{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Ошибки, которых мы не совершили, или предыстория виджетов в «Яндекс.Браузере» для Android

Рассказали менеджер продукта Ирина Есиновская и дизайнер Тимур Нурутдинов.

Недавно вышла новая версия «Яндекс.Браузера» для Android. Главная страница «Браузера» теперь выглядит иначе — на ней появились виджеты с данными от сервисов «Яндекса»: погодой, пробками, новостями и котировками. В этом материале мы расскажем, как родилась идея виджетов и как мы искали оптимальный вариант их внедрения в «Браузер».

Главная страница в старой (слева) и новой (справа) версиях «Яндекс.Браузера»

Идея

Самый популярный сайт у пользователей «Яндекс.Браузера» — «Яндекс». Каждый день на него заходит четверть нашей аудитории, а каждую неделю — около 40%. Люди пользуются «Яндексом» не только для того, чтобы найти что-нибудь в интернете. Они читают новости, проверяют пробки, смотрят прогноз погоды. Мы решили сократить путь до этой информации, добавив аналогичные блоки в «Браузер» — чтобы пользователи могли составить картину дня сразу после запуска приложения.

Ещё одним аргументом в пользу виджетов стало мнение, которое мы не раз слышали на фокус-группах. Люди говорили, что дизайн «Браузера» «непривычно пустой». Оказалось, что некоторые наши пользователи не разделяют понятия «Яндекс.Браузер» и «Яндекс». Для них одно равноценно другому, поэтому они ожидают увидеть в «Браузере» ту же информацию, что и на yandex.ru.

Задача

Главный экран «Браузера» — точка входа в интернет. Пользователи видят экран всякий раз, когда запускают «Браузер» или открывают новую вкладку. Нашей задачей было не только продумать внешний вид и механику виджетов, но и вписать их в главный экран так, чтобы не нарушить привычные сценарии использования и сохранить количество переходов с экрана в «Дзен» и на сайты из «Табло».

Методология

Во время работы над проектом мы придумали множество вариантов интеграции виджетов в «Браузер». Чтобы выбрать наилучший, мы собирали на основе макетов работоспособные прототипы и показывали их пользователям в нашей лаборатории.

В ходе юзабилити-тестирования проверяли, как люди используют виджеты, понимают ли они, что на них изображено, с какими сложностями сталкиваются. Варианты, отобранные по результатам юзабилити-исследований, выкатывали на часть пользователей альфа- и бета-версий «Яндекс.Браузера» — проводили A/B-тестирование, смотрели на метрики и собирали отзывы.

Такой подход позволил заранее выявить проблемные места. Многие решения, которые хорошо выглядели на макетах, в деле оказались неочевидными или неудачными. Ниже мы приведём несколько примеров.

Виджеты

Виджеты в «Браузере» решили показывать в виде карточек. Такой формат, во-первых, стилистически соответствует ленте «Дзена», которая тоже находится на главном экране. Во-вторых, карточки хорошо сочетаются с фонами «Браузера».

Мы попробовали несколько вариантов размещения карточек и в итоге остановились на горизонтальной ленте. По умолчанию все карточки в ленте свёрнуты. На свёрнутой карточке отображается краткая сводка, на развёрнутой — более подробная. Предполагалось, что люди будут раскрывать карточки по отдельности, нажимая на нужную:

Пользователь прокручивает ленту и кликом раскрывает нужные карточки

Такой вариант оказался не самым удачным. Выяснилось, что если человек планирует поездку, ему хочется посмотреть сразу две карточки — и погоду, и пробки.

Тогда предприняли другой подход — предусмотрели два режима просмотра ленты: краткий и подробный. Подробный режим включается при нажатии на любой виджет; все карточки раскрываются, и между ними можно переключаться:

Два режима просмотра ленты

Выглядит неплохо, но если вам, допустим, хочется прочитать новости, нужно выполнить целых два действия: «смахнуть» ленту вбок и нажать на карточку с новостями. Дорабатываем механику и превращаем «смахивание» в триггер. Если человек выполняет это действие, лента сама переключается в подробный режим:

По «смахиванию» вбок лента переключается в подробный режим

Здесь проблема в том, что информация не помещается в экран — палец заслоняет нижнюю часть карточек, а чтобы увидеть все пять новостей, необходимо чуть проскроллить вниз. Отцентрировали ленту и заодно ускорили раскрытие карточек:

Теперь содержимое карточки помещается на экране полностью

Вот теперь годится.

Табло

Виджеты занимают место на экране, поэтому другой элемент — «Табло» — требовалось сделать более компактным, но так, чтобы никто не пострадал, и количество переходов на сайты осталось прежним. Изначально «Табло» выглядело так:

Табло в старой версии «Яндекс.Браузера»

Чтобы высвободить пространство, попробовали превратить «Табло» из вертикального в горизонтальное. На юзабилити-тестировании победил такой вариант:

Табло в виде горизонтальной ленты

После UX-тестирования мы включили горизонтальное «Табло» у части пользователей «Яндекс.Браузера» — и, та-дам, получили много негативных отзывов. Новый вид оказался непривычным. Некоторые пользователи не понимали, что ленту можно прокручивать горизонтальным свайпом, а те, кто понял, жаловались, что им неудобно тянуть палец вверх.

Вариант успешно прошёл юзабилити-тестирование, но в приложении пользователи его забраковали. Почему так получилось? Дело в том, что на UX-тестах пользователям показывали прототип — вполне работоспособный, но обезличенный, без любимых сайтов на «Табло». Поэтому люди взаимодействовали с главным экраном не совсем так, как в настоящем «Браузере».

Что же, делаем ещё один подход — отказываемся от идеи горизонтального Табло и возвращаем прежний вертикальный формат с сеткой из трёх колонок. При этом слегка уменьшаем тумбы и отодвигаем их друг от друга:

«Табло» в новой версии «Яндекс.Браузера»

Идём на второй круг: добавляем этот вариант в альфа- и бета-версии «Браузера» и проводим A/B-эксперименты. Метрики и отзывы показывают, что всё хорошо.

Результаты и выводы

Некоторые гипотезы, которые мы выдвинули во время работы над виджетами, оказались неверными. Юзабилити-тестирование на прототипах (их в общей сложности было больше восьмидесяти) и эксперименты позволили вовремя выявить проблемы и предотвратить ошибки.

Перед запуском мы провели контрольную проверку: активировали новый главный экран у части пользователей «Браузера». Большинство отзывов были положительными. За неделю виджетами воспользовалась треть аудитории, а дневная возвращаемость в «Яндекс.Браузер» выросла на 1,2%. Нам удалось решить задачу: необходимая людям информация стала ближе, но при этом сценарии использования главного экрана «Браузера» остались прежними.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Saucedo Puetz

Кстати для тех кто придумал всплывающие баннеры на сайтах яндекса в аду есть отдельный котел

Ответить
Развернуть ветку
Данил Батин

Дак отключите их. Эта функция есть в настройках

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Где такие волшебные настройки?!

Ответить
Развернуть ветку
Данил Батин

Главная страница -> Сверху справа "Настройка" -> Настройки портала -> Реклама -> Снять галочку с пункта "Показывать рекламу"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Данил Батин

Норм стало. Молодцы. Но о своём первом изменении табло можно жёстче написать. Его не просто забраковали. Его сравняли с землёй. Как такое вообще в голову пришло?))) Но всё равно молодцы, что переделали

Ответить
Развернуть ветку
iLeonidze

А почему нет Алисы для мака? (Извините что не по теме)
Так много было новостей об этом, встречали Алису с фейерверком и фанфарами, а когда я захотел ее поставить себе на мак, выяснилось что она только для Windows 7 и старше...

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Потому что Яндекс разрабатывает Браузер для Мака по остаточному принципу. Всё-таки (условно) 1% пользователей против 99% виндовых. Линукс-версии ещё меньше внимания достаётся.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

"...Оказалось, что некоторые наши пользователи не разделяют понятия «Яндекс.Браузер» и «Яндекс». Для них одно равноценно другому, поэтому они ожидают увидеть в «Браузере» ту же информацию, что и на yandex.ru..."

С учетом информации выше, рассматривался ли в качестве быстрого варианта "минимум" разместить под "табло" просто мобильную версию yandex.ru (пусть даже без шапки)? Если да, то почему отказались? (перфекционизм/свободные ресурсы или реальная потребность)

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Вы удивитесь! Такая версия уже есть. Так и называется: мобильное приложение «Яндекс».

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

В материале вы описали работу над браузером, а не каким-либо другим приложением. Мой вопрос именно про браузер.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Nurutdinov

Привет! Рассматривали такой вариант, но он ломал существующие пользовательские сценарии браузера: пользователи любят Дзен и вертикальная лента ассоциируется в первую очередь с ним. Выбрали поступательный вариант, который позволит нашей аудитории решать больше задач на главном экране, но не поломает существующие привычки.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

Спасибо за ответ!
Оффтоп: тот человек, что минусовал мой вопрос, работал в вашей команде? :)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Nurutdinov

Не знаю, но вопрос у вас хороший, мы его себе тоже задавали!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Неужели Яндекс Бро перестал ставить всякую хрень подпольно?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Хм, а стойкий иммунитет на него все еще огромен

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Бро никогда и не ставил ничего такого отдельно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gre Li

Давным-давно. Это второй по популярности браузер в России, вообще-то.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Харламка

На десктопе, например, это уже 20% доли.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Novov

Минус вам в карму за дурацкую букву Я внизу на плашке которую нельзя скрыть. Самое глупое что она просто ведёт на главный экран, который открывается нажатием на соседнюю кнопку вкладок. Фэйспалм...

Ответить
Развернуть ветку
Данил Батин

в настройках же скрывается

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Novov

Раньше не было настройки. Спасибо за подсказку!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда