Десять правил хорошего продукта от дизайнера Braun Дитера Рамса Статьи редакции
На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple.
В 1960-х годах техника Braun, спроектированная Рамсом, стала новшеством. Тогда на смену громоздкости и сложности в дизайн бытовых приборов пришли минимализм, компактность, функциональность.
Став всемирно известным дизайнером, Рамс вместе с супругой основал Dister and Ingerborg Rams Foundation, чтобы популяризировать собственную дизайн-философию. Продвигать своё видение Рамс начал в 1980-м году. Его концепция заключалась в десяти простых правилах хорошего продукта, которым он следует в течение всей жизни.
1. Эргономика
Дитер Рамс родился в немецком городе Висбаден в 1932 году. В 15 лет поступил в художественную школу, изучал архитектуру и дизайн. Прошёл учебную практику в столярной мастерской в Келькхайме, после чего продолжил учиться и получил диплом.
После обучения поступил на службу к местному архитектору, с 1953 по 1955 год он помогал разрабатывать проекты американских консульств в Западной Германии. Но архитектура не сильно увлекла юного Рамса.
В 1955 году Рамс сменил специализацию: прошёл по конкурсу в штатные дизайнеры компании Braun. Впоследствии он возглавил отдел дизайна и проработал в компании 40 лет.
В 1956 году он работал вместе с преподавателем Хансом Гугелотом над проигрывателем SK4 для Braun. Ханс Гугелот — промышленный дизайнер, один из создателей Ульмской школы дизайна. Рамс и Гугелот первые решили отказаться от громоздкого деревянного корпуса, формата «сундука», ретро-дизайна.
«В это время было нормально, что электротовары выглядят как мебель. Я хотел более технического взгляда на эти вещи», — говорил Рамс в интервью.
Созданный Рамсом проигрыватель был металлическим с двумя деревянными стенками в светлых тонах. Панель управления располагалась сверху, возле диска, а не сбоку. Потому кнопки и тумблеры стали заметнее и доступнее.
Владелец проигрывателя первым делом видел пункт управления. Ему не нужно было наклоняться и рассматривать кнопки, расположенные с торца.
Металлическую крышку, которая предполагалась изначально, Рамс заменил на прозрачную пластиковую. В отличие от металлической, она не вибрировала и открывала пользователям механическую часть проигрывателя. Решение понравилось покупателям, вскоре оно стало стандартом отрасли. За пластиковую крышку прибор в народе прозвали «гробом белоснежки».
2. Удобство использования
Рамс привнёс в дизайн простые формы и функциональность. Он так погружался в работу, что тратил 18 недель на поиск удобного расположения рукояток на транзисторе. Сделать кнопки на калькуляторе разноцветными тоже его идея. Как и разместить под углом рукоятку фена, чтобы удобнее было сушить волосы сзади.
3. Внедрение инноваций
Рамс уделял внимание не только мелким деталям, но использовал новые технологии для усовершенствования приборов. Замена больших ламп в аудиопроигрывателе на транзисторы позволила Рамсу сделать аудиосистемы в несколько раз компактнее.
Первая аудиосистема из модульных элементов — тоже совместная разработка Рамса и Гугелота. Это Hi-Fi система Atelier 1 и динамики L1. До этого проекта все аудиосистемы состояли из одного модуля, в который интегрировались и динамики, и проигрыватель. Рамс разделил устройство на несколько самостоятельных модулей, устройство стало компактнее. Вскоре такое строение стало стандартом.
Atelier 1 и L1 по пропорциям совпадали с SK4. Поэтому их комбинировали и использовали вместе.
Следующей разработкой стал динамик L2 на металлической подставке.
4. Функциональность
Рамс хотел, чтобы техника была не просто удобной, но и эстетичной. По его мнению, функциональность не должна была отражаться на красоте предмета. В 1960 году Рамс, будучи штатным дизайнером Braun, выпустил электростатический динамик LE1 с легчайшими мембранами.
Мембраны визуализировали высокое качество и чёткость звука. Динамик стал символом инновационных решений, пришедших в Европу в 1960-х годах.
В 1962 году Рамс возглавил дизайнерский отдел компании Braun на последующие 33 года. Сначала в отделе были только молодые специалисты, и они всё меньше пользовались рекомендациями преподавателей старой школы. Рамс тогда сконцентрировался на радио-проигрывателях, проекторах и фонариках.
