Как проявляется эстетика в интерфейсе

Рассматриваем 9 гипотез. Часть 1

Разрабатывая интерфейсы, мы в первую очередь думаем о функциональности и удобстве. Между тем, именно эстетика – то, что отличает по-настоящему запоминающиеся работы. Почему большинство людей так привязано к продуктам компании Apple, когда некоторые из их конкурентов производительнее и более привлекательны в соотношении цена-качество?

Их интерфейсы бесспорно удобны, но их отличает и высокая степень эстетики – в оформлении интерфейсов, продуманной анимации, тактильном отклике, звуках. Так интерфейс оказывает решающее воздействие при принятии решения о покупке – испытывая влияние эстетики, мы готовы закрыть глаза на некоторые несовершенства.

Так каковы же критерии оценки этой самой эстетики? Это очень сложный вопрос, плюс ко всему, эстетика – эмпирическое понятие, поэтому здесь можно говорить только о гипотезах. Их мы и рассмотрим в нашей статье.

По каким параметрам определяется эстетика интерфейса

Основные принципы эстетики визуального восприятия были выделены психологами. Среди этих принципов:

  • Гало-эффект – первое впечатление о дизайне играет главную роль. То есть, если при знакомстве с интерфейсом пользователи оценили его эстетику, они могут закрыть глаза на его некоторые неудобства.

  • Удобство использования.

  • Проста для восприятия, отсутствие лишних деталей.

Эстетику часто воспринимают как совокупность факторов – например, плохо подобранные цвета могут «убить» весь эффект лаконичного и продуманного интерфейса.

Критерии визуального восприятия постоянно меняются. Не так давно эстетичными казались интерфейсы в стилистике скевоморфизма, затем им на смену пришел flat-дизайн, а теперь – гласс-морфизм и другие тенденции.

Мы решили отойти от чувственно-эмпирической оценки и выделить несколько категорий факторов, которые помогут оценить эстетику интерфейсов. На первый план мы вынесли чисто интеллектуальное объяснение. Пробежимся по категориям:

  1. Сенсорика – насколько взаимодействие с интерфейсом возбуждает наши органы чувств.
  2. Восприятие – как мы интеллектуально воспринимаем визуал, звуки и тактильные ощущения.
  3. Общественная эстетика – соответствие нормам, трендам и тенденциям современного мира.
  4. Эмоциональность – способность интерфейса пробудить в нас определенные эмоции.
  5. Этика – как дизайнеры заботятся о нашем удобстве во время взаимодействия с интерфейсом.
  6. Техника – насколько грамотно подобраны цвета, шрифты и формы.
  7. Система – как компоненты интерфейса взаимодействуют между собой.
  8. Семантика – насколько продуманно используется значение цветов и форм в дизайне.
  9. Взаимосвязь – насколько интерфейс соответствует своему предназначению.

В первой части статьи мы рассмотрим первые четыре группы факторов — они в большей степени относятся к восприятию интерфейса пользователем. А в продолжении разберем те факторы, за которые отвечают дизайнеры.

Сенсорика

В интерфейсе приложений мы считываем не только используемые цвета и изображения, но и звуки, тактильные отклики на нажатие или выполнение действия. Эстетичный дизайн стимулирует наши чувства, заставляя испытывать положительные эмоции.

Например, в iPhone очень хорошо проработано тактильное взаимодействие с пользователем. Каждому успешному или неуспешному действию соответствует свой тип вибрации – даже не видя экран, мы понимаем, что произошло. Такая же вибрация сопровождает действия в некоторых приложениях – например, мы ощущаем ее при вращении колесика таймера. При этом тактильное воздействие очень деликатно – вибрация гармонично дополняет визуальные и звуковые эффекты, но не переключает на себя внимание.

Разработка звуков для интерфейса стала настоящей сложной профессией. Они должны быть ненавязчивыми, но при этом четко отражать свою задачу — отражать характер тех действий, которым они соответствуют. Например, включение гаджета или открытие приложения может сопровождаться мелодией, построенной по классическим канонам, сообщение об ошибке – короткой, довольно резкой комбинацией звуков. Некоторые звуки полностью копируют действия – например, звуковое сопровождение набора текста на смартфоне.

Что касается эстетичных цветов – их использование тесно связано с трендами. Сейчас в моде чистые цвета, светлые градиенты, а также неон и эстетика 90-х с их приглушенными оттенками. Все это в совокупности с качественными изображениями и ненавязчивой минималистичной графикой дарит положительные эмоции при взаимодействии с интерфейсом.

Чуть приглушенные чистые цвета и гармоничные градиенты эстетично смотрятся в этом интерфейсе.

Восприятие

Чем быстрее мы воспринимаем и обрабатываем информацию интерфейса, тем более гармоничным он кажется. Особенность нашего мозга в том, что он не любит напрягаться – если мы сразу считываем картинку и понимаем, как двигаться дальше по экрану, то испытываем удовлетворение и положительные эмоции. Именно поэтому перегруженные сайты и приложения вызывают у нас раздражение.

Восприятие тесно связано с гештальт-теорией, на которой строятся продвинутые современные интерфейсы. Вот несколько ее принципов:

  • Схожие элементы считываются как одно целое;

  • Детали, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как одна группа;

  • Элементы, находящиеся на одной прямой или плавной кривой, тоже воспринимаются как относящиеся к одной группе;Контент, вынесенный на передний план с помощью подложки, тени или затемнения заднего фона, прочитывается в первую очередь.

  • Контент, вынесенный на передний план с помощью подложки, тени или затемнения заднего фона, прочитывается в первую очередь.

Грамотно используя теорию зрительного восприятия, можно создавать гармоничные, не перегруженные интерфейсы, с понятной группировкой объектов и явными акцентами на нужной информации.

На скорость и комфорт восприятия также влияет сочетание цветов, правильное использование заголовков и подзаголовков, типографика, выравнивание элементов по сетке.

Как правило, эстетичным считается минималистичный дизайн интерфейса с небольшим количеством цветов, подобранных по принципу цветового круга, ненавязчивыми шрифтами и инфографикой вместо больших массивов текста.

Пример продуманного интерфейса, который очень прост для восприятия.

Общественная эстетика

Здесь мы обращаемся к главенствующим трендам и тенденциям в обществе. Это может касаться как визуала, так и контекста применения интерфейса и его уместности – общество должно быть готово к появлению нового тренда. При этом общественная эстетика неразрывно связана с визуальной.

Например, iPhone был далеко не первым смартфоном с сенсорным экраном, но именно его интерфейс стал моделью для подражания – и в конце концов, эра кнопочных телефонов канула в Лету. Интерфейс iPhone соединил в себе инновации (сенсорное управление) и качественную визуальную проработку. Если для других моделей сенсорных смартфонов главным было показать уникальное решение, а удобство и эстетика уходили на второй план, то компания Apple разработала не только инновационный, но и максимально продуманный интерфейс. Тренд на сенсорные экраны тогда уже начал зарождаться, но пока не стал обыденностью, поэтому Apple получила заслуженную славу новатора.

Здесь уместно вспомнить другой пример из той же сферы – смартфоны Vertu. Их лаконичные интерфейсы казались одними из самых эстетичных, и немалую роль здесь оказало позиционирование. Vertu стали первыми смартфонами, стоимость которых приравнивалась к цене премиального ювелирного украшения. Рингтоны, материалы корпуса, оформление передней панели — все было продумано так, чтобы олицетворять роскошь. А обладание Vertu хоть и формально, но причисляло вас к немногочисленной элите — это тот самый общественный фактор.

Главное — попасть в нужный момент, когда тенденции уже начинают прослеживаться в обществе, но еще не стали «масс-маркетом». Если вывести инновационный интерфейс на площадку слишком рано, как это случилось с первыми сенсорными смартфонами, вас могут просто не понять.

Лаконичный интерфейс Vertu стал показателем высокой эстетики благодаря отождествлению с элитой.

Эмоциональность

По этой гипотезе эстетичным является интерфейс, который вызывает у нас определенные эмоции. Сюда относится использование юмора, геймификация, ощущение заботы о пользователе.

Просто красивый и удобный интерфейс не обязательно вызовет у нас особые эмоции. Да, мы отмечаем комфорт взаимодействия с ним, но не более.

Наши чувства затрагивает более человечный подход к разработке дизайна, мы замечаем это, например, когда видим более продуманные этапы взаимодействия с приложением или сайтом. Такие интерфейсы мы подсознательно ценим больше.

Если в Slack что-то пошло не так, интерфейс не просто сообщает об этом, а дает варианты решения проблемы. Такая забота о пользователе вызовет у нас положительный отклик.
Приложение Gemini Photo с юмором подходит к сообщению об отсутствии похожих фото в ваших альбомах.

Приложение RememBear использует маскота-медведя, чтобы поощрить пользователя за успешно выполненные действия.

***

Рассмотренные факторы объясняют особенности восприятия интерфейсов пользователем. Их необходимо принимать во внимание, они помогут предугадывать реакцию аудитории. Но гарантировать 100% успех, учитывая только эти факторы, невозможно. Есть ряд критериев, которые могут оказать большее влияние на пользователя — именно за них отвечает дизайнер. Об этих группа факторов мы расскажем во второй части статьи.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Марина Федорова

Интересно, что все обсуждение в итоге скатилось к войне между сторонниками айфонов и андроидов. А с чего начинали никто в итоге и не вспомнил.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Если сравнивать айфон и андроид не глядя на цену и несколько большую глючность андроида – айфон по эстетике все-таки выиграет. Не приложения для него, а сами устройства и iOS. Но ценник вызывает у многих пользователей андроида когнитивные искажения не в пользу айфона. Хотя по большому счету – дело вкуса.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

если бы андроид работал безглючно, как эпл - ненадо было бы делать сброс на заводские настройки раз в 3 месца, чтобы он не тормозил, то я бы пользовался андроидом, на эстетику вообще пофиг %)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirill

Это проблема производителя устройства, а не андроида

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Azh

Ну у меня Samsung Galaxy S10e уже 3 года работает без глюков, тормозов и тем более сброса к заводским.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Azh

Во первых это привычка (человек ленив и не хочет ничего менять без острой необходимости).
Во вторых агрессивная массированная реклама. В 2015 году рекламный бюджет компании увеличился на 50% и составил рекордные 1,8 млрд долларов. С 2016 года расходы на рекламу не раскрываются.
А не вот это вот всё что вы понаписали.

Ответить
Развернуть ветку
Lex Melnikov

Эстетическая эстетика примитивизма и стерильности для не очень взыскательного пользователя. Статья слишком переполнена безосновательными утверждениями и подобострастием по отношению к бренду чтобы воспринимать ее серьезно.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда