{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Почему логотипы становятся всё примитивнее

Рассуждения о визуальном упрощении графического дизайна от агентства ADN Digital studio.

Это мы и наша запоздалая, но оттого не менее классненькая аналитика. Сегодня помусолим актуальную тему — визуальное упрощение графического дизайна.

Все видели синий ромб студии Лебедева? У многих, думаем, возникли вопросы. Вроде: если это развитие брендинга — то что будет дальше? Если это деградация — то как мы докатились до такой жизни? Или даже: если это логотип, то мой пятилетний сын — тоже высокооплачиваемый дизайнер, просто этого пока не знает?

Чтобы понимать, куда так лихо несется тройка дизайна, нужно мыслить большими категориями, а не застревать на брюзжании в адрес современных логотипов. Брюзжать, так глобально — считаем мы.

Итак, что творится в этом бушующем мире? Мы уже устали нудеть про то, что вот, раньше была реалистичная графика, над которой дизайнер сидел, не покладая пёрышка, две ночи кряду.

А теперь что? Все работы одинаковые и плоские — почти показ высокой моды, да простят нас феминистки. И среднестатистическому клиенту становится очевидно: дизайнер не поработал.

Не потому, что он забыл навертеть розовых тенюшек и выпуклостей, а потому что при внешнем упрощении работы количество часов на задачу у него, дизайнера, осталось прежнее, как при Сталине (и всё это при живом-то Sketch с его возможностями).

В итоге у клиента развал мозгов: почему это всё стало таким упрощённым и унифицированным, что впору сажать за Macbook нейросеть (всё равно внешних отличий никто не заметит), а стоит всё это дело что полконя?

Но веб-дизайнеры хитрые. Они придумали такую штуку, как UX, UI и всякое другое, связанное с проектированием интерфейсов. И ловко подвели к тому, что, мол, розовые тенюшки и выпуклости — это для дурачков, которые готовы переплачивать за декупаж бутылок с шампанским.

А настоящие мужики, которые думают о дизайне как о продукте, делают просто, продуманно, с UX, UI, Customer Journey Map, мудбордом и всем таким. А это вам не пальцем трекпад щекотать — здесь нужна подготовка, профессиональный кругозор, понимание бизнеса, часы напряжённого анализа и поиска, и всё такое.

Надо сказать, хитрые дизайнеры правы. Просто фаза принятия наступает не сразу — сначала общественность гневается на слишком уж плоские формы, обилие свободного пространства и другие атрибуты того, что потом начинают называют современным веб-дизайном. Швыряется в несчастных дизайнеров недоеденными роллами.

Потом та же общественность осознает: да как мы могли любить всю эту безвкусицу, весь этот гиперреализм? Подавай нам Кандинского, да горчичкой помажь!

Если без сложных метафор — то у пользователей, у заказчиков, у самих дизайнеров вырабатывается более глубокое понимание дизайна как предмета. Дизайн — не про то, как это выглядит, а про то, как это работает. Визуал вторичен, первичны идея, суть и механика.

Вот это сейчас была важная мысль, запомните её. Теперь про айдентику — насколько там оправдан примитивизм.

Где мой логотип, Лебовски

Вообще тенденция к упрощению и уплощению прослеживается давно. Примерно так 1900-го года, а то и ещё раньше.

Абсолютно все видели подборки с «эволюцией логотипов». Если не видели, то там примерно такое:

Ikea, кстати, наименее показательна — логотип практически не менялся с 1967-го года. Но поначалу динамика очень явная: от причудливых форм — к лаконизму. У Adidas уже понятнее (интересно, имя Адольф на лого в 1949-ом как-то сказывалось на конверсии?):

Суть везде примерно одинаковая. Первые варианты образца начала прошлого века — сплошь сложные, составные логотипы: несколько шрифтов, сам знак — часто детализированная реалистичная картинка. Иногда у истоков логотипа стоит что-то, напоминающее рыцарский герб — как у Nestle или Apple:

Кстати, забавная деталь про Nestle — в 1988 году маркетологи провели исследование американских семей и выяснили, что трое детей в семье — крайне редкое явление. Так из гнезда пропала одна птичка.

У логотипа Apple очень показательная судьба — первый качественный скачок произошёл в 1977-ом году, когда Роб Янов предложил то самое яблоко. С тех пор форма сохранялась, менялся только стиль: можно проследить «стеклянный бум» начала нулевых и минимализм современного знака.

Внимательный читатель заметил, что логотип 1998-ого года несколько похож на актуальный знак — и это чистая правда. В конце девяностых логотип стал монохромным по простой причине — на рынок вышел iMac G3, вот такая веселенькая машина.

Корпусы были не только бирюзовые (в оригинале цвет называется bondi blue), а всех цветов радуги. Цветной логотип на крышке был бы излишним — поэтому его и решили обесцветить. Такой день.

То, что логотипы из знаков со множеством деталей превращались в нечто упрощённое — не просто прихоть дизайнеров или дань моде. Поменялись носители знака — если раньше это были только физические носители, то сейчас логотип обязан хорошо выглядеть и в вебе, в том числе на маленьких экранах.

Эволюция знака Starbucks очень похожа на другой кейс — у нашей страны с недавнего времени есть официальный цифровой герб. В отличие от своего прародителя, этот отлично смотрится в вебе:

В общем, то, что стоит вынести из этого пункта — что в современной айдентике присутствует ровно та же динамика, что и в веб-дизайне:

  • От рельефного к плоскому.
  • От детализации к упрощению.
  • От полноцветности к монохрому.
  • От декоративного к функциональному.

Мало того, что динамика просто есть, её ещё и очень просто обосновать. Плоский монохромный логотип, в котором нет ничего лишнего, отлично читается на любом носителе, печатном или электронном, с любого расстояния.

И кроме этой стороны, рациональной, логотип соответствует эстетике современного дизайна. То есть банально не выглядит окаменелым калом мамонта в мире гибких дисплеев и дополненной реальности (кстати, про неё мы делали подборку совсем недавно, почитайте).

Казалось бы, рисуй ровный круг и продавай клиенту, тот должен осознать всю актуальность такого знака, поблагодарить и щедро отсыпать чаевых. Но почему-то этого не происходит, а происходит бурление негатива и поливание дизайнеров едкой слюной.

Если не ходить дальше уже упомянутой Студии Лебедева, то недавний пример с синим ромбом, «ДжономФёдором» или логотипом Перми — тому подтверждение.

Значит, тут есть что-то ещё. Мы забыли о чем-то, что отличает хороший логотип от поделки за два бакса. К слову, логотип Nike, знаменитый swoosh, был разработан студенткой за 35 баксов — но то был исключительный случай. И ей потом подарили пакет акций и кольцо с бриллиантом. Так что точно исключительный.

Хороший примитив и просто примитив

Каждый дизайнер-хозяюшка должен иметь на полке примерно вот такую книжку с рецептами. Рецептами хороших логотипов. Их много похожих, например, та, что на картинке, называется Logo Modernism. В нашей студийной библиотеке есть Symbol. Рекомендуем завести.

Суть у них примерно одна и та же. Авторы анализируют разные принципы построения логотипов.

Главное достоинство такого руководства в том, что начинаешь понимать, что разработка хорошей айдентики всегда происходит по какому-то похожему сценарию. В конце концов, законы композиции одинаковые везде — хоть в живописи, хоть в рисовании иконок.

И в этом легко убедиться — например, если приглядеться к картинкам выше, на левой можно заметить нечто, идейно близкое знаку Unilever. А на правой — один в один логотип Target. Что подтверждает тезис об общих закономерностях, ограниченности форм, их сочетаний и ориентации в пространстве.

Спенсер Чен, исполнительный директор Alibaba, как-то остроумно подметил в своем Twitter: «Нет ничего оригинального». И привёл вот такую картинку.

Nothing is original, esp. in #design. (btw, these are NOT the logos of Medium AirBNB, Flipboard, and Beats)

Нет ничего оригинального, особенно в дизайне (кстати, это НЕ логотипы Medium, Airbnb, Flipboard и Beats)

Вряд ли дизайнер логотипа Airbnb или Beats раскрыл книгу 1989-го года, ткнул наугад и скопировал знак. Просто количество «рецептов» хорошего логотипа ограничено — это неизбежно ведет к подобным случаям.

Как ещё нетрудно заметить, практически все логотипы в такой литературе — очень сдержанные, геометричные, выполненные в стиле того самого минимализма, к которому сегодня пришел весь дизайн. Но минималистичность или правильность форм сама по себе не делает ни один из знаков хорошим.

При других равных составляющих, вся разница между хорошим логотипом и красивенькой посредственностью — это количество смысла на квадратный пиксель. Пара примеров для наглядности всё из той же книжечки, и мы сможем ответить на вопрос «а говно ли последний нашумевший логотип Студии Лебедева?».

Ещё пример, оттуда же.

Теперь вы готовы проанализировать знак, который наделал шума пару недель назад, самостоятельно:

На самом деле, наша аргументация построена на очень сомнительном допущении (модульные здания возят по-нормальному, а не на ребре). Но это хотя бы как-то изящно объясняет то, что сделал дизайнер. В кейсе самой студии выбор «монолитного знака» аргументируют тем, что он намекает на крупные габариты груза. Почему тогда не треугольник, не эллипс или, там, шестиугольник?

Существуют и более очевидные и узнаваемые обозначения для крупногабаритных грузов — взять тот же дорожный знак с бело-красными полосами.

Проще говоря, на лицо тот самый случай, когда внешняя атрибутика современного логотипа присутствует (простота, функциональность, эстетичность), а вот смысла не доложили.

Вот еще немного примеров для сравнения. Три популярных сервиса заказа такси в России и их иконки:

Проанализируем все три знака по нашей уже проверенной шкале «эстетика и содержание»:

Эстетика

Первые два знака — минимализм, геометрия, чёткие формы. Третий — cилует человека со множеством мелких деталей (волосы на голове, ворот рубашки). Внешне в выигрыше иконки «Яндекс.Такси» и Uber. Кроме того, «Яндекс» тут всех обставил — недавно компания провела ребрендинг, сменив иконку-геотег на то, что вы видите выше.

Вместе с тем раскраска автомобилей тоже поменялась — теперь они с тем же геометрическим узором, что и иконка. Это создаёт куда большую связь, чем просто размещение на машине логотипа компании.

Смысл

У «Яндекса»: использована традиционная цветовая гамма такси — жёлтый и чёрный. Прямоугольники собираются в букву «Т» (то есть «такси»), очень хорошая находка.

У Uber: знак символизирует автомобиль с построенным маршрутом. Круг — это область поиска на карте в приложении.

У Gett: человек с поднятой рукой — это классический жест «голосующего» на обочине (хотя поза больше похожа на «сейчас я достану тебе Луну с неба, дорогая»). Возможно, растопыренными пальцами бренд хотел сказать о том, что «у нас всё на пятерочку», но это не точно.

Резюме

Самое крутое смысловое наполнение у «Яндекса», визуальное — у «Яндекса» и Uber. Мы лично придерживаемся мнения, что «Яндекс.Такси» всех обошёл в плане брендинга. По крайней мере, на сегодня.

Ну, хватит уже, закругляемся

Если вы соберётесь заказывать логотип, то знайте, что это такая же система, как и, например, сайт. И она подчиняется примерно тем же законам. Кроме того, дизайн-тренды в разработке айдентики в целом совпадают с таковыми веб-дизайне.

Чтобы не быть «клиентом из ада» и выносить оценочные суждения на одних эмоциях — используйте систему координат, которую мы привели в этой статье («эстетика-смысл»). Если есть перекос в одну сторону, а вторая явно проседает — аргументированно критикуйте.

В общем, будьте умницами, и вам никогда не продадут синий ромб, красный круг или желтую колбаску. Если, конечно, вы не занимаетесь производством синих коробок, красных воздушных шариков или желтых колбасок. Такие дела.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Перваков
Возможно, растопыренными пальцами бренд хотел сказать о том, что «у нас всё на пятерочку», но это не точно

Как вариант, чтобы зиги в логотипе не было.

Ответить
Развернуть ветку
S-ed

Зиги нет...

Ответить
Развернуть ветку
S-ed

Кстати, чтоб не подгорало...

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда