Дизайн Сергей Попков
771

Социально ответственный дизайн как осознанная необходимость

Качественный #дизайн должен не только радовать глаз, но и предлагать удобные решения существующих проблем, в том числе и социальных. Эта тема стала одной из главных на Дизайн-выходных в Самаре, где я и Игорь Коропов из #skillbox провели воркшоп.

В закладки

Сегодня социальную ответственность в дизайне не обсуждает только ленивый, поэтому я решил написать статью и разобрать всё по полочкам. Что это за тренд, почему он настолько популярен сейчас и почему — я в этом твердо уверен — останется актуальным еще очень долго?

Сознание определяет бытие
Наряду с всегда актуальными вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?» в головах дизайнеров всё чаще звучит «Зачем?». Я считаю его главным вопросом дизайна в целом. Для чего я делаю этот продукт? Кому он принесет пользу? Что я как дизайнер могу сделать для улучшения качества жизни потребителя? Сейчас приоритеты в дизайне постепенно смещаются от чисто коммерческих заказов, которые направлены на получение прибыли, в сторону проектов, приносящих пользу. Это не значит, что профессионалы уходят на низкооплачиваемые позиции или работают за еду, но во имя благой идеи (хотя бывает и такое). Происходит интересное смешение социального и коммерческого дизайна.

Одна из важных причин растущей популярности социально ответственного дизайна — демографическая. В индустрию приходит все больше новых талантов-миллениалов со своими приоритетами. Для молодых специалистов на третьем месте после достойной зарплаты и приятных условий труда стоит социальная ответственность: и своя собственная, и работодателей. Больше половины миллениалов согласны получать меньшую зарплату, но работая на организацию с программой корпоративной социальной ответственности. С другой стороны — такая же ситуация: покупатель все чаще отдает предпочтение продуктам компаний, которые принимают на себя те или иные общественные обязательства компаний.

Всё больше инвестиций вкладывается в социальный дизайн и всё больше талантливых специалистов переходят именно в эту сферу деятельности. И дело даже не в моде на этот тренд и конкурентоспособной зарплате (такой подход к дизайну поддерживают и госструктуры, и бизнес). Вот несколько причин, по которым молодые дизайнеры работают на социальных проектах:

1. Они создают что-то, что приносит реальную пользу, а не только прибыль для компании.

2. Они находят новые нестандартные идеи. Именно в социальном дизайне преобладает thinking outside the box, которое необходимо каждому дизайнеру.

3. Они учатся думать не только о продукте, но и о решении определенной социальной задачи.

4. Они любят свою работу гораздо больше, потому что она не напрасна.

Новое — хорошо забытое старое
Впрочем, идея социально ответственного дизайна далеко не нова: еще в 1971 году Виктор Папанек, гуру американского промдизайна, написал книгу «Дизайн для реального мира». В ней была изложена концепция общественно полезного дизайна, который сделает мир лучше не только в эстетическом, но и в социальном плане. Книгу стоит прочесть хотя бы ради интереснейших примеров.

Например, Папанек считал бесполезным строить современные детские площадки в бедных районах: у женщин, живущих в трущобах, нет времени, чтобы присматривать за детьми. Поэтому дизайнер предложил оборудовать детскую площадку стеклянным павильоном, в котором стояли бы стиральные машинки. Такое комбо помогло бы женщинам убить трех зайцев одновременно: постирать белье, присмотреть за играющими детьми и пообщаться с другими посетительницами прачечной.

На мой взгляд, это блестящий пример работающего дизайна — такого, который решает актуальные социальные проблемы.

Социальная ответственность по всем направлениям
Социальная ответственность как тренд проникла во все без исключения направления дизайна. Я приведу несколько интересных кейсов из различных сфер для полноты картины.

Дизайн среды
На улицах Лос-Анджелеса живет около 50 тысяч бездомных людей, и дизайнеры студии Madworkshop вместе со студентами-архитекторами Университета Южной Калифорнии предложили решение этой проблемы.

Специалисты при поддержке Департамента строительства Лос-Анджелеса спроектировали современный комплекс, который можно быстро возвести в любом из проблемных районов города. Конечно, это не элитный жилой комплекс, но компактные стильные бытовки решают конкретную социальную задачу — недорого и в короткие сроки предоставить жилье для бездомных.

Еще один американский архитектор Эдуардо Лакрозе предложил другое решение той же проблемы: проапгрейдить тележки, на которых бездомные возят свое добро. И вот результат: за считанные минуты обычная тележка из супермаркета превращается вот в такую жилую капсулу.

Похожую проблему успешно решают и в Европе: сразу в нескольких городах Германии компания Little Home строит компактные деревянные домики площадью 3,2 м² для бездомных.

А вот хороший пример экологичного дизайна среды. На крыше Конференц-центра Ванкувера растет трава и стоят ульи, в которых живет около 60 000 пчел. Они опыляют растущие вокруг цветы, а полученный мед подается в ресторане Центра.

Дизайн упаковки
Как открыть обычную банку с напитком, если у тебя всего лишь одна рука? А какой процент от площади упаковки должен занимать состав продукта, чтобы текст смогли прочитать потребители с плохим зрением?

Инклюзивный дизайн упаковки учитывает потребности как можно более широкой ЦА, и в первую очередь людей с ограниченными возможностями. В Центре инженерного дизайна Кембриджского университета разработали программу Inclusive Design Toolkit, которая помогает создавать удобные продукты для всех, независимо от физических возможностей. Она помогает дизайнерам задавать себе правильные вопросы для UX-анализа, а главное — ставить себя на место конечного потребителя. В буквальном смысле.

Так, британские ученые-инженеры сконструировали специальные перчатки и очки. Надев перчатки, человек испытывает те же неудобства, что и больные артритом и другими заболеваниями суставов, а очки помогают понять, как видят люди с глаукомой или катарактой. И перчатки, и очки можно заказать — и на собственном опыте почувствовать, с какими проблемами сталкиваются люди с болезнями суставов и глаз. А потом — придумать оптимальное решение для того или иного продукта, начиная от мобильных телефонов и заканчивая пакетами для чипсов.

Графический и веб-дизайн
Травмирующие события в детстве — причина психических заболеваний, хронических и смертельно опасных болезней. Вот эта инфографика, созданная по заказу американского Фонда по охране общественного здоровья им. Роберта Вуда Джонсона, позволяет узнать, что негативные переживания детства (adverse childhood experience, ACE), вроде физического или сексуального насилия или родительского злоупотребления алкоголем, могут привести к диабету, раку, депрессии и многим другим заболеваниям.

Другая интересная инфографика, которую я хочу привести в качестве примера хорошего соцдизайна, — интерактивная.

Проект The Refugee Project — это онлайн-карта, которая позволяет узнать статистику перемещения беженцев по всей планете начиная с 1975 года. Она показывает, сколько людей вынуждены были бежать из того или иного государства и в какой стране осели. Удивительно, но бегут даже из благополучных скандинавских стран, Новой Зеландии или Канады. Эту карту можно долго и с интересом изучать — тоже, кстати, признак качественного дизайна.

И многое другое
Актуальность социально ответственного дизайна как тренда подтверждается и другими многочисленными кейсами. Приложения для смартфонов и планшетов, которые помогают общаться людям с аутизмом, одежда для инвалидов, высотка с лужайками на стенах… Появляются университетские программы по социально ответственному дизайну (например, магистратура в Венском университете прикладных искусств или в Колледже искусств Мэриленда).

Растет значение международных фестивалей и ежегодных конференций с многочисленными воркшопами и лекциями от профессионалов, которые принимали участие в успешных проектах по созданию социально ответственного дизайна. Появляется всё больше церемоний награждения в этой области: например, премия Curry Stone Design Prize, полностью посвященная инновациям в общественно-полезном дизайне, или соответствующая номинация международной премии A’Design Award & Competition.

Одна из важнейших задач дизайна A’Design Award & Competition — не только и не столько воспитывать эстетический вкус, сколько выявлять и решать различные проблемы, облегчать жизнь, создавать приятную для всех среду обитания, одежду, упаковку, интерфейсы и многое другое. Именно социальный дизайн справляется с этой задачей на все сто.

Вообще я уверен, что в ближайшем будущем чисто коммерческий дизайн будет потихоньку вымирать, и на его место будет приходить всё больше крутых проектов, полезных для человечества в целом. Дизайнеры будут во многом задавать повестку дня и направлять потребителей, инженеров, представителей бизнеса или государственного сектора, да и все общество в целом в социально активное русло.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Попков", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","skillbox"], "comments": 1, "likes": 7, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 38965, "is_wide": false }
{ "id": 38965, "author_id": 159616, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38965\/get","add":"\/comments\/38965\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38965"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

Комментарий удален

0

Дизайн имеет большое значение повсюду. Мы для строительства дома нанимали дизайнера. Дом небольшой, но она все спланировала так эргономично. Сейчас ещё разрабатывает как обустроить площадку, где на днях был еще строительный мусор. Мусор кстати забирали в компании http://www.mmusor.ru/vyvoz-musora-gazelyu/ Все смогли погрузить в одну газель.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления