Дизайн Вадим Скворцов
19 086

Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России

Основные моменты из материала журнала type.today.

В закладки

Интервью с соавтором шрифта Dusha Дино дос Сантосом

Дино дос Сантос рассказывает, что в 2014 году его пригласили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России.

Тогда его команде выдали эскизы основного комплекта знаков в формате файлов Adobe Illustrator, уже утверждённые FIFA и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира. Изначально шрифт выполняла другая студия, а Дино дос Сантосу его передали на завершающей стадии.

По словам Сантоса, эскизы почти нельзя было изменять — он мог только вносить незначительные корректировки. Сам же соавтор шрифта был недоволен утверждёнными работами.

Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России.

Когда я увидел шрифт, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?»

Дино дос Сантос
{ "items": [{"title":"\u0426\u0438\u0444\u0440\u044b \u0448\u0440\u0438\u0444\u0442\u0430 Dusha \u0441 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u043c\u0438 type.today","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ce8c499c-34b8-ece4-2f48-14f9f51462a1","width":1500,"height":583,"size":109019,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u041f\u0440\u043e\u043f\u0438\u0441\u043d\u044b\u0435 \u043b\u0430\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u044b \u0448\u0440\u0438\u0444\u0442\u0430 Dusha \u0441 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u043c\u0438 type.today","image":{"type":"image","data":{"uuid":"195f2ef7-028a-f67f-48e9-28c6d4bc2dc4","width":1500,"height":758,"size":152206,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u041f\u0440\u043e\u043f\u0438\u0441\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u0438\u0446\u044b \u0448\u0440\u0438\u0444\u0442\u0430 Dusha \u0441 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u043c\u0438 type.today","image":{"type":"image","data":{"uuid":"17d708a7-0f9f-75e6-26dc-12670d14b0fb","width":1500,"height":740,"size":157105,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0421\u0442\u0440\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u043b\u0430\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u044b \u0438 \u043a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u0438\u0446\u044b \u0448\u0440\u0438\u0444\u0442\u0430 Dusha \u0441 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u043c\u0438 type.today","image":{"type":"image","data":{"uuid":"12a8dc5f-8fab-6574-e280-c326a18bfdd2","width":1500,"height":732,"size":161593,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях.

Дино дос Сантос

«Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. В кириллическом комплекте знаков, мне кажется, есть отсылки к кириллическим шрифтам конца 19 века. Однако здесь ничего нельзя сказать наверняка», — уточнил Дино дос Сантос.

В итоге студия просто расширила комплект знаков, добавила западноевропейские глифы и уравновесила имеющиеся латинские и кириллические знаки.

Разные и низкокачественные шрифты брендов

Далее шрифтовый дизайнер и критик типографики чемпионата Кристоф Кеберлин рассуждает о том, что качество надписей и номеров на формах футболистов не имеют единой стилистики и выполнены слабо.

Он считает, что это связано с тем, что за типографику на формах отвечают бренды, поддерживающие команды. Например, Adidas оформляла одежду 12 сборных чемпионата, Nike — десяти команд, а Puma — четырёх.

Как пример плохой типографики Кристоф Кеберлин приводит шрифт на экипировке команд, спонсируемых Puma.

А также шрифт команд Adidas.

Мне кажется разумным не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата.

Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.

Кристоф Кеберлин

#дизайн

{ "author_name": "Вадим Скворцов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 33, "likes": 57, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 41815, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 41815, "author_id": 120027, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41815\/get","add":"\/comments\/41815\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41815"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114 }

33 комментария 33 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
38

«Создать комитет, отвечающий за типографику на футболках» — блестящая идея. Предлагаю ещё создать министерство развития сеток для ворот.

Ответить
2

Согласен, это действительно неудачная затея

Ответить
5

объясните, пожалуйста, чем не устраивал шрифт с, например, прошлого ЧМ? Почему его вдруг потребовалось менять? Какую проблему решали?

Ответить
40

Проблему безDUSHAвности решали, ты чё как маленький.

Ответить
30

у меня аж скрепы зачесались

Ответить
18

С такой логикой можно и ЧМ, и Олимпийские игры в одном месте всегда проводить - построили же однажды стадионы в Греции.

Ответить
0

с какой логикой?

Ответить
13

с отсутствующей

Ответить
7

Ну потому что прошло 4 года, меняется логотип, значит нужно менять дизайн.
Шрифт Adidas сделали с закосом под русский конструктивизм, точнее плакаты времён 20ых годов, но ребята увлеклись дизайном и забыли про читаемость

Ответить
–1

А заодно, похоже, и про дизайн

Ответить
6

Ровно по той же причине, по которой меняли вообще всю айдентику турнира. Уж зачем это-то делают думаю объяснять не надо.

Ответить
0

нет уж, объясните, пожалуйста

Ответить
2

бабки пилят

Ответить
2

Чтобы отразить индивидуальность места, в котором проводится ЧМ. Ну и просто круто каждый раз новый дизайн делать.)

Ответить
1

Бабосики решали)

Ответить
7

Шрифт херовый, да. Но где критика и разбор?

Ответить
1

А, так они на type.today. Под заголовком есть ссылка, хоть и не очень заметная

Ответить
7

Да у вас просто русской DUSHA нет! Вот вы и беситесь.

Ответить
3

А точно-точно не пох???
Хреноватая типографика, да.
Но, много ли есть любителей футбола, которые вообще не знают ни фамилий ни лиц игроков и которым так уж тяжко из-за не очень читабельных фамилий на футболках?

Ответить
2

Прикол в том что на ЧМ как раз половина сборных не из Европы, потому незнакомых игроков десятки даже для преданных поклонников футбола

Ответить
3

зашел в магазин, там был журнал с карточками игроков. Прочитать половину надписей я не смог из-за этого шрифта. точнее это сделать гораздо труднее чем обычно.

Ответить
2

Вернее прочитать могут не только лишь все, мало кто может это делать - как сказал бы Кличко.

Ответить
3

Так а анализ проблемы будет?
Ну, типа какой процент орбиторов, болельщиков, или других заинтересованных лиц страдал из-за нечитабельности шрифта? Не мог понять, что происходит на поле?
Или может статистика о предыдущих событиях, скольким людям не в теме, шрифт на футболке помог разобраться в происходящем?

Может сам шрифт, в данном случае, не решает никакой проблемы. И поэтому у может быть любым?

Вот вчера играли. По полю бегал чувак, у которого на футболке написано "Trippier". Мож лично он рад нечитабельности шрифта. Ещё лучше, если б была клинопись. Или юникод. Или вовсе без надписей.

Ответить
–1

Ну вот же круто. Неужели нельзя было так сделать?
http://www.abcdinamo.com/projects/nike-gorky-world-cup-2018

Ответить
2

Нет это не круто.
Декоративные шрифты не годятся для всего, кроме лозунгов, баннеров, заголовков.

Ответить
2

Это же сарказм был, вроде.

Ответить
–1

Сарказма не было. Да, фамилии на форме этим шрифтом, конечно, не стоит набирать. Но на рекламных материалах, он намного лучше и интереснее на мой взгляд, чем эти унылые загогулины

Ответить
2

«Я был против этого шрифта, но согласился на работу. Я не виноват» - отлично соскочил. Это все ещё прокатывает?

Ответить
1

Да забейте...

Ответить
1

"Комментарии" к примерам шрифта можно было бы и расшифровать) интересно, но непонятно

Ответить
0

Выглядит как что-то восточно-азиатское. Ну, в принципе отсылка к золотой орде норм, чо.

Ответить
0

Да всем пох*й, чесслово

Ответить
0

"Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России."
Эм... А кого он ожидал увидеть? Седовласого старца? Российского футболиста? Ректора МГУ? Президента?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления