Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России Статьи редакции

Основные моменты из материала журнала type.today.

Интервью с соавтором шрифта Dusha Дино дос Сантосом

Дино дос Сантос рассказывает, что в 2014 году его пригласили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России.

Тогда его команде выдали эскизы основного комплекта знаков в формате файлов Adobe Illustrator, уже утверждённые FIFA и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира. Изначально шрифт выполняла другая студия, а Дино дос Сантосу его передали на завершающей стадии.

По словам Сантоса, эскизы почти нельзя было изменять — он мог только вносить незначительные корректировки. Сам же соавтор шрифта был недоволен утверждёнными работами.

Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России.

Когда я увидел шрифт, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?»

Дино дос Сантос

Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях.

Дино дос Сантос

«Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. В кириллическом комплекте знаков, мне кажется, есть отсылки к кириллическим шрифтам конца 19 века. Однако здесь ничего нельзя сказать наверняка», — уточнил Дино дос Сантос.

В итоге студия просто расширила комплект знаков, добавила западноевропейские глифы и уравновесила имеющиеся латинские и кириллические знаки.

Разные и низкокачественные шрифты брендов

Далее шрифтовый дизайнер и критик типографики чемпионата Кристоф Кеберлин рассуждает о том, что качество надписей и номеров на формах футболистов не имеют единой стилистики и выполнены слабо.

Он считает, что это связано с тем, что за типографику на формах отвечают бренды, поддерживающие команды. Например, Adidas оформляла одежду 12 сборных чемпионата, Nike — десяти команд, а Puma — четырёх.

Как пример плохой типографики Кристоф Кеберлин приводит шрифт на экипировке команд, спонсируемых Puma.

А также шрифт команд Adidas.

Мне кажется разумным не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата.

Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.

Кристоф Кеберлин
0
33 комментария
Написать комментарий...
Sergey Puzin

«Создать комитет, отвечающий за типографику на футболках» — блестящая идея. Предлагаю ещё создать министерство развития сеток для ворот.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов
Автор

Согласен, это действительно неудачная затея

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

объясните, пожалуйста, чем не устраивал шрифт с, например, прошлого ЧМ? Почему его вдруг потребовалось менять? Какую проблему решали?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Khoroshilov

Проблему безDUSHAвности решали, ты чё как маленький.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

у меня аж скрепы зачесались

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kanunnikov

С такой логикой можно и ЧМ, и Олимпийские игры в одном месте всегда проводить - построили же однажды стадионы в Греции.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

с какой логикой?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ткач

с отсутствующей

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kopeikin

Ну потому что прошло 4 года, меняется логотип, значит нужно менять дизайн.
Шрифт Adidas сделали с закосом под русский конструктивизм, точнее плакаты времён 20ых годов, но ребята увлеклись дизайном и забыли про читаемость

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

А заодно, похоже, и про дизайн

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Ровно по той же причине, по которой меняли вообще всю айдентику турнира. Уж зачем это-то делают думаю объяснять не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

нет уж, объясните, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Бирюков

бабки пилят

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tugolukovskiy

Чтобы отразить индивидуальность места, в котором проводится ЧМ. Ну и просто круто каждый раз новый дизайн делать.)

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Indigo

Бабосики решали)

Ответить
Развернуть ветку
sf

Шрифт херовый, да. Но где критика и разбор?

Ответить
Развернуть ветку
m0NKey bR4in

А, так они на type.today. Под заголовком есть ссылка, хоть и не очень заметная

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Khoroshilov

Да у вас просто русской DUSHA нет! Вот вы и беситесь.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

А точно-точно не пох???
Хреноватая типографика, да.
Но, много ли есть любителей футбола, которые вообще не знают ни фамилий ни лиц игроков и которым так уж тяжко из-за не очень читабельных фамилий на футболках?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

Прикол в том что на ЧМ как раз половина сборных не из Европы, потому незнакомых игроков десятки даже для преданных поклонников футбола

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

зашел в магазин, там был журнал с карточками игроков. Прочитать половину надписей я не смог из-за этого шрифта. точнее это сделать гораздо труднее чем обычно.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ткач

Вернее прочитать могут не только лишь все, мало кто может это делать - как сказал бы Кличко.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Так а анализ проблемы будет?
Ну, типа какой процент орбиторов, болельщиков, или других заинтересованных лиц страдал из-за нечитабельности шрифта? Не мог понять, что происходит на поле?
Или может статистика о предыдущих событиях, скольким людям не в теме, шрифт на футболке помог разобраться в происходящем?

Может сам шрифт, в данном случае, не решает никакой проблемы. И поэтому у может быть любым?

Вот вчера играли. По полю бегал чувак, у которого на футболке написано "Trippier". Мож лично он рад нечитабельности шрифта. Ещё лучше, если б была клинопись. Или юникод. Или вовсе без надписей.

Ответить
Развернуть ветку
Александр К

Ну вот же круто. Неужели нельзя было так сделать?
http://www.abcdinamo.com/projects/nike-gorky-world-cup-2018

Ответить
Развернуть ветку
Олег Линьков

Нет это не круто.
Декоративные шрифты не годятся для всего, кроме лозунгов, баннеров, заголовков.

Ответить
Развернуть ветку
Сарджъ Мадовски

Это же сарказм был, вроде.

Ответить
Развернуть ветку
Александр К

Сарказма не было. Да, фамилии на форме этим шрифтом, конечно, не стоит набирать. Но на рекламных материалах, он намного лучше и интереснее на мой взгляд, чем эти унылые загогулины

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Chechetka

«Я был против этого шрифта, но согласился на работу. Я не виноват» - отлично соскочил. Это все ещё прокатывает?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дима Корно

"Комментарии" к примерам шрифта можно было бы и расшифровать) интересно, но непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Выглядит как что-то восточно-азиатское. Ну, в принципе отсылка к золотой орде норм, чо.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Да всем пох*й, чесслово

Ответить
Развернуть ветку
Анна

"Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России."
Эм... А кого он ожидал увидеть? Седовласого старца? Российского футболиста? Ректора МГУ? Президента?

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда