«Вещи должны быть не только функциональными, но и красивыми»: как устроена ландшафтная архитектура Карла Сёренсена

Он дал детям площадку, которую они могли оборудовать так, как хотели, и создал овальные и геометрические сады.

Овальные садовые участки в Неруме Metropolis

Сёрен Карл Теодор Мариус Сёренсен родился в 1893 году в Гамбурге. В 1920-х он занялся ландшафтной архитектурой. Семь лет он преподавал в Королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Также он написал восемь книг и сотни статей: об открытом пространстве в городе, садоводстве и принципах садового дизайна.

Сёренсен проектировал парки, сады и театры под открытым небом.

Университетский парк Орхуса

Он создал сотни проектов, среди которых, помимо овальных и геометрических садов, Университетский парк Орхуса, сад Эйдсволд Вюрк, церковная площадь в Калундборге и другие.

Мы принимаем идею красоты и осознаём чрезвычайную потребность в ней. Нам не нравится создавать вещи, которые выполняют исключительно свою функцию. Они тоже должны быть красивыми, иногда только красивыми.

Игровая площадка

В 1930-х архитектор работал над игровой площадкой в Копенгагене, в районе Эмдруп. Он обратил внимание, что дети, устав от качелей и горок, пробирались на окрестные стройки.

Соренсен решил, что создаст площадку, которую снабдит песком, щебнем, молотками, гвоздями и другими материалами и позволит детям оборудовать её так, как они захотят.

Игровая площадка в лондонском районе Ноттинг-Хилл The Guardian

Тестовая площадка Соренсена открылась в 1943 году в Эмдрупе. Дети начали строить дома и другие сооружения, разрушать их и создавать новые. За детьми наблюдали специалисты, которые учили их пользоваться инструментами и следили, чтобы никто не поранился.

Игра рассматривалась как профилактика асоциального поведения, стимулировала дружескую атмосферу: дети сами решали, что создавать, и обменивались инструментами и строительными материалами, пишет преподаватель Принстонского университета Рой Козловски.

Руководитель одной из игровых площадок Джон Бертельсен подчеркнул — метод невмешательства даёт возможность понять мысли детей и их конфликты. А также позволяет им самостоятельно научиться социальным навыкам и мирно разрешать споры.

Такие же детские площадки позже открылись в послевоенном Лондоне в 1948 и 1949 годах: одна на месте взорванной церкви в Камбервелле, другая — на месте жилого доме в Паддингтоне. За этими экспериментами следили пресса, городские инспекторы, педагоги и социологи.

Учёные пришли к выводу, что подобные игры имеют свои преимущества: больше физической активности, улучшенные навыки общения и сниженная агрессия. По их словам, такие площадки способствовали развитию у детей независимости и творческих способностей.

Сёренсен заметил, что из всех его проектов площадка из хлама хоть и была самой уродливой, она приносила больше удовольствия. Спустя десятилетие проект был закрыт, а детские площадки получили более современный вид.

Дети в английском Лестере выступают против закрытия площадок the Guardian

Круглые сады

В 1948 году власти города Нерум поручили Сёренсену спроектировать небольшой садовый поселок. Архитектор решил отойти от привычных наделов земли и однотипных строений при создании овальных участков.

При создании проекта он вдохновлялся зданиями эпохи Возрождения и барокко и ландшафтным архитектором Леберехтом Мигге, который утверждал: холмистая местность требует изогнутых линий, в то время как плоская нуждается в прямых углах.

Сёренсен спроектировал участки в форме овала, дома расположил по холмистому газону общей зелёной зоны.

Проект получил датское название “de runde haver” — «круглые сады». Первоначальный план дизайнера — сетка овалов, разбросанных по территории, — сменился более свободным расположением, в котором участки располагались по изгибам склонов.

Ранний опыт работы садовником послужил основой для экспериментов Сёренсена с растениями. Он предложил создать изгороди из боярышника.

Проект архитектора

После того как Сёренсен разбил участки, он подготовил семистраничный буклет с рекомендациями и советами для садовников. Каждый овал был приблизительно 15 метров в ширину и 24,3 метров длину — жители могли строить коттеджи, подбирать живые изгороди и планировать интерьеры.

У овальных садов нет подъездной дороги к каждому участку. Так Сёренсен хотел побудить владельцев больше гулять, дышать свежим воздухом перед тем, как сесть в машину, а также больше видеться и общаться со своими соседями.

Между 1948 и 1954 годами архитектор проектировал Хойструп Парк в Оденсе. Основная часть плана представляет собой открытое пространство с деревьями — в частности дубами.

Архитектор был убежден, что процесс прореживания — удаление деревьев с искривленными, сучковатыми стволами — постепенно приведёт к тому, что в городе останутся самые большие и крепкие деревья. О том, как выращивать сады он написал в книге “Haver” 1975 года.

План парка

Геометрические сады

В 1945 году городской совета Хорсенса заказал у архитектора проект нового парка в память о мореплавателе Витусе Беринге. Сёренсен создал «Музыкальный сад», он считал проект шедевром всей своей жизни.

План сада включал в себя композицию из девяти элементов: круга, овала и шести многоугольников, от треугольников до пятиугольников. Фигуры располагались на зелёной поверхности на овальной поляне. Получив проект сада, городской совет отклонил предложение, назвав его «экстраординарным».

Сёренсен разработал новое предложение для города Хорсенс. Это был парк с аллеями, аккуратно подстриженным газоном и высокими дубами.

Основной достопримечательностью парка стали две оригинальные пушки с корабля «Святой Пётр», которым руководил Беринг. Они украсили мемориальный комплекс, расположенный в глубине парка на стене, облицованной плитами из песчаника. По задумке архитектора, стены должны ассоциироваться с земляными валами и бастионами.

Мемориальная плита и две оригинальные пушки в парке Витуса Беринга

Геометрические, или «музыкальные» сады, оставались задумкой Сёренсена до 1956 года, пока текстильный фабрикант Ааге Дамгаард не предложил построить проект в уменьшенном масштабе рядом с его фабрикой в Хернинге.

В 1983 году сад перенесли в центр текстильной промышленности Бирк к востоку от Хернинга. Решение о пересадке приняли в связи с 50-летием Ассоциации датских ландшафтных архитекторов в 1981-м. В том же году геометрические сады разбили в их первоначальном размере.

Композиция из девяти элементов — круга, овала и шести многоугольников, от треугольников до пятиугольников — лежит на зеленой поверхности на овальной поляне.

Работы по посадке живой изгороди из граба начали в 1983 году. Высота сада 3-8 метров, он засеян различными цветущими травами. Вместе девять фигур образуют объёмное произведение, которое видно на аэрофотоснимках.

Вид на Геометрические сады Соренсон

При создании комплекса архитектор использовал дерево граб, так как все его виды выносят стрижку и благодаря медленному росту долго держат её.

Отличие граба от бука заключается в том, что бук сохраняет листья до весны. Осенью граб теряет листву, и сквозь живые изгороди можно увидеть их формы.

Сад зимой
0
55 комментариев
Написать комментарий...
Феттучини с Креветкой

Кто траву косить будет между овальными участками? А? ))) У нас на этом дружба соседей сразу закончится.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Иван Коломиец

Меня больше интересует где там тропинки на те участки, которые не прилегают к дороге... Загадка

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Скажу что на этом всё только начнется, начнутся конфликты которые, перерастут во вражду!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

А вот это первый вопрос, думаю что мало кто этим будет заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Классный мужик, красивые работы

Ответить
Развернуть ветку
Мария Смолова

Что-то функциональности я не наблюдаю

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Nikiforov

Вот тут будет жить автор.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Феттучини с Креветкой

Ее нужно высасывать из пальца. ))

Ответить
Развернуть ветку
Sketch Turner

А какую функциональность по вашему должна быть? Решетка 3 на 3? Чтобы все ровненько и по линейке?

Ответить
Развернуть ветку
ilia

На самом деле вспоминая свое детство в небольшом городе со дворами, территорией школы я не понимаю как сейчас, особенно в крупных городах дети растут: дворы если есть, то заставлены машинами, детская площадка - небольшой периметр прорезиненного (или вообще в щебенке) покрытия с качелькой-горкой, где-то есть турник, школы - "здание и почти сразу забор". Неудивительно что быстро надоедает - в детстве все же хочется каких-то открытий, каких-то приключений...

Работы классные у мужика.

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Можно исследовать интернет

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Plotnikov

В ландшафтной архитектуре круг это самое плохо используемое полезное пространство.
И внизу пешеходам абсолютно до лампочки, как это красиво выглядит сверху на макетах.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Kisleyko
Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Sketch Turner

Не стоит говорить за всех.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким

Интересная концепция с овальными участками. Напоминает строение клетки из учебника биологии =) Обычно участки нарезают на прямоугольники вплотную друг к другу (земля-то дорогая). При этом соседей разделяет один забор на двоих. Один участок может быть "зажат" с трех сторон участками соседей. А у Сёренсена каждый участок изолирован/автономен - соседи рядом, но не зависят друг от друга. Думаю, у жителей такого поселка, будет немного другая психология/мироощущение.

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

как же это красиво выглядит

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Очень просто - дело не в самом архитекторе, дело в том, что архитектура должна решать задачи урбанистики и потребности общества. В современных реалиях архитектура стала средством наживы девелоперов - "застроить любой ценой". Поэтому мы восхищаемся работами старых метров и ненавидим свои города современности.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

опять что-то что красиво выглядит на макете и никак с точки зрения людей на земле

Ответить
Развернуть ветку
Sketch Turner

Это вы прошлись и людей опросили, что там живут?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Dzhumaev

Не функционально. Находится в одной плоскости с мечтами об отоплении с помощью ветряков.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Плаксий

Выглядит не плохо, красиво и компактно.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Гончарюк

Вау,красотище. Мне бы такой подобный участок(((

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Весин

Это ошибка начинающих архитекторов. Вид сверху удобнее всего наносить на бумагу, но на самом деле дизайн делается не для птиц и летчиков

Ответить
Развернуть ветку
Sketch Turner

Какие еще избитые фразы скажете? Почему вы решили, что это плохой дизайн? Вы там жили? Опросили жильцов?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
New Rassel

Мой перфекционизм в восторге

Ответить
Развернуть ветку
Максим Морозов

Мне кажется структура пространства д.б. прямо противоположная.

Не зелёнка внутри групп домов - а зелёная сетка с анклавами на 15-25 домов. Общее соотношение зелёнка/дома+ инфраструктура тоже , н ощущение будет что все живут в лесу, а не ощущение что живешь в городе с парком во дворе.

В ЕС кроме Скандинавии это наверное невозможно, а вот в РФ, КНР или США я думаю вполне, хотя бы для богатых можно сделать.
Что то типа нескольких Доброградов разделённых узкими полосками леса https://dobrograd-hotel.ru/about/#plan

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лебедев

На гнезда похожи)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Духовник

😊👍

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Истомин

Явный перерасход зеленой изгороди! :) между двумя участками можно было бы делать одну криволинейную изгородь. Ну и ладно что где-то будет выпукло, а где-то впукло. зато все как в жизни

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kos

Зимой будет выглядеть очень крипово))

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда