{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Дизайн не добавляет ценность. Часть 2

Дизайн не добавляет ценность — правило, которое помогает не добавить лишних эффектов.

По этому правилу дизайн отталкивается от продукта. Если приём помогает рассказать о ценности продукта, он полезный. Если приём не связан с продуктом, он отвлечёт внимание.

Вторая часть про то, о каких ценностях продукта рассказывать: прямой пользе и ощущении от продукта.

Прямая польза продукта

Прямая польза — это какую задачу решает продукт.

Например, прямая польза компьютера — это его функции. То есть то, как он помогает пользователям и насколько хорошо это делает.

Макбук быстро включается. Чтобы это показать, используется приём: плашка загорается, имитируя включение. Это эффектно и рассказывает о пользе: не надо ждать, пока макбук загрузится.

Когда долистываешь до плашки, она загорается

Экран Макбука точно передаёт цвет. Чтобы показать это, придумали такой ход: плавно появляется фотография с цветами — как будто эти цветы распускаются.

Фотография с цветами показывает, что экран умеет передавать разные цвета

Эпл показывает, что у экранов высокое разрешение — на них не видно пикселей:

Часть текста пиксельная — это на экранах с низким разрешением. Другая часть текста чёткая — это на Макбуке

Ощущение от продукта

Ощущение — это то, как чувствует себя клиент, когда использует продукт.

Ощущение — тонкий вопрос. Может быть приятно трогать продукт, смотреть на него, показывать его друзьям. Продукт может вдохновлять или наоборот успокаивать.

У Макбука качественный корпус, он приятный на ощупь и красиво переливается на свету. Чтобы это подчеркнуть, Эпл делает буквы алюминиевыми:

Надпись в цвет корпуса Макбука

Главная фишка нового Макбука — быстрый процессор.

Чтобы рассказать о скорости процессора, Эпл рисует график. На нём их процессор соревнуется с процессорами конкурентов. Эпл быстрее и работает дольше без подзарядки. Скорость процессора — прямая польза.

А вот чтобы передать ощущение скорости, мощи процессора, Эпл показывает как по процессору бежит электричество:

По процессору Макбука бежит разноцветное электричество

Где говорится про графику, Эпл добавляет видео с гонками. Работать на Макбуке — словно быть пилотом такой машины:

Видео с гонками добавляет ощущение скорости

Макбук быстро обрабатывает фотографии, поэтому в фото-редакторе бежит спортсменка:

Бегущая спортсменка добавляет ощущение скорости

Другой пример — фотографии автомобилей

Прямая польза Теслы. Тесла — технологическая компания. Её автомобили как компьютеры на колёсах.

Вот как она рассказывает о прямой пользе своего автомобиля — Модели-С. В машине объёмный звук:

Есть места для зарядки телефона:

Можно смотреть кино, оно будет идти на экране спереди и сзади:

Экран на задних сидениях дублирует кино с основного экрана

Ощущение от Мерседеса. У Мерседеса качественные и статусные автомобили.

Чтобы передать ощущение мощи Майбаха, его фотографируют на дикой природе. Ракурс подобран так, чтобы подчеркнуть увесистый прямоугольный капот:

Майбах на дикой природе

На фотографии салона видна текстура руля и сидений. Можно представить, какое всё на ощупь. Так передаётся ощущение комфорта:

В салоне видна текстура руля, сидений и подлокотника

Прямая польза и ощущение уже есть в продукте

В примерах выше ценность уже есть в продукте. Приёмы дизайна показывают эту ценность. Если приёмы не связаны с ценностью продукта, от них не такой эффект.

Представим, что Эйч-Пи сделала сайт для дешёвого ноутбука. Сайт заимствует приёмы Эпла. Заголовки «алюминиевые», хотя корпус пластиковый. Информация на плашках, плашки плавно появляются, как экран Макбука с фотографией цветов.

Эффекта как у Эпла не получится. Наоборот, эти приёмы отвлекут внимание. Будет казаться, что они не к месту.

Дешёвый ноутбук Эйч-Пи Стрим с подписью в Эпловском стиле

Я придумал правило «Дизайн не добавляет ценность», основываясь на своих наблюдениях. Если вы не согласны, поспорьте со мной! Напишите в комментарии или мне лично в Телеграме: @makariusus

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл

Полная херня. Достаточно взглянуть на тот же слайд с эплом, где он хвастается элегантным дизайном устройства, и на "увесистый прямоугольный капот" майбаха. Это тоже дизайн.

Любой дизайн создан для того, чтобы влиять на восприятие, в том числе и менять ощущение ценности. И добавлять, и убавлять. Вопрос только в том, что это не нужно делать бездумно.

Ответить
Развернуть ветку
codex.band

Поддерживаю, в сам продукт заложен дизайн и это как раз делает его ценным, как рационально, так и эмоционально. Например эпистемическая ценность Эпл долгое время заключалась в том что — компания была способна возбуждать любопытство, показывать что-то новое каждый раз.

Ответить
Развернуть ветку
Гачислав Вандерхолов

Ценность, которую привносит дизайн работает как и все другие ценности. Дизайн должен быть чем-то подкреплен, чтобы быть ценным.

Ценность доллар подкреплена лучшей армией мира и развитыми институтами частной собственности. Ценность золота подкреплена, тем, что всем по кайфу его использовать. Ценность биткоина — мощностями майнеров и постами Маска.

Ценность дизайна подкреплена мышлением дизайнера. Мышлением, которое позволяет оптимизировать действия пользователя. Вот почему эпловский дизайн, кмк, добавляет ценности продукту. Потому что их дизайн подкреплен их командой дизайнеров, которые могут делать удобный и приятный дизайн для любого продукта их конторы. Удобность и приятность субъективно определяют пользователи.

Ответить
Развернуть ветку
Макар Половинка
Автор

Гачислав, здравствуйте!

По моему, здесь не получается сравнить валюту с дизайном.

Валюту используют, чтобы чем-то обмениваться. Это возможно, потому что в валюту верят: доллар не упадёт, потому что у США мощная экономика, биткоин не упадёт, потому что так сказал Илон Маск.

Дизайн используют, например, чтобы продать продукт. Он ценный, если помогает это делать. Если Эпловские дизайнеры справились с задачей хуже студента, то их дизайн менее ценный.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антипова

Если приём не связан с продуктом, то это не дизайн. Давно нужен шильдик "инфоцыган" на vc.

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

Дизайн не в том, чтобы сделать фотографию, которая покажет как комфортно в салоне автомобиля, а в том, чтобы сделать этот салон комфортным - подобрать цвета, материалы, эргономика деталей и мебели.
В общем, очень мутные статьи - с одной стороны, кажется, что автор смотрит только на визуальный дизайн рекламных материалов, а с другой как будто замахивается и на промышленный дизайн.

Типа, дизайн - это воплощение задумки, дизайн это проектирование. То, что меню в личном кабинете располагается слева, какие там пункты меню и как они себя ведут - это тоже дизайн.

Короче, все, что мы видим вокруг, так или иначе дизайн. И стремные стулья без всего будут хуже, чем те же компьютерные кресла с поддержкой спины, подлокотниками.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлов

Сам чет придумал, сам форсирует тему, получается херня

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда