{"id":13503,"url":"\/distributions\/13503\/click?bit=1&hash=a6a620b0b3e1c075f1e83feddacf93e193aeb4143fb6c4c0845bea8392031afd","title":"\u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b vs. \u043d\u0435\u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b","buttonText":"\u041a\u0442\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442?","imageUuid":"f51d1df3-c90f-5d41-a4ff-0d0fa66a34ac","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Анна ШЕРЕР

Базовые принципы нейроэстетики

Что необходимо знать, чтобы создавать мировые шедевры искусства и дизайна? Базовые принципы, которые объясняют почему одни объекты мы находим привлекательными, а другие уродливыми.

Прежде всего нейроэстетика занимается изучением восприятия всего прекрасного, от природных явлений до предметов культуры и искусства. Причем здесь нейронаука? При том, что благодаря изучению процессов, которые происходят в головном мозге мы имеем возможность понять природу этих явлений. Нейроэстетика изучает почему одни объекты мы находим привлекательными, а другие уродливыми.

Исследования в этой области показывают, что наше восприятие красоты это совокупность нейробиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов в головном мозге. Создатель этого направления, Семи Зеки, изучал реакции головного мозга в тот момент, когда испытуемые рассматривали признанные шедевры живописи, от Леонардо Да Винчи до Сезана и Моне.

Ему удалось обнаружить, что в момент просмотра у человека активируется участок коры головного мозга, который отвечает за мотивацию и предвкушение удовольствия. Система ПОИСК, она же дофаминовая система.

Далее дело Зеки продолжил Вилейанур Рамачадран, который вывел несколько базовых принципов нейроэстетики.

Принцип № 1 — группировка

Человеку свойственно получать удовольствие от группировки объектов и их дальнейшего узнавания. Такое поведение берет свое начало в эволюции. Находясь в поисках пропитания и обнаружив животное, которое притаилось в чаще леса, человек переживал прилив энергии и предвкушал удовольствие, что приводило к стимуляции дофаминовой системы. Таким образом, складывая целостную картину из набора хаотичных предметов, мы испытываем возбуждение и удовольствие.

Принцип № 2 — гипербола или преувеличение

Принцип опять же связан с выживанием. Так животные и люди расценивают приближающиеся объекты как источник еды. Таким образом, интенсивность и преувеличение связаны с предвкушением удовольствия, что опять же стимулирует выброс дофамина.

Принцип № 3 — контраст

При помощи контраста мы отделяем фигуру от фона. Это опять-таки имеет значение для выживания: таким образом мы распознаем притаившееся животное, которое готово напасть. Именно поэтому нам нравятся четко очерченные, контрастные предметы, которые выделяются на общем фоне.

Принцип № 4 — изоляция

Человеку важно практически мгновенно отделять главное от второстепенного. Концентрироваться на самом значимом. Это связано с тем, что ресурсы головного мозга крайне ограничены. Мы не можем тратить драгоценную энергию на многочисленные сигналы. Умение выделять главное переживается как удовольствие и подкреплено дофамином.

Принцип № 5 — сложность

Необходимо поддерживать оптимальный уровень сложности, все простое и понятное нам неинтересно. Если быть точнее, то необходимо искать баланс между чрезмерно сложным и чрезмерными простыми вещами. Оптимальный уровень сложности необходим для активации дофаминовой системы и поддержании уровня вовлечения и интереса.

Принцип № 6 — симметрия

Мозг любит симметрию. Это создает ощущение порядка, контроля и безопасности. Однако, есть нюанс. Чрезмерная симметрия заставляет человека напрягаться, так как она выглядит искусственно. Чрезмерная симметрия конфликтует с принципом сложности, так как она выглядит скучной и предсказуемой.

Принцип № 7 — визуальная метафора

Метафора это язык первой сигнальной системы, довербальный уровень коммуникации. Таким образом, метафора это язык эмоций, представленный в виде символов и знаков. Метафора связывает разные смыслы и эмоциональный опыт, личный и культурно-исторический. Метафора играет важную роль в интерпретации цвета, а также является инструментом влияния на эмоциональную сферу.

В следующий раз поговорим о том, какое значение базовые принципы нейроэстетики имеют для маркетинга и рекламы

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Васильев

Спасибо за статью! Эта книга раскрывает подробнее суть вопроса?

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Stralenya

Скорее книга "Нейродизайн" Даррен Бриджер. Советую:)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Анна ШЕРЕР
Автор

Дмитрий, доброе утро.

Первая книга написана нейробиологом, она объясняет как все устроено и почему именно так. Язык простой, читать легко.

Вторая книга это адаптация научных знаний для применения в дизайне и маркетинге. Здесь то ли перевод хромает, то ли особенность автора, но мне показалась книга несколько затянутой.

В общем, выбор за вами, я бы рекомендовала обе к прочтению.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев

Анна, благодарю за рекомендации! Уже обе нашел )

Ответить
Развернуть ветку
Анна ШЕРЕР
Автор

Отлично! Хорошего чтива!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null