Венчурные дизайн-студии: как инвестировать свои услуги в обмен на долю акций в стартапах

Можете себе представить, что компания может вложить в развитие стартапа не деньги, а экспертность своей команды? Команда FutureComes заинтересовалась этим вопросом и решила проанализировать западный рынок компаний, которые предоставляют свои услуги в обмен на акции заказчиков.

Экономика обмена

Сейчас на рынке формируется устойчивая тенденция экономики обмена. Повсюду много классных идей и тех, кто с горящими глазами бежит их реализовывать. Зачастую у стартапов нет денег на осуществление задуманного, поэтому люди придумали фандрайзинги, кикстартеры и акселераторы.

Также на венчурном рынке сейчас активно функционируют стартап-студии. В них уже состоявшиеся частные инвесторы и фонды вкладывают свои активы в стартапы, помогая им развиваться, а потом получают за это дивиденды.

По данным Enhance Ventures, по всему миру работает около 560 стартап-студий, что обеспечивает 625-процентный рост в этой категории с 2013 года.

Сам термин «стартап-студия», как и вычленение венчурного строительства в отдельную индустрию среди инвесторов и предпринимателей, появился в 2007 году.

Согласно отчету Global Startup Studio Network (GSSN) за 2020 год «Disrupting the Venture Studio Landscape», стартапы, запускаемые с участием студий:

  • на 30% более успешны, в сравнении с традиционными;
  • в среднем имеют внутреннюю норму доходности (IRR) 53%. Данный показатель в традиционных стартапах ниже и составляет 21%.

Эти данные подтверждают то, что стартапы, поддерживаемые венчурными и стартап-студиями, способны быстрее масштабироваться и приносить бóльшую прибыль инвесторам.

Новый формат инвестиций – венчурные дизайн-студии. Что это такое?

Это способ развития для компаний, у которых нет свободных средств, но есть желание инвестировать. Такие студии предоставляют команду для дизайн-сопровождения стартапа в обмен на определенную долю в этом стартапе.

Мы нашли более 15-ти иностранных венчурных дизайн-студий и проанализировали форматы сотрудничества с ними.

Например, компания Berst пишет у себя на сайте, что предоставляет экспертную поддержку стартапам на ранних стадиях. Помимо традиционных вариантов оплаты услуг они предлагают расплатиться либо процентом акций, либо по системе роялти.

К слову, еще не появилось единой схемы оплаты дизайн-услуг. Одни просят только долю в стартапе, вторые плюсом к доле запрашивают гонорар, а третьи просят дополнительно покрыть операционные расходы.

Отсутствие единой системы оплаты и договоренностей создает много вопросов у пользователей отраслевых форумов: какой должна быть доля дизайн-инвестора, какой процент капитала мы должны дать UI/UX-дизайнеру, работающему неполный рабочий день в стартапе с предварительным финансированием и другие.

Venture design – Parabolic пишут о себе: Мы – независимая студия венчурного дизайна, создающая новые компании или масштабирующая молодые, используя возможности дизайна. Иногда в качестве наемного труда, иногда в качестве соучредителей или партнеров с долей участия. Мы работаем со стартапами, корпорациями и привлекаем финансирование для их роста.

Еще они занимаются созданием команды, разработкой, а также могут помочь с запуском и масштабированием продукта.

У компании Frog Design Inc. есть отдельное направление работы со стартапами, где они могут стать наставниками по дизайну, поделиться своим многолетним опытом и инвестировать в интересные для них проекты.

Помните, что вы ничем не отличаетесь от инвестора. Вы просто инвестируете свои собственные ресурсы.

Дж. Б. Осборн, соучредитель Red Antler

Пока изучали это направление, заметили тренд на социальную ориентированность больших дизайн-студий. Например, на главной странице компании Milk. мы сразу видим кейсы, связанные с темой экологии.

Позиционирование Milk. – делать дизайн на благо общества. У них, кстати, очень много наград.

А Ideo.org называют себя некоммерческой студией дизайна. Они пишут, что разрабатывают продукты и услуги вместе с организациями, которые стремятся создать более справедливый и инклюзивный мир.

Среди их кейсов:

  • брендинг движения против насилия и страха в Сальвадоре;
  • дизайн приложения для фермеров из Кении и Танзании, которое благодаря датчикам помогает измерять уровень влажности в посевах, информировать фермеров об орошении;
  • брендинг проекта для детей беженцев «We Love Reading», который прививает любовь к чтению. Обо всех их проектах можно почитать здесь.

В интернете можно найти примеры не только венчурных дизайн-студий. Маркетинговые и консалтинговые агентства тоже предлагают свои услуги в обмен на акции компании-заказчика, но чаще встречается понятие именно венчурных дизайн-студий.

Что нужно понимать дизайн-инвесторам, прежде чем вкладывать свои ресурсы в стартап?

Любую инвестицию нужно рассматривать через риск. Как нефтяную промышленность, крипту, акции и ошеломляющий своей наивностью бизнес-проект двоюродного брата. Всегда нужно отвечать себе на вопросы: каков риск? Сколько мне за этот риск платят? Если платят достаточно, то сколько этого риска оставить в инвестиционном портфеле?

В 2005 году, уличный художник по имени Дэвид Чоу принял оплату за граффити-оформление акциями. Компания называлась Facebook, а акции сейчас стоят более 200 миллионов долларов. Но это частный случай. Может получиться так, что спустя несколько лет после обмена вы останетесь с пустышками.

Прежде чем использовать такой формат инвестиций и взаимоотношений, поставщики услуг и предприниматели должны прийти к соглашению по следующим вопросам:

  • Какая форма активов будет задействована в сделке: обыкновенные акции, привилегированные акции или конвертируемые облигации?
  • Продумайте план выхода из стартапа, даже если не планируете этого делать;
  • Хватит ли ресурсов, чтобы реализовать все задуманное?
  • Какой план продвижения у стартапа?

Если вы делаете это впервые, то обратитесь за советом к профессиональному юристу и инвестору. Один процент капитала может быть сильно разным, в зависимости от того, какие у вас условия.

Николас Линг, Ex-CEO Gin Lane

Масштабируемость и распространение продукта – ключевые составляющие почти любого бизнеса. От этого зависит будущая прибыль и стабильность развития проекта. Ну и конечно нужно изначально обращать внимание на саму презентацию идеи стартапа и аргументацию пути его развития.

А о том, как презентовать проект для привлечения инвестиций можно почитать в этом посте про питчдек.

Почему на это стоит обратить внимание

Как минимум потому, что это интересный альтернативный способ развития компаний и стартапов. Принципы генерации прибыли за счет дивидендов – не новы, но основной поинт в обмене услуг на эти самые дивиденды.

Новые технологии приносят с собой новые уровни взаимоотношений между людьми, а также новые, более креативные способы взаимодействия. Ломается стереотип, что для становления юникорном, стартапу необходимо огромное количество личных средств, ресурсов и инвестиций. Мы приближаемся к пониманию того, что главное – это желание учиться, искать, создавать, воплощать и коллаборировать.

Как вы думаете, может ли такая форма взаимоотношений инвесторов и стартапов прижиться в России? Мы уверены, что какие-то дизайн-студии уже работают в этом направлении, но глобального течения на рынке России еще не образовалось. Делитесь в комментариях своим мнением.

0
5 комментариев
Огурец Молодец

Пару раз рисовал продукты за опционы и за "будущие стопудова закрытые раунды". В итоге нуевонах такую форму взаимоотношений :-\

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец

Новую профессию можно придумать и курсы продавать: венчурный дизайнер)))

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

а в итоге как прошло? стартап схлопнулся? или какой-то запрет вечный на продажу опционов? расскажите.

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

А ты хотел пару раз нарисовать и в Маями потом переехать?

Ответить
Развернуть ветку
Bers Diesel

Интересно было бы более детально взглянуть на математику будущих расчетов. У кого-нибудь есть информация?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда