Почему люди так быстро подсаживаются на Тикток: анализ продуктового дизайна и UX/UI-решений

Тикток эффективно работает на привлечение и удержание аудитории: это одна из самых быстрорастущих соцсетей в мире. Многие списывают успех Тиктока на алгоритмическую ленту, которая подстраивается под пользователей. Но алгоритмы хорошо работают во всех соцсетях.

Тикток использует поведенческую психологию и визуальный дизайн, чтобы увеличить вовлеченность пользователей. В этой статье команда Epic UX разбирает дизайн-решения, которые помогли Тиктоку добиться успеха.

UI-решения: понятный каждому интерфейс и кнопки, которые всегда под рукой

Быстрый онбординг. Стив Круг, автор книги «Не заставляйте меня думать», сформулировал основополагающий принцип веб-дизайна: «До всего важного должно быть не больше двух кликов». Тикток придерживается этой парадигмы:

  • при первом запуске приложения пользователь регистрируется или авторизуется через соцсети;
  • пользователь сразу же оказывается на экране с видео.
До контента в Тиктоке — один клик

Для сравнения: онбординг в Инстаграме занимает минимум пять экранов — создать юзернейм, задать пароль, загрузить аватар, указать дату рождения, подписаться на рекомендации и так далее.

На этом моменте пользователь уже думает «Ну долго ещё?»

Понятный интерфейс. Тикток адаптирует механики других платформ: новому пользователю интерфейс интуитивно понятен. Свайп ленты, лайк по двойному касанию, хэштег для навигации по контенту — к этому пользователь привык.

Есть и фильтры, как в Инстаграм, и короткие видео, как в Снепчате. Понятный интерфейс снижает порог входа для новых пользователей и ускоряет их привыкание к платформе.

Тикток использует привычные жесты

Простой экран создания видео. В Тиктоке много пожилых пользователей, которые, на первый взгляд, должны плохо обращаться с технологиями. Но вместо этого они ведут успешные аккаунты с тысячами подписчиков. Секрет в простом интерфейсе.

На экране создания видео большой список функционала: добавление музыки, фильтры, активация таймеров и специальных эффектов. Но в интерфейсе выделяется главная кнопка — «запись». А чтобы было легче, под ней — сборник шаблонов. Даже без опыта в монтаже у нового пользователя за секунды будет готов первый тикток.

Тикток как бы говорит: «Не парься, просто снимай»

Кнопки всегда под рукой. Основные кнопки закреплены на экране. Пользователям не нужно обращать внимание на другую часть экрана во время пролистывания.

Иконки Follow, Like, Comment, Share расположены в зоне, которую легче всего достать большим пальцем. Сами пиктограммы полностью залиты и увеличены в масштабе, чтобы не сливаться с видеоконтентом. Эти же кнопки в Snapchat расположены ниже и выглядят прозрачными — их не видно и тапать большим пальцем неудобно.

UI Тиктока позволяет пользователям более естественно взаимодействовать с ключевыми опциями и выигрывает этим у конкурентов

UX-решения: 6 секретов «залипательности» Тиктока

  1. Никаких отвлекающих факторов. Пользователь взаимодействует только с одной единицей контента одновременно. Он вовлекается в контент и концентрируется на экране. Варианта взаимодействия всего два: он может листать дальше или досмотреть видео до конца.
  2. Потребление контента не прерывается. При запуске приложения пользователь сразу видит видео. Оно будет воспроизводиться на повторе, пока его не смахнут.
  3. Между контентом нет буферной зоны. Ленту Тиктока невозможно быстро пролистать. Каждое новое видео центрируется на экране и останавливает скролл.
  4. Алгоритм делает все сам. Пользователь видит те видео, которые ему понравятся. Не нужно заполнять формы и обозначать свои предпочтения: лента подстраивается под поведение пользователя.
  5. Пользователь почти всегда видит что-то новое. Так работают рекомендации. Это создает эффект вознаграждения: свайпай вниз и увидишь то, чего не видел раньше.
  6. Приложение использует темные паттерны. В настройках Тиктока есть функция Digital Wellbeing для контроля времени просмотра приложения. Чтобы добраться до этой настройки, придется пробиться через принудительное продление пользовательского опыта: само приложение не предложит остановить просмотр контента. Использование тёмных паттернов осуждается в дизайн-сообществе, но не сказать о такой UX-находке Тиктока было бы нечестно.

Вывод

Продуманный лэйаут, расположение элементов, заимствование проверенных механик и сокращение лишних действий делают приложение успешным. Тикток одновременно удовлетворяет и потребность людей развлечься без усилий, и потребность бизнеса максимально быстро вовлечь пользователей в свой продукт.

Хотите больше кейсов успешного продуктового дизайна? Подписывайтесь на Epic UX — телеграм-канал Epic Growth про дизайн пользовательского опыта.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Иванов

У меня есть другая версия почему

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Stelmakh

Ключевое, на мой взгляд, отличие TikTok от конкурентов (а его конкуренты — это сервисы, пожирающие внимание, типа Instagram или Youtube) в том, что алгоритмы на основе данных определяют предпочтения пользователя. То есть, бэкенд главнее фронтенда. Причем, используется не social graph (не нужно ни на кого подписываться или ставить лайки) или сторонние данные типа тех, которые запрещает iOS, а собственные данные на основе обычного смотрения или быстрого отказа от просмотра. ByteDance откатала этот подход еще в своем предыдущем большом продукте — новостном приложении Jinri Toutiao (今日头条), в России «Яндекс.Дзен» на него очень похож.

Алгоритмы, помимо пугающе точного определения подходящего пользователю контента, также лучше понимают, какое видео широко распространять, а какое — нет.

Главная страница YouTube работает по такому же принципу, но YouTube предполагает более длинные видео и обстоятельный контент. В TikTok, инфлюенсер потанцует 30 секунд — и это сразу вирусится.

На мой взгляд, UX/UI победы TikTok не на стороне смотрения, а на стороне создания контента. Вот это однозначная победа — любой человек может снять видос с песнями и плясками за полминуты.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Я не подсел , не на что там подсаживаться . Прона нету телок тоже голых фиг найдешь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Bayburtyan

Вы считаете его успеху послужил хороший UI/UX?

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

Да плюс еще SOLID, KIS и ООП. Юез этого не взлетело бы

Ответить
Развернуть ветку
Егор Никулин

подсаживаются быстро потому что, алгоритм подбирает для тебя интересные видео.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Сергеевич

Ссал весь мир на ваш дизайн, юИкс и прочее, когда вы уже поймёте?
Их достаточно делать адекватными, остальное сверх нормы допиливается сильно опослЯ
И инста и господи прости тик-ток, хотя на самом деле "Мюзикали" поднялись именно из-за фильтров, которые они дали для обработки. Инста дала фильтры фото, в своё время это был "прорыв". Мюзикали дал крутые фильтры коротким видосам.
Остальное - неважно, всё что вы описываете лишь НАДСТРОЙКА к этой базе

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Все проще:

удовлетворение потребности "нового, короткого, не напрягающего (тупого)!" с одной стороны экрана и "дайте мне лайков чтобы почувствовать себя звездой пооткрывая рот и/или потреся чем бог наградил, а то ничего умного не умею", реализованное примитивно - с другой.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

Получается загончик для тупеющих и тех кто на них зарабатывает?

Ответить
Развернуть ветку
ilia

А для вас открытие? К этому шло давно, в том числе и в форматах всех.

На это, разумеется, будут "что сами ищете, то и показывает вам", но камон, там даже какие-то толковые люди уподобляются - иначе не будет охватов, чего-то стоящего - сотые доли процента.

Больше всего, конечно, в ах... с людей (что в инсте, что в тиктоке когда заходил глянуть, что в других), которые "осознанность, нетоксичность, независимость, вы- личность", но тут же у них "челленджи", которые везде стали "затупи еще!", разыгрывание как у тысяч остальных слово в слово, движение в движение "типа смешных сценок", сисько-жопотряска, открывание рта в такт, просто пялятся в камеру - все ради лайков... "Осознанность", блеать...

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Жильцова

Обзор хороший, но возникает закономерный вопрос - есть более сложные продукты (и тем более подписочные продукты), где value надо донести на онбординге. И что делать в такой ситуации? Понятно, что регу делаем максимально простой в любом случае, но накинуть себе баллов тоже надо, и онбординг для этого лучше всего подходит. Практика показала, что лучше всего зашли опросы в онбординге, чтобы персонализировать контент прям на старте

Что думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов
value надо донести на онбординге
Ответить
Развернуть ветку
Epic Growth
Автор

У нас выступала Вика Харламова из Miro и рассказывала, как они улучшают онбординг и как проводят тестирования. Если интересно: https://my.epicgrowth.ru/programs/collection-848xt4rsg0q

А вообще — спасибо за вопрос! Повод для нас разобрать эту тему с экспертами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Boris Zhenikhov

Все просто, мозгу обрабатывать видосики с тиктока кажется проще.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Щербакова

Не скажу что это нормальный сервис. Вертикальные видео вообще не мое

Ответить
Развернуть ветку
Lex Melnikov

Дети вообще любят подсаживаться на всё простое, яркое и незатейливое. А если они знают, что миллионы других деток там формируют контент, то ещё сильнее вовлекаются. Я не склонен думать, что здесь есть какой-то юэкс феномен. Даже ваш анализ оказался довольно сжатым со всеми попытками его подрастянуть. Чем уже функционал и точнее демографический таргетинг тем лучше в итоге тот самый юэкс для пользователей, заинтересованных в таком виде досуга.

"Темный паттерн" с digital wellbeing – ставлю жирный плюсик за юмор).

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда