{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Прошлое, настоящее и будущее UX: что ждёт дизайн интерфейсов в 2018 году

Перевод итогового материала блога UX Design Collective о тенденциях 2017 года и прогнозах на будущее.

Для UX Design Collective это был трудоёмкий год. Мы делились контентом каждую неделю через электронную почту, Medium, UX Today, через нашего чат-бота и социальные сети. Мы поделились 1926 ссылками с 189 489 дизайнерами по всему миру.

Мы также запустили несколько сторонних проектов, ориентируясь на дизайн-сообщество.

Смерть и возрождение UX

Как дизайнеры мы всегда боролись за участие в стратегических решениях на раннем этапе. Теперь, когда мы стали непосредственными участниками процесса, что с этим делать?

У вас в приложении отсутствует процесс обучения новых клиентов? Ознакомьтесь со списком наиболее эффективных вариантов. Не уверены, какой тип меню использовать на своём сайте? Просто руководствуйтесь этой библиотекой шаблонов. Вам не нравится шапка вашей домашней страницы? Давайте просто проведём A/B-тестирование.

В то же время за последние годы UX-дизайн завоевал внимание компаний и СМИ, а значительная часть его методов стала стандартизированной. Или, как говорят пессимисты, UX мёртв?

В 2016 году в отчёте по трендам мы указали, что само понятие «UX-дизайнер» стало настолько распространённым, что вскоре должно исчезнуть. Наступил 2018 год, и эта трансформация наконец-то начинает приобретать конкретные очертания. Разнообразие платформ и каналов, для которых мы работаем, требует нового набора навыков, методов и знаний, которые выходят далеко за рамки того, что может сделать UI-дизайнер классического сайта и приложения.

UX мёртв. А теперь снова за работу

Все эти заголовки-приманки о крахе UX заставляют дизайнеров волноваться о своей карьере. Но если вы давно работаете в этой сфере, то, наверное, уже видели что-то подобное. От вебмастера к информационному архитектору, от информационного дизайнера к UX-дизайнеру. Мы всегда гибко подходим к работе и названию своей профессии, но наша миссия — создание значимого для людей опыта — остаётся неизменной.

И сейчас мы видим то же самое. Наша сфера созревает, бюджеты растут, рыночная среда становится всё более сложной и конкурентной. Не может каждый дизайнер быть мастером на все руки. И мы не можем в 2018 году делать то же самое, что делали в 2008 году.

Понятие «UX-дизайнер» теряет конкретный смысл. Дизайнеры концентрируются на новых путях и специализациях:

  • Пробуют себя в новых областях и технологиях, например, в виртуальной реальности, разговорном дизайне, голосовых интерфейсах.
  • Начинают работать в более узких областях: интерактивный дизайн (motion-design), прототипирование, UX-writing.
  • Переквалифицируются в дизайнеров продукта, расширяя свою деятельность за рамки дизайна взаимодействия, концентрируясь на стратегии развития продукта и бизнеса.

И это смещение из UX-дизайна в дизайн продукта в 2018 году только усилится. Так как наша роль в компании и обязанности постоянно растут, мы уже не можем не разбираться в дизайн- и бизнес-стратегиях.

Но начать разбираться в бизнес-терминологии — это только первый шаг. Мы должны быть готовы говорить с нашими коллегами по бизнесу о генерации лидов, CRM, метриках, объёме прибыли до вычета расходов по выплате процентов, о налогах, износе и начисленной амортизации, таргетинге, ретаргетинге, моделях получения доходов, поисковом маркетинге, страницах прямого отклика.

Даже больше — нам теперь приходится понимать, где и когда нужно самим включиться в бизнес. Может быть, креативное предложение по дизайну в теории звучит хорошо, но если оно нецелесообразно с точки зрения бизнеса, не стоит тратить на него своё время.

«Улучшить жизнь людей с помощью дизайна», — звучит хорошо для профиля в LinkedIn. Но дизайн, который мы создаём, должен быть оправдан с точки зрения бизнеса.

В 2018 году дизайнеры научатся учитывать стратегию развития продукта при создании новой функциональности, новых экранов и опыта. Давно пора принять, что мы не художники, и стать частью бизнеса. Так будет лучше.

Дизайн в эпоху безотлагательности. Пользователю нужно от вашего продукта всё и прямо сейчас

Социальные сети приучили нас к режиму реального времени, это изменило представления пользователя о том, как быстро продукт и услуга должны удовлетворить их потребность. Как это отразилось на продукте, над которым вы сейчас работаете?

Потоковое вещание очень быстро распространилось на социальные сети. Компания Snapchat запустила сервис для определения местоположения пользователей и позволяет следить за друзьями в реальном времени.

Платформы для обмена сообщениями, начиная с Whatsapp и заканчивая Intercom, позволяют компаниям в режиме реального времени (и автоматизированно) общаться с покупателями. Инструменты, инфраструктура и географические барьеры больше не ограничивают общение людей.

Единственное правило — вы должны делиться своим опытом. Транслировать его. Прямо сейчас.

Зачем мне идти на выставку в музей, если запрет на фотосъёмку не позволит мне поделиться опытом с друзьями? Зачем мне выбирать только одного друга, с которым я буду общаться в пятницу вечером, если я могу связаться со всеми друзьями одновременно через Snapchat?

Постепенно меняются физические пространства городов: повсеместно появляется Wi-Fi. Instagram вынуждает рестораны становиться яркими, чтобы фотографы не могли перед ними устоять. Дополненная реальность делает повседневный городской пейзаж подстроенным индивидуально под вас. Сердечки и улыбки постепенно захватывают реальность, а мы получаем обратную связь и социальное подтверждение, которые мы так привыкли ожидать.

Музей The Color Factory в Сан-Франциско создал условия для фотографий, которые получают большое количество лайков в Instagram

Ожидания меняются очень быстро.

  • Медицинские учреждения уже начали предлагать видеоконсультации в режиме реального времени всего лишь с пятиминутной задержкой.
  • Приложения для онлайн-свиданий мгновенно соединяют людей, разрушая социальные барьеры и изменяя демографию.
  • Теперь и от правительства ждут быстрой и прозрачной реакции на запросы граждан.

Простите, что именно мы сообщим вам неприятную новость, но пользователи ждут той же безотлагательности от продукта или услуги, над которой вы сейчас работаете. Бесконечный список запросов на создание новых функций, которые так никогда и не вводятся в эксплуатацию, может навредить вашему бренду и расстроить аудиторию. Бизнес должен измениться коренным образом, чтобы пользователи получали ценность раньше и быстрее.

Эти же ожидания переносятся и на каналы. Если ваша компания зарегистрирована в Snapchat, она обязана оперативно обновлять информацию и отвечать пользователям. Если у вашего сайта есть чат-бот, он должен понимать, когда нужно перенаправить пользователя представителю службы клиентского обслуживания, чтобы предоставить исключительный сервис.

В 2018 году нам нужно сделать шаг назад и посмотреть на всю экосистему между брендом и пользователем, чтобы понять, как бизнес может сохранить свою актуальность в мире, которым правит безотлагательность.

Антропологи, этнографы и специалисты по дизайну сервиса некоторое время исследовали эти поведенческие тренды. Как бы вы внедрили такое мышление в продукт, над которым работаете прямо сейчас?

Отсутствие многообразия отражается на бизнесе

Глобальные споры о культурном признании, разнообразии и универсальности, которые охватили СМИ в 2017 году, подняли те же вопросы и внутри агентств по дизайну. И некоторые из них начали действовать.

2017 год был годом сексистских скандалов в Кремниевой долине: разработчики опубликовали заметку о том, что женщины биологически не созданы для написания кода. В этом году мир стал уделять больше внимания проблеме важности эмпатии в бизнесе и за его пределами.

UX-дизайнеры готовы к тому, чтобы создавать дизайн с учётом эмпатии. Единственная причина, по которой существует ориентированный на пользователя дизайн, заключается в том, что аудитория продукта заведомо отличается от дизайнера, который его создал. У них разный возраст, пол, религиозное мировоззрение, культурные корни, политические взгляды, они из разных городов или стран. Самое важное — они думают по-разному.

Ориентированный на пользователя дизайн существует для того, чтобы уменьшить разрыв между тем, кто создаёт продукт, и тем, кто его использует. UX нужен для того, чтобы устранить разрыв между людьми.

Если вы не будете устранять этот разрыв, то всё закончится созданием фильтров для Snapchat, которые стереотипно представляют азиатов, или набором эмодзи без учёта межрасовых семей. Может возникнуть ситуация, как с китайцем в Новой Зеландии, когда фотография на его паспорте не была распознана в онлайн-системе — она посчитала, что глаза объекта закрыты.

Facebook забыла учесть межрасовые семьи в эмодзи

Чтобы сократить этот разрыв, можно использовать две обширные стратегии:

  • Внедрить методику исследования пользователей в процесс дизайна. Это позволит команде заблаговременно узнавать о том, что какая-то конкретная функция не работает для определённого сегмента аудитории. Например, тестирование фильтра Snapchat на пользователях избавило бы руководство компании от многих проблем.
  • Создать многонациональную команду по дизайну. Это не избавит от необходимости проводить исследование пользовательской аудитории, но многонациональная команда будет способствовать тому, что будут учтены различные точки зрения. Дизайнер межрасового или смешанного происхождения поднял бы руку, просмотрев весь набор эмодзи.

Мы довольно много писали о многообразии в дизайне в 2017 году. Даже остановили все публикации на целый месяц, чтобы сосредоточиться на статьях о многообразии в дизайне и использовании дизайна в инклюзивности. В материалах были представлены работы профессионалов: Тимоти Хайкса, Джен Хизелвуд, Рейчел Томас, Сабрины Фонсека и организаций вроде Ladies That UX.

В 2017 году передовые компании стали уделять больше внимания инклюзивности команд и процессов: компания Airbnb запустила инструмент для разработки инклюзивного опыта, Microsoft объявила о создании системы для инклюзивности в дизайне.

Существует множество инициатив, которые исходят из самого сообщества, например, проект Dreamer Stories показывает портреты (автор иллюстраций Пабло Стенли) молодых американцев, принимающих у себя детей, на которых распространяется действие программы DACA.

Пища для размышлений: что если в своём следующем стороннем проекте вы будете меньше концентрироваться на дизайнерских переходах и приложите больше усилий для создания индустрии инклюзивного дизайна?

Давайте сделаем 2018 год годом, когда многообразие и инклюзивность перестанут быть лишь темой для обсуждения на дизайн-конференциях, громкими словами на слайдах или клеткой для галочки в HR-отделе, и будут реализованы внутри дизайн-компаний и команд повсеместно. Что вы делаете для этого сегодня?

Каждый интерфейс — это история

Повествование и копирайтинг ещё никогда не были настолько актуальны в мире дизайна. Путь клиента становится всё более фрагментированным, поэтому наша задача — убедиться, что бренды рассказывают последовательную историю через все свои каналы, что эти истории понятны и интересны.

Вот уже несколько лет на слуху термин микрокопия. В 2017 году индустрия дизайна, наконец, открыла глаза не только на важность текста при создании интерфейса, но также на то, каким образом создаваемый нами опыт становится частью обширного повествования.

Просмотр хорошо продуманного интерфейса — это как чтение интересной истории. А значит, каждый дизайнер — рассказчик вне зависимости от того, создаёт ли он лендинг, страницу для продукта, форму для регистрации или текст диалога для чат-бота.

Когда вы создаёте дизайн страницы, вы рассказываете своей аудитории историю. Забудьте на секунду о модулях, столбцах в сетке, иконографии, цветах и подумайте о сути того, что вы хотите передать. Что будет, если перед полным погружением в дизайнерское программное обеспечение, ещё до создания каркаса, вы создадите простое краткое содержание с помощью текстового редактора?

Если освободиться от визуального беспорядка, можно сосредоточиться на сути сообщения, которое вы пытаетесь передать.

Популярность разговорных интерфейсов среди дизайнеров и разработчиков всегда привлекала внимание к важности копирайтинга для пользовательского интерфейса. Например, чат-боты — это опыт, который почти полностью основан на обмене текстом между пользователем и машиной. Каждое слово должно быть подобрано тщательно, чтобы люди понимали, как взаимодействовать с ботом.

Правда заключается в том, что всё больше пользователей потребляют ваш контент вне зависимости от дизайна: используют ли они программу, считывающую текст на экране, или режим чтения в конкретном браузере, подписываются на ваш контент через RSS-ленту или с помощью рассылки, или даже просматривают ваш сайт через Google AMP.

Если убрать все элементы стиля, ваша страница по-прежнему будет рассказывать понятную и целостну историю?

2017 год стал годом невиданного ранее сотрудничества между UX-дизайнерами и копирайтерами. Такое взаимное влияние, скорее всего, только вырастет в 2018 году, так как термин «UX writing» теперь уже используется не только для описания техники, но и для обозначения должностей в компаниях.

Можете ли вы внедрить более сложные техники сторителлинга в разрабатываемый вами пользовательский опыт? Что в итоге ваш дизайн пытается сказать?

Будет ли 2018 год годом, когда вы обновите своё портфолио?

Иллюстрация Фернандо Биттара

Пересматриваем процесс дизайна

Всё чаще компании предлагают дизайнерам создавать не только дизайн продукта, но также процессы и рабочую среду. Так что самое время пересмотреть процесс дизайна.

Когда десять лет назад произошёл бум смартфонов, в центре внимания оказался UX-дизайн. И речь шла только о том, чтобы оставить традиционный пользовательский опыт с десктопом, но в новом интерфейсе, с новым форм-фактором и поведением.

Следующие десять лет у UX-дизайнеров была второстепенная, более скромная роль. Но возникли такие технологии, как ИИ, виртуальная реальность, блокчейн, чат-боты и многие другие, и визуальные интерфейсы больше не актуальны.

Наша ценность не в том, насколько отполированным выглядит интерфейс; мы ценны тем, что делимся своими инструментами и помогаем компаниям создавать здоровые и устойчивые экосистемы и повествования.

Но ничего нового тут нет. Мозг UX-дизайнера заточен на то, чтобы видеть мир системно, нелинейно.

Мы везде видим шаблоны. Мы понимаем структуры. Мы создаём системы. Мы тестируем, отлаживаем, снова тестируем.

Такое архитектурное мышление можно применять для более достойной работы, чем набрасывать карту сайта или сортировать карточки, чтобы упорядочить меню приложения. Оно может уйти далеко за пределы цифрового UI.

А что, если применить это систематическое мышление к организационной структуре нашей компании? Что, если мы применим сосредоточенный на пользователе принцип дизайна к совещаниям, которые проводятся у нас каждый день? Что, если применить наши способности в области исследования пользователей для понимания потребностей нашей команды и компании?

Дизайн — это процесс, который можно применить ко всему, включая рабочую среду. Не жалуйтесь на плохие совещания, проведите редизайн.

Компании уже адаптировались к поведению своих сотрудников, подавляющее число которых является миллениалами. Теперь они более открыты для обратной связи от сотрудников, а иногда даже готовы к полному пересмотру своих процессов.

Рабочие навыки уже больше не ограничиваются профессионализмом и надёжностью. Компании ждут, что сотрудники будут высказываться и помогать разрабатывать рабочий процесс совместными усилиями.

И этот тренд только усиливается, когда дело доходит до UX. Шаблонные дизайн-процессы больше не справляются с разрабатываемыми нами сложными продуктами. Поставьте под сомнение свои процессы. Сначала разрабатывайте процессы и только потом — продукт. Как в 2018 году можно применить инструменты для дизайна и навыки, чтобы создать хороший опыт не только для наших пользователей, но и для команд и коллег?

Новое поколение инструментов для совместной работы

Создание прототипов никогда не было таким простым и доступным. Но никогда не было так важно найти более эффективные способы взаимодействия при их создании.

Прототипирование — это наиболее реальный способ поделиться идеей с командой, получить обратную связь от пользователей и поднять новые вопросы и способы решить проблему в работе.

Каждую неделю в своей новостной рассылке мы демонстрируем новые инструменты и плагины, которые облегчают процесс прототипирования. Есть инструменты для каждого типа проектов и для каждого дизайнера.

Но дизайн — это коллективный процесс, он начинается задолго до прототипирования и заканчивается нескоро после него. В 2017 году мы наблюдали сдвиг от крайней концентрации и интереса к инструментам прототипирования к новому набору инструментов, с помощью которых процесс дизайна можно рассматривать целостно.

Коллективная работа в режиме реального времени

Live-инструменты позволяют всем по очереди делать наброски и участвовать в обсуждениях, а не просто пассивно наблюдать, как кто-то показывает свой экран. Коллективная работа в режиме реального времени убирает временные барьеры, которые возникают из-за формальностей и закрытых циклов итераций.

Это особенно ценно для удалённых команд. Google Docs стал первым примечательным инструментом, Freehand от Invision и Figma хорошо известны среди дизайнеров, но есть и другие, например, Mural.co, Stickies.io, Pixelboard. Даже у Slack появилась новая функция совместного использования экрана.

Коллективная работа в режиме реального времени в инструменте Figma

Управление версиями

Наши друзья-разработчики рассказали нам, что с помощью Git можно открыть свою работу для новых идей и исследований, отслеживать изменения и не думать, что лежит в очередном файле. Инструменты Folio, Abstract, Kactus и Plant являются лидерами в этой области, но мы ожидаем, что в новом году появится ещё больше инструментов для решения этих проблем.

Abstract, Kactus и Plant соревнуются в области управления версиями

Передача знаний

Взаимодействие выходит далеко за пределы набросков в режиме реального времени и управления файлами. Наиболее важна возможность делиться знаниями, результатами исследований, открытиями и воркшопами. Мы собираем так много отзывов от пользователей, что просто не можем дать им погибнуть где-нибудь в «Google Документах».

Создание хранилища данных с общим доступом — сложная задача и большая возможность в 2018 году. WeWork делится данными исследований с Polaris; Milanote позволяет создавать доски для упорядочивания чего угодно; но командам всё ещё требуется эффективный исследовательский инструмент, который будет чем-то большим, чем простой плагин вроде Sketch.

Это только некоторые инструменты из тех, что стали популярными за последнее время, но в этой области есть ещё множество возможностей. Если в 2018 году вы думаете о стороннем проекте, может быть, попробуете найти новые способы улучшить коллективную работу, передачу знаний и коммуникацию в своей команде?

Иллюстрация Фернандо Биттара

Брендинг между пикселями

В мире фрагментированных, менее заметных интерфейсов брендинг — это больше, чем то, как выглядит бренд и что он говорит в СМИ.

Меньше десяти лет назад руководство по стилю бренда представляло собой огромный PDF-файл, охватывающий множество визуальных аспектов: типографию, цвета, фотографию. Когда возник digital, руководства по стилям начали учитывать пиксельные точки соприкосновения между брендом и потребителем, включая такие вещи, как стиль заголовков, модульные сетки и более детальные шаблоны интерактивного дизайна.

С годами эти инструкции совершенствовались, но статичные PDF-файлы не подходили для представления экрана загрузки, анимации, действий «перетащить и отпустить» и другого пользовательского взаимодействия.

Бренды становятся более изменчивыми. Им больше не нужно иметь только один цвет или только одну форму

За последние пару лет мы начали создавать живые дизайн-системы, охватывающие модели поведения в интерфейсе, которые могут быть отражены только с помощью реального кода, например, функциональность движения, скорость отклика, перехода и доступность.

Что произойдёт с брендингом, когда мы полностью перейдём в мир невидимых интерфейсов

Интерфейсы постепенно становятся невидимыми, потому что мы движемся в сторону нулевого интерфейса. Экраны станут неактуальны, взаимодействие будет осуществляться через голос, жесты, взгляды или даже через мысли. Так что понятие брендинга сейчас вмещает в себя гораздо больше, чем визуальный ряд.

В 2018 году мы ждём, что брендинг примет другие формы, в частности:

  • Голос. Тон голоса помощника Google, его тембр и модуляции ещё предстоит разработать — так же, как разрабатывались логотип Google, цвета бренда или шаблоны экранного взаимодействия, которые используются на сайтах и в приложениях. Мы проектируем опыт, который быстро начинает распространяться на голосовые каналы, нам приходится контролировать, чтобы всё это ощущалось как один бренд.
  • Личность. С развитием чат-ботов и других текстовых интерфейсов пользователя слова, которые выбрал бренд, оказывают огромное влияние на то, как люди воспринимают и взаимодействуют с компанией. Концепт тональности коммуникации распространился и на другие аспекты поведения бренда и его личности, начиная с шуток и заканчивая используемыми эмодзи.
  • Действие. Когда Airbnb решила заблокировать пользователей, придерживающихся радикальных политических идей, которые хотели организовать экстремистский митинг в Шарлотсвилле, США, люди стали больше восхищаться брендом. То же самое произошло, когда платформа освободила от сервисного сбора тех людей, которые предоставляли убежище после стихийных бедствий. Действия, которые совершает бренд через свой продукт, оставляют больший след, чем то, как он выглядит или общается со СМИ. Как и в любом другом типе брендинга, действия, предпринимаемые брендом, должны быть последовательными и соотноситься с убеждениями бренда, принципами дизайна и миссией в мире.

Но погодите-ка, почему UX-дизайнера должен волновать брендинг?

Дизайнеры пользовательского опыта часто смотрят на экосистему бренда комплексно, чтобы убедиться, что покупатели будут беспрепятственно переходить от одного канала к другому. Зашли ли вы на сайт, загружаете приложение, смотрите телевизионную рекламу или просто читаете историю в новостях — всё это в сумме даёт опыт вашего взаимодействия с брендом.

Неважно, насколько пользовательский интерфейс приложения удобен в использовании, если служба поддержки покупателей грубит им по телефону. С точки зрения пользователя, это всё исходит из одного бренда.

Теперь больше, чем когда-либо, усилия отдела дизайна должны быть согласованы с усилиями отделов маркетинга, PR, службы поддержки и другими группами в вашей организации. Наша область знаний может стать клеем, который объединяет весь опыт, принимая во внимание нашу способность смотреть на путь с точки зрения пользователя вне зависимости от того, какой канал он использует.

Вы уже подумали о том, чтобы пригласить коллег по брендингу и маркетингу на следующее совещание по анализу дизайна?

Каждый дизайнер оказывает своё влияние

UX-сообщество всегда меняло места и платформы для обмена знаниями в онлайне. В 2017 году этот тренд только усилился с возвратом и ростом некоторых каналов.

Каждый год в рамках нашего доклада о состоянии UX мы оглядываемся на то, как дизайн-сообщество организовывается и делится контентом.

Последние два десятилетия дизайнеры всего мира использовали популярные платформы и инструменты, чтобы общаться друг с другом. В 1990-х годах были очень популярны ретранслируемые интернет-чаты и списки рассылок по электронной почте.

В начале 2000-х годов на их место пришли форумы и блоги. Мы видели взрывной рост Twitter и других социальных сетей ближе к 2010-м годам. А недавно сердцами и умами дизайнеров завладели несколько платформ: вернувшиеся онлайн-форумы, рост платформы Medium и несколько групп в Slack, в которых общаются только про дизайн.

В 2017 году среди дизайнеров стали популярными два новых канала коммуникации.

Возвращение: новостная рассылка для нишевой аудитории

Электронные письма вернулись в 2017 году. И они не собираются уходить, по крайней мере, если речь идёт о рассылках на дизайнерские и технологические темы. Новостная рассылка есть у каждой компании, блога и дизайнера.

Электронные письма — это чуть более контролируемая альтернатива хаосу интернета, ссылки на статьи в них удобно организованы.

Но в области дизайна процент открытия электронных писем редко превышает 20%. Множество монологов звучат из папки входящих писем, но никто не слушает. Разве это не противоречит нашим принципам эмпатии, за которые мы так держимся?

Рост: дизайнеры-видеоблогеры

Самый крутой контент, который был создан в том году UX- и дизайн-сообществом, — High Resolution. Мастерски выполненный, с умными вопросами и удивительными ведущими Джаредом Эронду и Бобби Гошалом сериал состоит из 25 видеоинтервью с профессиональными дизайнерами и авторитетными специалистами в индустрии. Проект установил высокую планку на видеоконтент о дизайне.

Ведущие проекта High Resolution Бобби Гошал и Джаред Эронду

В 2017 году появились или открылись заново несколько каналов о дизайне в YouTube. Инструменты создания и распространения видео становятся всё более доступными, поэтому контент, который мы увидим в 2018 году, скорее всего, будет ещё более кинематографичным, благодаря чему появится больше разных точек зрения на проблемы, а знания в UX будет легче усваивать. Мы также считаем, что в грядущем году будет гораздо больше прямых трансляций.

Так как процесс создания контента в сфере UX меняется и развивается, мы должны помнить о правильном балансе между тем, сколько энергии затрачено на создание контента, и тем, какую ценность этот контент имеет для сообщества. И тратим ли мы всю эту энергию, чтобы искренне отдать его сообществу, или мы это делаем ради аплодисментов, лайков и популярности, которые он несёт?

Иллюстрация Фернандо Биттара

ИИ и большое «почему»

Каждая новая революционная технология следует по одному и тому же пути: дизайнеры попадаются в ловушку, сосредоточившись на «как», и только потом спрашивают себя — «почему». И в случае с ИИ всё точно так же. В 2018 году нам придётся сильно постараться, чтобы шумиха вокруг этой технологии не встала на пути у пользовательского опыта.

У нас, дизайнеров (и человеческих существ), есть естественное любопытство, мы хотим понять потенциал и границы технологии, раздвигая их и спрашивая: «А что, если?». Эксперименты — это хороший способ разобраться.

Вся наша индустрия рвётся запустить первый (подставьте проект сами) с элементами искусственного интеллекта, и далеко не всегда для него имеется подходящий вариант использования. Но если мы решим поставить технологию выше потребностей пользователя, мы уже больше не будем ориентированы на него.

Это модель, которая повторяется то тут, то там.

  • В начале 2010-х годов все рвались создать мобильное приложение.
  • В 2016 году все хотели создать сотни сервисов, которые были похожи на Uber.
  • В 2017 году — голосовой сервис.

В 2018 году каждый известный нам сервис добавит к себе ярлык «с элементами ИИ». ИИ, который создаёт магазинчик товаров мелкой торговли; ИИ, который контролирует ваши встречи; ИИ, который следит за детьми вместо вас; ИИ, который замещает вас на работе, а также ИИ-церковь.

И снова мы просто обсуждаем модное словечко, не понимая на самом деле, что оно значит.

Во-первых, и это самое главное: искусственный интеллект — это не новый канал (как мобильные устройства или чат-боты). ИИ — это амбициозный термин, который отражает видение того, что что-то может быть выполнено множеством разных способов.

Называть всё искусственным интеллектом — плохо для нашей индустрии. Дизайнеры притворяются, что знают, что такое ИИ и как он работает. Они используют этот термин повсюду, хотя всё, что они на самом деле имеют ввиду, называется «умный алгоритм». Термин «интеллект» представляет эту технологию как монолитное начинание, которое противопоставляется человеку. Правда, наверное, это не самое лучшее начало.

Только потому, что это возможно, не значит, что это должно существовать в мире.

Прежде чем присоединить термин «ИИ» к своему продукту или функциональности, спросите себя:

  • Сильно ли ваш алгоритм отличается от простого алгоритма?
  • Что именно этот интеллект научится делать самостоятельно?
  • Каким образом эта ИИ-функциональность удовлетворяет потребность пользователя? Может ли потребность быть удовлетворена другим способом?
  • Какую пользу ваш продукт принесёт пользователю? Назовите три примера.
  • Вам действительно нужно сказать пользователю, что продукт с элементами искусственного интеллекта?
  • Если да, то можете ли вы ясно объяснить пользователю, что такое ИИ?
  • Насколько наглядным, прозрачным и регулируемым для пользователя вы сделаете процесс работы ИИ?

Что, если в этот раз мы сразу начнём думать, почему мы создаём эти услуги с элементами искусственного интеллекта, что это на самом деле даёт нашим пользователям?

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Artyom Konakov

Дизайн никуда не денется, как его не обызвай. Даже если в далеком будущем у нас появятся нейроинтерфейсы, когда можно будет управлять приборами силой мысли, все равно кто-нибудь должен будет его проектировать

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Chernov

Ux только в некотором смысле преобразился, поэтому рано говорить о том что он умирает - это тоже самое что сказать что бизнес анализ умирает. Он меняется, так же как и меняется все остальное. Становится более требовательным к опыту и развитию специалистов, поэтому главное - быть в центре этого развития, и постоянно развивать себя как специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
EV

Вообще как мы дожили до того, что породили тонны UX-дизайнеров с ничтожно низким соотношением value for money, которые рождают из года в год напыщенные мысли о дизайн-системах, но при этом говнякают продукты с неизменно плохим пользовательским опытом. (Привет, mail.ru и иже).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Богданович

Вы, милейший, плохо представляете какие задачи призваны решать дизайн-системы в таких продуктах как mail.ru и прочих.

Ответить
Развернуть ветку
BeInWeb

Спасибо отличная статья))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vadim Korolchuk

Почему всегда переводы? Мы не умеем писать статьи по Ux\Ui?

Ответить
Развернуть ветку
EV

Много манифестов как всегда и мало полезностей, но здесь они хотя бы есть

Ответить
Развернуть ветку
Julia Khusid

Коллективная работа в режиме реального времени — www.realtimeboard.com лучший инструмент.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда