{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как подготовиться к презентации портфолио на уровне мировых продуктовых компаний (Facebook, Apple, Google)

Первая часть — про то, как выбрать проекты и уверенно рассказать про то, что хочет услышать нанимающая сторона. Вместо тестового задания [1] в ведущих продуктовых компаниях есть продуманный процесс собеседований, который начинается с живой презентации портфолио и рассказа об опыте работы. 9 из 10 кандидатов не проходят дальше первого этапа презентации. Этот этап сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Этот текст ориентирован на дизайнеров с опытом больше трёх лет.

Что сложного в презентации

  • Ограничение по времени: надо успеть рассказать про два-три проекта за 30 минут.Требования к рассказу: от продуктового дизайнера ожидается демонстрация макетов или прототипов, нужно доказать свой продуктовый подход (что дизайн повлиял на метрики и улучшил опыт пользователя — подтвердить цифрами), ярко выраженный личный вклад и примеры кросс-функционального взаимодействия.
  • В западных компаниях редко знают даже про «Яндекс», поэтому нужно умело погрузить в контекст (одно-два предложения о сути компании и масштабе).
  • С непривычки рассказать за 30 минут сложно даже тем, кто такое уже проходил, поэтому презентацию нужно тренировать каждый раз заново

После 400 собеседований с дизайнерами я обобщил главные ошибки кандидатов

  • Даже если дизайнеру заранее прислать список вопросов (что нужно показать в презентации), дизайнер почему-то все равно хочет рассказать то, что он хочет. Либо нет ответов, либо считает что лучше знает, что нужно рассказывать, либо просто не читает инструкции.

Из-за такого подхода после презентации отказывают 90% кандидатов, они даже не доходят до основного собеседования. Это ОЧЕНЬ хорошие новости для тех, кто всё-таки инвестирует время в подготовку — ленивых и невнимательных намного больше, поэтому у внимательных и трудолюбивых шансы радикально увеличиваются.

  • Дизайнеры стараются рассказать про три огромных проекта, потому что им кажется что так будет солиднее. В результате их рассказ становится перегружен деталями, которые неподготовленному человеку сложно понять за короткое время. И получается прямо противоположный эффект — рассказ не понимают. А наша базовая задача — чтобы рассказ поняли.
  • Не влезают в 30 минут. На реальном собеседовании после 30 минут интервьюер скажет: «окей, спасибо, я готов ответить на твои вопросы, у нас осталось 10 минут и у меня будет другая встреча». И действительно, через 10 минут человек отключится и запишет свое мнение о презентации.

Как выбрать проекты для презентации?

Чтобы влезть в 30 минут, нужно нарезать свои кейсы как можно мельче — вплоть до юзерсторей[2], и сначала натренироваться рассказывать про них.

Выбрать только те проекты, где вы можете ОДНИМ предложением сформулировать проблему пользователя. Это важно! Одно предложение проще понять нанимающей стороне, и вам будет проще объяснить своё решение и мыслительный процесс.

Чтобы показать продуктовое мышление, нужно доказать что проблема не высосана из пальца и именно она была важна для пользователей или бизнеса. Обычно тут можно сказать о размере аудитории (количество людей), которые сталкивались с проблемой, дать портрет пользователя. Важно показать, что вы правильно выбираете над чем работать. К счастью, именно вы выбираете проекты про которые рассказывать на презентации.

Ваш рассказ про дизайн должен строиться на решении проблемы пользователя. В финале нужно показать, как вы проверили что она решена — например, привести результаты А/Б-теста, было/стало, или изменения в поведении пользователей (например, после внедрения новой фичи).

Итак, повторимся, надо нарезать опыт на мелкие части и оценить каждую с позиции нанимающего менеджера — есть вам что ответить на ожидания нанимающей стороны про эту фичу, или нет ответов. Приоритет отдавайте тем, где больше можете дать всего ответов именно на вопросы нанимающей стороны.

Удобный способ отфильтровать проекты

Вручную или в Ноушене оценить свои проекты — это гемор, поэтому я сделал простой инструмент и инструкции, где удобно самостоятельно оценивать свои проекты. Я его разработал для тех, кому помогал готовиться к собеседованиям для работы в США и Европе, но принцип универсален.

Работает просто:

  • По каждому кейсу нужно честно ответить на закрытые (да-нет) вопросы[3].
  • У каждого ответа есть условный вес, комбинации ответов работают по-разному. Алгоритм считает все ответы и рекомендует лучшие пять проектов, из которых надо выбрать два-три.
  • По каждому проекту генерируется чек-лист, — что нужно сделать для презентации и на что надо быть готовым ответить.
Первый шаг: перечислить названия компаний и фичи/юзерстори

В среднем у дизайнера в продукте за три года работы набирается около 15 историй, про которые можно рассказать. Если меньше, это тревожный знак. Если больше, то это круто (такое чаще бывает в стартапах, где очень быстро и много тестируют разные фичи и есть рост).

Разметка проектов: каждый тег это условный ответ на вопрос (есть/нет). Так быстрее разметить сразу пачку проектов. Вопросы продублированы в тултипах и в правой колонке.

Суть разметки в том, что вы сравниваете свои ожидания от собеседования с тем, что в реальности потребуется рассказать и насколько вы готовы к смене работы. У многих первых пользователей после самостоятельной оценки своей работы были открытия: например, перекос в одну платформу, отсутствие запусков, нет макетов чтобы показать за презентации, недостаточно измерений качества работы, не могут сформулировать проблему пользователя и т.п., и те, кто уже работает, начинали иначе менять подходы к своей работе.

Алгоритм посмотрит на ответы и их комбинации: чтобы сократить список до самых подходящих (покажет всего пять). Кроме рекомендованных есть возможность фильтровать, например, если нужно собрать презентацию под специфичные требования вакансии.

Покликать — presentum.one/wizard/

В следующей части будет рассказ о том, как описывать проекты для презентации.

Дисклеймер: Всё проверено на собственном опыте (прошел собеседования в гугл/фейсбук) и опыте ребят, которые уже там работают, и которые туда нанимают. И еще — никого не призываю переезжать (каждый решает самостоятельно). Единственная задача поста — поделиться лучшими практиками — они для собеседований в российские компании тоже отлично сработают.

Сноски!

[1] — На западе в развитых продуктовых компаниях мирового уровня редко кто попросит «сделать тестовое», потому что туда обычно набирают экспертов с подтвержденным опытом работы больше трёх-пяти лет. Считается, что опытных людей тестировать на знание азов дизайна — бессмысленно, нужно посмотреть на боевой опыт работы (поэтому презентация). Плюс, много формальных/юридических нюансов, и это занимает слишком много времени с кучей неоднозначных факторов. Навык решения задач проверяется на следующих этапах — упражнениями Whiteboarding и App Critique (ссылки ведут на видео).

[2] — User story. Формат записи задачи: «Я, как [username], хочу [что хочет], чтобы [решить проблему]». Отсюда понятно — кто целевой пользователь, как должен работать дизайн, как поймем про проблема решена. Фича может состоять из пачки юзерсторей, например авторизация в приложении может состоять из входа, восстановления пароля, регистрации, подтверждения почты и т.п., это всё отдельные юзерстори.

[3] Вопросы подобраны так, чтобы сфокусировать дизайнера только на важных для собеседования вопросах. Четыре группы: 1) продуктовое мышление, 2) скиллы (не считая навыка работы в проф. программах), 3) платформы — круто, если дизайнер запускал фичи на разных платформах, и 4) готовность кейса — есть ли что показать на презентации.

Условно — чем больше утвердительных ответов, тем лучше.

Вопросы по продуктовому дизайну:

  • - Проект запущен на пользователей (с твоим участием)?
  • Есть ли результат исследования пользователей или анализ данных, на которые ты опираешься в дизайн-решениях?
  • Ты тестировал разные гипотезы?
  • Можешь сформулировать проблему пользователя/бизнеса в одном предложении?
  • Твои дизайны улучшили релевантные продуктовые метрики?
  • Были ли измеримые изменения в пользовательском опыте?
  • Можешь ли четко сформулировать свой личный вклад в результат?
  • Есть ли примеры работы с другими специалистами или подразделениями?
  • Ты тестировал продукт перед поставкой на пользователей?
  • Ты помогал с маркетингом проекта (лендинг, баннеры, стратегия).

Вопросы по подготовке к презентации:

  • - Есть ли макеты в презентабельном качестве?
  • Есть ли прототип, который можешь показать на презентации?
  • Есть ли профессиональная причина гордиться работой? (Награды, радикальные изменения в метриках, качество исполнения и т.п.)

Платформы (бывает что фичу нужно катить сразу на несколько):

  • Мобильные приложения
  • Веб-приложение
  • Десктоп
  • VR/AR
0
2 комментария
Natalja

очень грамотно. Надо попробовать.

Ответить
Развернуть ветку
Blackburn

топовый стаффинг

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда