Дизайн Veniamin Vekk
5 925

Что такое антидизайн: часть первая

Сегодня я почувствовал, что пришёл к базовому пониманию антидизайна. Я в нём не разбираюсь, но очень хочу — для этого и пишу. Эта заметка — попытка самому себе объяснить сложную тему. Я постараюсь на примере показать, как работает дизайн и антидизайн. Внимание, у меня может не получиться. Я буду путать термины, подменять понятия и не попадать в логику — это поток.

В закладки

Откуда берётся плохой дизайн

Я начал свою карьеру в дизайне с фотографирования всякого ужаса — бездушной вёрстки, страшных логотипов, смешных сайтов. Так взращивал в себе зануду, которой не живётся в мире плохого дизайна. Как только я начал познавать базовые правила типографики и вёрстки, мне стало трудно выходить на улицу.

Раньше я не замечал того, что творится с нашими городами. С приходом в дизайн мне стало физически тошно смотреть на объёмы навоза, который слоился из каждой вывески. В заметке о проклятье я писал:

Я больше не могу спокойно ехать в автобусе и думать о таких вещах, как личная жизнь, учёба или работа. Еду и смотрю на дизайн. Смотрю на людей, что взаимодействуют в условиях, заложниками которых оказались.

И ведь это действительно так, без капли преувеличения. Первый год в профессии я мучился и смотрел на всё вокруг. Без специальных знаний или высшего образования я понимал базу, которая позволяла иметь хоть какое-то представление о хорошем дизайне. Я не вижу прекрасных зданий, изящных улиц и волшебных парков. Я вижу жесть, от которой чувствуешь себя опустошённым.

После заметки о самой глупой странице «Яндекса» я начал думать о плохих решениях — почему они возникают? Это же просто бессмысленно: создавать дерьмо в таком количестве.

Как получается плохой результат? Как дизайнер приходит к нему? Как он пропускает его сквозь себя? Как пропускают в типографии, офисе и прочих контрольных точках?

Я начал думать в этом направлении, но от обратного. А что, если дизайнеры знают правила и нарушают их специально? Я понимаю, что в таком случае отличить плохого дизайнера от хорошего становится труднее. Но почему отвратительный дизайн существует в таком количестве? Видимо, хороших всё же меньше. Я подумал некоторое время и предположил, что ужасный дизайн работает.

Ничего с этим не поделать — он работает, и всё тут. Наши люди привыкли к плохой вёрстке и воспринимают её как «свою». Модный, новый, инновационный, странный и прочие дизайны не работает с ними. Они его не принимают и не понимают.

Умышленное создание «своего» отвратного дизайна — результат кропотливой работы. Конечно, на это влияет вкус, воспитание и скилл. Мы к этому вернёмся чуть позже, давайте сначала разберёмся с обычным дизайном.

Займёмся дизайном

А теперь задумаемся. Плохого дизайна было бы в два раза меньше, если бы он не работал. В большей степени остался бы «нормальный». Плохой результат появляется по разным причинам — я не собираюсь говорить об очевидных: незнание правил вёрстки, отсутствие вкуса и прочее. Расскажу о дизайне, который делается плохим сознательно.

Возьмём эти две работы.

Это объявление в маршрутке — до и после. Объявление должно помогать людям в экстренных ситуациях. Слева максимально дерзкий, ужасный, отталкивающий и даже пугающий вариант. Справа аккуратный, подтянутый макет, который я набросал за пять минут. Однако оба варианта вряд ли решают задачу. Какой шнур? Где шнур? Куда дёргать? Какое стекло? Куда давить — на себя, от себя? Как вылезти? Боже, я горю!

Все эти вопросы помогают добраться до истины — с этого начинается дизайн. Теперь нужно определиться с задачей — зачем нужен запасной выход?
Давайте для примера ответим так: помочь людям выбраться из маршрутки в случае пожара.

Очевидно, что эта задача не решается наклейкой на стекло. Она решается расположением окна в маршрутке, его «продавливаемостью», дизайном пространства и пожарной системой. Это большая и очень сложная задача.

Объявление не поможет вам выбраться из маршрутки — для этого нужны инструменты, которые придумывают дизайнеры для борьбы с огнём. Необязательно огнетушитель — инструмент может быть чем угодно: кнопкой у водителя, рычагом у окна.

И это должен понимать каждый дизайнер в самом начале работы.

Мы создали условия, окунулись в них, сформулировали задачу. Попробуем решить.

У нас есть несколько путей понимания задачи и её решения. Разные дизайнеры в зависимости от своего скилла и опыта будут делать следующее:

  • Начинающий дизайнер сверстает ещё одно говно-объявление.
  • Плохой дизайнер сверстает опрятное объявление (уборка в макете).
  • Дизайнер средней руки опишет в объявлении способы спастись из маршрутки.
  • Хороший дизайнер разработает окно, из которого без труда выберется любой человек. Он продумает возможные сценарии, учтёт пути людей, разработает систему пожаротушения и сверстает понятное объявление.
  • Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки.

Итак, какой мы дизайнер сегодня? Плохой, средний или великолепный? Примерно так работают дизайнеры во всех сферах — в разных зависимостях погружаются в задачу. Ах, да, совсем забыл: скилл дизайнера напрямую зависит от степени погружения в задачу.

Давайте снова на примерах. Задача «сверстать объявление» не обязывает дизайнера делать его правильным, красивым или понятным. Потому что эту задачу решает любой результат, даже объявление выше. А задача «спасти людей из маршрутки» обязывает дизайнера помочь людям, а не набрать заголовок красивым шрифтом.

Результат работы сильно меняется, если чуть-чуть иначе сформулировать задачу. Сложно, но в этом и есть прикол профессии.

Вот что отличает плохого дизайнера от хорошего. Плохой дизайнер вообще не понимает, что такое погружение в задачу. Он как печатная машинка — делает, что говорят. Хороший дизайнер смотрит на задачу, формулирует, переформулирует, узнаёт тайны и подробности. Он погружается. Он докапывается до проблемы и решает её.

Продолжение следует

Я не смог закончить до конца заметку, так как тема слишком большая и глубокая. Боюсь, нужно делать серию из трёх частей.

В следующей части я покажу примеры антидизайна, объясню, почему они работают и до сих пор живут. Очень постараюсь не потерять логику.

#дизайн

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Veniamin Vekk", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 27, "likes": 22, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 41359, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Jul 2018 12:30:00 +0300" }
{ "id": 41359, "author_id": 102362, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41359\/get","add":"\/comments\/41359\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41359"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
23

"Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки."
Откуда вы такие берётесь то?
Давайте дальше - плохой дизайнер сверстает инструкцию, великолепный - найдёт лекарство от рака?
Понаберут по объявлениям...

Ответить
12

Пока ваш хороший дизайнер будет погружаться, все сроки выйдут и работу отдадут плохому, который просто сделает.

Ответить
19

- Ваша маршрутка должна быть сделана из сплава Вибраниума, чтобы не было пожаров.
Это обойдется всего в 15 триллиардов кредитов на обновление парка.

- Но мы просили вас сверстать объявление!!!

- Но я же великолепный дизайнер!!!

Ответить
6

который просто сделает говно.

Ответить
3

которое будет работать, как ни странно

Ответить
2

В примере дизайнер просто не понял задачу. Его попросили сверстать объявление, а не новый автомобиль разрабатывать.

Если уж решил вникнуть, вникни, почему вообще нужен запасной выход, и станет понятно, что все уже нормально сделано, нужна только табличка.

Ответить
0

Хорошо поставленный вопрос - это уже половина ответа. Просто и те кто задачи ставит и те кто их решает, хотят лишь заработать денег побыстрее и с меньшими усилиями. Запары начинаются, когда дизайнер\прогер вынужден додумывать, что хотел заказчик, когда тот сам этого не понимает, а "погружение в проект" - это вообще верх взаимонедопонимания.

Ответить
11

Этот наивный дизайнерский романтизм, помноженный на бложек на эгее.

Не смотря на дерзкий и ужасный вариант, формулировку "выдерни шнур, выдави стекло" я помню с детства, потому что объявления с ней висят везде в транспорте. И где находится шнур тоже, каким-то чудом, знаю. Это объявление информирует людей до пожара, потому что во время будет не до объявлений. А ситуация, когда графдизайнер внезапно осознает что он должен продумать всю систему пожаротушения и отправляется пять лет учить сопромат в универе, довольно глупая. Нет, конечно можно за него порадоваться, но автобусы пять лет будут ездить и без системы пожаротушения и без табличек.

Ответить
0

Как это метко, Ватсон...

Ответить
4

"Сегодня я почувствовал, что пришел к базовому пониманию антидизайна. Я в нем не разбираюсь"

ок

Ответить
4

У яндекса посыл - "Найдется всё", то есть найдется даже пустой поисковой запрос. Это не логично с точки зрения функционала, но пользователей, которые не умеют пользоваться интерфейсом интуитивно, неактивная кнопка будет сильно бесить.

У автора статьи, кстати, сайт очень хромает - при попытке написать комментарий, появилось сообщение "Комментарий был воспринят как спам, поэтому не опубликован". Смешно. Особенно в контексте этого материала.

Ответить
0

Про Яндекс я уже нашел ответ.

Странно, видимо куда-то ссылку давали? Обычно такого не происходит.

Ответить
0

Нет, просто текст. Может, у вас стоп-слова стоят типа "бесить"..

Ответить
0

Нет, ничего не стоит.

Очень странно, комментарии никогда не блокируются, даже спамные пролазят. Сайт не хромает, не знаю в чем дело.

Напишите мне в телеграм @veqqa, хочу разобраться с проблемой.

Ответить
4

Ответ на вопрос «откуда столько плохого дизайна» — в биографии автора. Он учился сам, как мог, то же делали и остальные, оттуда и проблемы. Начинающий дизайнер сверстает объявление нормально, потому что верстать нормально учат в первом семестре первого курса. Хороший дизайн вполне себе работает: во всей Европе никто против него ничего не имеет, но для того, чтобы он был повсеместно, нужно, чтобы было много грамотных специалистов с сильной подготовкой. В России профильное образование получают единицы. Кто-то тянет самостоятельно освоить профессию, кто-то нет. Чаще всё-таки нет. Отсюда и.

А ещё, хороший дизайнер понимает границы своей компетенции. График не полезет проектировать маршрутку, потому что типографика — не инженерия, а делать то, в чем не шаришь совсем — плохая идея.

Про автобус: это вообще другой юзкейс. Окна в автобусах выдавливаются не из-за пожара, а из-за того, что автобус может упасть на тот бок, в котором дверь, и выходить надо будет с другой стороны. Для этого предусмотрено кольцо, за которое надо потянуть, чтобы выдернуть шнур.

Проблему переворачивания ТС при заносе, к сожалению, дизайнер решить не в состоянии. Не потому, что он плохой специалист, а потому, что это вообще другая профессия, давайте не будем спекулировать.

Ответить
3

Постойте, да ведь это у нас тут рождается очередной Лебедев! Мастер спорта, в максимальном его проявлении, в области всего : маршруток, объявлений, шрифта, пожарных сигнализаций, строительства дорог и домов и так далее. Он даже искренне хочет быть таким человеком: супермэном, помощником бога, создателем, альфа и омега всего сущего! Читает умные книжки, ходит на мастер-классы, подписан на все паблики и каналы, общается со светилами индустрии и даже пытается выступать на конференциях и писать статьи в интернетах. Может вам за 5 минут рассказать принцип устройства синхрофазатрона и на салфетке в кафешке доказывает гипотезу Пуанкаре, чтобы нести свет в этот тёмный дремучий мир! Хотя... нет, этого он не может... И вот в какой-то момент он понимает, что в миру дофига таких штук, в которых он не шарит, после чего подкорку доморощенного гения начинает точить червячок диссонанса. Много уже таких было. Кто-то спивается, кто-то бросает профессию и начинает заниматься полезными и стоящими вещами, кто-то открывает дизайн-студию и делегирует задачи другим мини-дизайнерам, ещё не постигшим великой истины, а кто-то выходит в окно, потому что "мир жесток и уродлив". Наш же дизайнер принимает всё несовершенство бытия и теперь с лёгкостью может рассчитать точную длину кусочка туалетной бумаги, которой будет необходимо и достаточно, чтобы вытереть жопу и руки не замарать. Теперь он просто занимается своими поверхностными вещами, и даже не пытается лезть в область настоящих профессионалов (чего бы то ни было), где важны знания, опыт и практика.

Ответить
2

Конечно, обидеть художника может каждый, но фраза на сайте автора "Именно в 2017 году я стал дизайнером и начал бурно развиваться" поможет объяснить всё происходящее...

Ответить
1

Слыш, есть пиксели подвигать ?)

Ответить
–1

Чувак, Вы на правильном пути.

Ответить
0

Блокировать кнопку, кстати, стремно. Человек может случайно сбросить фокус с поля, потом введет текст глядя на клавиатуру и будет тыкать в кнопку не понимая в чем проблема. Но пустую выдачу можно облагородить.

Ответить
0

Не читайте

Ответить
0

Неактивную кнопку уместно ставить только при заполнении данных, например при заказе или регистрации. И даже в этом случае определённый процент людей, пропустивших какое-либо поле, подумает, что это не фича, а баг — что-то сломано, значит нужно под кнопкой писать мелко: осталось заполнить то-то и то-то.

Ответить

0

Пришел читать про антидизайн

Через 2 минуты смотрю на плохоотверстанную табличку в пазике от автора статьи

Ответить
0

Ох, опасную тему затронул. :))))) Теперь держись :))))))))))
Еще есть, как минимум, срок, пожелания заказчика, цена и особенности производственного процесса. И вот тут понятия "хороший" и "плохой" дизайнер оооочень неоднозначны.
90% процентов опубликованного дизайна сделаны в производственных рекламных агентствах. Это адова смесь короткого срока, низкой цены и плохих исходников, включая текст.

Ответить
0

Дизайн решает 2 проблемы, доносит информацию до пользователя, и провоцирует его на определенные действия. Обе проблеммы табличка решает, а автор лишь потешил свое чувство вкуса.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }