Дизайн Борис Тарасов
4 832

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

С 2018 года «Яндекс.Такси» будет проводить инструктаж для водителей с помощью обучающих тренажёров. Рассказываем, как мы их проектировали.

В закладки

Задача

Когда новый водитель подключается к «Яндекс.Такси», мы приглашаем его на инструктаж. Водители тренируются принимать заказы, строить маршрут, проходить фотоконтроль. В конце тренинга они сдают тест на знание города и стандартов сервиса.

Водители тарифа «Бизнес» проходят тренинг

Обычно водители приходят на инструктаж в водительские центры «Яндекс.Такси». Они проходят тренинг с помощью приложения на планшете — это занимает двадцать минут.

Обучающее видео по «Таксометру» — приложению для водителей

«Яндекс.Такси» работает уже в четырёхстах городах по России, и организовать собственный водительский центр в каждом городе сложно. Поэтому мы договорились с партнёрами-таксопарками, что будем проводить инструктаж в их помещениях.

Если просто отдать партнёрам приложение для тренинга, им придётся установить планшеты и подставки под них, найти дополнительную мебель. Мы хотели облегчить партнёрам жизнь: разработать обучающий тренажёр — чтобы поставил и пользуйся.

Нужно было придумать удобную «оболочку», в которую мы поместим планшет с приложением. Мы выделили несколько критериев к этому продукту:

  • удобство для водителя — никто не захочет проходить курс на двадцать минут стоя или сидя скрючившись;
  • лёгкость сборки — чтобы можно было перевозить в другой город, собирать и разбирать за час;
  • универсальность — чтобы встраиваться в любой офис;
  • прочность, безопасность, антивандальность.

Всё это предстояло упаковать в образ бренда «Яндекс.Такси» — минималистичный, дружелюбный и визуально приятный.

Исследование

Создавать продукт с нуля сложно. Чувствуешь себя как в чистом поле: есть только расплывчатые критерии удобства и прочности. Поэтому сначала ищешь, какие продукты в мире решают похожую задачу, — это называется «сужать пятно неизвестности».

Мы искали фотографии тренажёров, обучающих планшетов и стендов на Pinterest, leManoosh и других сайтах для дизайнеров. Анализировали конструктивные особенности продуктов: есть ли крепление к полу, регулировка высоты и другие особенности.

Когда рассматриваешь рабочие продукты — думаешь, какие элементы в них помогли бы решить твою задачу, а какие нет. Из этих наблюдений постепенно складывается собственная идея.

Идея

Мы «думали руками»: рисовали эскизы и анализировали каждый. Спрашивали себя, удобно ли такую штуку перевозить и комфортно ли человеку с ней работать.

Остановились на офисной капсуле со съёмным блоком. Она создаёт ощущение личного пространства, её можно брендировать, она аккуратная и выглядит приятно — напоминает переговорку в офисе.

Партнёрам мы отдаём капсулу целиком: она встраивается в любой интерьер и не требует дополнительной мебели. Кроме офиса её можно поставить в торговом центре, на парковке или заправке — если партнёры захотят использовать её для рекламы.

Тренажёр встраивается в любую среду

В водительских центрах «Яндекс.Такси» съёмные блоки поместят на обычные офисные столы, где сейчас стоят планшеты на подставке. Места для инструктажа станут аккуратнее.

Съёмный блок на офисном столе

3D-модель

Мы перенесли рисунок тренажёра в 3D-эскиз и внутрь капсулы поместили модель человека. Это нужно, чтобы подобрать тренажёру правильные пропорции.

Человеку удобно, когда ноги и руки согнуты под определёнными углами — они называются углами эргономики. В 3D-модели видно, какие пропорции должны быть у капсулы, чтобы углы эргономики соблюдались.

Тестирование идеи

Идею важно как можно раньше проверить на жизнеспособность. Может оказаться, что в теории всё работает, а людям капсула покажется неудобной.

Мы собрали макет капсулы из пенокартона, поставили его в офисе «Яндекс.Такси» и попросили коллег садиться туда по очереди. Передвигали подножку, сиденье и съёмный модуль — выбирали такое их расположение, чтобы и самым низким, и самым высоким людям было удобно.

Если бы оказалось, что нет таких пропорций капсулы, при которых комфортно и низким и высоким людям, — пришлось бы искать другую гипотезу.

Тестируем капсулу из пенокартона в офисе

Мы убедились, что капсула удобна, подкорректировали её пропорции и заменили опору на сиденье — так людям разного роста лучше видно экран.

Разница между уровнями глаз у людей разного роста меньше

Цвет и фактура

Когда решены функциональные задачи и проверена гипотеза, можно продумывать цвет и фактуру в деталях.

Цвета подобрали в стиле нового визуального языка «Яндекс.Такси». Они поддерживают цветовое кодирование: это значит, что цвета управляют вниманием пользователя.

Жёлтый торец показывает, с какой стороны садиться в капсулу. Перед водителем нет отвлекающих ярких цветов, чтобы он сконцентрировал внимание на обучающем экране. Стены внутри светлые: на их фоне водитель фотографируется для регистрации в приложении.

Основной цвет капсулы выбирали из цветов «Яндекс.Такси». Чёрный цвет — тяжёлый, жёлтый — слишком кричащий. Поэтому выбрали белый, чтобы образ тренажёра был светлым и лёгким.

Капсула покрашена белой порошковой краской — её легко мыть. Для сиденья выбрали мягкий и немаркий винил.

Сиденья из винила

Место для документов и телефона маркировано красным, чтобы водитель случайно не забыл свои вещи.

Место для телефона и документов в съёмном блоке

На полу нержавейка с эффектом шлифовки. Материал легко моется, а декоративный эффект скрывает мелкие царапины, которые появятся со временем.

Рельефная фактура нержавейки

У съёмного блока модульная структура: если какая-то деталь перестанет работать или испортится, её легко отсоединить и заменить. Списывать капсулу целиком из-за поломки детали не придётся.

Внешний вид капсулы светлый и лёгкий, несёт в себе образ бренда — понятный, дружелюбный, технологичный.

Разработка конструкции

После цвета и фактуры детально продумали сборку. Для этого разделили капсулу на периметры и разбили на детали.

Собрать и разобрать конструкцию могут два человека — специальная подготовка при этом не требуется. В разобранном виде капсула не занимает много места, перевозить её легко. Элементы крепления спрятаны, чтобы капсула выглядела аккуратно.

Тренажёр в разобранном виде

Прототип и производство

На производство нужно съездить лично: на то есть несколько причин.

Во-первых, некоторые производственники халтурят: делают хуже и грубее, чтобы не усложнять себе жизнь. Поэтому важно самим посмотреть на оборудование: как оно работает с пластиком, как можно обработать деталь.

Во-вторых, производство всегда склоняет к технологическому упрощению, хотя дизайнер уже вычеркнул всё лишнее из концепции продукта. Нужно следить, чтобы конструкцию не упростили излишне и не исказили контуры. Это называется дизайн-надзор.

Тестируем материалы на производстве

На производстве мы решили изменить форму фронтальной панели съёмного блока. Нам не понравились её острые углы: если случайно заденешь, можно поцарапаться. Решили сделать контуры округлыми. Для этого нужно было обработать край — но так, чтобы производство не стало дороже. Сделали восемнадцать образцов, прежде чем форма стала безопасной и приятной.

Варианты углов съёмной панели

Тестирование в реальных условиях

Мы поставили тренажёр в водительский центр и пригласили водителей его опробовать. Звали разных: высоких и низких, пожилых и молодых.

Водители тестируют тренажёр

На этом этапе важно наблюдать. Не только спрашивать людей, удобно ли им, но и смотреть на их поведение. Иногда всплывают особенности пользовательских сценариев, которые сложно предвидеть заранее.

Одна девушка заметила, что посадка в капсуле очень похожа на автомобильную. На вопрос «Что бы вы хотели добавить в объект?» она ответила, что здорово было бы сделать двери, лобовое стекло, мягкий свет и подлокотники. Мы поблагодарили её за идеи, но настоящую обратную связь дало её поведение, а не слова. Девушка прошла инструктаж без проблем, сидеть ей было удобно — даже в юбке. Значит, всё в порядке.

Размер тренажёра опять пришлось подкорректировать: мы переместили съёмный модуль и подножку на пять сантиметров вверх.

Сейчас мы пришли к серийному виду тренажёра и готовимся запускать массовое производство. Очень скоро он появится у многих наших партнёров-таксопарков в разных городах, где работает «Яндекс.Такси».

Большое спасибо всей команде.

«Яндекс.Такси»: Сарги́с Арутюнян, Мария Бриш, Александр Вотинов, Сергей Зобнин, Дарья Золотухина, Александра Селезнева, Александр Ткаченко, Райхана Хамидуллина, Даниил Шулейко, Владимир Исаев, Светлана Юреня.

Источники изображений: Lemanoosh.com, Pinterest.com, p2c.co.kr, plastekcards.com, d-art-design.de, ru.sputnik.az, cntraveler.com, fortune.com, apresfurniture.co.uk, martela.com, frameryacoustics.com, saudia.com, buroproject.be.

#дизайн

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Борис Тарасов", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 14, "likes": 35, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 40851, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 40851, "author_id": 182017, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40851\/get","add":"\/comments\/40851\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40851"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

а потом он убил девочку

Ответить
5

Алиса! Почему тренажер для водителей без руля?

Ответить
17

Вот что я нашла:
Это тренажер для водителей беспилотников

Ответить
0

Для полёта на Марс. :)

Ответить
2

Какая-то странная одежда у водителей Такси Яндекс на фотке. Неправильная. Давайте откровенно, в такой шаурму на коленке не поешь.

Ответить
1

Молодцы, ребята. Возьмите с полки пирожок. Так полно отрабатывать свои бабки нужно уметь. Вы просто впереди планеты всей. Кучка зажравшихся дармоедов с манией величия. Вот как бы ещё от набившей оскомину рекламы Алисы отделаться. Может подскажете, гении?

Ответить
0

Сегодня на остановке Yandex-таксист заехал до середины трамвая с открытыми дверьми. Почему бы не у каждого такси на борту не писать большой номер чтобы можно было сразу сообщить о нарушениях?

Ответить
0

Они уже есть на многих брендированных

Ответить
0

Так это только с боку видно.... а тут уже проехал вперед.
А как собщить о нарушениях в Yandex?

Ответить
0

Фоткай авто сзади, номерной знак виден, думаю вычислят.

Ответить
0

Суть в том чтобы это можно сделать просто и быстро. Дорожные ситуации мгновенны. Т.е. должен быть номер которы легко запомнить, можно ввести в приложение Yandex.. и сразу же бы начиналось разбирательство

Ответить
0

Это всё замечательно конечно ребят, но может вы сделайте приложение для водителей на iOS? Uber с хорошим и удобным приложением для iOS поглатили, свой «дизайнерски изыск» Таксометр всем навязали, теряешь связь с GPS, приложение падает, так ещё и на iOS его нет. Я летом подрабатываю и не хотел бы докупать ещё устройство, чтобы доп заработак организовать

Ответить
–1

vc.ru: мебель и фурнитура

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления