Как UX-дизайнерам и редакторам писать уместные и этичные тексты

Меня зовут Маргарита Хохлова, я занимаюсь продуктовыми текстами больше трёх лет. Сначала казалось, что можно стать хорошим редактором, если отлично разобраться в синтаксисе интерфейсов, прокачать продуктовое мышление, научиться строить пользовательские сценарии и бодро подстраиваться под tone of voice. Сейчас я вижу, что всё намного сложнее.

Думаю, что хороший текст, да и продукт в целом, рождается из любви и искреннего сопереживания пользователю. Тут важно понимать, что все люди очень разные, и уважать это разнообразие.

Научиться уважению сложно, ещё сложнее — постоянно держать фокус на пользователе в потоке задач, релизов и метрик. Но опыт подсказывает, что есть некоторые принципы, на которые можно опираться, чтобы вовремя отловить неуместный текст и даже решение.

Примеры, которые разберём в статье, — часть лекции об этике в тексте на курсе по UX-копирайтингу от Яндекс.Практикума.

Принцип 1: Помнить, что все люди разные

Начнём с очевидного — с гендера. Большинство сервисов по-прежнему разговаривают с пользователями так, будто женщин не существует.

Понятно, что искать гендерно-нейтральные формулировки сложно. Но очень странно видеть мужской род в текстах, над которыми явно потрудился редактор или дизайнер.

Придумать ироничную формулировку почему-то оказалось важнее, чем учесть разнообразие пользователей

Принцип 2: Учитывать, что у пользователей разный опыт

Иногда сервисы забывают, что у пользователей может быть разный опыт и цели. Например, приложение 2GIS при выборе маршрута автоматически показывает, сколько калорий можно сжечь, если пройти путь пешком. Точно ли эта информация по умолчанию необходима и уместна для всех людей? Есть люди с пищевыми расстройствами, дефицитом веса или ожирением. Для них такая информация может стать источником стресса, но отключить функцию в приложении нельзя.

Раньше такую же фичу делали Google Maps, но после релиза пользователи стали массово жаловаться на решение, и его откатили

Ещё один пример — письмо от Госуслуг с темой «Россия для семей с детьми». Интересно, сколько людей, которые вообще не хотят заводить детей или хотят, но не могут, получили это письмо?

Дурацкий штамп в заголовке быстро разошёлся по соцсетям и стал мемом

Принцип 3: Не спрашивать о личном без крайней необходимости

Наверняка вы отвечали на вопрос про девичью фамилию мамы — это самый распространённый вариант кодового слова, например, при оформлении банковских продуктов. Ещё в таких формах спрашивают дату свадьбы родителей, как тебя называет бабушка, имя твоей первой девушки или парня.

Отвечать на такие личные вопросы, касаться настолько чувствительных тем при взаимодействии с банком или сервисом по продаже билетов — возможно, не самое приятное занятие. Почему бы не остановиться на более нейтральных вариантах? Что может быть безопаснее вопроса про любимую книгу?

«Из ответов на эти вопросы можно было бы написать грустную песню», — как-то сказала мне моя коллега

Принцип 4: Продумывать все сценарии взаимодействия с сервисом

В книге Design for Real Life этот метод называют «Готовься к самому худшему». Суть заключается в том, чтобы сознательно попробовать нагенерировать самые нелепые, неприятные и страшные ситуации, в которых пользователи могут столкнуться с сообщением от сервиса.

Автор книги приводит аналогию с производством автомобилей. Сейчас мы ездим на достаточно безопасных машинах только потому, что есть люди и процессы, которые воспроизводят самые ужасные ситуации, в которых может оказаться автомобиль. Так же и с интерфейсами: не стоит думать, что с продуктами взаимодействуют люди из Instagram с безупречно счастливой жизнью.

Вот пример как раз такого текста: его явно постарались сделать эмоциональным, милым и заботливым. Но не учли, что иногда люди вынуждены подавать заявку не в самые замечательные дни своей жизни — например, если старую карту украли. Или в случае с кредиткой, если срочно нужны деньги:

Следующий пример я увидела в ленте Фейсбука. И он уже совсем не милый. Девушка писала о годовщине со дня смерти мамы. К посту был прикреплён скрин из Вайбера. Номер её мамы, как это обычно бывает, спустя время отдали кому-то другому. Мессенджер поспешил сообщить, что человек появился в Вайбере, и даже пообещал стикерпак в подарок.

Понятно, что здесь проблема в первую очередь в решении, а не в тексте. Но даже с точки зрения коммуникации — неужели не нашлось ничего лучше, чем стикерпак в подарок?

Принцип 5: Не шутить на темы физического или ментального здоровья

Сейчас многие продукты хотят создать яркий и узнаваемый характер. Например, быть как «Драйв», с остроумными шутками и ироничным тоном. Но не для всех продуктов это уместно. Смех и веселье иногда совсем не совпадают с контекстом пользователя. Например:

Это скрин из приложения для людей с диабетом. Оно помогает отслеживать уровень сахара в крови. Режим для более точного контроля в продукте почему-то решили назвать «Режим параноика»

Кажется, что этот режим может быть популярен среди тех, кто только столкнулся с диагнозом, или среди людей с тяжёлым течением болезни, или среди родителей, которые следят за показателями ребёнка. В общем, это самые уязвимые пользователи. Вряд ли шутки над их состоянием — то, что им сейчас нужно.

Или ещё пример — сервис обыграл сочетание «абьюзивные отношения», чтобы прорекламировать арбузы:

Вряд ли абьюз и зависимость — хороший повод для шуток, особенно если ты хоть раз с этими проблемами сталкивался

Я не думаю, что юмор всегда должен быть стерильным. Он вообще часто строится на высмеивании чего-то сложного, неприятного и травматичного. Здесь вопрос в уместности и контексте: всё же есть разница в восприятии шуток, когда смотришь стендап или заказываешь доставку продуктов.

Принцип 6: не поддерживать стереотипы

Чаще всего я вижу проблемы с гендерными стереотипами — они укоренились плотно, их не так просто научиться замечать, не то что перестать использовать. Ниже пример подсказки в сервисе по поиску исполнителей:

Это универсальная подсказка-пример для разных услуг на сервисе. Ищешь автоинструктора, а подсказку видишь про какие-то кулинарные курсы для женщин.

Кажется, в 2021 году пора признать, что женщина может готовить или не готовить, и её отношения с мужчиной от этого никак не зависят.

И ещё один пример стереотипа, но уже национального и культурного:

Известно ведь, что Беларусь — это только картошка. А Россия — медведи и балалайка, ага

Принцип 7: Не использовать возраст как способ оценки

Пример ниже с Профи, сервиса, над которым я сама работаю. Долго мы спрашивали у клиентов о возрасте репетитора, с которым они хотят заниматься. С точки зрения клиента польза такого вопроса очевидна, с точки зрения репетитора условие выглядит дискриминирующим, иногда они даже отмечали это на интервью.

«Помоложе» — это сколько? А «постарше»?

Мы убрали этот вопрос из интерфейса. Потом, возможно, заменим его на более безопасный, будем спрашивать про опыт репетитора. В моменте для части пользователей стало менее удобно, зато другая часть перестала сталкиваться с неприятными оценками.

Принцип 8: Осторожно использовать контент пользователей

Иногда сервисы используют пользовательский контент и данные, чтобы повысить вовлечённость или создать потенциально виральный контент. Это могут быть подборки фото, статистика трат, итоги года.

Такие решения обычно строятся по стандартному шаблону и, конечно, не могут учитывать разный опыт пользователей. Иногда результат выглядит просто странно, как в примере ниже — ну не общаются сейчас в почте с дорогими и любимыми людьми:

Скорее всего, большинство пользователей увидели там адреса каких-то служб поддержки или госструктур, с которыми в течение года пытались решить проблемы. Так себе любимка

Или ещё один пример. Айфон автоматически делает подборки из фото пользователей и даёт им названия:

На фото со скелетом какого-то древнего буйвола появилась подпись «Весёлые деньки»

В принципе, опять ничего страшного. Но несложно представить, что пользователь может увидеть в подборке и фото, которое совсем не ассоциируется у него с весёлыми деньками — ведь мы давно фиксируем на камеру не только торжественные и счастливые события.

Чтобы проиллюстрировать, насколько шаблонная работа с контентом пользователей может быть неудачной, расскажу про один очень неприятный кейс, связанный с Фейсбуком. Перед Новым годом соцсеть делает подборки с популярными фото. В 2013 году разработчик Эрик Майер увидел на обложке такой подборки фото своей дочки.

Это действительно было самое популярное фото в его ленте за весь год, но опубликовано оно было вместе с сообщением о смерти его шестилетней дочери от агрессивной формы рака.

Алгоритм Фейсбука взял это фото, добавил к нему танцующих людей и воздушные шары. Только повод публикации этого фото был совсем не праздничным

Эрик написал о случившемся пост, который перепостили блогеры и медиа. В итоге Фейсбук принёс извинения и пообещал избавиться от праздничного дизайна и неуместного текста. Не уверена, что они действительно это сделали.

Несложно догадаться, что все примеры, о которых шла речь в тексте, — не злой умысел отдельных людей, а скорее нелепое недоразумение. Некоторые из них могли серьёзно расстроить. Ещё пару лет назад подобные примеры просто остались бы незамеченными, но сейчас в соцсетях постоянно появляются обсуждения этичности текстов или решений. Это сказывается на репутации отдельных людей или всей компании, неудачные решения приходится откатывать, за что-то публично извиняться. Думаю, дальше таких случаев будет лишь больше — пользователи становятся внимательнее к своим эмоциям, требовательнее и избирательнее. Поэтому бизнесу выгодно уже сейчас инвестировать в коммуникации и сознательно учиться смещать фокус с процессов и метрик на людей, для которых продукт создаётся.

Если хотите больше узнать про коммуникации в ИТ и тексты в интерфейсах, приходите на курс по UX-копирайтингу от Яндекс.Практикума. Начать можно с бесплатной вводной части.

В тексте использованы примеры из телеграм-каналов: «Кнопочка», «Кнопкопись», «Убедительно просим».

0
185 комментариев
Написать комментарий...
Рустам Салахутдинов

Очень жаль, что в Россию начинает пробираться повесточка с вечно обиженными на все и вся.

Одно дело, если действительно был бы какой-то треш - но почти все примеры откровенно высосаны из пальца.

Например, в примере про карты и калории как-то даже не верится - то ли автор правда на полном серьезе, то ли это просто завуалированная ирония.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Дело не в обидах и повестке, просто мир становится цифровым, конкуренции среди продуктов становится больше, а пользователи - требовательнее. Их не то чтобы обижают тексты, просто неудачная шутка может неудачно попасть в больное место. Или просто надоесть, если часто повторяется.

Например, если на экране авторизации написать старую русскую поговорку про незванного гостя и татарина, это заденет очень много Рустамов. Хотя, казалось бы, старая же пословица, и раньше никто не обижался.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

По правде ваш коммент ведь идеально иллюстрирует повесточку.

Из десятков татар, которых я знаю - никто не обидится, а большая часть даже пошутит. И пошутят в десятки раз более жестко - и про ислам-подрывы, и про набеги половцев-печенегов.

Потому что собственно - а в чем проблема? Борьба с татарами и Золотой Ордой - один из государствообразующих мифов России, но Tatar Live Matters Магниты не жгут, а "левые активисты" в истерике не бьются.

Но вы не татарин и не Рустам, зато уверены, что у татар-Рустамов такое должно вызывать негодование .

Вспоминается видео в каком-то универе США, в котором белый парень одел мексиканскую традиционную одежду. Белые феминистические девочки с розовыми волосами чуть ли не бросались на него за "отвратительную культурную апроприацию". А всем студентам мексиканцам понравилось и им было заебись.

Мир, в которым определяющим является "не обижает ли это кого-то", как и у любая другая левая диктатура обычно быстро скатывается в квази-религиозный мир, отданный на откуп фанатикам-хунвейбинам. Мир, разделенный на аксиоматических жертв и угнетателей.

В "вина" в таком мире, как бог Вольтера - даже если её нет, то её стоило бы выдумать.

Обиженный фанатик найдется на любой почве - но вы правда хотели бы жить в таком мире?

Ведь этот современный левый фанатизм - есть прямой аналог фанатизма правого (аля Талибан). Тоже самое, только в отражении зеркала.

А нормальный человек все-таки хочет жить в мире, где противопоставлению одного фанатизма (левого) является не другой фанатизм (правый), а отсутствие этого фанатизма, адекватность.

И принятие сложности мира, который состоит из оттенков серого - не пытаясь его свести до черно-белой картинки через призму какой-то фанатичной идеологии.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Убедительный ответ, но правда жизни слегка другая. Меня как-то знакомый поправил, когда я его татарином назвал. Сказал, что он татар, а татарин звучит оскорбительно. Как чуваша чувашином назвать.

Я понимаю, это индивидуальные загоны. Но когда ты находишься вне контекста какой-то группы пользователей, ты редко можешь сам понять, что для них оскорбительно или угнетающе.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

Так правда жизни как раз оказалось той, что я описал

Что шизик (мягко назовем это так) найдется на любой почве и по любой причине.

Ориентироваться в жизни или в продукте на сотые доли процента неадекватов - это как раз раскручивать маховик долбоебизма.

Ведь вы легитимизируете неадекватность этих людей, говорите им - окей, ты один из сотен тысяч, но если ты орешь как истеричка о том, что слово татарин "тебя угнетает" - то это остальная сотня тысяч должна под тебя подстроится.

А дальше что - когда вы, как славянский угнетатель, будете вставать на коленях, извиняясь за взятие Казани? В контексте концов, может это и индивидуальные загоны, но вы ведь не хотите никого угнетать, верно?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Мы говорим не про шизиков, а про группы пользователей.

Нельзя писать на кнопке «Передумал» или «Принял. Понял», потому что часть людей не думает такими категориями. Это тупо дискомфорт. Если вам понравится нажимать каждый раз на кнопку «Поняла», то ок. Мне — нет. И такое же право есть у женщин.

«Сожжете 202 калории» — это что, не тупо? Зачем это? Может, 2гис мне еще что-нибудь про меня расскажет? Скажем, посоветует к другу зайти по пути. Предложит пивка тяпнуть, раз я часто захожу в пивную. А что такого? У меня же нет личного пространства, плевать на него.

«Вы что-то сделали. Замечательный день» — я и без приложения знаю, какой у меня день. И вы точно не сделали его замечательным.

Про арбузивные отношения... Помните, вчера-позавчера произошел скандал из-за трейлера с шуткой Анны Михалковой про изнасилование в тюрьме? Почему-то переживать за чужое очко на зоне нормально, а про насилие в семье — ну прямо перебор. Или все-таки про арбузивные отношения шутить неуместно?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

По правде говоря вот тут очень яркий маркер:

Помните, вчера-позавчера произошел скандал из-за трейлера с шуткой Анны Михалковой про изнасилование в тюрьме?
______

Потому что по-правде говоря нет. И я думаю, что 99% даже здесь сидящих про это не знает и не знает, кто такая эта Анна Михалкова.

Это даже толком не гуглится. Вы уверены, что вы не сидите в каком-то информационном пузыре аля кухонные радикалы из Твиттера?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Так или иначе, я говорю про уважение к пользователям. Если вы этого не понимаете или просто не принимаете, то ок, не уважайте.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Прочитал на Медузе.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

Ну видите - даже угадал.

Сам в том числе и Медузу читаю иногда и всех-всех-всех. Но вы должны понимать, что Медуза - это такой же радикальный левый мирок, как блог каких-нибудь нациков (только со знаком минус).

Замкнутый пузырь, где сначала идет мнение, а потом идут факты это мнение подтверждающие (confirmation bias).

Такой же мирок со своими и чужими, когда сначала все ляшки обдристали на миллионной новости о том, что кто-то кому-то домогался - а потом Колпаков (их главред) мацал попки чужих жен, потому что ему за это ничего не будет - и кстати не было))

А отвечая на ваш вопрос. По правде людям действительно все равно на "арбузивные отношения", ведь 99% людей - нормальные (не всем же быть лицемерами из Медузы).

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Вы про UX говорите или поболтать про Медузу забежали?

Для меня Медуза — это миллион пользователей, к которым надо проявить уважение.

Для вас Медуза — «такой же радикальный левый мирок, как блог каких-нибудь нациков».

Если для вас миллион пользователей — ерунда, чьими интересами можно пренебречь, у нас с вами очень разные представления о UX.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

Если говорить точно, то вы ответили на мой комментарий про повесточку определив самый важный критерий меня в ваших глазах (таким критерием, как ни иронично, оказалось то, что я татарин)

UX тут совсем не пахнет)

Если для вас миллион пользователей — ерунда, чьими интересами можно пренебречь, у нас с вами очень разные представления о UX.
_____
Но как же десятки миллионов, читающих и смотрящих Медузу со знаком минус - от Первого канала до RT?

У них повесточка вызывает не только ехидные комментарии на vc.ru, но реальную неприязнь (вплоть до горения жоп).

Или вы пренебрегаете их мнением? Тогда о каком UX можно говорить?

А как же остальные 143 миллиона жителей одной России, для которых арбузивные отношения - это просто смешная шутка? О каком UX можно говорить в этом случае?)

____________

Но мы же с вами понимаем, что это все работает не так. Что повесточка работает не так.

Что есть черно-белый мир, есть правильное и неправильное. "Неправильным" всегда можно пренебречь - истина абсолютно и стрелка не поворачивается.

Думаю, что другие когда люди из другого закрытого радикального мирка (Первый канал и другая консервативная "Медуза") возмущались тем, что ВкусВилл разместил лесбийскую семью в рекламе - вы не говорили:
- Это же просто отвратительно! Убого! Возмутимо! Как мог ВкусВилл оскорбить СТОЛЬКИХ людей?! Да, может у них и заскоки - но это их угнетает и непонятно о каком UX можно говорить, когда пренебрегают мнением стольких людей

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Давайте по существу: какой из примеров выше может обидеть зрителя первого канала, если его переделать с уважением к пользователю?

Какой из примеров выше прогибается под повестку? Что это за повестка? Как называется? Личное пространство пользователя? Соответствие информационным ожиданиям? Уважение к пожилым и больным психологическими расстройствами?

Извините, мне на ваши рассуждения ответить нечего. Вы в них добрели аж до кейса ВкусВилла, хотя это вообще не интерфейсная проблема.

Мы обсуждаем UX и интерфейсы, а не пиар-проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

По существу я ответил вам несколько раз выше. Вы серьезно до сих пор говорите про то, что счетчик калорий на картах кого-то угнетает? Что слово "татарин" угнетает какого-то татарина - и не понимаете о чем я говорю?

Конечно, вы все прекрасно понимаете - просто вы обходите неудобные вам темы, потому что с одной стороны понимаете, что я видимо прав, а с другой "не тот" ответ дать не можете.

Ни в посте, ни тем более в комментариях не обсуждаются UX проблемы. Счетчик калорий не портит интерфейс и не мешает пользоваться картой - просто нашелся человек с мочей в голове и толстой жопкой, для которого "такой ужас" неприемлем по чисто "этическим причинам".

Случай с ВкусВиллом - один в один. Чем реклама ВкусВилла отличается от рекламы про арбузивные отношения? Тем, что на рекламу ВВ вы очевидно "плюнуть" не хотите, несмотря на весь предыдущий тред про чувства всех людей, которые нельзя задевать, даже если это откровенные тараканы

Так что там с ВВ?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Счетчик калорий не имеет права считать мои калории за меня, пока я ему это не разрешу.

Про татарина мне сказать нечего — вы распространяете свой опыт и опыт друзей на целую нацию и одновременно называете шизиками всех, кто может оскорбиться из-за неуместной в интерфейсе авторизации пословицы. Хотя такую пословицу туда поставит только полностью лишенный эмпатии человек. Если мы говорим про моего знакомого татара, то он вполне адекватный и успешный. Я с ним никогда не спорил и не доказывал, что он татарин. Потому что зачем мне его триггерить?

Статья называется «Как UX-дизайнерам и редакторам писать уместные и этичные тексты». Мы говорим про тексты в интерфейсе.

По Вкусвиллу я не могу ответить, потому что это не моя компетенция. Если бы в интерфейсе была кнопка «Согласен, милый», то это естественно было бы оскорбительно.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

Счетчик калорий не имеет права считать мои калории за меня, пока я ему это не разрешу.
_____
Иногда, читая то, что вы пишите даже сложно понять - пишите ли вы это серьезно или просто сами хохочите (как я) с той стороны экрана, когда пишите все это (надеюсь, что все-таки хохочите - потому что жизнь одна и ей надо наслаждаться).

Про татарина мне сказать нечего — вы распространяете свой опыт и опыт друзей на целую нацию и одновременно называете шизиками всех, кто может оскорбиться из-за неуместной в интерфейсе авторизации пословицы. Хотя такую пословицу туда поставит только полностью лишенный эмпатии человек. Если мы говорим про моего знакомого татара, то он вполне адекватный и успешный. Я с ним никогда не спорил и не доказывал, что он татарин. Потому что зачем мне его триггерить?
_____
Вы кажется совсем не поняли мой посыл. Мой посыл был в том, что всегда найдется человек, который будет оскорблен. Как бы это не было нелепо - он найдется всегда.

Суть не в том, чтобы кому-то что-то доказывать (мы же не в повесточке, где нужно навязать кому-то какую-то "истинную истину"), а в том, что мы живем не в черно-белом мире, а в дохрена сложном мире - нет правильного или неправильного, на все найдется свой шизик, который будет недоволен.

И нет ничего хорошего или нехорошего в названии кнопки или шутки. И уж тем более нет никакого смысла и дальше уходить в маразм стерилизации всего и вся - потому что все равно всегда найдется кто-то недовольный.

А какая разница будет недоволен 0.001% или 0.0001%? Правильно, абсолютно никакой - если остальные 99% с лишним будут от этого более довольны.

Почему вы думаете, что оскорбленный 0.001% должен лишать остальных неплохой шутки про арбузивные отношения?

Почему вы думаете, что какой-то жиртрес типа меня должен лишать людей полезной фичи, если АБ тест показал, что большей части она нравится?

Вы спрашивали выше что такое повесточка - так вот она. Когда все люди и все мнения ранжируются по степени угнетения. А затем количество угнетенных умножается на коэффициент угнетения и это навязывается обществу как нечто правильное.

Соответственно, возвращаясь к примеру про татарина - вы по сути предлагаете теперь говорить татар, а не татарин. Потому что есть люди, которым так больше хочется.

Ну и под конец - боже упаси нанять стерильного UX дизайнера, к чему призывает автор статьи. Ведь такими продуктами как раз некомфортно пользоваться - если они настолько пресные, что избегают любых смыслов и образов (не дай бог кого-то оскорбить!), то и эмоций никаких не вызывают. И ладно, если это корпоративный продукт. А если b2c?

Что-то в доходных сегментах повыше типа программистов пользуются в основном Тинькофф банком. Тем самым банком, который запрещал нанимать кавказцев, геев и бывших силовиков (потом, конечно, открестились). Того самого Олега Тинькова, который жестко стебал всех и вся.

А подростки все так же хотят в "смотри не обострись" Burger King, а не в Теремок

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Салахутдинов

Я понимаю, почему люди на западе вынуждены следовать повесточке - работы лишиться никто не хочет за то, что "слишком белый в душе".

Понимаю, почему компании вынуждены это делать - ты отвечаешь за деньги акционеров.

Понимаю зачем это нужно политикам.

Но почему люди становятся хунвейбинами понять видимо не смогу никогда

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
а пользователи - требовательнее

Не факт. Скорее те маргиналы, которые раньше обижались молча в тряпочку, теперь выносят свой бугурт на всеобщее обозрение. Стоит ли прислушиваться к их мнению — каждый бизнес решает сам. Дэйв Портной, например, регулярно троллит обиженных на его компанию и на него лично — и его бизнес отлично себя при этом чувствует

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Сам вопрос какой-то странный: реагировать или нет на обиженных пользователей. Вам не кажется?

Маргарита транслирует другую мысль: как бы нам никого не обидеть из уважения к пользователям.

То есть, пользователь предъявляет требования к продукту (или у него есть информационные ожидания, если видит продукт впервые), а разработчики эти требования учитывают. Но сперва идет пользователь.

Вы, похоже, предлагаете делать так: сделаем продукт по-своему, а кому не понравится, пусть идет к черту.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
Маргарита транслирует другую мысль: как бы нам никого не обидеть из уважения к пользователям

Да, но к этой мысли можно прийти, только если сначала кто-то обиделся. Иначе никак.

Соответственно

Сам вопрос какой-то странный: реагировать или нет на обиженных пользователей. Вам не кажется?

Не кажется. По-моему, фабула проста и понятна: кто-то на что-то обижается, давайте попробуем сделать так, чтобы они не обижались. Это И ЕСТЬ реакция на чью-то обиду.

Вы, похоже, предлагаете делать так: сделаем продукт по-своему, а кому не понравится, пусть идет к черту

Я вообще никаких предложений не выдвигал

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Но вы, наверное, не называете незнакомых людей жиробасами или обормотами, если у них лишний вес или неглаженная одежда?

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Бывает, называю. Зависит от того, как эти люди себя ведут

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Понятно. Ну вы просто не поняли, о чем Маргарита рассказывает в статье, потому что это совершенно не в вашем мире.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Отчего же. Я прекрасно понял, о чём она рассказывает. Я вообще очень хорошо людей понимаю. Даже тех, чьи взгляды совершенно не разделяю. Даже тех, чьи взгляды антагонистичны моим

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Вы говорите, что сперва нужно наступить в говно, а потом помыться. Статья рассказывает про гигиену.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Вы мне приписываете свои домыслы

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

"По-моему, фабула проста и понятна: кто-то на что-то обижается, давайте попробуем сделать так, чтобы они не обижались. Это И ЕСТЬ реакция на чью-то обиду."

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

И? Где я утверждаю, что нужно наступать в говно? О_о
Если уж используете аллегории, то могли бы заметить, что я не утверждаю нужность чего-либо, а констатирую, что кто-то уже таво...

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Вы говорите: сперва нужно ошибиться, потом — исправить.

Маргарите говорит: вот что нужно сделать, чтобы не ошибиться.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Я вообще не говорю про нужность. Я говорю, что сама мысль о предотвращении обиды может появиться только после того, как кто-то сперва обиделся. Иначе эта мысль даже не возникнет.

И это (внимание! тонкий момент!) НЕ ОЗНАЧАЕТ, что обидевший и стремящийся обиду предотвратить — один и тот же субъект. Или должен быть одним и тем же субъектом

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Ладно, я не понимаю, почему эта мысль не может возникнуть заранее. Точнее, понимаю, но вот же список этих самых «почему». Для того и написано: на такие-то шутки люди могут обидеться. Просто не шутите вот так и не пишите вот так. В чем проблема?

Может, я чего-то не понимаю в ваших словах? Вы имеете в виду, что сперва самому нужно ошибиться?

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Я имею в виду, что реакция «давайте писать аккуратнее, вот без этого вот Х, чтобы никого не задеть» может возникнуть только, если кого-то задели раньше. Не обязательно, чтобы это вы задели.

Чтобы предположить, что вопрос про дату свадьбы родителй — глубоко личный и может кого-то задеть, надо, чтобы сперва кто-то когда-то счёл этот вопрос глубоко личным и обиделся на такую дичайшую бестактность, а вы об этом узнали

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Для этого ведь и пишут подобные статьи, чтобы предупредить о чужом негативном опыте? Ну и в принципе показать направление мысли.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Я татарин, но не Рустам. Мне пора обижаться?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зеленый

Это индивидуально. Если каждый раз при авторизации будете видеть такое сообщение, разок может и тригернуть. Но если с нервами все ок, можно съесть эчпочмак и проигнорировать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Да вообще нет. Как-то пох на это предложение, потому что я понимаю что такое поговорки. Также, как я понимаю, что есть устоявшиеся нормы и культура

Ответить
Развернуть ветку
182 комментария
Раскрывать всегда