Продукция Braun стала так популярна из-за своего дизайна, что появилась в работах британского поп-художника Ричарда Гамильтона.
5. Внимание к деталям
Параллельно с работой в Braun Рамс начал работать в компании Vistoe (ранее Otto Zapf). Компания занималась созданием классической мебели. Всю продукцию разрабатывал лично Рамс. Это совместная компания Рамса и Нильса Вица. Магазины компании находятся в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Мюнхене.
Дизайн серии аудиосистем Рамса для Braun Audio 1 разработан так, чтобы его можно было разместить на системе полок 606.
Система полок 606 разработана так, чтобы легко собрать её из нескольких сменных блоков в виде полок, ящиков и шкафчиков. Каждый элемент изготовлен из алюминия и профиля E-track. Оригинальная версия изготавливалась из бука, а дверцы и ящики из белого лакированного дерева.
6. Экологичность
Столы проекта 621 — попытка Рамса поднять статус пластика до благородного материала. Все изделия окрашивались вручную.
7. Минимализм
В 1965 году Рамс отказался от белого цвета в технике в пользу бледно-чёрного. Он покрыл им систему Studio 1000 со всех сторон, кроме лаковой панели. Техника Braun стала выглядеть компактнее из-за тёмных тонов. Рамсу удалось избавиться от лишних винтов и креплений. Вместо них он стал использовать алюминиевую ленту. Регуляторы Рамс сделал больше, как и переключатели блоков.
В течение следующих 30 лет чёрный цвет стал доминировать в дизайне бытовой электроники. Рамс стал использовать его не только для аудиопродукции, но и для дизайна часов, калькуляторов и других продуктов. Эта тенденция к превалирующим чёрным тонам длилась до 1970-х годов.
8. Эстетика
Одна из любимых разработок Рамса — цилиндрическая чёрная зажигалка модели T2 с технологией магнитного зажигания. Как курильщику, Рамсу нравилось экспериментировать с моделями зажигалок, он рассматривал их в качестве «мини-скульптур».
9. Честность с потребителем
«Я думаю, хорошие дизайнеры всегда должны быть авангардистами, и всегда быть на шаг впереди своего времени, — рассказал Дитер Рамс, выступая перед советом компании Braun в 1980 году. — Они должны подвергать сомнению всё, что кажется очевидным. Они должны обладать интуицией к изменениям человеческих предпочтений, к их желаниям, заботам, потребностям и их привычкам. Они должны уметь реально оценивать свои возможности и границы технологии».
10. Актуальность
Для компании Apple Рамс стал идейным вдохновителем: дизайн транзисторного приемника T3 компания взяла в качестве примера при создании первого поколения iPod. Рамс поддерживал технические решения Apple. По его словам, фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам, Apple одна из них.
В документальном фильме Objectified Рамс заявил, что Apple — единственная компания, которая следует разработанным Рамсом принципам в полной мере.
«Основной дизайн не изменился с тех пор, как мы начали работать в 1980-х годах», — говорит Рамс. Он вдохновил многих современных дизайнеров: Сэма Хекта, Константина Грчича, Джони Айва и других.
В течение 16 лет Дитер Рамс преподавал в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств и получил титул почётного преподавателя в Королевском колледже искусств Лондона. Был президентом Немецкого совета формообразования.
Сейчас Рамсу 86 лет, он по-прежнему придумывает новые решения. Когда Рамса спросили, чем бы он занялся, если бы снова стал молодым. Он ответил, что искал бы новые способы добычи альтернативной энергии. По его словам, ветряки приносят пользу, но очень портят вид.
он еще живой?
http://isdieterramsalive.com
Пиздец.
Комментарий удален модератором
Статья просто из 2000х
Согласен))
Комментарий удален модератором
Отличная статья, впервые за много недель реально заинтересовался содержанием
58 год калькулятор! У нас калькулятор был электромеханический за радость размером с печатную машинку вплоть до 90х!
Радио, а не калькулятор.
Не всё так печально, этот калькулятор в 1987 представили.
немного коряво перевели 10 основных принципов
намудрили с удобством использования, функциональностью и эргономикой
а так, норм
1. Good design is innovative
2. Good design makes a product useful
3. Good design is aesthetic
4. Good design makes a product understandable
5. Good design is unobtrusive
6. Good design is honest
7. Good design is long lasting
8. Good design is thorough down to the last detail
9. Good design is environmentally friendly
10. Good design is as little design as possible
"
В каком месте Дитером вдохновлялся Джобс? Есть ссылка на интервью где он это говорит? То, что Айв вдохновлялся Рамсом, это бесспорно, только Айва в статье вы упомянули один раз и одной строкой с другими дизайнерами.
https://www.cultofmac.com/188753/the-braun-products-that-inspired-apples-iconic-designs-gallery/ Вот тут есть ссылка на сравнение продуктов Braun времен Дитера и продуктов и приложений Apple
Я ведь тоже самое прикрепил к своему комментарию. Я просил ссылку на цитату Стива о его вдохновении Рамсом. Впрочем, подзаголовок вы поменяли, к нему у меня и были претензии. Статья неплохая, но «любовь» между Рамсом и Айвом вы зря упустили, ведь «на дизайнерские решения Рамса ориентировалась» не компания Apple, а именно Джонатан.
Спасибо за уточнение.
Судя по пост-джобсовскому дизайну иконок айфона, Джонни Айв вдохновлялся не Рамсом, а кокаином. В свое время весь интернет изошел на говно по поводу этих иконок - кислотных и асимметричных.
такая фраза автоматически вызывает комический эффект. ведь прикольно представлять, как Джонни в своей белой комнате в безумии упарывается веществами... но по факту Джонни Айв не дизайнил иконки. Он отвечает за промышленный дизайн.
За дизайн iOS 7 отвечал Айв
Такая хорошая статья. Интересно, как он, будучи штатным дизайнером в Braun, доказал, что именно его новый дизайн лучший? Это ж надо стольких людей убедить
"Мы знали, что большинство людей не читают руководств по эксплуатации"
Ага, ага, значит болт на руководство пользователя к чему-либо уже забивали и в те времена и не только в России!)) и небось заглядывали туда, когда что-то уже сломалось)))
Очень интересная статья, было бы здорово увидеть подобные о других ключевых фигурах в дизайне
Apple до Рамса далеко.
какая нах левитра у гамильтона, автор ты пьян?) во первых это не картина, а коллаж. во вторых она называется "Just what is it that makes today's homes so different, so appealing?" в третьих, где там влияние компании браун вообще? пылесос гувер констеллейшен, The tape recorder is a British-made Boosey & Hawkes "Reporter".
Работы Гамильтона во многих источниках называют картинами, хотя это коллажи. Вот ссылки на его работы с Braun https://www.tate.org.uk/art/artworks/hamilton-toaster-p04253 http://uk.phaidon.com/agenda/art/articles/2014/february/11/richard-hamiltons-love-of-braun/
но причем здесь этот конкретный, ставший классикой поп арта, коллаж гамильтона, который вы разместили в статье, и браун? это все равно как выложить уорхоловскую мерлин монро с подписью "суп кэмпбелл оказал влияние на творчество энди уорхола"
Спасибо, заменила работы
http://www.designcurial.com/news/richard-hamilton-and-design-4253773
Несомненно очень талантливый дизайнер.
P.s. В статье упоминается использование новшеств в технике, как нечто удивительное. Но это закономерный процесс. Использование транзисторов вместо ламп - естественный ход истории. Например, начало использования литиевых батарей вместо NiMH - не является чем-то из ряда вон выходящим.
Я, конечно, дико извиняюсь, но на 3-х картинках из 4ого пункта про Функциональность техника выглядит "просто ахуенно". Уже хочу себе такое, чтобы на полочках из 5ого пункта всё это стояло.
и все же подзаголовок "На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple" это слишком сильное утверждение. сколько я помню у айзексона, или как там его, из брендов, он часто ошивался у сони, а воспитанные японцы не знали что с ним делать. и miele было, в числе других кухонных брендов, отсюда матовые пластиковые задники у его настольных компов. а если все в кучу смешать, там много что вспомнится, в том числе и браун, который, по моему, и без стива джобса сам по себе хорош. https://www.businessinsider.com/here-are-some-big-gorgeous-photos-of-industrial-designs-steve-jobs-truly-loved-2011-11#for-years-one-of-jobss-only-pieces-of-home-decor-was-a-tiffany-lamp-12
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А можно поподробнее про американские консульства от немецких архитекторов в 1947 году.
не 1947, а 1953-1955, в Западной Германии
Точно. Или не заметил или статью обновили.
Спасибо!
Вам спасибо
Комментарий удален модератором
Самое время становиться топ дизайнером в мире ?
«ветряки полезны, но сильно портят вид». Мне нравится этот мужчина!
Прикол
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором