(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Накопить на собственную пещеру: как мы создавали инвестиционную игру с динозавром в главной роли

Проект «Атвинты» помогает подтянуть финансовую грамотность и разобраться с инвестициями. Команда рассказывает, как разработать такую игру за 9 шагов.

История появления игры

Регионы запускают проекты по повышению финансовой грамотности населения. Их задача — научить граждан распоряжаться деньгами, приумножать капитал и распознавать мошенников.

В разработке одного из таких проектов участвовала наша команда. Совместно с Региональным центром финансовой грамотности Кузбасса мы создали цифровую платформу для жителей Кемеровской области.

Главная страница рцфгк42.рф 

В рамках платформы мы разработали игру «Я — начинающий инвестор», где можно потренироваться в инвестировании. Цель — помочь динозавру Финграмчику накопить на собственное жилье. Чтобы победить, нужно покупать акции, облигации, металлы, открывать вклады и использовать другие инструменты финансового рынка.

Вместе с героем игроки разбираются с механизмом основных финансовых инструментов. Игра приближена к реальности и учитывают фактор риска и неопределенности. Рынок здесь динамичен, а в жизни Финграмчика случаются события, которые влияют на его кошелек. Например, он может выиграть лотерею или сломать лапу и потратиться на лечение.

Мы учли много нюансов, чтобы сделать игру реалистичной, корректной и интересной для широкой аудитории. Здесь мы поделимся нашим опытом и расскажем, как создать интересную инвестиционную игру для взрослых и детей.

Round 1: постановка задачи

Нам предстояло упаковать сложную тему в легкий игровой формат так, чтобы игрок мог попрактиковаться и заполнить пробелы в знаниях об инвестировании.

Проблематика

Начинающему инвестору сложно перейти от теории к действиям — ему страшно принять неправильное решение и потерять деньги на бирже.

Игры помогают адаптироваться к настоящим кейсам и для начала «просто попробовать». Мы можем смоделировать ситуацию и получить опыт, приближенный к реальности. При этом человек не рискует деньгами.

Основная цель игры — стереть барьер между начинающим инвестором и рынком.

Чтобы пользователи платформы могли перейти к реальному инвестированию, им нужно потренироваться с основными финансовыми инструментами.

От нас требовалось:

  • предоставить механизм для покупки и продажи инструментов
  • отразить в сценарии реалистичное поведение финансовых инструментов
  • передать фактор риска и неопределенности
  • проверить уровень финансовой грамотности через прохождение геймплея
  • указать на пробелы в знаниях, дать рекомендации и материалы для изучения

Игра должна была стать не просто тренажером, а инструментом для повышения уровня финансовой грамотности. В ней игрок и практикуется, и получает информацию, которая делает его более подкованным в инвестициях и личных финансах.

Round 2: погружение

Инвестиции — сложная тема, о которой нельзя рассказать без специальных знаний. Мы поняли — чтобы сделать хорошую игру, команда должна разбираться в этом не хуже опытных инвесторов.

Команда тестирует игры

Вся команда от дизайнеров до аналитиков читала статьи, проходила тесты и впитывала как можно больше информации. На этапе погружения в трекере задач были таски в стиле «Пройти тест», «Прочитать про ИИС». А на встречах мы играли, чтобы взять на заметку приемы, которые могут зацепить игроков в нашем проекте.

Главный критерий для геймплея — реалистичность.

Мы по косточкам разобрали принципы работы финансовых инструментов, чтобы заложить их в код и процесс игры.

Например, в одном из сценариев у банка отзывают лицензию. В России вклады страхуются только на определенную сумму, а значит, если вкладчик держал на вкладе больше — ему вернется только часть денег. Об этом мы сообщаем игроку и возвращаем сумму, которая была проверена этим условием в коде.

О кураторах проекта

Обучающая игра должна быть корректной, а в нашем случае ответственность особенно высока, ведь после игры люди будут рисковать не динокоинами, а настоящими деньгами.

Чтобы сделать игру правильной с точки зрения законов рынка, мы работали совместно экспертами.

На протяжении всего проекта команду консультировал биржевой аналитик Сбера и налоговые органы Кемеровской области. Эксперты проверяли сценарии и подсказывали нам, как правильно реализовать игровой процесс и чем его можно дополнить.

Благодаря сотрудничеству с одним из экспертов, в игре появились кредитные потребительские кооперативы — инструмент для вложений, похожий на классические вклады, но связанный с более высоким риском и доходностью.

По рекомендации экспертов некоторые процессы были упрощены. Так, мы не стали в точности воспроизводить все тонкости налогообложения.

Round 3: разработка геймплея

На старте у нас был лишь блок инструментов, которые заказчик хотел видеть в игре:

  • инвестиционное и накопительное страхование жизни
  • вклады
  • акции
  • облигации
  • ПИФы
  • обезличенный металлический счет

Суть игры — познакомиться с этими инструментами, а значит, у игрока должна быть возможность:

  • покупать, продавать, вкладываться и снимать деньги
  • видеть результат вложений, чтобы понять логику работы инструментов и оценить эффективность своей стратегии

В жизни результат операций инвестор видит спустя время, поэтому мы решили, что игре нужны раунды. За один раунд в игре проходит год, так как большинство инструментов проще отслеживать в разрезе этого периода.

Отсчет времени и раундов в интерфейсе

Схема геймплея следующая:

  • Во время раунда пользователь совершает операции
  • Раунд заканчивается по времени или по клику игрока
  • Наступает следующий раунд, и игрок видит, как изменился его портфель благодаря предыдущим вложениям
  • В новом раунде игрок продолжает покупать и продавать инструменты

В этой логике закрываются основные задачи игры:

  • тест-драйв основных финансовых инструментов
  • объяснение логики работы рынка — так как у игры есть динамика, игрок видит результат своих действий: рост или снижение акций, выплата процента по вкладу, общий прирост портфеля

Условия победы

Не хватало еще одного обязательного игрового атрибута — цели. Победа достигается при определенных условиях — это влияет на действия геймера и мотивирует пройти игру до конца.

Постановка финансовой цели — это первый шаг из любого пособия для начинающих инвесторов. Люди копят и инвестируют, чтобы купить квартиру, поехать в путешествие или отправить ребенка в вуз. Исходя из цели выстраивается горизонт инвестирования и стратегия.

Плашка прогресса

Для победы в нашей игре нужно закрыть финансовые цели. Получил нужную сумму — победил. Мы выбрали бытовые и понятные каждому задачи: покупка ноутбука, машины и недвижимости. Чтобы выиграть, необходимо приобрести все позиции.

Round 4: визуализация

Чтобы презентовать геймплей заказчику, мы начали разрабатывать черновик визуализации. В одном из вариантов на игровом поле располагались банк, брокер, магазин и другие организации. Мы представляли, что герой будет заходить в них, чтобы сделать покупки и провести операции.

Первые наброски интерфейса

В итоговом варианте в основу структуры игрового поля решили добавить плашки с финансовыми инструментами. Так пользователь на первом шаге видит все возможные действия и сразу приступает к покупке инструментов.

С этого черновика началась работа над проектом:

А так выглядит финальный вариант игры, в которую уже играют пользователи платформы:

Round 5: выбор главного героя

Игра привязана к порталу, для которого мы разработали маскота — бумажного оригами-динозавра. Заказчик назвал его Финграмчик, сложив первые части слов «финансовая грамотность».

Финграмчик является символом богатства и благополучия, а тема оригами сопровождает пользователя во всех разделах сайта. Подробнее о разработке маскота и анимации бумажных фигурок мы рассказывали в статье: «От Растишки к оригами-дракону: как трансформировать идею заказчика в креативную концепцию».

Маскот цифровой платформы Финграмчик

У нас был готовый персонаж, и мы могли сделать главным героем самого игрока или предложить играть за Финграмчика. В первом случае геймер примеряет сценарий себя, а во втором — помогает инвестировать динозавру.

Выдуманный персонаж перемещает игрока в несуществующий и более упрощенный мир.

Это дает несколько преимуществ:

  • можно приводить простые примеры и ситуации, что облегчит процесс обучения и практики
  • фантазийная реальность развлекает больше, чем повседневность, это способствует вовлечению в игровой процесс
  • в игре возможны провальные сценарии и негативные кейсы, которые по геймплею будут происходить не с игроком, а с персонажем

Так как игра ориентирована на начинающих инвесторов, мы решили сделать героем Финграмчика. Сказочный мир динозавра помогает на простых примерах разобраться со сложными терминами и логикой финансовых инструментов.

Всплывающие подсказки от Финграмчика

Еще один плюс — адаптация реальных ситуаций и забавные аналогии развлекают игрока. Например, вместо квартиры Финграмчик копит на пещеру. А еще он водит автомобиль, боится просрочить сдачу отчета на работе и дружит со стегозавром. Антропоморфизм — популярный прием в гейм-индустрии.

Игра создавалась для взрослых и школьников. Подростков легче привлечь к обучению через красочных персонажей, но при этом игра не примитивна и привлекает в том числе людей более старшего возраста. Мы нашли баланс между упрощением и реальностью, чтобы адаптировать геймплей к разным аудиториям.

Юлия Лысова, Project manager digital-агентства «Атвинта»

Round 6: разработка сценариев

Так как игра обучающая, мы сделали ее максимально приближенной к реальности во всем, что касается инвестирования. Для этого мы выделили факторы, которые важно знать новичку:

  • инвестиции связаны с риском
  • фондовый рынок динамичен
  • финансовые организации не всегда надежны
  • новости экономики и компаний могут влиять на портфель инвестора
  • банки тоже банкротятся
  • из-за непредвиденных событий можно как обогатиться, так и потерять деньги

Чтобы игрок усвоил эти правила, мы разработали динамичные сценарии, которые учитывают реальное поведение финансовых инструментов и ситуации на рынке.

На старте мы зафиксировали сценарий поведения инструментов в таблице, где расписали вводные условия и изменения по раундам.

Часть сценария работы инструментов

Сценарии основаны на реальных законах финансового рынка — команда проводила ресерч и согласовывала их с экспертами.

В игре есть защитные и агрессивные акции. В зависимости от секторов экономики компаний, они по-разному реагируют на экономический цикл. Также в поведение акций мы добавили реакции на происходящее в игровой реальности, чтобы показать динамичность мира, в котором живет Финграмчик.

Максим Рыльцев, UX-аналитик digital-агентства «Атвинта»

Финансовые инструменты в игре

Мы учли все важные нюансы и детали. Например, для инвестирования можно выбрать ИИС или счет у брокера. Инструменты работают, как в жизни — из КПК можно не успеть забрать деньги, доходность акций меняется, а ПИФы с высокой доходностью связаны с экстремальным риском.

Акции, которые может купить игрок

Всего в игре шесть видов инструментов, и в каждом игрок выбирает среди разных предложений. Например, в разделе акций есть варианты с разным уровнем доходности, отраслью и поведением в сценарии. Одни принесут в долгосрочной перспективе доход, другие будут падать.

Также доступны: инвестиционное и накопительное страхование жизни, облигации, ПИФы, металлические счета.

Ассортимент вкладов 

Разнообразие инструментов заставляет игрока погрузиться и вдумчиво выбрать наиболее выгодные из них. Грамотная стратегия принесет победу, а игрок, вложивший все деньги в ненадежные организации, скорее всего, обанкротится.

Round 7: создание кейсов

Динамики игре добавляют кейсы — это события, которые влияют на ход игры и кошелек Финграмчика. Мы создали их, чтобы обратить внимание на то, как подвижность рынка и случайные события отражаются на инвестиционном портфеле и доходе.

Всего три вида кейсов.

Обязательные

Выпадают по сценарию всегда. Например, новости экономики, реклама, случайная удача или невезение.

Пример обязательного кейса

Положительные новости в отрасли могут подтолкнуть игрока купить акции определенной компании, а реклама — обратить внимание на предложение по страхованию или поучаствовать в лотерее.

Пример обязательного кейса

С условием

Происходят при запуске цепочки событий. Например, если Финграмчик дал в долг, то через пару раундов друг вернет ему эту сумму с процентом.

После покупки автомобиля динозавр за ненадобностью продает старый велосипед и зарабатывает 13000 динобаллов. В другом кейсе, если Финграмчик не проверит барахлящий автомобиль, то через пару раундов придется заплатить за сложный ремонт.

Случайные

Жизненные ситуации, которые выпадают в сценарии рандомно. Финграмчика могут затопить соседи, и тогда ему придется оплатить ремонт. А если повезет, то он получит наследство от дяди.

Пример случайного кейса

Round 8: внедрение обучающих элементов

Проект подразумевает не только практику, но и теорию. Для этого мы добавили ряд обучающих элементов.

На карточках инструментов находятся подсказки, которые помогают выбрать наиболее удачное решение для своего портфеля. Также в процессе игрок встречает ссылки на источники с полезными статьями и видео.

На обороте карточек находится информация об инструменте

Мы сделали викторину, в которой нужно ответить на вопросы по финансовой грамотности и дополнительно проверить свои знания. Прохождение необязательно, но чтобы мотивировать игрока, мы даем дополнительные динобаллы за правильные ответы.

Викторина

Чтобы помочь игроку построить грамотную стратегию, на старте мы предлагаем пройти тест на риск-профиль. После него игра рекомендует структуру вложений, которая подходит склонностям инвестора. Структура всегда находится под рукой на игровой панели.

Результаты тестирования 

В финале игрок получает рекомендации по темам, которые стоит изучить. Они формируются на основе поведения и «ошибок» во время игры.

Round 9: играем!

Игра получилась интересной как для начинающих, так и для опытных инвесторов. Игровой формат идеально подходит для тренировки знаний и заполнения пробелов в теме финансовой грамотности.

Благодаря проработанным инструментам игра действительно помогает подготовиться к реалиям фондового рынка. Кейсы и новости делают геймплей живым и динамичным, добавляя игроку больше интересных вызовов. Финграмчик и ситуации, в которые он попадает, вызывают сопереживание и желание достичь всех финансовых целей персонажа.

Юлия Лысова, Project manager digital-агентства «Атвинта»

Первые игроки уже оценили нашу разработку — инвестиционные приключения Финграмчика получают в отзывах только максимальные 5 баллов, а пользователи платформы называют игру «интересной и познавательной».

Социально значимые проекты особенно ценны для «Атвинты». Нам важно улучшать жизнь людей и разрабатывать лучшие инструменты для личного развития.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
24 комментария
Написать комментарий...
Глеб Козлов

Молодцы 👍

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Стараемся !)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Довольный

Все круто кроме домена рцфгк42.рф

Ответить
Развернуть ветку
Try Fly

Домен кринжовый согласен, а сама игра выглядит интересно, я бы даже попробовал

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

В начале статьи есть ссылка на игру.

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Если в игре нет «Чёрного лебедя» из Нассима или «Недели чумы» из HOMM 3, то игра не учитывает самые важные сценарии поведения инвестора😆

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

Так есть же )))

Ответить
Развернуть ветку
Автостопом по Земному шарику

Очень актуальная игра во времена, когда термины "финансы" и "пиздец" стали синонимами, а термин "инвестиции" остался в прошлой экономической реальности. В остальном прикольно, чо.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Классная идея и хорошая реализация. Странно что тут так мало людей проявили интерес.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Спасибо за отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Weber

Еще более странным Вам могло бы показаться то, кого, к сожалению, принуждают «играть» в эти игры. Сама идея хороша, безусловно. И сделано с душой.
Однако, сужу по аналогу (другого региона), спускают план в образовательные организации: должны зарегаться столько-то детей, поиграть столько-то , пришлите скрины.
И баста. Больше никого ничто не интересует, ибо все, что нужно, освоено.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

Помню, в школе тоже пару раз давали обучающие игры по естественным наукам ) Ни о каком продуманном интерфейсе или маскоте речи не шло. Куча багов, тормозит, кнопку нажимаешь — она не работает, и все в таком духе ) В итоге ждёшь интересный урок, а по факту боль.

Тут игра действительно продуманная, на таком учиться было бы вполне приятно )

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ну не знаю кого и где заставляют в это играть из под палки, но в целом считаю, что финансовую грамотность давать детям полезно. Если это где-то делается на от**ись, то это конечно плохо. И не понимаю зачем в каждом регионе делать свою игру, что одной на всю страну не достаточно?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan the Not So Terrible

Давай научимся инвестировать, юный кузбассец!

1. Берёшь рубли.
2. Покупаешь доллары.
3. Складываешь под матрас.

Поздравляю! Ты научился инвестировать!

Бдительно охраняй кладку от старого жадного тиранозавра.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

Да ладно, может поэтому шас те, кто по 85 купил думаю, а что же с ними делать )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Sergeychik

Скучно без цифр:
Написали бы сколько человеко-часов потратили - манагер, дизайнер, кодеры.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

А кто заказчик?)

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Козлов

Сайт упал?)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Нет, работает, ссылка на платформу в начале статьи.

Ответить
Развернуть ветку
i Konoyaro

Выглядит интересно, но очень похоже на какой-то СКАМ.
Серьезный подход к проекту, но кривой домент который даже не открывается? Выйти на проект мне так и не удалось, ощущение будто проект принудительно закрыли...

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Проверили, все работает. Проект живет и развивается, никто его не закрывал и не планирует. У вас есть VPN? Из-за него могут не открываться ссылки.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Козлов

у меня тоже не открывется...

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

у вас ВПН не включен? все работает )

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Козлов

нет не включен, я на Бали сейчас, может из-за этого...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда