Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Пока все гадают, чей ребрендинг будет следующим, команда Логомашины предлагает посмотреть, чем отличаются последние ребрендинги IT-гигантов, и как стратегии роста экосистем транслируются через айдентику компаний.

Немного об экосистемах

У бизнес-экосистем есть несколько признаков, которые отличают их от других компаний.

Во-первых, экосистемы — это модульный принцип строения компании: продукты в них разрабатываются независимо, но функционируют как единое целое.

Во-вторых, элементы экосистемы самостоятельно сотрудничают со множеством других участников рынка.

В-третьих, экосистема не управляется «сверху вниз», но в ней внедряются общие стандарты, правила и процессы.

В-четвёртых, продукты экосистемы взаимно совместимы.

Экосистемы растут неравномерно: всё начинается с небольшой компании, которая со временем основывает или поглощает другие. И когда в этой экосистеме уже несколько продуктов, возникает потребность в объединении их одним брендом. Сделать это можно через две основные концепции:

  • «От общего к частному»
  • «От частного к общему».

Рассказываем о них подробнее на примере недавних ребрендингов Facebook и Mail.ru, и отвечаем на вопрос, чем от них отличается «Яндекс».

Из Facebook в Meta

Главная новость прошлой недели — ребрендинг Facebook. Компания сменила название на Meta, чтобы не ассоциироваться только с одним продуктом — соцсетью Facebook, а охватить все.

Подробнее о метавселенной Meta вы можете почитать здесь. Мы же хотим разобраться, почему компания выбрала стратегию развития через создание нового, а не объединения старого.

Facebook — не первая большая технологическая компания, которая изменила своё название. В 2015 году Google переименовался в Alphabet, чтобы показать, что он больше, чем поисковая система. А в 2016 году Snapchat переименовался в Snap Inc. Эти компании выбрали концепцию ребрендинга «от общего к частному». Она заключается в том, что когда компания нуждается в объединении своих продуктов, то выбирается новая концепция, которая затем распространяется на остальные продукты.

О том, почему Facebook сменил название, эксперты спорят. Одни уверены, что просто пришло время, а другие, что Facebook хочет избавиться от ассоциации со скандалами, связанными с утечкой данных пользователей. Тем не менее изменения только начинаются, и скоро мы как рядовые пользователи ощутим их на себе.

Метавселенная будет в центре внимания, и я думаю, что это станет важной частью следующей главы о том, как развивается интернет

Марк Цукерберг

Из Mail.ru в VK

Команда пошла отличным от Facebook путём, и в недавнем ребрендинге взяла за основу концепцию «от частного к общему», когда название одного продукта распространяется на всю экосистему. Как сказал глава VK Борис Добродеев, новое название компании было выбрано по принципу узнаваемости, поскольку соцсеть знает 100% аудитории Рунета.

Однако не все продукты Mail.ru изменят своё название: например, не будут связаны с VK названия соцсети «Одноклассники» и маркетплейсов Delivery Club, AliExpress, поскольку «у каждой свой контекст». Это явно не соответствует позиционированию VK — «единая экосистема», и, возможно, смена концепции роста на «от общего к частному» — лишь вопрос времени. Мы не удивимся, если через год увидим на vc.ru новость об экосистеме «Мега».

А «Яндекс»?

«Яндекс» выбрал третью концепцию роста, поскольку изначально объединял свои продукты под общим названием. Когда мы слышим о сервисах «Яндекс Go», «Яндекс.Еда» или, например, «Яндекс.Музыка», у нас не возникает вопроса, к какой экосистеме относится продукт. Поэтому потребности в новом имени у «Яндекса» не возникло и, скорее всего, уже не возникнет.

На практике следовать концепции развития с переименованием новых продуктов может быть сложно: на редизайн продуктов нужно выделять много ресурсов, и сделать это под силу не каждой компании.

Вывод

Когда компания активно растёт, усидеть на трёх стульях не получится: нужно выбрать концепцию, которая позволит не вкладывать в ребрендинг дополнительные ресурсы как можно дольше.

Пойти «от общего к частному» или «от частного к общему» решает каждая компания самостоятельно. Однако, если вы планируете расти до размеров «гигантов», не привязывайтесь к одному продукту, стройте свою вселенную как Meta, например.

Делитесь своим мнением о недавних ребрендингах в комментариях и, если вам нравится полезный контент про дизайн, подписывайтесь на Логомашину в соцсетях: ВКонтакте | Instagram | Facebook

0
22 комментария
Написать комментарий...
Zoringer
Ответить
Развернуть ветку
Genio Genio

Меньета

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Существует миллион вариаций знака бесконечности. Это самый не оригинальный лого в мире...
Лан, стилизованная буква А на первом месте, знак бесконечности на втором.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Azarenko

а «‎Я»‎ Яндекса? а «‎М»‎ метрополитена?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

А Челябинск?

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

о я в буинске был, там я срал, залез мертвый в море и насрал

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

А Яндекс страдает очень сильным комплексом неполноценности, поэтому он тоже думает, что он буква «А».

Самая неуверенная в себе компания

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец
команда Логомашины предлагает посмотреть, чем отличаются последние ребрендинги IT-гигантов

Спасибо, не надо (идите наxуй)

Ответить
Развернуть ветку
Aibek Kurt

ох уж эти предприниматели - сделать юзерфрендли сервис - неееее. переименоваться в мета, хета, лета, вк - вот что нужно!

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ган

Название очень спорное

Ответить
Развернуть ветку
Michael Nick

Есть в it категория людей, у которых не хватило ума стать программистами и вот они и разводят руководство на ребрендинги, чтобы обосновать свою безполезность для компании и соснуть денег.
Других мыслей, наблюдая этот массовый цирк с ребрендингом, в голову не приходит.

Ответить
Развернуть ветку
NightFox Magic

У FB ситуация другая, с их именем навсегда ассоциация с утечками и скандалами.
Но этот не сильно поможет. :D

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Землянский

А когда AliExpress стал принадлежать майлу?!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Tmall (AliExpress Россия), часть его принадлежит группе Майл.

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Не принадлежит. Но у VK group 15% Алика, а значит "Попробуй возразить Юрию Борисычу Мильнеру епта"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Цивилизованный брендинг:
* стратегия, позиционирование
* брендбук, нейминг
* логотип, фирменный стиль
* гайдлайны
* фреймворки визуализации
* продуманная стратегия внедрения

Фейсбук:

Ответить
Развернуть ветку
Валя Джазиков

Когда первый раз увидел про ребрендинг meta, сразу зашел в play market посмотреть это приложение. Но оказалось фейсбук все такой же. Даже и не скажешь, что я прочитал что-то не внимательно, ведь подругому это сложно понять.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда