{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Типы заказчиков или, как понять, что от тебя хочет клиент и выстраивать с ним работу

Взаимодействие с заказчиком — одна их самых важных составляющих работы фрилансера. Есть заказчики, которые вносят миллионы правок. Есть те, которые контролируют каждый твой шаг. Есть люди, которые передают тебе задачу, скидывают деньги, а потом принимают ее без нареканий. Есть клиенты, которые любят вмешиваться в процесс работы и давать тебе свои «профессиональные» советы. И т.д. и т.п.

И это не значит, что какие-то клиенты плохие, а какие-то хорошие. В большинстве своем все заказчики — неплохие ребята)))

Просто нужно понимать, с кем ты имеешь дело, и изначально правильно выстраивать с человеком коммуникацию (не зря говорят, что фрилансер должен быть хорошим психологом).

В курсе по фрилансу от Школы Тильды, я встретила интересную классификацию заказчиков. Она не раз она помогала мне выстроить правильный диалог и комфортное сотрудничество с человеком, и в результате все оставались довольны.

По этой классификации есть 4 основных типа заказчиков: «Спихиватели», «Требователи», «Незнайки» и «Искатели».

Расскажу о каждом типе в контексте работы веб-дизайнера.

Спихиватели

К данной категории заказчиков относятся секретари, маркетологи, менеджеры. Им поставили задачу, а они ищут исполнителя (кому ее спихнуть).

Как правило, эти ребята ничего не шарят в дизайне, им поручили сделать работу, а они перепоручают ее исполнителю и готовы полностью довериться.

При работе с такими заказчиками важно знать следующее:

— они хотят передать задачу и забыть про вас, поэтому нужно их успокоить;

— им нужно пообещать, что все будет гуд, вы играете в одной команде;

— нужно показать их значимость, чтобы не давали правок, сказать «я все сделаю, а ты покажешь своему боссу, и он скажет, что ты умничка», убедить, что все почести лягут на его плечи ;

— следует подружиться с такими заказчиками.

Требователи

Обычно требователи — это владельцы небольшого бизнеса. Возможно, изначально делали сайты сами, потом им стало не хватать экспертности, и они обратились к специалисту.

Но они относительно в теме работы: смотрят видосы и почитывают статьи. Поэтому они думают, что могут контролировать дизайнера и давать ему советы. Часто считают, что купили дизайнера, и что кроме их проекта нет никаких других.

При работе с такими заказчиками важно знать следующее:

— такие клиенты системны, ставят четкие задачи, платят вовремя, поэтому их нельзя подводить по срокам;

— нужно описывать каждое действие, которое делает исполнитель, чтобы отношения были прозрачными, показывать этапы работ;

— они будут в восторге, если делать мини-отчеты через определенные промежутки времени (что было сделано, какие планы, что нужно от клиента).

Незнайки

К данному типу относятся клиенты, которые ничего не шарят в дизайне и в современных технологиях в целом. Типичные примеры незнаек — сотрудники организаций, до сих пор работающих по постулатам советской системы, люди 50+.

При работе с такими заказчиками важно знать следующее:

— они часто заигрываются, требуют внесения странных правок и предлагают странные решения;

— нужно быть готовым, что они будут отвлекаться и торговаться;

— таким клиентам важно помогать, рассказывать, объяснять, что и зачем нужно, как все работает;

— важно фиксировать все договоренности письменно, например, вести переписку, чтобы потом на нее можно было сослаться;

— важно задавать им открытые и закрытые вопросы, резюмировать договоренности (правильно ли я понял что?);

— нужно предлагать им разные варианты и решения.

Искатели

К искателям относятся стартаперы, люди, которые «замутили» проект для дополнительного заработка. У них есть стабильная работа, нет острой необходимости в деньгах. Они просто решили попробовать какую-то нишу, и даже могут не до конца понимать, чего они хотят.

При работе с такими заказчиками важно знать следующее:

— у них нет острой надобности в чем-либо, они никуда не спешат;

— хотят идеальный результат, которого может не существовать, потому нужно быть готовым, что в финале работы они скажут: «круто, но что-то не то»;

— на искателей нельзя давить, нужно быть терпеливым;

— они хотят, чтобы вы были членом их команды, и могут разозлиться или обидеться, если поймут, что в проекте у вас чисто коммерческий интерес;

— нужно показывать важность их проекта для вас;

— искатели не боятся увеличить бюджет проекта.

***

Мы рассмотрели 4 основных типа, но это не значит, что нет других. Так же, как и не значит, что один клиент не может совмещать в себе признаки нескольких типов.

Однако в любом случае, думаю, представленная классификация полезна. Она поможет наладить и поддерживать комфортные отношения с каждым заказчиком и определить для себя, с каким типом клиентов вам не хочется сотрудничать в принципе.

0
1 комментарий
Валентин Колосов

фрилансеры в марте - ээээ, ты, чмо ватное, пнх, мы свалили, если хошь с нами работать - давай ценник икс два, видел вон какой курс?

фрилансеры в июне - *подползая на коленях* Вольдемар Кириллыч, доброго дня. Можно вас на пару миллисекунд буквально?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда