{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколько стоит твой час

Почасовая оплата — одна из самых дурацких схем, потому что с ней выгоднее делать работу, а не решать задачи. Но с почасовой оплаты проще всего начать работу — не нужно вникать, оценивать, договариваться о критериях сделанности, можно просто делать, и всё.

Да и в любом случае полезно знать стоимость своего часа, это может быть ориентиром для принятия многих решений, необязательно даже рабочих.

Типа:
— предлагают контракт с ежемесячной оплатой и загрузкой на полдня, можно пересчитать на часы и прикинуть, выгодно или нет;
— если нужно оценить нетипичный проект, можно попробовать спрогнозировать, сколько уйдёт часов, это супер-неточно, но хоть как-то;
— если потраченное время записано, можно после завершения проекта ретроспективно оценить, выгодным он был или нет, ну, в плоскости денег;
— когда кажется, что какая-то услуга дорогая, можно сравнить со стоимостью своего часа, и понять, что делать самому ещё дороже.

Знать цифру полезно. Верить, что она что-то значит — нет, а иметь в качестве ориентира — да. Как её придумать?

Сколько надо хотеть

Нет же никаких справедливых и несправедливых ставок, это лишь ваша сделка с миром. Нет никаких рыночных цен, а если и есть статистика, то к конкретному человеку она прямого отношения они не имеет, как средняя температура по больнице. Нет, если кто-то верит, что есть «рынок» и надо платить «по рынку», этим человеком проще манипулировать. Главное не верить в это самому.

Есть только некий баланс, между тем, сколько мы хотим и тем, что сколько нам согласны платить. Для начала нужно понять, сколько хотеть. Вот пара мысленных экспериментов.

Оттолкнуться от фактической стоимости жизни

Это самый простой вариант, без фантазии. Нужно:
— внимательно подсчитать траты в месяц, а лучше даже вычислить среднее арифметическое за три или шесть месяцев, так точнее;

— внимательно подсчитать, сколько рабочих часов честно по факту получается зафиксировать за месяц;
— и поделить;

Получится стоимость часа. Точнее — некая базовая «себестоимость», ниже которой опускаться нежелательно, но к которой можно добавлять «торговую наценку», чтобы получать условную «прибыль». Если вы её не знаете, лучше бы знать.

Оттолкнуться от мечты

Размечтаться как следует — не только вредно, а прямо полезно. Надо честно сказать себе:
— сколько денег в месяц кайф зарабатывать;
— сколько часов в месяц кайф работать;
— и поделить.

Получится идеальная стоимость часа. На первый взгляд фантазировать про идеальное может показаться бессмысленным, но если чуть задуматься, то наоборот, скорее глупо не знать, чего хочешь. (Ну, я про плоскость часов и денег — так-то можно знать, что хочешь, но не мыслить часами, всё ок.)

По ситуации можно оценивать час в пределах от «себестоимости» до «идеального» варианта.

P.S. Сколько часов в день может работать человек

Те, кто уже практиковал тайм-трекинг знают, что «сколько прошло времени» и «сколько часов получилось натрекать» — это очень разные цифры. Если вы не потрудились честно подсчитать свои часы, а начали сразу воображать — вот вам ориентир.

У меня было так:
— в 20 лет — часов семь
— в 25 лет — часов шесть
— в 30 лет — часов пять
— в 35 лет — часа четыре

(Линейная экстраполяция подсказывает, что в 55 лет я совсем не буду работать. Посмотрим!)

P.P.S. Как понять, заплатят ли мне сколько я хочу

Проверить.

Если вы с лёгкостью договариваетесь на эти деньги — значит цена занижена. Это необязательно плохо, может быть намеренной тактикой, если нужно выторговывать какие-то другие условия, или если хочется упростить себе переговоры. Но важно делать это осознанно, а не потому что страшно просить больше.

«Нормальная» цена — это типа когда соглашаются со скрипом.

Если несколько раз подряд встречаете отказ — увы, никакого определённого вывода сделать нельзя. К сожалению, отказы у нас практикуются тихие и бессмысленные — чаще всего человек просто исчезает, изредка он разоряется на озвучивание самого факта отказа, и чтобы объяснить причины — это вообще что-то запредельное. Проще и выгоднее ничего не объяснять.

P.P.P.S. Как понимать отказ

Никакого вывода из отказа — ни о цене, ни о своей привлекательности, ни тем более о качестве своего дизайна сделать невозможно. Цена может быть нормальной, дизайн может быть хорошим, но клиенту не понравилось ваше лицо, или что в портфолио конкуренты, или вы похожи на его бывшую.

Что можно сделать:

1. Задать вопрос. Причём чёткий открытый «почему вы выбрали другого?» вполне может остаться без ответа, потому что он слишком чёткий. А какая-то муть в духе «Если найдёте минутку — мне было бы важно знать на будущее, в чём причина; может, дорого, может, не понравились работы, или не знаю, не хотелось бы угадывать — почему нет? Расскажите, пожалуйста» — вполне может срабоать. Чёткие открытые вопросы хороши, когда обе стороны в равной степени заинтересованы в результате. А здесь вам нужно добывать информацию, это другое. Нужно объяснить, зачем вам она, но и показать, что всё это не слишком важно, а так, средне. Чтобы человек не напрягался, не чувствовал себя как на допросе, а просто сказал просто пару слов, любых.

2. Показать переписку или пересказать разговор дизайнеру, которому доверяете — типа «вот клиент, вот что я ему пишу — как думаешь, почему он отказал? Любые догадки». Иногда взгляд со стороны помогает.

Например, однажды приходит ко мне дизайнер с восьмилетним опытом и говорит, что не понимает, почему ему отказывают — опыт релевантный, чувствует себя уверенно, а переговоры постоянно заканчиваются ничем.

Смотрим портфолио:


1. Четыре проекта, внутри супер-подробные, но только четыре. Это с виду не похоже на восьмилетний опыт, похоже на один год. Он выбрал лучшее и супер тщательно внутри всё описал.


2. Обложки проектов очень аскетичные, простые. Типа «всё важное внутри», но это совершенно неочевидно, внутрь не особо хочется даже идти.


3. Фотография в юзерпике — трёхлетней давности, он на ней заметно моложе, чем сейчас.


Он просит денег как опытный самостоятельный дизайнер, а клиент видит портфолио как у новичка. Клиент мог бы внимательно прочитать проекты и передумать, но.

Ну, сказал ему это. Не знаю, чем закончилось!

В общем, с отказами довольно сложно что-то делать, но стоит пытаться.

Я пишу не только вот такие легкомысленные постики, а ещё книгу «Сложный дизайнер», велкам. Собственно, я пишу книгу, а когда что-то туда не тулится, делаю из этого какой-то такой текст ¯\_(ツ)_/¯

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Sasha Step

Рыночная цена есть, потому что есть конкуренция. Ты готов решить задачу за 10 т а твой конкурент за 5. Вот и рыночная цена.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Ts.

Всегда нужна добавленная стоимость. В ней заложено развитие.

Ответить
Развернуть ветку
Александр М.

Приведу наглядный пример к статье. Разница работы между фотографом (программистом) и художником.

Работая фотографом вы рано или поздно упретесь в лимитированный объём денег на фотографии. Так как у фотографии все же есть ограниченная ценность, ограниченное количество денег. И его можно измерить, в минутах, часах.

Художник — это скорее про внутреннюю ценность покупателя, чем внешняя (себестоимость материалы + работа).

Плюс возможность ставить свою, даже порой не адекватную цену за готовые работы. Развивая себя, свое имя стоимость работ будет только расти. Таким образом вы сможете уйти от оценки работы на основе количества и увеличить доход (при удачном стечении обстоятельств).

Работы можно выставлять по всему миру, в частные галереи, уже без вашего участия.

Поэтому оценивать себя за час — так себе затея.

Ответить
Развернуть ветку
Andrzej Wielski

Вы только что назвали программирование не творческой профессией? Хе...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oblachnii boy

адепты рыночка пришли в комментарии)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда