{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Инструменты для прототипирования статичных изображений, анимаций и переменных Статьи редакции

Подборка актуальных в 2018 году сервисов от дизайнера «Сбербанка» Александра Отважного.

Новые инструменты и сервисы для дизайна и прототипирования выходят и обновляются каждый день. Я провёл полное и глубокое исследование инструментов, представленных сегодня на рынке, и помогу в них разобраться.

Я разбил список на три большие группы по функциональности и разберу каждую отдельно.

  1. Связанные статичные изображения.
  2. Компоненты и состояния, послойная анимация переходов.
  3. Переменные, программируемое реалистичное поведение, логические операторы.

Инструментов намного больше. Здесь собраны сильные и интересные решения, которые можно относительно надёжно использовать в работе. Все они имеют средства для просмотра созданных прототипов и одинаково подходят как для веб-сайтов, так и для мобильной разработки.

Спойлер: ещё нет идеального инструмента, который закроет все задачи и будет иметь всю необходимую функциональность. До сих пор приходится идти на компромиссы, использовать костыли и смекалочку. Axure в 2018 году не нужен.

Первая группа — структура, лоу-сценарии

Инструменты первой группы используют изображения экрана, связанные между собой ссылками. Ссылки привязаны к хотспотам или объектам. В результате получаются статичные прототипы, которыми легко поделиться, собрать обратную связь и отредактировать.

Скриншот экранов с настроенными связями в Sketch

С их помощью можно за несколько минут проверить гипотезы, собрать сценарий для первичного анализа. Но из-за большой степени условности прототипы ведут себя совсем не так, как мобильное приложение, что может запутать респондентов и снизить качество тестирования.

Самые заметные инструменты на сегодня: Marvel, Invision и нативные средства Adobe XD, Figma и Sketch (с 49-й версии).

Простейший онлайн-сервис для создания прототипов. Работает как в виде дополнения к дизайн-редакторам, так и самостоятельно в виде веб-сервиса. Недавно обзавёлся собственным простым редактором.

Мобильное приложение позволяет не только просматривать, но ещё создавать и редактировать прототипы. Бесплатная версия имеет ограничение на количество проектов, но в приложении оно выключено, и можно вполне легально создавать сколько угодно проектов.

Плюсы

  • Простота и удобство.

  • Автономность (можно работать без редакторов).

  • Условная бесплатность.

  • Инструменты для совместной работы и тестирования.

Минусы

  • Не замечено.

Invision (не Studio) — тоже дополнение для редакторов, но в отличие от Marvel позволяет связывать экраны напрямую в Sketch и экспортировать уже готовый прототип без настройки переходов и связей.

Также отличается большим количеством вспомогательных функций и развитой инфраструктурой. Вместе с инструментом прототипирования идёт широкий набор сервисов для совместной работы, хранения библиотек, собственного стока и много другого.

Платная подписка стоит от $13 в месяц.

Плюсы

  • Развитая экосистема дополнительных сервисов.
  • Возможность настраивать связи прямо в Sketch.

Минусы

  • Не замечено.

Стоимость подписки 644 рублей в месяц (бесплатная версия даёт пошарить всего один прототип).

Стоимость подписки $99 в год.

Встроенные в дизайн-редакторы инструменты прототипирования полностью закрывают функциональность отдельных веб-сервисов. Имеются небольшие отличия, связанные с развитием редакторов.

Например, Adobe XD сам по себе сильно отстаёт от конкурентов, а в Sketch (50) пока ещё нет удобного механизма шеринга, но в общих моментах все стремятся к единому опыту, лучше всех реализованному в Figma.

Есть бесплатная версия.

Плюсы

  • All-in-one платформа — один инструмент для всего рабочего процесса.
  • Не стоит дополнительных денег.

Минусы

  • Наследуются от инструмента. Например, Sketch запускается только на Mac, а Figma не работает без интернета.

Вторая группа — переходы между экранами, послойная анимация

Инструменты второй группы сфокусированы на анимации. С их помощью реализуются бесшовные переходы между экранами, имитируется поведение элементов интерфейса, собирается несложная анимация. Механизм работы прост — задаются начальное и конечное состояния экрана и событие, при котором запускается переход.

Пример экрана настройки анимации в Invison Studio

В результате получаются прототипы, точно передающие поведение интерфейса, однако они не могут работать с данными, запоминать выбранные опции и имитировать прочее сложное поведение.

Один из первых и самых популярных инструментов для анимации интерфейсов. Подходит для небольших сценариев в два-три экрана и детальной настройки сложных взаимодействий. Содержит ограниченный дизайн-редактор с базовыми функциями.

Не подходит для сборки сложных разветвлённых прототипов из-за неудачного способа организации экранов, невозможности переиспользовать элементы и сложного редактирования анимации. Нет экспорта в код.

Лицензия стоит $129.

Плюсы

  • Хороший инструмент для несложной анимации и коротких сценариев.
  • Много учебных материалов, развитое сообщество.

Минусы

  • Работа со сложными сценариями превращается в кошмар.
  • Нет экспорта в код.
  • Работает только на Mac.
  • Нет онлайн-шеринга.

Многообещающий инструмент от Invision находится в раннем доступе. Заявляется как ещё один дизайн-редактор с большой функциональностью. И действительно, несмотря на проблемы со стабильностью, инструмент предоставляет удобную работу с прототипом, отличный редактор анимации, полную поддержку всех сервисов Invision. И сейчас он распространяется бесплатно.

Плюсы

  • Новый инструмент от Invision с отличным потенциалом и мощной инфраструктурой.
  • В будущем может стать основным рабочим инструментом для многих.
  • Есть версия для Windows.
  • Есть онлайн-шеринг.

Минусы

  • Связаны с ранним доступом. Пока что это нестабильный продукт с ограниченной функциональностью.

  • Нет экспорта в код.

Flinto использует тот же принцип создания и анимации прототипов, что и Invision Studio, чем выгодно отличается от Principle. Подход, при котором сложная детальная анимация настраивается в отдельном от общего экрана интерфейсе, позволяет легко управлять процессами, редактировать и переиспользовать компоненты в следующих прототипах.

Лицензия стоит $99.

Плюсы

  • Удобно организованный рабочий процесс позволят работать со сложными сценариями и анимацией.

Минусы

  • Нет онлайн-шеринга.
  • Работает только на Mac.

Kite Composer станет отличной заменой перечисленным инструментам для тех, кто привык анимировать интерфейсы в After Effects. Принцип работы, при котором основным инструментом становится таймлайн, а параметры и события навешиваются на объекты как фильтры, позволяет сфокусироваться на качестве анимации. Также имеются экспорт кода в macOS или iOS и встроенный инспектор.

Лицензия стоит $99.

Плюсы

  • Рабочий процесс, похожий на АЕ на минималках.

  • Экспорт в код.

Минусы

  • Я так в нём и не разобрался.

Третья группа — программируемое поведение

Инструменты этой группы дают на выходе полностью управляемый прототип, который использует данные пользователя и функции устройства. Это позволяет точно имитировать работу приложения для тестирования и разработки.

Настройка поведения прототипа в Framer

Каждый инструмент отличается своим подходом к процессу и своим способом программирования — от упрощённого JavaScript в Framer до визуального Quartz Composer в Origami Studio.

Прототип, собранный в Origami Studio. По ссылке — исходный файл, который можно открыть на телефоне в приложении Origami Live

Уже сейчас, в бете, Haiku предлагает широкий набор возможностей для анимации и интерактивности. Вкратце, инструмент подключается к Sketch- или Figma-файлу и позволяет редактировать параметры объектов на общем таймлайне. Больше подходит для анимации, но благодаря редактору Actions, работающем на JavaSript, можно прописать сложную логику прототипа.

Полученный результат экспортируется с помощью библиотеки Lottie.js на все возможные платформы и форматы.

Сервис находится в бета-версии, пока бесплатен.

Плюсы

  • Универсальность.

Минусы

  • Нужно знать JavaScript для обработки событий и состояний.

  • В бета-версии.

  • Только для Mac.

Стоимость подписки от $24 в месяц.

Многофункциональные веб-сервисы, которые позволяют прописывать сложную логику прямо в браузере. Не имеют принципиальных различий в функциональности. Переменные и тонкая настройка состояний и событий дополняют привычную логику инструментов для анимации.

К сожалению, в таком формате собирать и редактировать связи сложнее, чем специальными средствами. Также необходимость работы в браузере накладывает свои ограничения на процесс.

Есть бесплатная версия.

Плюсы

  • Не нужно знать языки программирования.

Минусы

  • Веб-версия.

Один из самых популярных на сегодня инструментов со своим дизайн-редактором и средой программирования на CoffeeScript — упрощённой версии JavaScript.

Широкие возможности, огромное коммьюнити, доступные обучающие материалы делают Framer идеальным решением для дизайнеров, которые умеют или хотят научиться программировать.

Однако на сложных прототипах работа с кодом, правка и отладка занимают много времени. На выходе получается условный HTML в браузере, который нельзя использовать в мобильной разработке. Поэтому Framer не может использовать нативные возможности мобильных устройств, камеру, вибро, гироскоп и другие.

Стоимость подписки от $12 в месяц.

Плюсы

  • Удобная среда для программирования логики прототипа и шеринга результата.

Минусы

  • Нужно знать CoffeeScript.

  • Дизайнер тратит много времени на отладку кода.

Бесплатный инструмент от Facebook использует визуальную среду программирования Quartz Composer.

Последние обновления качественно улучшили опыт и интерфейс, сделав Origami, на мой взгляд, самым удобным и функциональным средством проектирования логики и связей в прототипах мобильных приложений.

К сожалению, часто раздражают плохая оптимизация и вечные проблемы со Sketch-плагином импорта. Однако скорость и интуитивность, с которой собираются сложные процессы, перевешивают все минусы.

Плюсы

  • Бесплатно.
  • Неограниченная функциональность — можно использовать и JSON, и данные гироскопа.

  • Простой процесс для сложной логики.

Минусы

  • Проблемы с оптимизацией.

  • Мало учебных материалов.

Многообещающий инструмент, который должен выйти в июне 2018 года. Разработчики заявляют, что будет революционный процесс, объединяющий визуальное программирование и таймлайн. Звучит очень хорошо, обязательно нужно попробовать.

В 2018 году отпала необходимость в отдельных простых инструментах прототипирования — вся функциональность в той или иной степени поддерживается дизайн-редакторами. Лично мне для простых прототипов хватает Figma.

Сложные логические штуки я сейчас собираю в Origami. Также перешёл с Principle на Invision Studio — даже в раннем доступе это очень удобный инструмент для анимации. Очень надеюсь на Phase, кажется, он сможет заменить нам все инструменты и предложить удобный для всех рабочий процесс в одном окне.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Denis Bystruev

Супер статья!

У меня только что закончился хакатон, где 30 студентов должны были в очень стеснённых временных рамках написать прототип мобильного приложения.

Делали на маках. Использовали Marvel, Overflow.io, кто-то даже фотошоп.

Угадайте, что стало самым популярным инструментом прототипирования?

Xcode. Именно как инструмент прототипирования, а не написания кода.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Любят дизайнеры бесполезную работу.

Нет ничего лучше живого продукта, раскатанного на полпроцента аудитории. Но мы не такие, будем лучше тратить время на склейку перелинкованных картинок.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Quincy

показать готовые переходы на готовом дизайне и вайрфреймах это суровая необходимость, особенно когда у вас +100 экранов.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пасько

Налинковать 100 экранов в прототип и показать это заказчику и потенциальным пользователям - 1-2 дня работы дизайнера.
Причем можно сразу несколько разных версий решения показать, для сравнения.

Закодить это и выкатить на полпроцента - много времени. А закодить несколько версий - еще больше и надо А/Б-тест запустить.

А еще нужны эти полпроцента аудитории. Так что прототип из картинок - единственный выход до запуска продукта, погонять идею :)

Но вот в случае с готовым продуктом и минорными изменениями вы правы. Протестить варианты двух похожих простых экранов на пользователях намного круче и по времени не так затратно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
VVilliam Blake
Ответить
Развернуть ветку
Maksym Hryniv

Еще есть http://mokup.me/ - как Principle, но и на мак и на виндовс.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда