{"id":13660,"url":"\/distributions\/13660\/click?bit=1&hash=829c3f4bd5611858ea9456b55832e0254413f056f0bd8b6fa3b9fccae541092c","title":"\u041b\u0438\u0434\u0435\u0440\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0433\u0434\u0435","imageUuid":"b21a2e96-c2cd-51bd-a6d9-39deeed48e3c","isPaidAndBannersEnabled":false}

Когда нужно бросить Sketch и стать дизайн-менеджером

Многие дизайнеры, которые приходят учиться к нам с Игорем Короповым в #Skillbox, ставят себе конкретную цель — стать арт-директором или открыть свою студию. Это очень правильный подход, и ничего невозможного нет. Но как понять, готовы ли вы? Когда пора бросать рисовать и уходить в управление?

Правило десяти тысяч часов

Эту теорию предложил канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл: чтобы стать в чем-то профессионалом, нужно потратить на это 10 000 часов. И хотя авторы, на исследование которых опирался Гладуэлл, заявили, что он не совсем точно интерпретировал их работу, правило работает.

Главные претензии к теории 10 000 часов заключаются в том, что число это выбрано произвольно, значение усредненное и кроме времени есть другие факторы, которые влияют на прокачку скиллов.

Но на самом деле число очень удобно в том плане, что дает хороший ориентир. Ведь как можно оценить, насколько дизайнер хорош в своем деле? По качеству, да — но это довольно размытый критерий. Ведь одному его работы могут понравиться, а другому нет.

И это усредненное значение становится хорошим внутренним счетчиком. Вы прямо сейчас можете сказать, сколько находитесь в профессии, и перевести это в часы. И пока этих десяти тысяч нет, уходить из профессии рано — вы не дошли до нужной температуры, чтобы брать новые высоты. А вот после того, как нажгли свои 10 000 часов и какого-то кайфа от того, что вы делаете, уже нет, пора бросать заниматься «Скетчем» («Фотошопом», «Фигмой» или что у вас там) и переключаться на дизайн-менеджмент.

Я в свое время задержался лет на пять. В #дизайн студии AIC тогда работало человек десять, было достаточно заказов, и не хотелось ничего менять. Было страшно рисковать всем, чтобы достичь чего-то большего; мы просто клепали корпоративные сайты, и ничего не происходило. В какой-то момент AIC провалился в «Тэглайне» на 76-е место, и надо было с этим что-то делать, искать новые цели.

Поэтому важно психологически созреть для перемен: когда вы не хотите выходить из зоны комфорта и вас все устраивает, трудно что-то кардинально изменить — наступили эти десять тысяч часов или нет. Еще одним звоночком становится наш собственный организм.

Нормальная физиология

Лет до 30-ти каждый из нас существует в ауре относительного счастья и гармонии с собой. Все нравится, вы готовы рисовать макеты пачками, вносят правки — да пожалуйста, давайте еще.

В это время тебе кажется, что все эти мотивации, депрессии, барьеры — это такие абстрактные штуки, которые происходят только на словах. А психологи, которые про них рассказывают, вообще очень странные люди и никому не нужны. Но в какой-то момент все проваливается.

Вы просыпаетесь с утра и понимаете, что больше так жить нельзя и пора что-то менять. В голове мысли вроде «неужели я до 45 лет буду рисовать лендинги?». Все становится прямо плохо, и приходит осознание того, что следующие пять лет вы не готовы этим заниматься.

В ситуации нет ничего парадоксального, и те самые психологи легко могут ее объяснить с точки зрения биологии.

Гормон естественной радости. Все слышали про серотонин, который отвечает за наше хорошее настроение. В детстве его много, поэтому вокруг все яркое, простое и замечательное, а радость от познания мира зашкаливает.

Лет до 25–30-ти серотонина хватает: вы продолжаете познавать жизнь, и каждая новая кнопка, логотип, фишка в фотошопе вызывают бурю эмоций. Но потом гормон начинает вырабатываться в меньших количествах — это нормальный физиологический процесс старения.

Вещи, которые радовали раньше, воспринимаются спокойно, вокруг все становится серым и не приносит ничего интересного. Организму не хватает привычного количества серотонина, и мы приближаемся к состоянию депрессии — здесь начинает играть роль еще один гормон.

Гормон стресса (в том числе). Вообще у кортизола много функций. Например, он помогает нам просыпаться по утрам — именно утром его должно быть больше всего в норме. Но когда серотонин падает и мы впадаем в депрессию, кортизол начинает зашкаливать к вечеру.

При таком сбое функции, за которые он отвечает, тоже страдают. В итоге вы начинаете переживать из-за пустяков, страдать бессонницей и набирать вес. Бороться с неприятными эффектами можно по-разному, один из возможных путей — заняться спортом. Пробежка вокруг квартала, и уровень кортизола снижается.

Но давайте смотреть правде в глаза: на такое не у всех хватит силы воли. И теперь мы подходим к третьему гормону, который может вам помочь.

Гормон страха. Действие адреналина испытывал на себе каждый. Вот дизайнеры по большому счету интроверты, им страшно выходить на сцену и выступать перед публикой. Страх — это адреналин, и он помогает нам переживать опасность.

Зато после выброса адреналина, когда опасность позади, растет уровень серотонина. А уровень кортизола, наоборот, уменьшается. Вы чувствуете себя хорошо, и бегать никуда не надо. То же самое происходит, когда вы получаете новый опыт.

Чтобы избежать застоя после 30-ти лет, новый опыт просто необходим. Кардинальные изменения в жизни дают стресс, за которым следует всплеск серотонина. Новая должность или своя студия в такой ситуации — как раз то, что нужно. Вы открываете дверь, за которой вас ждет что-то новенькое, начинаете там обживаться, у вас появляются новые нейронные связи. Но в какой-то момент вы снова оказываетесь в зоне комфорта, и начинается спад.

Поэтому особенность бытия после 30-ти лет — это постоянно искать что-то новое и расти над собой.

Как бы то ни было, переход от работы руками к управлению дает такой стресс, что серотонина вам хватит надолго. Дело в том, что делегирование в дизайн-студии — это страшно и некомфортно, но необходимо.

Делегирование в дизайн-студии

В какой-то момент вы понимаете, что можете не только рисовать сами, но и обучать этому других людей. Тем не менее перейти от мыслей к действию бывает сложно. Потому что:

  • Вы можете сделать лучше и быстрее. Трудно не сорваться и не сделать все самому, а вносить бесконечные правки и раз за разом отдавать дизайнеру. Но когда вы себя переборете, процесс пойдет быстрее. Подопечные поймут, чего от них хотят, а вы сами станете относиться к этому спокойнее — со временем.
  • Вы боитесь, что отдаете самое дорогое — вот эти 10 или 20 тысяч часов, а сами остаетесь ни с чем. И некоторое время рисуете, управляете и учите дизайнеров одновременно. Но это неэффективно: стоит отказаться от первого, и вы сможете больше времени уделять обучению и управлению — всем станет проще.

Пока вы оттягиваете неизбежное, дизайнеры не получают ваших знаний и дают заведомо худший результат. А вы сами не можете должным образом контролировать процесс. Бросить рисовать в этом случае — значит, стать на уровень выше.

Заключение

Менять что-то в жизни всегда непросто, но когда вашей внутренней экспертизы становится достаточно, за плечами есть десять тысяч часов в профессии, а возраст перевалил за 30, вы сами понимаете, что пора. И в этом случае страшнее остаться там, где вы сейчас, чем двигаться дальше. Ведь зона комфорта — это практически депрессия в перспективе. Оно вам надо?

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Алена Мартиросова

Писал ребенок лет 20, для которого 40 лет - глубокая преглубокая старость:)))). Повеселило :)). А еще повеселило, что человек верит, что он может достигнуть профессионализма за пару лет. Малыш :))), возможно за полтора - два года, можно перейти с молочной пищи на взрослую, но не стать профессионалом

Ответить
Развернуть ветку
Илья Крыжов

Ну вообще статья не от Игоря, а от Сергея Попкова, который как раз таки знает, о чем тут написал, судя по возрасту))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ивченко

В #дизайн студии AIC тогда работало человек десять, было достаточно заказов...

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Elikov

Так. А в чём прикол? Вы один из тех 10?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ивченко

Maybe

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Шандринов

В обучении программированию почти то же самое. Сложно не сорваться и не начать делать самому за ученика - вот прям да.
Второй пункт - бросьте рисовать - хочется поспорить: рисовать/программировать таки надо иногда. Для кайфа и для поддержания уровня. Конечно, что бы оставаться на высоком уровне рисовать/прогать и изучать новое нужно постоянно. И тогда не остается времени на студентов.... Поэтому баланс - 3-4 часа ученикам, 1-2 часа себе. За галопирующими технологиями не угнаться, но быть в курсе и понимать что по чем.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Мартиросова

Если мне зубы станет лечит доктор со стажем 1,5 года - я, как минимум буду сильно переживать :). Не думаю , что в области дизайна профессионализм достигается быстрее. Так что позволю себе усомниться, что знает :). А уж тем более о том что в 30 лет пора подумать песок ссыпать в мешки :)))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Крыжов

Блин, ну загуглить Попкова можно хотя бы, времени бы меньше заняло, чем писать эту чушь. И узнать и про AIC и про Попкова как дизайнера и тд...Аж обидно за мужика))

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharkoy

Чтобы понять, что нужно делегировать задачи и расти как профессионал, необязательно доживать до 30 лет — это можно понять и раньше, не?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аникеев

Хорошая статья. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Стекленев

А если тебе уже 45 и ты вдруг понял что хочешь заниматься дизайном, тебе это нравится , но ты занимался тем чему выучился в молодости. не поздно начинать???

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null