{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как открыть дизайн-студию с холодной головой и практически без денег. Часть 1

О задачах, с которыми сталкивается команда при запуске нового бизнеса, и системном подходе к их решению.

Плохая новость — вы не сможете открыть дизайн-студию, если у вас нет совсем ничего. Хорошая — что-то у вас точно есть. Стартовый капитал — первый выбор, и если он есть, то все хорошо (на самом деле не совсем, но об этом ниже). Деньги — ресурс очевидный, но не единственный, и мы думаем, его нехватку отчасти можно компенсировать:

  • Базой заказчиков, если в команде есть бывший фрилансер;
  • Профессиональными знакомствами, если вы работали в серьезных компаниях с серьезными людьми;
  • Личными знакомствами;
  • Уникальной идеей или уникальной стратегией продвижения. Только востребованность идей необходимо проверять.

Даже способность работать по двенадцать часов в сутки без видимой отдачи может быть ресурсом. Главное — остановиться и подумать, в чем ваша сила, до того как все начнется.

В целом задача по открытию дизайн-студии, как и любого другого бизнеса, описывается и решается в четырех направлениях:

1. Материальное: сайт, продвижение, специалисты, офис, оборудование — здесь вам понадобятся ресурсы из предыдущего списка;

2. Нематериальное: поиск возможностей, определение целей и шагов, выстраивание процессов и взаимодействия;

3. Личное: организованность, работоспособность, умение расставлять приоритеты, сходиться с людьми и многое другое;

4. Обязательное: визитов в налоговую и в банк избежать не удастся.

Главный плюс такого подхода в том, что эти направления до определенной степени взаимозаменяемы. Когда денег или идей недостаточно, можно компенсировать их личной организованностью и тонким пониманием бизнес-процессов. Эта схема работает и в обратную сторону.

Однако если говорить о реальных факапах, то нематериальная сторона обычно самая слабая и способна «съесть» любое количество ресурсов. Именно о ней сегодня и пойдет речь.

Нашу историю создания дизайн-студии мы разделили на пять частей: от возникновения идеи до состояния работающей компании. Если вслед за нами и многими другими вы решите отправиться по этому пути, искренне желаем вам удачи. Итак, приступаем.

1. Увидеть

Как ни странно, эта часть в основном о людях: потому что первоначальный импульс всегда идет либо от сумасшедшей идеи, либо от хорошей команды. Самые же успешные проекты появляются, когда эти составляющие встречаются. Кстати, два человека — это тоже команда: у нас в DARWIN Studio было именно так. Команда, способная решать задачи, строится на двух принципах:

1. Оптимальная схема работы;

2. Оптимальное распределение ролей.

Оптимальная схема работы у каждой команды своя. Кто-то любит мозговые штурмы, кто-то — подумать и потом обсудить; некоторые проводят встречи строго по расписанию и в соответствии с регламентом, некоторые — при первой возможности у кофейного аппарата; у одних спринты — 24 часа, другие вообще не используют это понятие. Существуют методологии, которые необходимо знать, какие-то подходы можно и нужно использовать, но копировать их слово в слово не лучшая идея. В конечном итоге ваша цель — задействовать механизмы, которые будут в той или иной степени подходить всей вашей команде, помогут ей достичь результата и справиться с проблемами как практического, так и психологического характера (а они появятся).

Оптимальное распределение ролей — задача стратегическая, и от того, насколько хорошо вы будете понимать способности, практические навыки и мотивацию друг друга, зависит успех всей компании, по крайней мере до того как вы заработаете первые деньги. В каждой команде должен быть тот, кто:

1. Придумывает;

2. Систематизирует;

3. Доводит до конца.

Это не обязательно три человека, но это три роли, без которых ничего не получится. Также очень полезен бывает лидер, способный быстро принимать решение в условиях нехватки информации, но его необходимость — вопрос спорный. Никакого универсального состава, как и универсальной схемы работы, не существует. Вы можете работать с человеком, который очень талантливо заказывает пиццу и травит анекдоты, и такой человек может быть действительно необходим команде. Но слишком увлекаться подобными персонажами не нужно, потому что в условиях реальных проблем, перегрузок и провалов они мгновенно превращаются в балласт, способный похоронить весь проект.

«Культура есть стратегию на завтрак», — сказал Питер Друкер, и мы знаем, что эта цитата приводится в каждой второй книге по менеджменту, потому что это правда. Нет, писать бизнес-стратегию все равно придется, и весь маркетинг, дизайн и бренд-менеджмент должен быть с ней согласован, но, если на начальном этапе удастся создать команду заинтересованных людей, способных проводить время вместе и договариваться, это приблизит вас к цели.

Относительно поиска идей и названия этой главы необходимо помнить, что если вы открываете дизайн-студию, то хотя бы один из вас должен быть профессиональным дизайнером. Это важно для понимания возможностей команды, рынка и дизайна и помогает находить лучшие решения.

Nota bene: Не бойтесь отказываться от людей, которые вам не подходят. На данном этапе у вас почти нет обязательств. Идей это тоже касается.

2. Проанализировать

Первые два вопроса, которыми мы задавались на этой стадии, — что и как будем анализировать. Отвечая на первый, мы сформировали список студий, которые будем исследовать, и на опыт которых мы в конечном счете будем опираться. У нас этот список состоял приблизительно из пятидесяти пунктов и складывался из трех составляющих:

  • Рейтингов Ruward и Tagline;
  • Участников Сообщества электронных компаний Specia;
  • Поисковой выдачи Google по актуальным для нас запросам.

Это привело к тому, что мы с самого начала ориентировались на сильнейших представителей рынка — самых профессиональных или самых известных. Но в получившейся выборке были и компании, формально выходящие за пределы нашего направления, — от маркетинговых, брендинговых агентств до сообществ художников, а также, конечно, европейские и американские студии, включая специализированные, потому что самые интересные решения зачастую находят как раз нишевые игроки.

Второй вопрос состоял в том, как нам получить информацию для анализа. И здесь существует три источника, которые мы ранжировали от удачного к вынужденному, однако лучше использовать их все:

1. Личный контакт с представителем компании: проще говоря, ваш знакомый. При этом знакомый, работающий арт-директором и понимающий, как все устроено, и знакомый, просидевший в офисе студии два месяца стажером и тоже «понимающий, как все устроено», владеют информацией разной ценности.

2. Конференции, семинары, вебинары, которые можно посещать, на которых можно слушать представителей разных компаний, а после выступления задавать вопросы спикерам (они почти всегда отвечают).

3. Информация, находящаяся в открытом доступе: сайты, презентации, портфолио.

Очень важно понимать, на что направлен поиск. Мы, например, уделили много времени тому, что в бренд-менеджменте называется голосом бренда, — той тональности, которую используют компании при обращении к потенциальному заказчику на сайтах и в презентациях. Это один из наиболее очевидных способов понять, как компания позиционирована на рынке, и в дальнейшем получить общее представление о самой структуре рынка. Но, конечно, это было не единственное, что мы анализировали. Структурно исследование делилось на три направления:

1. Маркетинг;

2. Дизайн;

3. Брендинг.

Эти области переплетены настолько плотно, что разделить их не всегда возможно, однако мы попробовали.

Маркетинг отвечает на два основных вопроса: «Откуда заказчик узнает о нас?» и «Почему он задумывается о том, чтобы обратиться к нам?».

Для того чтобы понять, как студии отвечают на эти вопросы, мы изучали сайты и активность в социальных сетях, обращали внимание на ремаркетинг и вообще на всю информацию, до которой могли дотянуться.

Здесь нужно быть готовым к тому, что данных всегда будет не хватать. Например, вы не сможете построить Customer Journey Map, просто открыв сайт конкурента, но попытаться представить, кто клиент студии, каковы его потребности, и почему он выбрал именно эту компанию, определенно стоит. Проанализировав достаточно много студий, вы обнаружите тенденции, а если повезет, то и возможности.

Вопрос дизайна — «Как мы показываем себя заказчику?». И так как витрина дизайн-студии — это сайт, на него мы в основном и смотрели. Стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • Структура первого экрана, главной страницы, всего сайта;
  • UX, помимо структуры сайта;
  • Размер и особенности портфолио;
  • Предложение: подробное описание или общее представление; широкий перечень услуг или узкая специализация; размещение всей информации на одном сайте или нескольких, разделенных по специализациям;
  • Стилистика сайта: общая, цветовая, шрифтовая (если у вас достаточно опыта и знаний для такого анализа).

Вопросы брендинга — «Какими нас видит заказчик?» и «Какими мы видим себя сами?». Последние вопросы самые сложные, но, только ответив на них, мы сможем говорить о серьезном анализе конкурентов, структуре рынка и своем месте на нем. Имеет значение:

  • Воспринимаемая стоимость: низкая, средняя, высокая;
  • Ключевые особенности, сильные и слабые стороны;
  • Портрет потенциального заказчика;
  • Голос бренда;
  • Позиционирование бренда по одной из систем. Мы использовали систему архетипов Маргарет Марк и Кэрол С. Пирсон.

Также нельзя забывать о некоммерческой активности, такой как участие в конференциях и семинарах, собственные образовательные курсы, выпуск книг, участие в благотворительных проектах. Крайне важно отмечать все необычное, не укладывающееся в общие тенденции, даже если оно выходит за рамки намеченной структуры исследования.

Что касается структуры, то вы можете использовать любую. Нормально, если ваше исследование будет больше и глубже нашего или совсем другим, однако следует помнить, что задачей на данном этапе является получение актуальной и целостной картины, которая окажет влияние на всю дальнейшую работу.

Nota bene: Записывайте. На этом этапе даже для дизайнера основными рабочими инструментами становятся ручка, блокнот, заметки в телефоне, Word, Excel и Google Docs.

* * *

Наша статья получилась такой большой, что мы приняли решение разбить ее на две части. Продолжение — через несколько дней.

Текст также опубликован в блоге компании на Medium.

0
4 комментария
Pixel Lens
Нет, писать бизнес-стратегию все равно придется

Аминь

---

Статья в целом не очень понравилась, но плюсанул, чтобы вы продолжали писать. Вообще, рассказов о высокоуровневой организации много. Все они похожи, их не охота читать. За абстракциями кроется реальность, оно всё понятно, но на себя примерять их тяжело. Я всё это к чему - было бы интересно почитать прям конкретный captain's log. Day 1: we saw a whale and decided to harvest some milk from it. Days 2-7: <how exactly we did it> (and don't ask why the fuck we needed that whale milk anyway)

Ответить
Развернуть ветку
Egor Slyusarchuk
Автор

На этапе, о котором здесь идет речь, таких записей не велось. Иногда они остаются после коммерческих проектов, но их обработка и подготовка к публикации требует много времени, а ценность не очевидна. Впрочем, я подумаю об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
ценность не очевидна

будет интересная статья, больше народу посмотрит и перейдет на твой сайт :) щас, как видишь, не густо тут...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Stepan Litvinov

Написано так, будто это студия на 200 человек и с 3000 работ. На сайте два чувака в похоронном бюро будто работают и две хуевейшие работы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда