Что такое антидизайн: часть первая
Сегодня я почувствовал, что пришёл к базовому пониманию антидизайна. Я в нём не разбираюсь, но очень хочу — для этого и пишу. Эта заметка — попытка самому себе объяснить сложную тему. Я постараюсь на примере показать, как работает дизайн и антидизайн. Внимание, у меня может не получиться. Я буду путать термины, подменять понятия и не попадать в логику — это поток.
Откуда берётся плохой дизайн
Я начал свою карьеру в дизайне с фотографирования всякого ужаса — бездушной вёрстки, страшных логотипов, смешных сайтов. Так взращивал в себе зануду, которой не живётся в мире плохого дизайна. Как только я начал познавать базовые правила типографики и вёрстки, мне стало трудно выходить на улицу.
Раньше я не замечал того, что творится с нашими городами. С приходом в дизайн мне стало физически тошно смотреть на объёмы навоза, который слоился из каждой вывески. В заметке о проклятье я писал:
И ведь это действительно так, без капли преувеличения. Первый год в профессии я мучился и смотрел на всё вокруг. Без специальных знаний или высшего образования я понимал базу, которая позволяла иметь хоть какое-то представление о хорошем дизайне. Я не вижу прекрасных зданий, изящных улиц и волшебных парков. Я вижу жесть, от которой чувствуешь себя опустошённым.
После заметки о самой глупой странице «Яндекса» я начал думать о плохих решениях — почему они возникают? Это же просто бессмысленно: создавать дерьмо в таком количестве.
Как получается плохой результат? Как дизайнер приходит к нему? Как он пропускает его сквозь себя? Как пропускают в типографии, офисе и прочих контрольных точках?
Я начал думать в этом направлении, но от обратного. А что, если дизайнеры знают правила и нарушают их специально? Я понимаю, что в таком случае отличить плохого дизайнера от хорошего становится труднее. Но почему отвратительный дизайн существует в таком количестве? Видимо, хороших всё же меньше. Я подумал некоторое время и предположил, что ужасный дизайн работает.
Ничего с этим не поделать — он работает, и всё тут. Наши люди привыкли к плохой вёрстке и воспринимают её как «свою». Модный, новый, инновационный, странный и прочие дизайны не работает с ними. Они его не принимают и не понимают.
Умышленное создание «своего» отвратного дизайна — результат кропотливой работы. Конечно, на это влияет вкус, воспитание и скилл. Мы к этому вернёмся чуть позже, давайте сначала разберёмся с обычным дизайном.
Займёмся дизайном
А теперь задумаемся. Плохого дизайна было бы в два раза меньше, если бы он не работал. В большей степени остался бы «нормальный». Плохой результат появляется по разным причинам — я не собираюсь говорить об очевидных: незнание правил вёрстки, отсутствие вкуса и прочее. Расскажу о дизайне, который делается плохим сознательно.
Возьмём эти две работы.
Это объявление в маршрутке — до и после. Объявление должно помогать людям в экстренных ситуациях. Слева максимально дерзкий, ужасный, отталкивающий и даже пугающий вариант. Справа аккуратный, подтянутый макет, который я набросал за пять минут. Однако оба варианта вряд ли решают задачу. Какой шнур? Где шнур? Куда дёргать? Какое стекло? Куда давить — на себя, от себя? Как вылезти? Боже, я горю!
Все эти вопросы помогают добраться до истины — с этого начинается дизайн. Теперь нужно определиться с задачей — зачем нужен запасной выход?
Давайте для примера ответим так: помочь людям выбраться из маршрутки в случае пожара.
Очевидно, что эта задача не решается наклейкой на стекло. Она решается расположением окна в маршрутке, его «продавливаемостью», дизайном пространства и пожарной системой. Это большая и очень сложная задача.
Объявление не поможет вам выбраться из маршрутки — для этого нужны инструменты, которые придумывают дизайнеры для борьбы с огнём. Необязательно огнетушитель — инструмент может быть чем угодно: кнопкой у водителя, рычагом у окна.
И это должен понимать каждый дизайнер в самом начале работы.
Мы создали условия, окунулись в них, сформулировали задачу. Попробуем решить.
У нас есть несколько путей понимания задачи и её решения. Разные дизайнеры в зависимости от своего скилла и опыта будут делать следующее:
- Начинающий дизайнер сверстает ещё одно говно-объявление.
- Плохой дизайнер сверстает опрятное объявление (уборка в макете).
- Дизайнер средней руки опишет в объявлении способы спастись из маршрутки.
- Хороший дизайнер разработает окно, из которого без труда выберется любой человек. Он продумает возможные сценарии, учтёт пути людей, разработает систему пожаротушения и сверстает понятное объявление.
- Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки.
Итак, какой мы дизайнер сегодня? Плохой, средний или великолепный? Примерно так работают дизайнеры во всех сферах — в разных зависимостях погружаются в задачу. Ах, да, совсем забыл: скилл дизайнера напрямую зависит от степени погружения в задачу.
Давайте снова на примерах. Задача «сверстать объявление» не обязывает дизайнера делать его правильным, красивым или понятным. Потому что эту задачу решает любой результат, даже объявление выше. А задача «спасти людей из маршрутки» обязывает дизайнера помочь людям, а не набрать заголовок красивым шрифтом.
Результат работы сильно меняется, если чуть-чуть иначе сформулировать задачу. Сложно, но в этом и есть прикол профессии.
Вот что отличает плохого дизайнера от хорошего. Плохой дизайнер вообще не понимает, что такое погружение в задачу. Он как печатная машинка — делает, что говорят. Хороший дизайнер смотрит на задачу, формулирует, переформулирует, узнаёт тайны и подробности. Он погружается. Он докапывается до проблемы и решает её.
Продолжение следует
Я не смог закончить до конца заметку, так как тема слишком большая и глубокая. Боюсь, нужно делать серию из трёх частей.
В следующей части я покажу примеры антидизайна, объясню, почему они работают и до сих пор живут. Очень постараюсь не потерять логику.
"Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки."
Откуда вы такие берётесь то?
Давайте дальше - плохой дизайнер сверстает инструкцию, великолепный - найдёт лекарство от рака?
Понаберут по объявлениям...
Комментарий недоступен
- Ваша маршрутка должна быть сделана из сплава Вибраниума, чтобы не было пожаров.
Это обойдется всего в 15 триллиардов кредитов на обновление парка.
- Но мы просили вас сверстать объявление!!!
- Но я же великолепный дизайнер!!!
до слез!
который просто сделает говно.
которое будет работать, как ни странно
В примере дизайнер просто не понял задачу. Его попросили сверстать объявление, а не новый автомобиль разрабатывать.
Если уж решил вникнуть, вникни, почему вообще нужен запасной выход, и станет понятно, что все уже нормально сделано, нужна только табличка.
Хорошо поставленный вопрос - это уже половина ответа. Просто и те кто задачи ставит и те кто их решает, хотят лишь заработать денег побыстрее и с меньшими усилиями. Запары начинаются, когда дизайнер\прогер вынужден додумывать, что хотел заказчик, когда тот сам этого не понимает, а "погружение в проект" - это вообще верх взаимонедопонимания.
Этот наивный дизайнерский романтизм, помноженный на бложек на эгее.
Не смотря на дерзкий и ужасный вариант, формулировку "выдерни шнур, выдави стекло" я помню с детства, потому что объявления с ней висят везде в транспорте. И где находится шнур тоже, каким-то чудом, знаю. Это объявление информирует людей до пожара, потому что во время будет не до объявлений. А ситуация, когда графдизайнер внезапно осознает что он должен продумать всю систему пожаротушения и отправляется пять лет учить сопромат в универе, довольно глупая. Нет, конечно можно за него порадоваться, но автобусы пять лет будут ездить и без системы пожаротушения и без табличек.
Как это метко, Ватсон...
Комментарий недоступен
У яндекса посыл - "Найдется всё", то есть найдется даже пустой поисковой запрос. Это не логично с точки зрения функционала, но пользователей, которые не умеют пользоваться интерфейсом интуитивно, неактивная кнопка будет сильно бесить.
У автора статьи, кстати, сайт очень хромает - при попытке написать комментарий, появилось сообщение "Комментарий был воспринят как спам, поэтому не опубликован". Смешно. Особенно в контексте этого материала.
Про Яндекс я уже нашел ответ.
Странно, видимо куда-то ссылку давали? Обычно такого не происходит.
Нет, просто текст. Может, у вас стоп-слова стоят типа "бесить"..
Нет, ничего не стоит.
Очень странно, комментарии никогда не блокируются, даже спамные пролазят. Сайт не хромает, не знаю в чем дело.
Напишите мне в телеграм @veqqa, хочу разобраться с проблемой.
Ответ на вопрос «откуда столько плохого дизайна» — в биографии автора. Он учился сам, как мог, то же делали и остальные, оттуда и проблемы. Начинающий дизайнер сверстает объявление нормально, потому что верстать нормально учат в первом семестре первого курса. Хороший дизайн вполне себе работает: во всей Европе никто против него ничего не имеет, но для того, чтобы он был повсеместно, нужно, чтобы было много грамотных специалистов с сильной подготовкой. В России профильное образование получают единицы. Кто-то тянет самостоятельно освоить профессию, кто-то нет. Чаще всё-таки нет. Отсюда и.
А ещё, хороший дизайнер понимает границы своей компетенции. График не полезет проектировать маршрутку, потому что типографика — не инженерия, а делать то, в чем не шаришь совсем — плохая идея.
Про автобус: это вообще другой юзкейс. Окна в автобусах выдавливаются не из-за пожара, а из-за того, что автобус может упасть на тот бок, в котором дверь, и выходить надо будет с другой стороны. Для этого предусмотрено кольцо, за которое надо потянуть, чтобы выдернуть шнур.
Проблему переворачивания ТС при заносе, к сожалению, дизайнер решить не в состоянии. Не потому, что он плохой специалист, а потому, что это вообще другая профессия, давайте не будем спекулировать.
Постойте, да ведь это у нас тут рождается очередной Лебедев! Мастер спорта, в максимальном его проявлении, в области всего : маршруток, объявлений, шрифта, пожарных сигнализаций, строительства дорог и домов и так далее. Он даже искренне хочет быть таким человеком: супермэном, помощником бога, создателем, альфа и омега всего сущего! Читает умные книжки, ходит на мастер-классы, подписан на все паблики и каналы, общается со светилами индустрии и даже пытается выступать на конференциях и писать статьи в интернетах. Может вам за 5 минут рассказать принцип устройства синхрофазатрона и на салфетке в кафешке доказывает гипотезу Пуанкаре, чтобы нести свет в этот тёмный дремучий мир! Хотя... нет, этого он не может... И вот в какой-то момент он понимает, что в миру дофига таких штук, в которых он не шарит, после чего подкорку доморощенного гения начинает точить червячок диссонанса. Много уже таких было. Кто-то спивается, кто-то бросает профессию и начинает заниматься полезными и стоящими вещами, кто-то открывает дизайн-студию и делегирует задачи другим мини-дизайнерам, ещё не постигшим великой истины, а кто-то выходит в окно, потому что "мир жесток и уродлив". Наш же дизайнер принимает всё несовершенство бытия и теперь с лёгкостью может рассчитать точную длину кусочка туалетной бумаги, которой будет необходимо и достаточно, чтобы вытереть жопу и руки не замарать. Теперь он просто занимается своими поверхностными вещами, и даже не пытается лезть в область настоящих профессионалов (чего бы то ни было), где важны знания, опыт и практика.
Конечно, обидеть художника может каждый, но фраза на сайте автора "Именно в 2017 году я стал дизайнером и начал бурно развиваться" поможет объяснить всё происходящее...
Слыш, есть пиксели подвигать ?)
Чувак, Вы на правильном пути.
Блокировать кнопку, кстати, стремно. Человек может случайно сбросить фокус с поля, потом введет текст глядя на клавиатуру и будет тыкать в кнопку не понимая в чем проблема. Но пустую выдачу можно облагородить.
Не читайте
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Через 2 минуты смотрю на плохоотверстанную табличку в пазике от автора статьи
Ох, опасную тему затронул. :))))) Теперь держись :))))))))))
Еще есть, как минимум, срок, пожелания заказчика, цена и особенности производственного процесса. И вот тут понятия "хороший" и "плохой" дизайнер оооочень неоднозначны.
90% процентов опубликованного дизайна сделаны в производственных рекламных агентствах. Это адова смесь короткого срока, низкой цены и плохих исходников, включая текст.
Дизайн решает 2 проблемы, доносит информацию до пользователя, и провоцирует его на определенные действия. Обе проблеммы табличка решает, а автор лишь потешил свое чувство вкуса.