная, где апрув клиента решает всё.. В продуктах однозначно нет такого головняка, вся команда работает в одном направлении и обсёр клиентов на перекурах превращается в обсуждение идей.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null