Десять правил хорошего продукта от дизайнера Braun Дитера Рамса Статьи редакции

На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple.

Дитер Рамс, Фото: baust-kommunikation.de

В 1960-х годах техника Braun, спроектированная Рамсом, стала новшеством. Тогда на смену громоздкости и сложности в дизайн бытовых приборов пришли минимализм, компактность, функциональность.

Став всемирно известным дизайнером, Рамс вместе с супругой основал Dister and Ingerborg Rams Foundation, чтобы популяризировать собственную дизайн-философию. Продвигать своё видение Рамс начал в 1980-м году. Его концепция заключалась в десяти простых правилах хорошего продукта, которым он следует в течение всей жизни.

1. Эргономика

Дитер Рамс родился в немецком городе Висбаден в 1932 году. В 15 лет поступил в художественную школу, изучал архитектуру и дизайн. Прошёл учебную практику в столярной мастерской в Келькхайме, после чего продолжил учиться и получил диплом.

После обучения поступил на службу к местному архитектору, с 1953 по 1955 год он помогал разрабатывать проекты американских консульств в Западной Германии. Но архитектура не сильно увлекла юного Рамса.

Дитер Рамс. Фото: dasprogramm.org

В 1955 году Рамс сменил специализацию: прошёл по конкурсу в штатные дизайнеры компании Braun. Впоследствии он возглавил отдел дизайна и проработал в компании 40 лет.

В 1956 году он работал вместе с преподавателем Хансом Гугелотом над проигрывателем SK4 для Braun. Ханс Гугелот — промышленный дизайнер, один из создателей Ульмской школы дизайна. Рамс и Гугелот первые решили отказаться от громоздкого деревянного корпуса, формата «сундука», ретро-дизайна.

Так выглядели проигрыватели 1950-х годов. Фото: YouTube

«В это время было нормально, что электротовары выглядят как мебель. Я хотел более технического взгляда на эти вещи», — говорил Рамс в интервью.

Созданный Рамсом проигрыватель был металлическим с двумя деревянными стенками в светлых тонах. Панель управления располагалась сверху, возле диска, а не сбоку. Потому кнопки и тумблеры стали заметнее и доступнее.

Владелец проигрывателя первым делом видел пункт управления. Ему не нужно было наклоняться и рассматривать кнопки, расположенные с торца.

Проигрыватель с прозрачной крышкой SK4. Фото: Archikultura

Металлическую крышку, которая предполагалась изначально, Рамс заменил на прозрачную пластиковую. В отличие от металлической, она не вибрировала и открывала пользователям механическую часть проигрывателя. Решение понравилось покупателям, вскоре оно стало стандартом отрасли. За пластиковую крышку прибор в народе прозвали «гробом белоснежки».

Проигрыватель с прозрачной крышкой SK4. Фото: Pinterest

2. Удобство использования

Рамс привнёс в дизайн простые формы и функциональность. Он так погружался в работу, что тратил 18 недель на поиск удобного расположения рукояток на транзисторе. Сделать кнопки на калькуляторе разноцветными тоже его идея. Как и разместить под углом рукоятку фена, чтобы удобнее было сушить волосы сзади.

Бритва Braun Combi DL5 (1957 год). Фото: dasprogramm.org

Я считал, что приборы должны были быть лёгкими, не перегруженными функциями, которые могут понять только технические специалисты. Кроме того, продукты должны быть разработаны так, чтобы были понятны.

Мы знали, что большинство людей не читают руководств по эксплуатации, а у нас была идея присвоить разные функции разным цветам. Маленькие цветные штрихи делают вещь ярче.

Дитер Рамс
Карманное радио Braun T3 (1958 год). Фото: MoMA
Калькулятор 4777 Braun. Фото: eBay

3. Внедрение инноваций

Рамс уделял внимание не только мелким деталям, но использовал новые технологии для усовершенствования приборов. Замена больших ламп в аудиопроигрывателе на транзисторы позволила Рамсу сделать аудиосистемы в несколько раз компактнее.

Первая аудиосистема из модульных элементов — тоже совместная разработка Рамса и Гугелота. Это Hi-Fi система Atelier 1 и динамики L1. До этого проекта все аудиосистемы состояли из одного модуля, в который интегрировались и динамики, и проигрыватель. Рамс разделил устройство на несколько самостоятельных модулей, устройство стало компактнее. Вскоре такое строение стало стандартом.

Atelier 1 и L1 по пропорциям совпадали с SK4. Поэтому их комбинировали и использовали вместе.

Динамик Braun L1. Фото: losko.ru

Следующей разработкой стал динамик L2 на металлической подставке.

Динамик Braun L2. Фото: losko.ru
Динамик Braun LE1, фото: losko.ru

4. Функциональность

Рамс хотел, чтобы техника была не просто удобной, но и эстетичной. По его мнению, функциональность не должна была отражаться на красоте предмета. В 1960 году Рамс, будучи штатным дизайнером Braun, выпустил электростатический динамик LE1 с легчайшими мембранами.

Мембраны визуализировали высокое качество и чёткость звука. Динамик стал символом инновационных решений, пришедших в Европу в 1960-х годах.

В 1962 году Рамс возглавил дизайнерский отдел компании Braun на последующие 33 года. Сначала в отделе были только молодые специалисты, и они всё меньше пользовались рекомендациями преподавателей старой школы. Рамс тогда сконцентрировался на радио-проигрывателях, проекторах и фонариках.

Продукция Braun стала так популярна из-за своего дизайна, что появилась в работах британского поп-художника Ричарда Гамильтона.

The Critic Laughs (1971-2) by Richard Hamilton (1922-2011), фото: Phaidon

5. Внимание к деталям

Параллельно с работой в Braun Рамс начал работать в компании Vistoe (ранее Otto Zapf). Компания занималась созданием классической мебели. Всю продукцию разрабатывал лично Рамс. Это совместная компания Рамса и Нильса Вица. Магазины компании находятся в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Мюнхене.

Универсальная система полок 606, Vitsoe, 1960 год. Фото: пресс-служба дизайнера

Дизайн серии аудиосистем Рамса для Braun Audio 1 разработан так, чтобы его можно было разместить на системе полок 606.

В то время было невероятно иметь Hi-Fi с компонентами, которые можно повесить на стену. Сейчас на рынке есть много вещей, которые вы можете установить на стене, но эта стала первой. Все элементы были спроектированы так, чтобы они могли вписаться в систему стеллажей 606.

Дитер Рамс

Система полок 606 разработана так, чтобы легко собрать её из нескольких сменных блоков в виде полок, ящиков и шкафчиков. Каждый элемент изготовлен из алюминия и профиля E-track. Оригинальная версия изготавливалась из бука, а дверцы и ящики из белого лакированного дерева.

6. Экологичность

Столы проекта 621 — попытка Рамса поднять статус пластика до благородного материала. Все изделия окрашивались вручную.

Стол проекта 621. Фото: museum-design.ru

7. Минимализм

В 1965 году Рамс отказался от белого цвета в технике в пользу бледно-чёрного. Он покрыл им систему Studio 1000 со всех сторон, кроме лаковой панели. Техника Braun стала выглядеть компактнее из-за тёмных тонов. Рамсу удалось избавиться от лишних винтов и креплений. Вместо них он стал использовать алюминиевую ленту. Регуляторы Рамс сделал больше, как и переключатели блоков.

Studio 1000. Фото: Pinterest

В течение следующих 30 лет чёрный цвет стал доминировать в дизайне бытовой электроники. Рамс стал использовать его не только для аудиопродукции, но и для дизайна часов, калькуляторов и других продуктов. Эта тенденция к превалирующим чёрным тонам длилась до 1970-х годов.

8. Эстетика

Одна из любимых разработок Рамса — цилиндрическая чёрная зажигалка модели T2 с технологией магнитного зажигания. Как курильщику, Рамсу нравилось экспериментировать с моделями зажигалок, он рассматривал их в качестве «мини-скульптур».

Зажигалка Braun T2. Фото: Pinterest

9. Честность с потребителем

«Я думаю, хорошие дизайнеры всегда должны быть авангардистами, и всегда быть на шаг впереди своего времени, — рассказал Дитер Рамс, выступая перед советом компании Braun в 1980 году. — Они должны подвергать сомнению всё, что кажется очевидным. Они должны обладать интуицией к изменениям человеческих предпочтений, к их желаниям, заботам, потребностям и их привычкам. Они должны уметь реально оценивать свои возможности и границы технологии».

10. Актуальность

Для компании Apple Рамс стал идейным вдохновителем: дизайн транзисторного приемника T3 компания взяла в качестве примера при создании первого поколения iPod. Рамс поддерживал технические решения Apple. По его словам, фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам, Apple одна из них.

В документальном фильме Objectified Рамс заявил, что Apple — единственная компания, которая следует разработанным Рамсом принципам в полной мере.

Фото: dasprogramm.org

«Основной дизайн не изменился с тех пор, как мы начали работать в 1980-х годах», — говорит Рамс. Он вдохновил многих современных дизайнеров: Сэма Хекта, Константина Грчича, Джони Айва и других.

Стелаж 606 для Vitsoe

В течение 16 лет Дитер Рамс преподавал в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств и получил титул почётного преподавателя в Королевском колледже искусств Лондона. Был президентом Немецкого совета формообразования.

Сейчас Рамсу 86 лет, он по-прежнему придумывает новые решения. Когда Рамса спросили, чем бы он занялся, если бы снова стал молодым. Он ответил, что искал бы новые способы добычи альтернативной энергии. По его словам, ветряки приносят пользу, но очень портят вид.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
tychodaimon

он еще живой?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Nalbandyan
Ответить
Развернуть ветку
Леонид Ефимович

Пиздец.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цой жив

Статья просто из 2000х

Ответить
Развернуть ветку
Paul Kenney

Согласен))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Cherevkov

Отличная статья, впервые за много недель реально заинтересовался содержанием

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Dudochkin

58 год калькулятор! У нас калькулятор был электромеханический за радость размером с печатную машинку вплоть до 90х!

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Ефимович

Радио, а не калькулятор.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Не всё так печально, этот калькулятор в 1987 представили.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalsky

немного коряво перевели 10 основных принципов
намудрили с удобством использования, функциональностью и эргономикой
а так, норм
1. Good design is innovative
2. Good design makes a product useful
3. Good design is aesthetic
4. Good design makes a product understandable
5. Good design is unobtrusive
6. Good design is honest
7. Good design is long lasting
8. Good design is thorough down to the last detail
9. Good design is environmentally friendly
10. Good design is as little design as possible

"

Ответить
Развернуть ветку
Yan Petrov

В каком месте Дитером вдохновлялся Джобс? Есть ссылка на интервью где он это говорит? То, что Айв вдохновлялся Рамсом, это бесспорно, только Айва в статье вы упомянули один раз и одной строкой с другими дизайнерами.

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

https://www.cultofmac.com/188753/the-braun-products-that-inspired-apples-iconic-designs-gallery/ Вот тут есть ссылка на сравнение продуктов Braun времен Дитера и продуктов и приложений Apple

Ответить
Развернуть ветку
Yan Petrov

Я ведь тоже самое прикрепил к своему комментарию. Я просил ссылку на цитату Стива о его вдохновении Рамсом. Впрочем, подзаголовок вы поменяли, к нему у меня и были претензии. Статья неплохая, но «любовь» между Рамсом и Айвом вы зря упустили, ведь «на дизайнерские решения Рамса ориентировалась» не компания Apple, а именно Джонатан.

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

Спасибо за уточнение.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Т

Судя по пост-джобсовскому дизайну иконок айфона, Джонни Айв вдохновлялся не Рамсом, а кокаином. В свое время весь интернет изошел на говно по поводу этих иконок - кислотных и асимметричных.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
не Рамсом, а кокаином

такая фраза автоматически вызывает комический эффект. ведь прикольно представлять, как Джонни в своей белой комнате в безумии упарывается веществами... но по факту Джонни Айв не дизайнил иконки. Он отвечает за промышленный дизайн.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

За дизайн iOS 7 отвечал Айв

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Musikhina

Такая хорошая статья. Интересно, как он, будучи штатным дизайнером в Braun, доказал, что именно его новый дизайн лучший? Это ж надо стольких людей убедить

Ответить
Развернуть ветку
Ильич Гватемала

"Мы знали, что большинство людей не читают руководств по эксплуатации"
Ага, ага, значит болт на руководство пользователя к чему-либо уже забивали и в те времена и не только в России!)) и небось заглядывали туда, когда что-то уже сломалось)))

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Mishurovsky

Очень интересная статья, было бы здорово увидеть подобные о других ключевых фигурах в дизайне

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Ефимович

Apple до Рамса далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

какая нах левитра у гамильтона, автор ты пьян?) во первых это не картина, а коллаж. во вторых она называется "Just what is it that makes today's homes so different, so appealing?" в третьих, где там влияние компании браун вообще? пылесос гувер констеллейшен, The tape recorder is a British-made Boosey & Hawkes "Reporter".

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

Работы Гамильтона во многих источниках называют картинами, хотя это коллажи. Вот ссылки на его работы с Braun https://www.tate.org.uk/art/artworks/hamilton-toaster-p04253 http://uk.phaidon.com/agenda/art/articles/2014/february/11/richard-hamiltons-love-of-braun/

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

но причем здесь этот конкретный, ставший классикой поп арта, коллаж гамильтона, который вы разместили в статье, и браун? это все равно как выложить уорхоловскую мерлин монро с подписью "суп кэмпбелл оказал влияние на творчество энди уорхола"

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

Спасибо, заменила работы

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Topre

Несомненно очень талантливый дизайнер.

P.s. В статье упоминается использование новшеств в технике, как нечто удивительное. Но это закономерный процесс. Использование транзисторов вместо ламп - естественный ход истории. Например, начало использования литиевых батарей вместо NiMH - не является чем-то из ряда вон выходящим.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Sorokin

Я, конечно, дико извиняюсь, но на 3-х картинках из 4ого пункта про Функциональность техника выглядит "просто ахуенно". Уже хочу себе такое, чтобы на полочках из 5ого пункта всё это стояло.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

и все же подзаголовок "На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple" это слишком сильное утверждение. сколько я помню у айзексона, или как там его, из брендов, он часто ошивался у сони, а воспитанные японцы не знали что с ним делать. и miele было, в числе других кухонных брендов, отсюда матовые пластиковые задники у его настольных компов. а если все в кучу смешать, там много что вспомнится, в том числе и браун, который, по моему, и без стива джобса сам по себе хорош. https://www.businessinsider.com/here-are-some-big-gorgeous-photos-of-industrial-designs-steve-jobs-truly-loved-2011-11#for-years-one-of-jobss-only-pieces-of-home-decor-was-a-tiffany-lamp-12

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Арсений Ахмадуллин

А можно поподробнее про американские консульства от немецких архитекторов в 1947 году.

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

не 1947, а 1953-1955, в Западной Германии

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Ахмадуллин

Точно. Или не заметил или статью обновили.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Ахмадуллин

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Bronislav Tankov
Автор

Вам спасибо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анатолий Грачёв

Самое время становиться топ дизайнером в мире ?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Vasiliev

«ветряки полезны, но сильно портят вид». Мне нравится этот мужчина!

Ответить
Развернуть ветку
Офтоп

Прикол

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда