Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

С 2018 года «Яндекс.Такси» будет проводить инструктаж для водителей с помощью обучающих тренажёров. Рассказываем, как мы их проектировали.

Задача

Когда новый водитель подключается к «Яндекс.Такси», мы приглашаем его на инструктаж. Водители тренируются принимать заказы, строить маршрут, проходить фотоконтроль. В конце тренинга они сдают тест на знание города и стандартов сервиса.

Водители тарифа «Бизнес» проходят тренинг

Обычно водители приходят на инструктаж в водительские центры «Яндекс.Такси». Они проходят тренинг с помощью приложения на планшете — это занимает двадцать минут.

Обучающее видео по «Таксометру» — приложению для водителей

«Яндекс.Такси» работает уже в четырёхстах городах по России, и организовать собственный водительский центр в каждом городе сложно. Поэтому мы договорились с партнёрами-таксопарками, что будем проводить инструктаж в их помещениях.

Если просто отдать партнёрам приложение для тренинга, им придётся установить планшеты и подставки под них, найти дополнительную мебель. Мы хотели облегчить партнёрам жизнь: разработать обучающий тренажёр — чтобы поставил и пользуйся.

Нужно было придумать удобную «оболочку», в которую мы поместим планшет с приложением. Мы выделили несколько критериев к этому продукту:

  • удобство для водителя — никто не захочет проходить курс на двадцать минут стоя или сидя скрючившись;
  • лёгкость сборки — чтобы можно было перевозить в другой город, собирать и разбирать за час;
  • универсальность — чтобы встраиваться в любой офис;
  • прочность, безопасность, антивандальность.

Всё это предстояло упаковать в образ бренда «Яндекс.Такси» — минималистичный, дружелюбный и визуально приятный.

Исследование

Создавать продукт с нуля сложно. Чувствуешь себя как в чистом поле: есть только расплывчатые критерии удобства и прочности. Поэтому сначала ищешь, какие продукты в мире решают похожую задачу, — это называется «сужать пятно неизвестности».

Мы искали фотографии тренажёров, обучающих планшетов и стендов на Pinterest, leManoosh и других сайтах для дизайнеров. Анализировали конструктивные особенности продуктов: есть ли крепление к полу, регулировка высоты и другие особенности.

Когда рассматриваешь рабочие продукты — думаешь, какие элементы в них помогли бы решить твою задачу, а какие нет. Из этих наблюдений постепенно складывается собственная идея.

Идея

Мы «думали руками»: рисовали эскизы и анализировали каждый. Спрашивали себя, удобно ли такую штуку перевозить и комфортно ли человеку с ней работать.

Остановились на офисной капсуле со съёмным блоком. Она создаёт ощущение личного пространства, её можно брендировать, она аккуратная и выглядит приятно — напоминает переговорку в офисе.

Партнёрам мы отдаём капсулу целиком: она встраивается в любой интерьер и не требует дополнительной мебели. Кроме офиса её можно поставить в торговом центре, на парковке или заправке — если партнёры захотят использовать её для рекламы.

Тренажёр встраивается в любую среду

В водительских центрах «Яндекс.Такси» съёмные блоки поместят на обычные офисные столы, где сейчас стоят планшеты на подставке. Места для инструктажа станут аккуратнее.

Съёмный блок на офисном столе

3D-модель

Мы перенесли рисунок тренажёра в 3D-эскиз и внутрь капсулы поместили модель человека. Это нужно, чтобы подобрать тренажёру правильные пропорции.

Человеку удобно, когда ноги и руки согнуты под определёнными углами — они называются углами эргономики. В 3D-модели видно, какие пропорции должны быть у капсулы, чтобы углы эргономики соблюдались.

Тестирование идеи

Идею важно как можно раньше проверить на жизнеспособность. Может оказаться, что в теории всё работает, а людям капсула покажется неудобной.

Мы собрали макет капсулы из пенокартона, поставили его в офисе «Яндекс.Такси» и попросили коллег садиться туда по очереди. Передвигали подножку, сиденье и съёмный модуль — выбирали такое их расположение, чтобы и самым низким, и самым высоким людям было удобно.

Если бы оказалось, что нет таких пропорций капсулы, при которых комфортно и низким и высоким людям, — пришлось бы искать другую гипотезу.

Тестируем капсулу из пенокартона в офисе

Мы убедились, что капсула удобна, подкорректировали её пропорции и заменили опору на сиденье — так людям разного роста лучше видно экран.

Разница между уровнями глаз у людей разного роста меньше

Цвет и фактура

Когда решены функциональные задачи и проверена гипотеза, можно продумывать цвет и фактуру в деталях.

Цвета подобрали в стиле нового визуального языка «Яндекс.Такси». Они поддерживают цветовое кодирование: это значит, что цвета управляют вниманием пользователя.

Жёлтый торец показывает, с какой стороны садиться в капсулу. Перед водителем нет отвлекающих ярких цветов, чтобы он сконцентрировал внимание на обучающем экране. Стены внутри светлые: на их фоне водитель фотографируется для регистрации в приложении.

Основной цвет капсулы выбирали из цветов «Яндекс.Такси». Чёрный цвет — тяжёлый, жёлтый — слишком кричащий. Поэтому выбрали белый, чтобы образ тренажёра был светлым и лёгким.

Капсула покрашена белой порошковой краской — её легко мыть. Для сиденья выбрали мягкий и немаркий винил.

Сиденья из винила

Место для документов и телефона маркировано красным, чтобы водитель случайно не забыл свои вещи.

Место для телефона и документов в съёмном блоке

На полу нержавейка с эффектом шлифовки. Материал легко моется, а декоративный эффект скрывает мелкие царапины, которые появятся со временем.

Рельефная фактура нержавейки

У съёмного блока модульная структура: если какая-то деталь перестанет работать или испортится, её легко отсоединить и заменить. Списывать капсулу целиком из-за поломки детали не придётся.

Внешний вид капсулы светлый и лёгкий, несёт в себе образ бренда — понятный, дружелюбный, технологичный.

Разработка конструкции

После цвета и фактуры детально продумали сборку. Для этого разделили капсулу на периметры и разбили на детали.

Собрать и разобрать конструкцию могут два человека — специальная подготовка при этом не требуется. В разобранном виде капсула не занимает много места, перевозить её легко. Элементы крепления спрятаны, чтобы капсула выглядела аккуратно.

Тренажёр в разобранном виде

Прототип и производство

На производство нужно съездить лично: на то есть несколько причин.

Во-первых, некоторые производственники халтурят: делают хуже и грубее, чтобы не усложнять себе жизнь. Поэтому важно самим посмотреть на оборудование: как оно работает с пластиком, как можно обработать деталь.

Во-вторых, производство всегда склоняет к технологическому упрощению, хотя дизайнер уже вычеркнул всё лишнее из концепции продукта. Нужно следить, чтобы конструкцию не упростили излишне и не исказили контуры. Это называется дизайн-надзор.

Тестируем материалы на производстве

На производстве мы решили изменить форму фронтальной панели съёмного блока. Нам не понравились её острые углы: если случайно заденешь, можно поцарапаться. Решили сделать контуры округлыми. Для этого нужно было обработать край — но так, чтобы производство не стало дороже. Сделали восемнадцать образцов, прежде чем форма стала безопасной и приятной.

Варианты углов съёмной панели

Тестирование в реальных условиях

Мы поставили тренажёр в водительский центр и пригласили водителей его опробовать. Звали разных: высоких и низких, пожилых и молодых.

Водители тестируют тренажёр

На этом этапе важно наблюдать. Не только спрашивать людей, удобно ли им, но и смотреть на их поведение. Иногда всплывают особенности пользовательских сценариев, которые сложно предвидеть заранее.

Одна девушка заметила, что посадка в капсуле очень похожа на автомобильную. На вопрос «Что бы вы хотели добавить в объект?» она ответила, что здорово было бы сделать двери, лобовое стекло, мягкий свет и подлокотники. Мы поблагодарили её за идеи, но настоящую обратную связь дало её поведение, а не слова. Девушка прошла инструктаж без проблем, сидеть ей было удобно — даже в юбке. Значит, всё в порядке.

Размер тренажёра опять пришлось подкорректировать: мы переместили съёмный модуль и подножку на пять сантиметров вверх.

Сейчас мы пришли к серийному виду тренажёра и готовимся запускать массовое производство. Очень скоро он появится у многих наших партнёров-таксопарков в разных городах, где работает «Яндекс.Такси».

Большое спасибо всей команде.

«Яндекс.Такси»: Сарги́с Арутюнян, Мария Бриш, Александр Вотинов, Сергей Зобнин, Дарья Золотухина, Александра Селезнева, Александр Ткаченко, Райхана Хамидуллина, Даниил Шулейко, Владимир Исаев, Светлана Юреня.

Источники изображений: Lemanoosh.com, Pinterest.com, p2c.co.kr, plastekcards.com, d-art-design.de, ru.sputnik.az, cntraveler.com, fortune.com, apresfurniture.co.uk, martela.com, frameryacoustics.com, saudia.com, buroproject.be.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Danilov
Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

а потом он убил девочку

Ответить
Развернуть ветку
Дима Лесин

Алиса! Почему тренажер для водителей без руля?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Вот что я нашла:
Это тренажер для водителей беспилотников

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Для полёта на Марс. :)

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

Какая-то странная одежда у водителей Такси Яндекс на фотке. Неправильная. Давайте откровенно, в такой шаурму на коленке не поешь.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Карпинская

Молодцы, ребята. Возьмите с полки пирожок. Так полно отрабатывать свои бабки нужно уметь. Вы просто впереди планеты всей. Кучка зажравшихся дармоедов с манией величия. Вот как бы ещё от набившей оскомину рекламы Алисы отделаться. Может подскажете, гении?

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Сегодня на остановке Yandex-таксист заехал до середины трамвая с открытыми дверьми. Почему бы не у каждого такси на борту не писать большой номер чтобы можно было сразу сообщить о нарушениях?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Они уже есть на многих брендированных

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Так это только с боку видно.... а тут уже проехал вперед.
А как собщить о нарушениях в Yandex?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Маркелов

Фоткай авто сзади, номерной знак виден, думаю вычислят.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Суть в том чтобы это можно сделать просто и быстро. Дорожные ситуации мгновенны. Т.е. должен быть номер которы легко запомнить, можно ввести в приложение Yandex.. и сразу же бы начиналось разбирательство

Ответить
Развернуть ветку
maxMax

Это всё замечательно конечно ребят, но может вы сделайте приложение для водителей на iOS? Uber с хорошим и удобным приложением для iOS поглатили, свой «дизайнерски изыск» Таксометр всем навязали, теряешь связь с GPS, приложение падает, так ещё и на iOS его нет. Я летом подрабатываю и не хотел бы докупать ещё устройство, чтобы доп заработак организовать

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Васильев

vc.ru: мебель и фурнитура

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда