Превращение Foodfox в «Яндекс.Еду»: создание логотипа для нового сервиса

Опыт ведущего дизайнера коммуникаций «Яндекса».

2 марта 2018 года мы запускаем сервис «Яндекс.Еда». Это новое направление доставки еды в структуре «Яндекс.Такси». Оно образовалось в результате покупки сервиса Foodfox в конце прошлого года, и в ближайшее время, как мы уже говорили, к нему присоединится команда UberEATS.

У нас амбициозные цели на ближайший год: чтобы их достичь, нужно быстро принимать решения, не оглядываться назад и расти быстрее рынка.

Перед стартом надо было решить множество разных задач, в том числе: как будет называться новый сервис и как он будет визуально оформлен.

С первой мы справились быстро, название «Яндекс.Еда» команда произнесла почти синхронно, даже поспорить не удалось.

К визуальной же части были большие вопросы: каким должен быть логотип, чтобы его можно было масштабировать под все задачи бизнеса, и как сделать его запоминающимся.

Сегодня я хочу рассказать, как мы решили эту задачу.

Знак нового сервиса

В своё время я услышал от [бывшего арт-директора «Яндекса»] Стаса Полякова, что в дизайне есть понятие жанра. Человек ожидает, что сайт музея будет выглядеть как сайт музея, а не как сайт магазина электроники. И наоборот.

При этом жанр — это ещё и инструмент: манипулируя и совмещая жанры, можно получить интересные результаты.

Концепт Mercedes-Maybach 6 Cabriolet: совмещает классику и будущее. Если вы не заметили, мы в «Яндекс.Такси» любим тачки
Скриншот сайта фэшн-бренда Ksenia Schnaider: совмещение разных элементов спортивных жанров в один супержанр

У каждого жанра есть свои визуальные маркеры. Приступив к работе над знаком, мы сначала нарисовали много разных вариантов, чтобы ощутить границы жанра доставки еды.

Мы довольно быстро определили основные мотивы для этой темы: персонажи, леттеринг, столовые приборы и способы доставки.

Эскизы по результатам брейншторма

Но это только половина задачи. Вторая часть этого упражнения — понять, как жанр еды мог бы подружиться с жанром «Яндекса».

Изначально мы пытались оттолкнуться от функциональной стилистики, часто используемой в компании. Когда иконка приложения — это прямая метафора задачи, как пиктограммы навигации в аэропорту — чётко и по делу:

Кроме шаттлов до отеля — все пиктограммы понятны без слов

Такая стилистика хорошо подходит под задачи технологической компании, но для работы с едой её оказалось недостаточно. Получилось довольно сдержанно:

Тема еды не такая формализованная. Из нашего упражнения было ясно, что жанр фудтеха требовал от нового продукта чего-то более живого, более гибкого — подвижного, если хотите.

Пластиковые вилки и шарада про доставку не годились. Нужно было что-то другое.

Внезапный поворот событий

Во-первых, нужен был не просто символ в углу каждого носителя, мы искали знак, способный масштабироваться под запросы бизнеса. Логотип должен активно участвовать в жизни компании и принимать любые правила игры.

К счастью, мы не первые, кто столкнулся с такой проблемой:

Такие знаки — концентрат выразительных средств бренда, его культурный код

Во-вторых, для бизнеса доставки еды свойственно большое количество офлайновых и партнёрских материалов на всевозможных носителях.

К тому же пространство еды очень богато на визуальные образы. У каждого ресторана есть свой красивый логотип, свой стиль, и нужно научиться органично уживаться вместе и не мешать друг другу. Не лезть на кухню, а скорее встречать гостей на входе и выглядеть всегда уместно.

Мы сформулировали для себя несколько проверочных вопросов:

  • Насколько логотип пластичен? Хорошо, когда есть возможность делать новую рекламу каждый сезон. Логотип в ней должен играть разные роли, сохраняя при этом ассоциацию с брендом.
  • Как много производных образов даёт логотип? Если на старте в голову лезет не одна и не две ассоциации, то и дальше будет легко придумывать производные образы.
  • Живёт ли логотип в среде бренда? Или это просто наклейка в углу? Хотелось не выдумывать знак, а найти его: наблюдая за работой курьеров, за прилавками с едой, за посетителями кафе. Не новую форму, а что-то, что лежит перед носом, но мы это игнорируем. Чтобы простой и очевидный знак рифмовался с лаконичным названием сервиса.
  • Нет ли перекоса в ту или иную метафору? «Яндекс.Еда» будет взаимодействовать со всеми кухнями и продуктами. Если знак будет слишком «десертным», «восточным» или «фастфудным», это может усложнить дистрибуцию бренда в других нишах.

Нужно сделать что-то одновременно простое и сложное.

Ответ пришёл к нам за едой

Внезапно мы увидели эту форму везде: на кухне, в оформлении блюд, в ингредиентах.

Слои

В наш новый логотип упакованы три образа.

1. Интернациональная литера «е». «Яндекс» изначально вообще про текст — мы знаем, как важно найти подходящие слова.

2. Движение по спирали. Другими словами — замешивание, скручивание, слоистость. А этого очень много в еде:

3. Окружность, которая рифмует логотип с мисками, тарелками, чашками и кастрюлями.

Итог

У нас есть знак, который отвечает на заданные вопросы, решает задачу, а главное — с ним будет интересно работать в дальнейшем.

Посмотрим, как всё закрутится.

Автор оригинальной концепции логотипа: Данил Ковчий.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Semyon Efimov

Если вы не заметили, мы в «Яндекс.Такси» любим тачки

Судя по тому, что за мной все время приезжают Солярис или Рио, нет, не заметил

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Зеленый и громкий

Я поставлю лейс просто за то, что ты не поленился целых дава раза подержать палец над буквой е чтобы получилась ё. Ты реально пропотел над этим комментом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Shcherbinin

Тонко

Ответить
Развернуть ветку
Конь Впальто

А теперь ещё раз, внимательно прочитай.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда