Как придумать идею актуального цифрового продукта: дизайн-марафон для поиска бизнес-возможностей в постковидном мире
Дизайн-команда red_mad_robot делится методологией брейншторма для поиска прорывных идей и показывает, что может получиться в результате на примере недавнего внутреннего дизайн-марафона о социально-значимых сервисах для постковидной реальности. Материал будет полезен продакт-оунерам, менеджерам, арт-директорам и ведущим дизайнерам, работающим над цифровыми продуктами рынка.
Что такое дизайн-марафон
Дизайн-марафон — это как хакатон, только для дизайнеров. Такой формат помогает роботам вынырнуть из рутины, посмотреть на задачи под другим углом, пообщаться с коллегами с других проектов и поэкспериментировать с методологией. О том, как организовать дизайн-марафон, мы уже писали в нашем блоге. Темой тринадцатого марафона стала социальная сфера постковидного мира.
В этот раз в марафоне, помимо дизайнеров, участвовали iOS-разработчики и аналитики: после презентации WWDC нам хотелось лучше изучить все обновления iOS и внедрить их в концепты для дизайн-марафона и проекты наших клиентов.
Роботы разделились на пять команд – соответственно сферам жизни — путешествия, спорт, наука, медицина и культура. Темы выбрали сами ребята: каждый назвал социальную сферу, с которой хотел бы работать, и мы выделили самые популярные. На коммерческих проектах нам чаще приходится работать над финтех- и страховыми продуктами, а марафон — отличный способ отвлечься и подумать о чём-то близком каждому.
Перед стартом дизайн-директор Оля Сартакова провела инструктаж и рассказала, что нужно для победы. Жюри учитывало актуальность проблемы для общества, оригинальность идеи сервиса, ценность для бизнеса, реализуемость и использование новых технологий, анонсированных на WWDC 2021. Для поиска идеи продукта командам предложили воспользоваться одной из трёх методологий — латеральным мышлением, CRAFT или ТРИЗ. А для описания идеи — шаблоном Lean Canvas.
В течение двух недель командам предстояло проводить интервью с респондентами, пробовать разные методологии и выдвигать гипотезы. В финальный день марафона проекты презентовали жюри. В судейский состав вошли эксперты, которые работают над реальными продуктами в социально значимых сферах:
- Роман Рогачев, Head of Design в OneTwoTrip
- Тимофей Москалев, предприниматель, ex. CEO RIVAL
- Катя Юшкевич, основательница Science Slam
- Анатолий Петров, CMO в I Love Swimming
Вот, что из всего этого получилось.
Спорт: онлайн-бронирование стадионов для личных тренировок
Команда «Спорт» придумала сервис по бронированию крупных стадионов вроде «Лужников», которые простаивают из-за запрета на массовые мероприятия. Пользователь может забронировать одну или несколько зон для игры в теннис, футбол и других видов спорта. Стадион — большое пространство на свежем воздухе для занятий спортом, что особенно важно в период пандемии, когда фитнес-клубы закрывают, а люди хотят больше двигаться, чтобы не прирасти к стулу на удаленке. Сервис позволяет найти на карте ближайший стадион, узнать о доступных видах спорта и инвентаре, и забронировать место для занятий.
№1: общаемся со спортсменами
Чтобы лучше понять проблемы аудитории, команда провела глубинные интервью с 11 респондентами. Пятеро из них занимались спортом профессионально, семеро — на высоком любительском уровне. Ребята спрашивали, как изменились их тренировки с приходом коронавируса, как они перенесли болезнь и какие трудности сейчас испытывают. Оказалось, что многие забросили занятия во время пандемии из-за личных медицинских ограничений и боязни повторно заразиться при близком контакте.
Однако командные виды спорта вроде футбола или волейбола в онлайн не перенести — нет драйва и необходимого пространства. Переболевшим тяжело возвращаться в привычные виды спорта из-за последствий ковида, поэтому многие искали другие способы возобновить активность по рекомендации врачей или друзей.
Все инсайты из интервью команда отразила на доске в Miro и обозначила проблемы, с которыми чаще всего сталкивались спортсмены. Ребята выделили две гипотезы, которые легли в основу будущего продукта:
- Спортсмены-любители хотят начать заниматься чем-то для улучшения ментального и физического здоровья, но не знают, что подойдет лучше всего.
- Когда спортсмены узнают о новом виде спорта, им хочется быстро найти подробности о правилах и местах занятий, чтобы «примерить» активность на себя и начать получать удовольствие как можно скорее.
№2: придумываем крафтовый стадион
Для генерации новых необычных фичей команда выбрала фреймворк «Поиск новых форм» методологии CRAFT. Ребята выделили два блока для поиска идей: все, что касается спорта — место, действие, инвентарь, и уже существующие сервисы вроде Tinder, Shazam и счетчиков калорий. Затем два блока соединяются в случайном порядке и получается та сама «новая форма».
Идея со стадионом показалась команде самой перспективной: участники сами активно занимаются спортом и их самих стадионная атмосфера располагает к качественным тренировкам.
№3: добавляем фичи к стадиону
Дальше команда «упаковывала» в цифровой сервис идеи, которые можно было бы реализовать на стадионе.
- Карта стадионов
На главной отображается карта со всеми стадионами города. По клику можно посмотреть, какие виды спорта доступны на каждом из них, и забронировать свободный слот.
- Паспорт спортсмена
Паспорт идентифицирует спортсмена на входе, отображает прогресс и чекины на площадках по всей России. За каждый посещенный стадион или вид спорта пользователь получает ачивку. Такая геймификация поможет спортсменам расти в результатах и получать за это привилегии — бесплатное занятие с тренером или бронь стадиона.
Была еще одна идея, которая выходит за рамки стадиона — челленджи с друзьями. Можно пригласить друзей посоревноваться, к примеру, кто дольше простоит в планке или сделает больше отжиманий.
Культура: онлайн-концерты как в ClubHouse, только с видео
Следующая команда придумала сервис для организации и проведения онлаин-концертов. В приложении можно смотреть трансляцию выступлений и делиться впечатлениями в режиме реального времени. Организаторы получат подробные инструкции и инструменты по проведению мероприятий на любое количество человек в онлаине. Участники смогут стихийно создавать свои пространства по интересам и обсуждать джинсы хедлайнера в виртуальной курилке. Спойлер: команда этого проекта победила в дизайн-марафоне.
№1: конкретизируем сферу культуры
Роботы не стали использовать какую-то готовую метододлогию для поиску идей и пошли своим путём: собрали все ассоциации со словом «культура» и разделили их на три составляющие — общение, пространство и впечатление. Такая систематизация натолкнула команду на мысль о сервисе для организации концертов.
Целевая аудитория сервиса — зрители и организаторы мероприятий. Респонденты-зрители рассказывали, что в онлайн-концертах им не хватает живости: атмосфера не та, нет общения в процессе. Организаторы страдают из-за постоянных отмен и переносов, — крупное офлайн-мероприятие нужно планировать за 7 месяцев, а в пандемию условия проведения постоянно меняются.
№2: наблюдаем за эволюцией онлайн-концертов
Организаторы старались придумать что-то нестандартное, чтобы заинтересовать и увлечь зрителей.
И все же большинство онлайн-концертов односторонние: их снимают с одного ракурса, выступление можно поставить на паузу, зрителей не видно, обменяться впечатлениями не с кем.
Ребята выбрали методологию ТРИЗ и сформулировали три противоречия:
- создать ощущение офлаин-концерта в онлаине
- приблизить кумира через экран
- превратить барьер в офлаин-общении в доступное общение онлаин.
Идеальным конечным результатом должна была стать система, которая даст чувственныи опыт офлаин-концерта в онлаине.
Офлаин-концерт разобрали на составляющие, без которых сложно представить живое выступелние: очередь, ожидание, случайные знакомства, афтепати. Затем каждую отрицательную сторону онлайна обратили в пользу и закрыли фичей. К примеру, человек не хочет смотреть концерт один, без компании. С помощью сервиса можно найти компанию единомышленников по геолокации и предложить им «захватить» ближайший бар для прослушивания концерта. Прослушивание концерта в небольшой группе из 5-7 человек снижает риски заболеть или получить синяки.
№3: придумываем Евровидение для зумеров
Ребята нашли решение, которое поможет сформировать новый чувственный опыт на онлайн-мероприятиях и дать ощущение «одной касты». Получилось приложение на основе SharePlay от Facetime — что-то похожее на ClubHouse, только с видео и общим просмотром контента.
В приложении можно смотреть концерт одновременно с друзьями, искать единомышленников по геолокации, общаться со зрителями в тематических чатах и даже попасть в гримерку артиста.
За донаты можно посмотреть выступление с рандомного ракурса или выбрать определенную область. Сервис предлагает пользователям включить камеру на своем устройстве, наблюдать за другими зрителями и отправлять реакции в специальные окошки. Трансляцию нельзя закрыть или приостановить
Комнаты зрителей
Зрители сами создают тематические комнаты и присоединяются к уже имеющимся. После завершения концерта можно оставаться внутри комнаты и продолжить общение. Для тех, кто хочет пообщаться с артистом, за дополнительную плату можно попасть в вип-зону и заглянуть в гримерку, зайти на сцену или поучаствовать в автограф-сессии.
Подборка впечатлений
После концерта сервис делает автоматическую подборку впечатлений «глазами зрителя» с фото- и видеоконтентом, которым можно поделиться в соцсетях.
Поиск по геолокации
Еще можно найти единомышленников по и собраться небольшой компанией в квартире, баре или другом пространстве.
Комната организаторов
Организаторы получают подробные гайды для сетапа мероприятий на любое количество человек. Также организаторы формируют защищенные ссылки на концерт, чтобы одна ссылка была доступна только для одного пользователя. В сервисе нельзя делать скриншоты и записывать скринкаст длительностью более 15 секунд.
Сервис легко масштабируется на любые онлайн-мероприятия — спортивные трансляции, конференции, утренники и многое другое.
Медицина: искусственный интеллект на контроле здоровья
Сервис помогает пользователям справляться с тревожностью и своевременно посещать врачей если что-то идет не так или просто нужно пройти плановый осмотр. Приложение коннектится с Apple Watch и любыми аналогичными девайсами, а в любой непонятной ситуации сообщает о необходимости связаться со специалистом.
№1: проводим интервью, находим проблемы врачей и пациентов
Из-за Covid-19 лечебные учреждения отменяют профилактические медосмотры и плановые госпитализации. Врачи стали чаще использовать телемедицину для консультаций, а пациенты — больше беспокоиться о своем здоровье. Команда пообщалась с врачами и пациентами, чтобы придумать сервис, который поможет им лучше понимать друг друга.
После интервью команда составила карту, на которой выписала проблемы врачей и пациентов. На пересечении этих проблем ребята выделили аудиторию нового сервиса — люди с хроническими заболеваниями, ипохондрики, биохакеры и те, кто хочет быть здоровым, но у них нет времени посещать медицинские учреждения.
№2: генерируем идеи и формулируем противоречия
Затем команда приступила к генерации идей и воспользовалась методологией ТРИЗ, которая помогла сформулировать два главных противоречия:
- С одной стороны, время приема у доктора должно быть коротким и эффективным. С другой — как оно может быть эффективным если прием занимает мало времени. Решить это противоречие можно, если врач будет заранее знать историю пациента — прочитать анамнез или посмотреть анализы — и не тратить на это время при общении с пациентом.
- Все медицинские данные пациента хранятся в разных местах: на бумаге, на сайте, на почте или в карточках клиники. Здесь могла бы помочь синхронизация всех документов в одной системе.
После ТРИЗа ребята отскорили все идеи и разложили их на сложные и легкие в реализации. В результате получилось три концепта, которые легли в основу нового сервиса.
№3: продумываем фичи для заботы о здоровье
Многие пациенты до последнего оттягивают визит к врачам, поэтому команда предложила пересмотреть подход к заботе о здоровье.
Подписка на здоровье
Пациент подписывается на тех врачей, к которым ходит чаще всего — к примеру, стоматолог, офтальмолог и терапевт. Прикрепленный врач регулярно отслеживает здоровье пациента с помощью данных, которые передают «умные» устройства. Пользователь получает рекомендации по текущему состоянию и напоминания о приеме лекарств. В этом же разделе хранится электронная медицинская карта со всеми историями болезней, результатами анализов и обследований. Подписку можно оформить на всю семью.
Симптом-чекер
Чекер работает с помощью технологий искусственного интеллекта. Система сопоставляет симптомы с диагнозами на основе Loinc (база данных и универсальный стандарт для идентификации медицинских врачебных и лабораторных наблюдений) и справочника ICPC-2 (Международная классификация первичной медико-санитарной помощи). Искусственный интеллект поможет врачам собирать только необходимую информацию о пациенте и предлагать планы лечения. Пациенты смогут даже лежа на диване пройти симптом-чекер и записаться к врачу или же понять, что их симптомы не требуют визита к специалистам — достаточно понаблюдать за своим состоянием в течение недели и выпить пару таблеток, которые порекомендует система.
Безумные идеи, вдохновленные «Черным зеркалом»
Команда предложила добавить еще несколько сервисов, которые помогут следить за своим здоровьем. Одним из них стало «Умное зеркало», в которое пользователь смотрится каждый день и видит состояние здоровья на основе измерений девайсов и поставленных диагнозов. Другой идеей стал рейтинг по баллам здоровья: при наведении камеры на человека система показывает, есть ли у него прививка от коронавируса и чем он болеет прямо сейчас.
Путешествия: приложение для digital-номадов
Ребята подготовили концепт приложения для тех, кто работает и путешествует одновременно. Пользователи получат всю необходимую информацию о регионе, ценах, скорости интернета, интересных местах и многом другом в одном месте. А еще в приложении можно узнать, сколько фрилансеров сейчас в конкретном городе, и сколько из них вакцинированы.
№1: оцениваем последствия пандемии для путешественников
Сильнее всего пандемия сказалась на путешествиях: локдаун заставил большинство сотрудников перейти на удаленку и отказаться от долгосрочного travel-планирования. И все же потребность в новых впечатлениях никуда не делась. Когда ситуация с вирусом стабилизировалась, многие попробовали совмещать работу и с новыми городами и странами -- таких людей еще называют digital-номадами.
Параллельно с интервью команда изучала мировые тренды среди работодателей. Исследования подтверждают, что мир не вернется к «доковидному» состоянию: некоторые корпорации перешли на удаленку навсегда, многие сотрудники не хотят возвращаться в офисы. Крупные компании также поддерживают такой формат работы: банки открывают коворкинги в разных городах и дают возможность сотрудникам эффективно работать из любой точки мира.
После многочисленных исследований и интервью ребята решили сфокусироваться на группе пользователей, которая появилась в период пандемии: люди, которые работают и путешествуют на удаленке.
№2: планируем путешествия по этапам, учитывая ограничения
Планирование удаленной работы с путешествиями делится на четыре этапа:
- Поиск жилья
В первую очередь удаленщики ищут место, где они могли бы остановиться: в новом городе им нужно найти жилье с удобным рабочим пространством и хорошим интернетом.
- Коронавирусная повестка
Затем путешественники оценивают, как в новом месте обстановка с коронавирусом и плотностью людей на единицу площади.
- Интересные места
Перед поездкой многие интересуются проверенными рекомендациями ресторанов, музеев, парков и других интересных мест.
- Поиск единомышленников
Ребята, которые ищут компанию для путешествий, хотели бы оказаться в коммьюнити людей с похожими интересами. Были и такие респонденты, которые, напротив, хотели побыть в одиночестве и гулять по утрам в лесу.
#3: наносим все на карту
Сервис собирает данные пользователей и составляет рейтинг безопасности городов, удобства для работы и других показателей. Оценки пользователей помогают путешественникам спланировать поездки.
Аренда жилья
В приложении можно виртуально пройтись по квартирам с помощью AR-технологий и оценить реальную обстановку: хватит ли места компании из пяти человек, нет ли раздражающих звуков стройки или чересчур шумных соседей. Электронный ключ от дверей добавляется в Wallet.
Рейтинг безопасности
На карте отображается, насколько ковидобезопасен каждый город и даже отдельно взятый район. Еще сервис подсвечивает количество вакцинированных.
Поиск подходящих мест для работы
Пользователи могут арендовать рабочее место или обустроить его так, как они привыкли дома или в офисе. Сервис сотрудничает с IKEA, поэтому путешественникам достаточно выбрать в каталоге привычные столы, лампы и кресла.
Скоростной интернет подключается автоматически через Apple ID: Apple сам выбирает качественных провайдеров в регионах и рекомендует их пользователям. Также можно делиться интернетом по принципу AirDrop — за донат или бесплатно.
Карта удаленщиков
Сервис показывает места скопления друзей, коллег и других удаленщиков. У каждой специализации есть свой цвет — к примеру, дизайнеры отмечены оранжевым, разработчики — синим. Такая карта поможет найти компанию единомышленников или, наоборот, оставаться от всех на безопасном расстоянии.
Были и другие идеи, которые карта уже не вмещала. Так, ребята придумали обмен домами. Опция будет полезна тем, кто не хочет арендовать два жилья одновременно — «для вещей» в своем городе и «для проживания» в новом месте. Если две группы пользователей одновременно собираются «поменяться» городами, они могут заодно пожить друг у друга и не оплачивать аренду двух квартир.
Наука: платформа для взаимодействия ученых и инвесторов
Сервис объединяет научное коммьюнити и тех, кто интересуется наукой. Ученые смогут публиковать статьи, искать гранты и становиться заметными в научной среде. Инвесторы получат доступ к перспективным проектам, а те, кто неравнодушен к науке, смогут поддерживать понравившиеся начинания.
№1: выясняем, как в России с наукой обстоит вопрос
Оказалось, что ученых, которые ведут научную деятельность в России, очень мало, и в период с 2010 по 2018 их стало на 21 тысячу меньше. Все респонденты, с которыми общалась команда, живут за границей. Отчасти это связано с тем, что в России низкие зарплаты научных сотрудников и нет необходимого оборудования. К примеру, зарплата ведущего специалиста пензенского ВУЗа составляет 17 тысяч рублей, доцент белгородского университета получает 11 тысяч рублей. А вот опрос 400 преподавателей вузов и работников исследовательских организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других научных центров России показал, что доля устройств старше пяти лет превышает две трети от общего числа доступного ученым оборудования. При этом от 5 до 10% технологически сложных приборов неисправны. А в ряде организаций некоторых базовых устройств и вовсе нет в прямом доступе.
Еще одной проблемой оказались публикации научных статей в профильных журналах. Чтобы защитить кандидатскую и докторскую диссертации, учёные должны иметь ряд научных публикаций в авторитетных изданиях. Попасть в эти издания не всегда можно бесплатно, а вузы и научные центры практически не выделяют средства из-за недостаточного финансирования.
Следующей болью стали гранты: оказалось, что по всему миру нет открытых источников. Гранты находят в основном через научных руководителей, которые вращаются в нужных кругах и знаю, где и как привлекать инвестиции. При этом гранты и инвестиции ограничены по времени. То есть когда проект заканчивается и прекращается финансирование, ученым приходится искать новый грант и мигрировать.
Из-за ковидных ограничений научные офлайн-мероприятия перенесли в онлайн. Некоторые ученые восприняли изменения положительно — можно слушать доклады и заниматься научной деятельностью не выходя из дома. Другим онлайн-формат не подходит: в офлайне много нетворкинга, на таких конференциях ученые ищут работу и заводят знакомства.
№2: фокусируемся на целевой аудитории и предлагаем решения
Команда воспользовалась методологией Lean Canvas и выделила основные сегменты пользователей — ученые, инвесторы и те, кто интересуется наукой. Для каждой из этих групп ребята предложили решения, которые могли бы закрыть их потребности.
Общим концептом стала платформа, которая помогает взаимодействовать ученым и инвесторам. В платформе есть открытая информация о грантах, акселератор, рейтинг надежности инвесторов и открытая площадка для публикации научных статей. Зарегистрироваться на платформе может каждый, публикации статей доступны только пользователям со статусом ученого, — его можно получить только после рекомендации другого ученого.
Для ученых: обмен знаниями и сбор команды
- Независимое СМИ
Ученые публикуют на платформе свои работы и получают доступ к научным статьям коллег. Площадка работает по принципу vc.ru и habr: любой авторизованный пользователь может написать материал, статьи в ленте собираются на основании интересов читателя. Материалы можно лайкать всем, однако на рейтинг статьи будут влиять только лайки пользователей со статусом ученого.
- Научный online
Пользователи могут проводить онлайн-конференции и прямые эфиры во время опытов.
- Обмен ресурсами
В этом разделе ученые могут поделиться друг с другом оборудованием, книгами и другими полезными вещами.
Для ученых и инвесторов: поиск заказов
Ученый описывает идею, которую хочет реализовать, и указывает, какая сумма для этого потребуется — механика аналогична Kickstarter. Инвестор получает рекомендации сервиса по релевантным проектам. К примеру, если инвестор хочет развивать проекты в сфере медицины, в первую очередь платформа предложит ему их.
У каждого инвестора есть рейтинг надежности. Таким образом снижается риск того, что проект закроется.
Для инвесторов: публикация заказов
Инвестор описывает проект, который хочет реализовать, и указывает, какие ученые для этого потребуются — как на тендере. Сервис рекомендует релевантные команды на основе заданных критериев, к примеру, компетенции, время и наличие свободного ресурса.
Для неравнодушных к науке: свободный доступ к информации и донаты
Пользователи могут читать научные статьи и переводить донаты командам ученых средства для проведения исследований.
Вывод
В последний час марафона команды защищали концепты перед жюри. По итогу голосования выиграла команда «Культура» – ребята получили в награду жетоны — нашу внутреннюю валюту, которую можно потратить на мерч, сертификаты на отдых в отеле на выбор или благотворительность.
На тринадцатом дизайн-марафоне роботы нагенерили сотни идей, из которых собрали 6 продуманных концепций, получили заряд эмоций и вдохновения.
На следующий раз мы задумали эксперимент: совместим дизайн-марафон с хакатоном, чтобы на выходе получить не просто шоты на Дрибббл, а рабочие прототипы. И планируем пригласить на него не только Роботов, а всех желающих. Следите за новостями.
***
Больше о дизайне, который генерируют нейросети Роботов , читайте в нашем блоге. А также подписывайтесь на аккаунты в соцсетях:
- Telegram-канал: Design Jam
- Instagram: design_by_rmr
Да пребудет с вами сила роботов! 🤖
👍
Че за новореги с одним комментом тут лайки ставят?
Не все новореги кстати, но у всех один коммент
Комментарий недоступен
Ну посмотри комменты
Комментарий недоступен
Это SMM работает =)
😳🔥
Класс!
👍👍👍👍
вы крутые)