Какой ты босс. Как найти правильную стратегию общения с подчинёнными

Быть боссом нелегко. И я сейчас не про ответственность за принятие важных решений. И даже не про бесконечную головную боль или бессонные ночи. Я про людей. Точнее про коммуникацию. Быть боссом - это умение всегда наладить диалог с самыми разными людьми. Клиенты, подрядчики, партнёры - не важно. Адекватный диалог необходим со всеми, кто важен для бизнеса. Но есть определённая категория людей, наладить контакт с которой жизненно необходимо - твои подчинённые.

Я в собственном бизнесе с 2011 года, и надо сказать, до сих пор у меня так и не сложилось однозначного мнения на этот счёт. Я не знаю, как правильно, а как не правильно, но именно я задаю правила игры, которым следует моя команда, и от них зависит эффективность нашей совместной работы.

В зависимости от сферы бизнеса подход может быть разный. Студия дизайна может позволить себе куда больше свободы, чем юридическая компания или бухгалтерская организация. Мы мыслим иначе, для нас человек и комфортное пространство вокруг него важнее строгих правил. Мы приветствуем всё, что способствует творческому процессу и генерации крутых идей. Да я и сам по себе достаточно неформальный человек. Сложным маркетинговым терминам я предпочитаю простые и понятые слова. Такое понятие как строгая корпоративная этика вызывает у меня лёгкое несварение. Я крашу волосы в яркие цвета, для меня нет более удобной одежды, чем футболка и шорты. Прошлым летом как раз по этой причине нашу команду покинула одна из дизайнеров, которую настолько коробило свободолюбие и полное отсутствие корпоративной этики, что расстались без поцелуев.

Бизнес с человеческим лицом - именно так я охарактеризовал бы поведенческую модель нашей студии. Мы исходим из того, что все мы живые люди, находящиеся в окружении таких же живых людей. В основе нашей коммуникации дружелюбие, уважение и профессионализм. Этот посыл мы транслируем как от себя, так и внутрь. Одни разделяют эти взгляды, другие нет. Система "свой-чужой" в действии.

Мои отношения с командой - дружеские и неформальные. Конечно, главный здесь я, но общаюсь со своими ребятами всегда на равных. Мне не стыдно рассказывать им то, что боссы с подчинёнными обычно не обсуждают. Я уважаю их таланты, их мнение, с которым всегда советуюсь. Тут очень важно удерживать равновесие между рабочим и личным, ведь любое отклонение в ту или иную сторону приведёт к краху всей системы. Для этого придётся следовать определённым правилам. Прежде всего, никогда не нужно забывать, кто ты. Ты - руководитель. У тебя есть ряд чётких обязательств перед сотрудниками, которые ты должен выполнять, ни в коем случае не списывая их на дружбу. Манипулировать личным для достижения целей - худшее, что можно сделать. С другой стороны, и каждый твой подчинённый должен помнить, кто он, и какие обязательства у него перед компанией. Пренебрежение любой из сторон своими обязанностями повлечёт за собой моментальную потерю доверия и уважения. Нужно следить за тем, чтобы никто не переходил границу дозволенного, иначе быть беде. При этом сохранять максимальную объективность, даже если она идёт в разрез в твоими персональными интересами.

Отличным примером станет ситуация, сложившаяся много лет назад в рекламном агентстве, где я работал. Это была молодая и дружная команда, любившая пошуметь и гульнуть на корпоративных вечеринках прямо в офисе. Сегодня, с высоты своего опыта, я отлично понимаю, в чём была ошибка нашего руководителя, поощрявшего бесконтрольный разгул веселья, которое однажды перелилось в пылкие танцы на столах и стряхивание сигаретного пепла на его стол. Скандал был мощный, влетело всем. Но вина-то целиком на нём, который сперва позволил такой ситуации произойти, а потом отругал за неё всех, кроме себя. Двойные стандарты недопустимы.

Необходимо также сделать чёткое разделение зон ответственности и соблюдение субординации в коллективе. Нужно грамотно и чётко сформулировать механизм взаимодействия между тобой, твоими подчинёнными и подчинёнными твоих подчинённых. Это позволит не смешивать рабочие взаимоотношения с личными.

Помимо собственного бизнеса мне посчастливилось поработать в очень разных компаниях, каждая со своей спецификой и подходом. Этот опыт позволяет учитывать их плюсы и минусы, смотреть на бизнес-процессы с разных сторон. К примеру, в одном крупном pr-агентстве атмосфера дружбы и всеобщей любви всячески акцентируется. Это декларируют внутри компании, это транслируют через её социальные сети. По факту - всё совершенно иначе. Рабочий процесс построен таким образом, что любой отдел жёстко конкурирует с остальными. Это привело к тому, что каждый стол является маленьким государством, которое люто ненавидит соседей и преследует исключительно свои интересы. Руководство намеренно сталкивает людей лбами друг с другом, чтобы выжать из них максимально эффективные результаты. Текучка большая, но они могут себе это позволить. Другой пример, московское государственное учреждение, где взаимоотношения между коллегами излишне бюрократизированы и формальны. У них выстроена жесткая иерархия управления, приветствуется обращение на "вы" и по имени-отчеству. Такая система рабочих взаимоотношений имеет право на жизнь, но один из главных её недостатков - очень медленная скорость принятия каких-либо решений.

У нас в студии Алалай два руководителя, два самых главных человека. Мальчик и девочка. Инь и ян, если хотите, которые гармонично дополняют друг друга во всех деловых вопросах. Но и мы не застрахованы от ошибки. Работая с людьми, порой очень трудно на 100% предугадать, каким будет результат твоих решений. Потому зачастую мы придерживаемся принципа - ввяжемся, а там видно будет. Верно и другое - не попробуешь, не узнаешь. Никто не даст вам точного совета, никто не решит за вас, как лучше поступить. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Zmitr0k

И не танцуйте с сигаретами, понятно?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Курить вообще вредно

Ответить
Развернуть ветку
vysota.digital

Во многом согласен, хороший инсайд для руководителей творческих сфер ;)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Спасиб 😏🤘

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Шта? ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Ну если липкие, то тогда ладно ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда