{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Держите мой отклик!». Почему дизайнерам не отвечают на отклики по вакансиям

Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.

Цель моей статьи — дать ответы на вопросы:

  • Как выстроен процесс найма в продуктовой компании?
  • Какими вводными обладает эйчар при начальном поиске?
  • На что смотрят эйчар и дизайн-менеджер при отборе?
  • Как они принимают решение о том, что с кандидатом можно продолжить общение?
  • Почему вам не отвечают и не дают обратную связь?
  • Что сделать, чтобы ваше резюме заметили?

«Нам нужен дизайнер!»

Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.

После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.

Портрет дизайнера:

  • желательно из продуктовой компании;
  • образование не важно;
  • опыт продуктового дизайна от 2 лет;
  • открытость к знаниям и интерес к новому;
  • вменяемое портфолио, лучше не на Бехансе;
  • хорошие коммуникационные навыки.

Начинаем искать дизайнера мечты

Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.

У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.

Досконально изучать каждый отклик физически невозможно. Это не прихоть — это неизбежность.

Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.

Три ключевые точки

Сопроводительное письмо

Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.

Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.

Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.

«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»

Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.

Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо, либо не пишите их вовсе.

Описание опыта

Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.

Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т. п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.

Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.

Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?

Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов.

Портфолио

Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.

Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.

Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.

Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.

Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера.

Нашли хороших кандидатов, а про остальных забыли

Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.

Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.

Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.

Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.

Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Вам сложно писать каждый раз что-то уникальное? Сделайте хорошие шаблоны.

«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.

Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?

Вот пример письма, который я отправляю только тем, кто не подошёл, но запал в душу.

*Имя получателя*, привет.

Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.

В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.

Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!

Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.

Мы сами создаём своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Что сделать, чтобы ваш отклик заметили?

  1. Убедитесь, что описание вакансии совпадает с портфолио и вашим рассказом о себе.
  2. В резюме рассказывайте о вашем опыте, а не перечисляйте банальные вещи.
  3. Сделайте портфолио таким, чтобы оно рассказывало о ваших достижениях, а не представляло коллекцию красивых картинок.
  4. Подумайте, чем вам понравилась компания и что вы можете сделать для неё. Это будет основа для вашего сопроводительного письма.
  5. Объедините пункты 2, 3 и 4 в одно письмо или сообщение и с очень большой вероятностью, вы попадёте на собеседование с дизайн-менеджером.

А дальше что?

А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.

Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.

Собираем лучшие практики

У вас отличное портфолио и резюме — скидывайте их в комментарии. Это поможет другим ребятам вдохновиться и сделать свои портфолио ещё лучше.

Начну с себя. Хоть моё портфолио и не обновлялось года два, но оно отлично показывает то, что я описывал в этой статье. Взял бы я сам себя на работу, увидев это портфолио? На собеседование позвал бы точно; )

P. S.

Покажите эту статью вашим друзьям дизайнерам. Чем больше человек её увидит, тем больше будет успешных откликов на вакансии.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Мария Хохлова

Не соглашусь насчёт behance, там огромное количество хорошо оформленных case studies, а не просто картинки. Например, https://www.behance.net/gallery/113994573/Travel-UX-UI-Case-Study?tracking_source=search_projects_recommended%7C%23UX%20case%20study

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Мария, я же не писал категоричное «нет» Бехансу. Ваш пример — отличное тому подтверждение.

Я писал про то, что в большинстве случаев, ссылка на Беханс ведет на красивые картинки, не более.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хохлова

Не совсем тогда понимаю. Я думала вы противопоставляете картинки описанию исследований и подробным case study. Может это просто не самый удачный пример, я не вчитывалась. В моём представлении хороший case study это описание всех этапов, что было проделано, включая исследования, плюс иллюстрации (от empathy maps до прототипов). Что тогда ещё требуется?

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Мария, наверно не смог донести свою мысль. Попробую еще раз.

Красивая картина без описания процесса — просто красивая картинка.

Красивая картинка с описанием процесса — отличный кейс, который показывает продуктового дизайнера как с визуальной, так и с продуктовой стороны.

Большинство работ на Бехансе — просто красивая картинка, без описания процесса. Оттуда и такой стереотип.

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace
Большинство работ на Бехансе

Мне казалось этим Дрибббл грешит. По крайней мере, у Беханса есть функционал блочной вёрстки статьи со вставкой текста и тд. На дрибббле же только картинки.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хохлова

Вот да, в чем проблема так и не поняла. Картинки на дриббле, на бехансе очень много отличных кейсов с текстом. В общем, мнение автора слишком субъективно и необоснованно, имхо

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Andreykin

А если и картинка, и описание, и горящие глаза, да еще бы снег у вас у падика чистил, да?))) Мда, скатилась в говно профессия... Благо, не у всех "СберЗдоровье" в головах, можно нормально работать за адекватные деньги, а что сберы всякие, что яндексы как кормили дерьмом так и кормят, топами там какими-то себя называют, лол, критикуют Бихэнсы, Дрибблы) Вы смешны)

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда