Редизайн не спасет ваш сайт, или Почему иногда лучше делать дизайн с нуля

Скажу сразу, дизайн с нуля я люблю делать больше, чем редизайн. И не только потому, что за редизайн меньше платят (на самом деле, не всегда). Просто такая услуга, как обновление дизайна, подойдет лишь в 10% всех случаев. В статье расскажу, в каких.

На статью на меня натолкнул запрос одного клиента. Он обратился ко мне с просьбой редизайнить устаревший сайт. Но, взглянув на объем работы, я поняла, что одним обновлением дизайна здесь не обойтись. Сайт был ОЧЕНЬ неудобен, не хватало многих нужных функций. Если честно, то я вообще удивилась, что клиент мог что-то продавать с его помощью.

Дизайн сайта – работа, включающая в себя UX-исследования, составление пользовательских путей, разработку прототипов и последующее визуальное оформление.

Редизайн сайта – создание визуального оформления страниц без изменения структуры и логики сайта.

Я попыталась объяснить клиенту, что одного редизайна мало, нужно пересобирать весь сайт. Но слушать меня заказчик не хотел, свято уверовав, что изменение цветовой гаммы и более современные кнопочки прибавят ему клиентов.

Почему это не работает

В 90% случаев за редизайном ко мне приходят, когда сайту минимум 3-7 лет, и он изобилует горами SEO-текстов, непонятными поп-апами, кучей ненужных пунктов меню и прочими прелестями. Еще 5% – это предприниматели, которые сами слепили сайт «из того, что было», столкнулись с непонятками клиентов и решили доверить дело профессионалу, чтобы он что-то поправил.

Почему дизайнер не может махнуть волшебной палочкой, натянуть на сайт новое оформление и привлечь кучу клиентов? Подробнее можно почитать в этой статье , но краткая суть такова: дизайн для сайта – это не главное.

И очень старые, и «самопальные» сайты объединяет одно – плохой UX. В первом случае механизмы взаимодействия с клиентами просто безнадежно устаревают, а во втором – они вовсе могут быть не продуманы. Пытаться реанимировать такой сайт – то же самое, что красить автомобиль сразу поверх ржавчины, проблемы это не решит.

Когда вам не нужен редизайн

  • Когда вашему сайту больше 3-7 лет. Скорее всего, устарел не только внешний вид, но и сама структура. В этом случае лучше заново создать прототип сайта с учетом современных требований UX.
  • Когда вы сами делали сайт, не учитывая юзабилити. В этом случае вам, тем более, нужна помощь специалиста по UX.
  • Когда вашему сайту 1-2 года. Скорее всего, выглядит он еще нормально и современно. Конечно, я смогу сделать его редизайн, если очень хочется – но зачем? Чаще всего, сделав аудит и анализ метрик, текущий сайт можно улучшить и получить больше конверсий.
  • Когда трафик или количество конверсий резко уменьшилось. Вряд ли вам поможет только редизайн. Нужно разбираться в технических причинах – возможно, на SEO или реклама перестала корректно работать.
  • Когда вы создали сайт недавно, с помощью профессионалов, принципам UX он соответствует, но все равно не работает. Даже если все сделано правильно, для «раскрутки» нужно время. Если хочется что-то поменять – можно начать с аудита сайта или рекламных компаний, возможно, найти проблему будет легче.
  • Когда вы просто хотите что-то поменять. Есть золотое правило: «Работает – не трогай». Помните ту историю с Кинопоиском, когда ресурс поменял дизайн, а пользователи потом закидали его гневными требованиями вернуть все, как было? Они уже привыкли к старому интерфейсу и не собирались от него отвыкать, хотя он был уже чууууть-чуть устаревшим. Вместо кардинальных изменений можно вносить мелкие правки – например, менять внешний вид кнопок или анимацию меню.

И все-таки, имеет ли редизайн право на жизнь? Конечно!

Когда редизайн можно сделать

  • Если вашему сайту 3-5 лет, его структура создана по принципам UX, и вы просто хотите его осовременить.
  • Если вы ввели несколько новых услуг, и требуется перерисовать меню, нарисовать новые разделы.
  • Если вы сменили позиционирование компании.
  • Если поток клиентов медленно снижался на протяжении длительного времени, вы хотите обрести новых клиентов и готовите рекламную компанию.
  • Если у конкурентов появились новые «фишки» на сайте, и вы хотите их внедрить. Но сначала проанализируйте, какие задачи решают эти «фишки», и действительно ли они вам нужны.
  • Вам нужно адаптировать сайт под мобильную или планшетную версию.

Как правильно провести редизайн

Часто редизайн негативно сказывается на позициях сайта в поиске – если техническая часть проведена неправильно. Или пользователи вдруг требуют вернуть все как было. Вы должны быть готовы к таким ситуациям, поэтому:

  • Обязательно архивируйте старую версию сайта.
  • Максимально сохраните старые URL, тайтлы и дескрипшены.
  • Внимательно настройте все перелинковки, руководствуясь картой сайта. Не забудьте залить новый sitemap.
  • Замерьте показатели аналитики до редизайна, чтобы затем сравнить с трафиком и конверсиями после.

И главное: если вы настроены на редизайн, ваш сайт УЖЕ должен иметь высокий уровень юзабилити и продуманные пользовательские пути. Другими словами, структура сайта должна быть удобной для клиентов. Если, при запросе на редизайн, я увижу, что структура тоже требует серьезной доработки, то обязательно предложу клиенту сначала решить вопрос с этим. А при отказе – извините – делать редизайн откажусь. Не люблю я краской по ржавчине работать :)

Дизайнеры, а как относитесь к таким запросам вы? Всегда ли клиент для вас прав, или вы тоже учите клиентов, как должна строиться работа по сайту? Жду ваших комментариев!

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Недавно создала свой ТГ-канал, где буду делиться своим опытом и полезными фишками. Подписывайтесь, будет интересно!

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
0
74 комментария
Написать комментарий...
Алексей

Лена, как на ваш взгляд выглядит Facebook? )
(с точки зрения UX/UI)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Фейсбук - моя отдельная боль, и многие дизайнеры со мной солидарны :) Да, новый дизайн стал современнее, но с точки зрения юзабилити там все такая же беда. Но равняться на Фейсбук не стоит, потому что им все равно будут пользоваться - альтернативной международной соцсети пока что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

Тоже и про Амазон можно сказать, и про авито )

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Амазон хоть и выглядит как старая какашка, все-таки постоянно внедряет малые UX новшества и в сети можно даже найти некоторые UX тесты Амазона. Тем более что у Амазона есть Сервис, который многим российским магазинам только снится.

А авито...думаю по количеству упоминаний в Приемной можно понять что это за сервис. Однако, мыши плакали, кололись, но продолжали кушать кактус. Если бы инвесторы из других стран не опасались вкладывать в ру-сервисы, возможно был бы достойный аналог.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

А вы точно Амазоном и их сервисами пользуйтесь как потребитель ? Там тоже очень много неочевидных CJ, которые именно исторически так сложились. И поменять они их не могут именно по причине того, что пользователи к этому уже привыкли. А так действительно у них в метриках чуть ли не каждый пиксель сайта. И они сами об этом не раз заявляли.

И я вас немного разочарую, но Авито принадлежит и основан не российскими бизнесменами )

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Амазоном пользуюсь как потребитель и с точки зрения UX у них все хорошо, что я и писала в предыдущем посте. Если большей части потребителей такой сайт привычен - не стоит его кардинально менять, базовое UX правило. А вот чуть-чуть подкрутить они горазды, что тоже корректно, ведь минимальные воздействия на такой аудитории могут отражаться миллионами долларов на счету. Тем не менее это не отменяет того, что с точки зрения UI дизайна амазон - какашка.

Про Авито. Тут как с бнв раша - ведешь бизнес в россии, а значит и сервис русский.
Почитайте про то, как люди покупают автомобили за 6-7кк, у них взлетает движок на 4-10к пробега (и это частая история с некоторыми сериями) и далее они имеют дикий секс с сервисом, получением подменного авто, отсутствием компенсаций и так далее и тому подобное.

Ответить
Развернуть ветку
Hellspell

Даже сам Амазон как то сказал "или я где-то вычитал" что они спецом дизайн не меняют потому что он будет выглядеть по новому и дорогому что приведет пользователя в такой эффект как "Да ну какой то премиум сегмент. Ну его нафик и уходит"

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Да, действительно, многие крупные компании не делают новый дизайн именно с той точки зрения, что пользователи более привыкли к старому. Пусть он даже уже сто лет не такой современный и стильный. Так что, конечно, тут еще нужно смотреть и на целевую аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Hellspell

Мне нравится как в этом плане работает ios/android. Создали свои гайдлайны и являются как рекомендацией и все. Большинство приложений работаю почти по одинаковой логике и использует такой же "почерк" ui. И удобно и привычно и понятно.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда