{"id":10776,"title":"\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u0443 \u0432 \u043e\u043a\u0435\u0430\u043d \u043f\u043e\u043f\u0430\u0434\u0451\u0442 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=10776&url=https:\/\/vc.ru\/acer_russia\/347915-acer-vypustila-pervyy-noutbuk-iz-pererabotannogo-plastika&placeBit=1&hash=368c351f012741e124bb4bc6c0b9b05d5e0f9033fab83ea5e301424877f73936","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Inostudio

Ломаем стереотип, что дизайнер — это рисовака-художник

Большинство людей думает, что дизайнер — это человек, который просто рисует. На самом деле это не так. Чем же он занимается в действительности — расскажет Данил Шклярский, UI/UX-дизайнер INOSTUDIO. Мы разделили материал на две статьи. Данил поделится, как применяет в своей работе принципы, изложенные в книге Д. Нормана «Дизайн привычных вещей». В первой статье подробнее остановимся на принципах дизайна и разберём, как действует человек. А во второй рассмотрим, как Данил применяет знания из первой статьи при работе с дизайном цифровых решений.

Кто такой дизайнер

Начнём с матчасти: обратимся к Википедии и узнаем, кто такой художник.

Художник — это человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком смысле — деятель искусства.

То есть задача художника — вызывать эмоции у человека, создавать произведения искусства. Что же нам скажет Википедия про дизайнера?

Дизайнер — это художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях.

Как видим, Википедия тоже использует термин «художник». Посмотрим, что говорится в книге «Дизайн привычных вещей».

В идеале продукты тоже должны радовать и приносить удовольствие. Это значит, что при создании нужно не только соблюдать требования проектирования — производство, эргономику, но и принимать во внимание весь опыт. То есть учитывать эстетику формы и качество взаимодействия с человеком.

С одной стороны, получается, что дизайнер не художник, с другой стороны, его задача — учитывать эстетическую составляющую своего продукта.

Также Википедия подсказывает, что в более широком смысле дизайн не только привязан к художественному конструированию, но и участвует в решении иных социально-технических проблем. Поэтому дизайнер не просто рисует, а проектирует взаимодействие и решает проблемы пользователей.

Давайте посмотрим на картинку. Наверняка все узнают этот предмет.

Как мы понимаем, что это чайник? Каждый с ним взаимодействовал, когда нужно было заварить чай. У нас есть какая-то концептуальная модель, как работает чайник, есть понимание, как им пользоваться.

А что это такое?

Не каждый сходу сможет сказать, что это за вещь. Всё потому, что не у всех есть концептуальная модель, что это и как работает.

А это всего-навсего соковыжималка для лимона и по совместительству арт-объект.

В примере с чайником было немного проще, потому что у каждого есть понимание, как он работает. Но это только часть информации, которую мы получаем о предмете. Это наша внутренняя информация — опыт взаимодействия с предметом или концептуальная модель того, как он работает.

Принципы дизайна

Откуда возникает понимание, как пользоваться вещами, если мы никогда не имели опыта взаимодействия с ними? В этом нам помогают принципы дизайна:

  • возможность
  • означающие
  • проекция
  • ограничения
  • фидбэк
  • концептуальная модель

Возможность

Возможность — это отношение между свойствами предмета и агентом. Представим человека с зонтом. Человек, как агент, может держать его в руке или махнуть им. Сами физические свойства дают возможность пользоваться им.

Ещё бывают антивозможности. Представим стену. У неё есть антивозможность — мы не можем сквозь неё пройти. Возможности бывают ещё и скрытые. Представьте живую ограду из кустарника. Люди думают, что через неё нельзя пройти. Но на самом деле есть небольшой проход — это пример скрытой возможности.

Означающие

Означающие — это любой маркер, звук или знак, который заставляет человека вести себя определённым образом. Всё тот же пример с зонтом. У него есть означающие — его ручка и кнопка. Они задают поведение — человек должен держаться за ручку, а кнопка подсказывает, что на неё нужно нажать для взаимодействия. У нас есть понимание в этом.

Любой предмет, у которого есть означающие, заставляет нас вести себя определённым образом. Например, кнопка или ключ-кольцо на банке. Они подсказывают, как взаимодействовать с предметом.

Проекция

Проекция — это отношение между элементами управления и результатом управления. Если мы знаем, что на ручке зонта есть кнопка, мы понимаем, что она приведёт его в действие. Также с выключателем. Мы понимаем, что выключатель — это орган управления светом в комнате. Точнее, проекция того, как мы управляем этим светом.

Ограничения

Ограничения — это такой принцип в дизайне, который сужает круг возможностей предмета, чтобы подсказать нам, как с ним взаимодействовать. Ограничения бывают физические, естественные и культурные.

Естественными ограничениями может считаться то, каким образом мы можем использовать объект. Например, сложить несколько вещей в контейнер в определённом порядке.

Физическим ограничением является размер ручки зонтика и его форма. Мы понимаем, что можем взять зонт только в одну руку. Если попытаемся взять в две, будет неудобно.

Культурные ограничения. Мы понимаем, что не можем ударить другого человека зонтом, потому что это будет неприлично.

Фидбэк

Фидбэк — это результат управления. Мы нажимаем на кнопку зонта, он открывается. И так с любым предметом. Очень важно, чтобы фидбэк происходил быстро. Мы должны понимать, что наши действия повлияли на предмет. Фидбэк позволяет понять, в каком состоянии находится объект, чтобы продолжить взаимодействие или понять, что действие произошло.

Проекция показывает, как триггер на предмете взаимодействует с функционалом. А фидбэк — это результат действий пользователя.

Концептуальная модель

И самый главный принцип — концептуальная модель. Она отвечает за наше понимание того, как пользоваться предметом. Работа дизайнера заключается в том, чтобы создать простую и понятную концептуальную модель, основываясь на перечисленных принципах.

Дизайнер создал дизайн-концепт зонта, его изготовили и отправили в магазин. У дизайнера этого зонта была одна концептуальная модель, а у покупателя другая. Дизайнер понимает, как закрыть зонт, который он создал. Но покупатель может этого сразу не понять. Наступает момент, когда предмет находится в пространстве самостоятельно, без дизайнера. То есть некому объяснить, как им пользоваться. И тут в игру вступает системный образ.

Системный образ — это вся информация, которая у нас есть о предмете. На основе этой информации мы создаём для себя концептуальную модель. Если дизайнер правильно спроектировал продукт, тогда у пользователя формируется правильная концептуальная модель. А это успех в использовании предмета.

7 этапов действия

В дизайне, чтобы правильно создавать предметы, недостаточно только понимать, как они устроены. Ещё важно понимать, как действует человек.

Например, человек хочет открыть зонт. Когда он его откроет, он выполнит свою цель. Цель — это первый этап действия. Но что дальше?

Когда люди что-то используют, они сталкиваются с двумя проблемами: разрыв выполнения, когда они пытаются понять, как управлять вещью, и разрыв оценки, когда они пытаются понять, что произошло.

«Дизайн привычных вещей», Д. Норман

И тут появляются вопросы: Как я это сделаю? Что я могу сделать? — На разрыве выполнения. Что случилось? Чего я хотел добиться? — На разрыве оценки.

Так вот, что же происходит на самом деле? Вернёмся немного назад к тому моменту, когда человек поставил себе цель — открыть зонт. Его действие будет строиться из таких этапов:

Цель. У человека появляется цель — открыть зонт.

План. Дальше в его голове строится план, как он будет это делать.

Уточнение плана. Например, мозг подсознательно понимает, что нужно задействовать мышцы рук, ног и другие, которые необходимы, чтобы открыть зонт.

Исполнение плана. После построения плана мозг начинает его выполнять.

Когда человек открыл зонт, он выполнил свою цель. Но на этапе разрыва оценки ему нужно понять, что произошло.

Восприятие. Человек осознаёт действие, которое совершил.

Интерпретация. Человек должен понять, как его действие повлияло на окружающий мир.

Сравнение. Похоже ли то, что сейчас находится в окружающем мире, на результат, который человек хотел получить от своей цели?

После всей цепочки человек понимает, что добился своей цели.

Это важно учитывать, потому что благодаря этой схеме дизайнер понимает, как человек взаимодействует с предметом. Следовательно, может оценить, на каких этапах у пользователя могут возникать проблемы и какие принципы дизайна следует использовать.

На разрыве исполнения используются означающие, возможность, ограничения, проекция и концептуальная модель. А на этапе разрыва оценки — фидбэк, то есть вся информация, которая может подсказать пользователю, что произошло, в каком состоянии предмет и выполнил ли он своё действие. Заметим, что концептуальная модель находится на обоих разрывах. Это подтверждает, насколько она необходима для правильного понимания, как взаимодействовать с предметом.

В следующей статье рассмотрим, как все описанные принципы Данил применяет при работе с цифровыми решениями.

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Военный меч

Это у кого такой стереотип?

Ответить
0
Развернуть ветку
Inostudio

Добрый день! В статье наш UI/UX-дизайнер Данил рассказал о своём опыте. Он не раз сталкивался с ситуацией, когда люди узнают, что он дизайнер, у них возникает ощущение, что это просто картинки рисовать. Но профессия дизайнера намного глубже. При создании цифрового решения нужно соблюдать требования проектирования (производство, эргономику и т.д.) и принимать во внимание весь опыт. То есть учитывать эстетику формы и качество взаимодействия с человеком.

Ответить
3
Развернуть ветку
Дмитрий Кашапов

У огромного количества людей. Даже мой препод по графдизу в колледже думает в рамках стереотипа(

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Выборка конечно огонь. Хотелось бы цифр статистики (опроса) в статье, а не собственных ощущений. Более вероятно большинство вообще мало себе представляют чем занимается дизайнер в принципе, не то чтобы соотносить их с художниками.

У меня вот дизайнер вообще с художниками не ассоциируется.

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Это вам надо к Лебедеву , он вам расскажет откуда в хлебе дырочки

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Лепков

наверное, как и во многих сферах, дизайнер дизайнеру рознь) стереотипы ведь откуда-то рождаются, и кто-то их подтверждает)

Ответить
0
Развернуть ветку
magic sign

Для справки: в русском языке нет слова "фидбэк", а есть словосочетание обратная связь. Вдруг автор не в курсе.

Ответить
–1
Развернуть ветку
TaleWithNoEnd

Ахахах дельно, но уже все об этом забывают и "Давайте говорить правильно" уже не работает(

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
«Тинькофф» отказывает в предоставлении услуги, включённой в тариф

Привет! У банка Тинькофф Банк есть тариф для ИП "Профессиональный" с абонентской платой около 5к в месяц, там же в описании включена услуга "Бухгалтерское обслуживание" (на данном тарифе бесплатно).

Водитель «Яндекс.Go» высадил и обещал «разбить башку»

Вчера, 25 января, со мной произошла вопиющая ситуация в процессе поездки в такси Яндекс. Водитель обматерил меня, высадил посреди дороги и обещал «разбить башку»‎. Яндекс не отстранил водителя и пожалел даже бонусных баллов.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Как сгореть заживо за 700 руб

Aliexpress, OZON, Yandex, DNS, Eldorado нам нужно серьезно поговорить.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Сервис на честных условиях без 1000% наценки, воспринимается как что-то нереальное. Печально…

Наша компания ООО «Телеком Инновации» разработала универсальный сервис – виртуальную сим-карту для путешествий «Travel eSim», которая подключается напрямую к мировым операторам, минуя роуминг. Travel eSim запрограммирована на работу по принципу «лучшего сигнала», она переключается между операторами без прерывания сигнала.

Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

Bank of America раздаст свои акции почти всем сотрудникам, потому что во время пандемии люди стали чаще увольняться Статьи редакции

Одни поняли, что устали работать в офисе, другим больше пришёлся по духу фриланс — поэтому корпорация решила удерживать их бонусами.

null